Способы цитирования
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Способы цитирования1.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цитата – дословная выдержка из какого-либо сочинения, которую автор другого сочинения приводит для подтверждения или пояснения своей мысли Способы цитирования Составитель Препута Е.П. учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 » пгт Уренгой

Слайд 2

Структура цитаты может представлять собой Отдельные слова Словосочетания Часть предложения Одно предложение Сочетание предложений

Слайд 3

Цитаты заключаются в КАВЫЧКИ и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь. ● Почаще вспоминайте слова Л. Н. Толстого: «У человека есть только обязанности!» ● «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее будет стрелять из пушки » , - писал Р. Гамзатов. ● «Чтобы что-нибудь создать , - писал Гёте, - надо чем-то быть» . Способы включения цитаты в авторское высказывание

Слайд 4

2. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается МНОГОТОЧИЕМ (в начале цитаты, в середине или в конце). ● «Биография героини… записана в одной из моих записных книжек» , - замечает А. Ахматова. 3. Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия слово пишется с ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. ● «… Книги Олеши полностью выражают его существо» , - писал В. Лидин. 4 . Если цитата после слов автора, то после многоточия употребляется СТРОЧНАЯ БУКВА. ● В. Лидин писал: «… книги Олеши полностью выражают его существо» .

Слайд 5

5. Цитата, включённая в авторское предложение на правах его члена, выделяется КАВЫЧКАМИ (но начинается со строчной буквы). ● Мысль Л. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ» , высказанная в его дневниках, имеет философское содержание. 6. БЕЗ КАВЫЧЕК оформляются стихотворные цитаты, если они приводятся с сохранением авторской строфы. ● Есть такие строчки в стихотворении В. Верстакова: Как я хотел, чтоб Родина вздохнула, Когда на снег упал в атаке я…

Слайд 6

7. Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки; точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки. ● «Мыслить педагогически широко – это значит уметь видеть воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. №4. С.242). ● «Как ты таинственна, гроза!» (И. Бунин. Полями пахнет…). ● «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет…» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С.5).

Слайд 7

7. Если указание на автора или цитируемый источник помещается ниже цитаты, то скобки и кавычки не ставятся. ● Живопись учит смотреть и видеть… А. Блок

Слайд 8

1. Если цитата не является самостоятельным предложением и заканчивается многоточием, то после закрывающих кавычек ставится точка, относящаяся ко всему предложению в целом. Искандер заметил, что «мудрость – это ум, настоянный на совести …». СР: Академик И. Павлов писал: «Идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли – гибель …» За строкой учебника За строкой учебника

Слайд 9

2. При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, заключается В УГЛОВЫЕ СКОБКИ. В дневнике Л. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства < … > . У неё, как у всех женщин, первенствует чувство… Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдёт < … > ».

Слайд 10

3. Если в цитируемом тексте уже есть цитата, то пользуются кавычками разной формы – «лапочками» ( „” – внутренний знак) и «ёлочками» («» - внешний знак). « „Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”, - сказал когда-то Пушкин. Подле этой черты мы, похоже, теперь и остановились» (Расп.).

Слайд 11

4. При необходимости выделения цитирующим отдельных слов цитаты, в скобках оговаривается данное выделение: (подчёркнуто нами – И. А.); (курсив наш – И. А.); (разрядка наша – Ред.). «Тот, кто хочет изучать человека в истории, должен уметь анализировать исторические (выделено нами – И. А.)» (Ю. Лотман).

Слайд 12

5. Если цитирующий вставляет в цитату свой поясняющий текст или раскрывает сокращённое слово, то это пояснение заключается в квадратные или угловые скобки. «Спасибо за любование Муром [ сыном М. Цветаевой ] …» - пишет М. Цветаева Б. Пастернаку.

Слайд 13

6. КАВЫЧКАМИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ чужие слова, включённые в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу. Это произошло весной 1901 года, который Блок назвал «исключительно важными» (Орл.).

Слайд 14

Н. Гоголь признавался я до сих пор, как ни бьюсь, не могу отработать слог и язык свой… Н. Гоголь признавался : «Я до сих пор, как ни бьюсь, не могу отработать слог и язык свой…» (Цитата оформлена в виде прямой речи по схеме: А: «П…».) Борьба за чистоту за смысловую точность за остроту языка утверждал М. Горький есть борьба за орудие культуры «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, - утверждал М. Горький , - есть борьба за орудие культуры». (Цитата оформлена в виде прямой речи по схеме: «П, - а, - п».) Расставьте знаки препинания

Слайд 15

У Гёте где-то сказано что на чужом языке нельзя создать ничего значительного, - я же всегда считала что это неверно… писала М. Цветаева в 1926 г. «У Гёте где-то сказано, что на чужом языке нельзя создать ничего значительного, - я же всегда считала, что это неверно…» - писала М. Цветаева в 1926 г. (Цитат оформлена в виде прямой речи по схеме: «П…» - а.) Добролюбов утверждает …над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина… Добролюбов утверждает : «…над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина…» (После многоточия цитата, стоящая после авторских слов, пишется со строчной буквы.)

Слайд 16

М. Ломоносов был уверен что русский язык ни единому европейскому языку не уступает . М. Ломоносов был уверен, что русский язык «ни единому европейскому языку не уступает». (Цитата включена в авторское предложение на правах его компонента.) Пушкин утверждает На всех стихиях человек – Тиран предатель или узник. Пушкин утверждает: На всех стихиях человек – Тиран, предатель или узник. (Оформление стихотворной цитаты.)

Слайд 17

Всё течёт Гераклит «Всё течёт» (Гераклит). (Ссылка на автора на одной строке с цитатой.) Вот как например выглядит эпиграф к повести А. Пушкина «Арап Петра Великого» Железной волею Петра Преображённая Россия. Н. Языков Вот как например выглядит эпиграф к повести А. Пушкина «Арап Петра Великого» : Железной волею Петра Преображённая Россия. Н. Языков (Указание автора, расположенное на другой строке)

Слайд 18

В своих воспоминаниях он (Греч) говорил о Кюхельбекере что приятелем его был Грибоедов встретивший его у меня и с первого взгляда принявший за сумасшедшего. Но если родина такова, как сказал о ней Лермонтов в стихотворении «Прощай немытая Россия…», то откуда же возникает наперекор сознанию, рассудку вопреки, странная любовь ? Короленко И. У Л. Толстого есть интересное сравнение (К, к)ак у глаза есть веко так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба, чем более берегут себя, тем менее видят – зажмуриваются. Расставьте знаки препинания

Слайд 19

Горек чужой хлеб говорит Данте и тяжелы ступени чужого крыльца Пушкин. И.Тургенев завещал нам (Б, б)ерегите наш язык наш прекрасный русский язык этот клад это достояние переданное нам нашими предшественниками… … (Н, н)ад всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина… выносит приговор лишним людям Добролюбов. Гончаров пишет что Чацкие живут и не переводятся в обществе . Да здравствует солнце да скроется тьма! А. Пушкин Слова Пушкина Москва! Как много в этом звуке… близки сердцу русского человека.

Слайд 20

В своих воспоминаниях он (Греч) говорил о Кюхельбекере , что « приятелем его был Грибоедов, встретивший его у меня и с первого взгляда принявший за сумасшедшего» . Но если родина такова, как сказал о ней Лермонтов в стихотворении «Прощай , немытая Россия…», то откуда же возникает наперекор сознанию, « рассудку вопреки» , «странная любовь» ? ( Короленко В. ). У Л. Толстого есть интересное сравнение : « Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба, чем более берегут себя, тем менее видят – зажмуриваются». Ключ

Слайд 21

«Горек чужой хлеб, - говорит Данте , - и тяжелы ступени чужого крыльца» ( Пушкин. ). И.Тургенев завещал нам : « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…» «…Над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина…» - выносит приговор « лишним людям» Добролюбов. Гончаров пишет , что « Чацкие живут и не переводятся в обществе» . «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» ( А. Пушкин ). Слова Пушкина « Москва! Как много в этом звуке…» близки сердцу русского человека.

Слайд 22

Мудрость есть дочь опыта любил говорить великий итальянский художник учёный инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Н. Добролюбов писал что народная мудрость высказывается обыкновенно афористически . Украинский поэт Т. Шевченко советовал (Н, н)е чурайтесь своего но и чужому учитесь если оно того заслуживает . Труд будит в человеке творческие силы А. Н. Толстой Эпоха в которую суждено было страдать народу описана достаточно образно зримо … безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами чёрных марусь . Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому писал В. Сухомлинский что горе других стало его личным горем. Д/З: Расставьте знаки препинания

Слайд 23

«Мудрость есть дочь опыта», - любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Н. Добролюбов писал , что « народная мудрость высказывается обыкновенно афористически» . Украинский поэт Т. Шевченко советовал : «Н е чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает» . «Труд будит в человеке творческие силы» ( А. Н. Толстой ). Эпоха , в которую суждено было страдать народу , описана достаточно образно , зримо : … безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами чёрных марусь . « Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, - писал В. Сухомлинский , - что горе других стало его личным горем». Ключ

Слайд 24

Правила русского орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007. Розенталь Д. Э. Справочник по праволписанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2012. Использованная литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании"

Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям,...

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека...

Цитаты и способы цитирования.

Конспект урока на тему: "Цитаты и способы цитирования"....

Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи...

Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)

Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о...

Способы цитирования

Конспект урока по русскому языку: "Способы цитирования"...

Урок на тему: "Способы цитирования" для 5-го класса

Урок на тему: "Способы цитирования" для 5-го класса. Методическая разработка...