Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" Тема "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных" 6 класс
план-конспект урока (6 класс)

Эпова Альфия Габдрауфовна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных»

Цель: Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных и научить отличать имена собственные от нарицательных существительных.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать знания, умения и навыки правильного письма имен собственных: имен, отчеств, фамилий людей, кличек животных.

- применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.

Коррекционно-развивающие:

- развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся.

- развитие грамотного письма, орфографической зоркости.

- развитие каллиграфического навыка грамотного письма.

- развитие внимания, логического мышления.

- развитие речи учащихся, интереса к родному языку.

Воспитательные:

- воспитание культуры поведения на уроке.

- воспитание умения работать коллективно, самостоятельно.

- создание благоприятного психологического климата на уроке.


Оборудование

- учебники, тетради, карточки с заданиями.

1.Организационный момент.

- Начинаем урок русского языка. Ребята , посмотрите на доску и подумайте какая сегодня тема урока? ( на доске картинки учащихся , которые держат в руках имена, отчества и фамилии)

Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Дети высказывают свои мнения и делаем вывод – Тема сегодняшнего урока - какие слова всегда пишутся с заглавной  буквы.

 А где мы еще писали заглавные буквы? (в начале предложения)

Какую цель поставим перед собой?( Научиться писать большую букву)

Правильно, молодцы.

Сегодня мы узнаем маленькие секреты большой буквы.

А работать мы будем по плану:

  1. Выполним чистописание.
  2. Высказывать свое мнение, когда пишется большая буква.
  3. Проведем физкультминутку.
  4. Поиграем.
  5. Поработаем в тетради.
  6. Выполним самостоятельное задание.

2.  Чистописание.  Чтобы красиво написать давайте приготовим пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.

 Пальчиковая гимнастика.

Вспомним правило: Красиво сижу, красиво пишу.

А сейчас, мы откроем тетради, запишем число и классную работу.

На новой строчке пропишем заглавную букву м.

Вспомним из каких элементов состоит буква м.

Напишем сначала в воздухе, а затем в тетради.

Молодцы, выполнили задание.

3. Изучения нового материала

А) На доске прикреплены карточки с напечатанными именами всех детей класса. Дети прочитывают хором.

Что обозначают эти слова?

Это имена людей.

Кто догадался, чьи это имена?

Это наши имена.

С какой буквы они напечатаны?

С заглавной буквы.

Какой вывод из этого следует?

Имена пишутся с большой буквы.

(На доске появляется слово «имена»)

Каждый ребенок переписывает с доски в   тетрадь свою фамилию, имя и отчество.

Б) физкультминутка

Туки – тук, туки – тук

Прилетел к нам добрый жук

Он кружился и кружился  

И на плечи приземлился.

Туки – тук, туки – тук

Прилетел к нам добрый жук

Он кружился и кружился  

И на парту приземлился

(Ставим пальчики на парту и побежали по парте)

В)Дидактическая игра: «Составьте имена»

На парте лежат у каждого ребенка слоги, из которых нужно составить имена

Ка Оль Са тя ша га

Итог игры.

Какие имена у вас получились? (Катя, Саша, Ольга)

Молодцы, приклеем  их в тетрадь

Г) Отчества тоже пишутся с большой буквы.

Учитель называет имя ребенка и отчество (Александр Максимович, Дмитрий Борисович, Илья Николаевич…)

Это имена и отчества людей.

Кто знает, как возникли отчества?

Отчества образуются от имени отца.

Дети называют(выборочно) свои отчества.

Как вы думаете, с какой буквы пишутся отчества людей?

Отчества будем писать тоже с большой буквы.

(На доске появляется слово «отчества»)

Закройте тетради и прочитайте на обложке слова, которые написаны с большой буквы.

Что они обозначают?

Фамилию и имя.

Какие слова пишутся с большой буквы?

Имя, отчество, фамилия.

(На доске появляется слово «Фамилия»)

Напишем в тетради:

Мое имя _________.

Моя фамилия ___________.

Молодцы.

Ребята, как вы думаете, почему имена, отчества и фамилии всегда пишутся с заглавной буквы?

А ещё есть имена у животных. Клички животных тоже пишутся с большой буквы.

Какие вы помните клички животных?

  1. Закрепления знаний.

 Теперь проверим, что вы запомнили. Какие узнали маленькие секреты большой буквы?

 Имена, отчества, фамилии людей и клички животных пишутся с большой буквы.

Самостоятельная работа по вариантам.

Обведите в каждом столбике слово, которое надо писать с заглавной буквы

Марина          Егор

Ежик              Дерево

Иванов           Ковалев

Собака            Папа

Мурка              Сергеевич

Антон              Кнопка

Мама               Кошк

Иванович         Ирина

  1. Итог урока

Какие маленькие секреты большой буквы вы узнали на уроке?

Как вы думаете, мы выполнили план урока?

Какое задание вам понравилось выполнять?

Я думаю, что после такой интересной работы все грамотно будут писать какие слова?

Имена, отчества, фамилии, клички животных.

  1. Рефлексия.

Продолжите фразу

Сегодня на уроке я узнал…

Если вы хорошо поняли тему нашего урока, поднимите красный смайлик и приклейте себе в тетрадь. Это оценка 5.

Молодцы. Все поняли тему урока и приклеили красного смайлика.

Поём песню нашего класса «Если вместе будем думать

                                                  Слушать, учиться, понимать,

                                                   Раз, два, три, четыре, пять…

                                                    За урок получим 5!

                                                                   

                                                 

                                                 

                                                   

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по формированию грамматического строя речи. Число имен существительных. 4 класс.

Задачи: Дидактическая: Продолжить работу по формированию умения отличать имя существительное от других частей речи. Знать характеристику имени существительного как части речи. Коррекционно-развиваю...

Конспект урока по теме"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных", 6 класс.

Конспект урока составлен с учётом регионального компонента, работа велась по учебнику Ладыженской и др.( под ред. Шанского)...

Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс

Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ....

Конспект урока по письму и развитию речи "Число имен существительных". 5 класс.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированныйЦель:образовательная - познакомить учащихся с единственным и множественным числом существительных; формирование умения определять, изменять число с...