Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" Тема "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных" 6 класс
план-конспект урока (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных»
Цель: Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных и научить отличать имена собственные от нарицательных существительных.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать знания, умения и навыки правильного письма имен собственных: имен, отчеств, фамилий людей, кличек животных.
- применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
Коррекционно-развивающие:
- развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся.
- развитие грамотного письма, орфографической зоркости.
- развитие каллиграфического навыка грамотного письма.
- развитие внимания, логического мышления.
- развитие речи учащихся, интереса к родному языку.
Воспитательные:
- воспитание культуры поведения на уроке.
- воспитание умения работать коллективно, самостоятельно.
- создание благоприятного психологического климата на уроке.
Оборудование
- учебники, тетради, карточки с заданиями.
1.Организационный момент.
- Начинаем урок русского языка. Ребята , посмотрите на доску и подумайте какая сегодня тема урока? ( на доске картинки учащихся , которые держат в руках имена, отчества и фамилии)
Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Дети высказывают свои мнения и делаем вывод – Тема сегодняшнего урока - какие слова всегда пишутся с заглавной буквы.
А где мы еще писали заглавные буквы? (в начале предложения)
Какую цель поставим перед собой?( Научиться писать большую букву)
Правильно, молодцы.
Сегодня мы узнаем маленькие секреты большой буквы.
А работать мы будем по плану:
- Выполним чистописание.
- Высказывать свое мнение, когда пишется большая буква.
- Проведем физкультминутку.
- Поиграем.
- Поработаем в тетради.
- Выполним самостоятельное задание.
2. Чистописание. Чтобы красиво написать давайте приготовим пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Вспомним правило: Красиво сижу, красиво пишу.
А сейчас, мы откроем тетради, запишем число и классную работу.
На новой строчке пропишем заглавную букву м.
Вспомним из каких элементов состоит буква м.
Напишем сначала в воздухе, а затем в тетради.
Молодцы, выполнили задание.
3. Изучения нового материала
А) На доске прикреплены карточки с напечатанными именами всех детей класса. Дети прочитывают хором.
Что обозначают эти слова?
Это имена людей.
Кто догадался, чьи это имена?
Это наши имена.
С какой буквы они напечатаны?
С заглавной буквы.
Какой вывод из этого следует?
Имена пишутся с большой буквы.
(На доске появляется слово «имена»)
Каждый ребенок переписывает с доски в тетрадь свою фамилию, имя и отчество.
Б) физкультминутка
Туки – тук, туки – тук
Прилетел к нам добрый жук
Он кружился и кружился
И на плечи приземлился.
Туки – тук, туки – тук
Прилетел к нам добрый жук
Он кружился и кружился
И на парту приземлился
(Ставим пальчики на парту и побежали по парте)
В)Дидактическая игра: «Составьте имена»
На парте лежат у каждого ребенка слоги, из которых нужно составить имена
Ка Оль Са тя ша га
Итог игры.
Какие имена у вас получились? (Катя, Саша, Ольга)
Молодцы, приклеем их в тетрадь
Г) Отчества тоже пишутся с большой буквы.
Учитель называет имя ребенка и отчество (Александр Максимович, Дмитрий Борисович, Илья Николаевич…)
Это имена и отчества людей.
Кто знает, как возникли отчества?
Отчества образуются от имени отца.
Дети называют(выборочно) свои отчества.
Как вы думаете, с какой буквы пишутся отчества людей?
Отчества будем писать тоже с большой буквы.
(На доске появляется слово «отчества»)
Закройте тетради и прочитайте на обложке слова, которые написаны с большой буквы.
Что они обозначают?
Фамилию и имя.
Какие слова пишутся с большой буквы?
Имя, отчество, фамилия.
(На доске появляется слово «Фамилия»)
Напишем в тетради:
Мое имя _________.
Моя фамилия ___________.
Молодцы.
Ребята, как вы думаете, почему имена, отчества и фамилии всегда пишутся с заглавной буквы?
А ещё есть имена у животных. Клички животных тоже пишутся с большой буквы.
Какие вы помните клички животных?
- Закрепления знаний.
Теперь проверим, что вы запомнили. Какие узнали маленькие секреты большой буквы?
Имена, отчества, фамилии людей и клички животных пишутся с большой буквы.
Самостоятельная работа по вариантам.
Обведите в каждом столбике слово, которое надо писать с заглавной буквы
Марина Егор
Ежик Дерево
Иванов Ковалев
Собака Папа
Мурка Сергеевич
Антон Кнопка
Мама Кошк
Иванович Ирина
- Итог урока
Какие маленькие секреты большой буквы вы узнали на уроке?
Как вы думаете, мы выполнили план урока?
Какое задание вам понравилось выполнять?
Я думаю, что после такой интересной работы все грамотно будут писать какие слова?
Имена, отчества, фамилии, клички животных.
- Рефлексия.
Продолжите фразу
Сегодня на уроке я узнал…
Если вы хорошо поняли тему нашего урока, поднимите красный смайлик и приклейте себе в тетрадь. Это оценка 5.
Молодцы. Все поняли тему урока и приклеили красного смайлика.
Поём песню нашего класса «Если вместе будем думать
Слушать, учиться, понимать,
Раз, два, три, четыре, пять…
За урок получим 5!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по формированию грамматического строя речи. Число имен существительных. 4 класс.
Задачи: Дидактическая: Продолжить работу по формированию умения отличать имя существительное от других частей речи. Знать характеристику имени существительного как части речи. Коррекционно-развиваю...

Конспект урока по теме"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных", 6 класс.
Конспект урока составлен с учётом регионального компонента, работа велась по учебнику Ладыженской и др.( под ред. Шанского)...

Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс
Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ....

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы з и с на конце приставок"(5 класс, русский язык)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по графике и письму. "Письмо буквы У". 2 класс (8.2). Первый год обучения (надомное)
Конспект урока по графике и письму для детей с ТМНР...

Конспект урока по письму и развитию речи "Число имен существительных". 5 класс.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированныйЦель:образовательная - познакомить учащихся с единственным и множественным числом существительных; формирование умения определять, изменять число с...
