Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Самая изобразительная часть речи" (употребление имён прилагательных в речи )
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Материал рассчитан на проведение урока русского языка в 6 классе в конце изучения темы "Имя прилагательное".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Класс – 6
Тема - «Самая изобразительная часть речи»
Тип урока - изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель урока: дать представление о роли имён прилагательных в художественном тексте.
Задачи: 1) создать условия для понимания учащимися описательной роли прилагательных в речи, анализируя тексты художественной литературы;
2) совершенствовать умение учащихся использовать прилагательные в устной и письменной речи;
3) воспитывать любовь к родному языку, формировать внимательное отношение к слову и умение чувствовать его эстетическую ценность, обогащать словарный запас.
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой + подведение к теме урока (бронзовая медаль в руках учителя).
-Ребята, что у меня в руках?
- Когда человеку вручают эту памятную вещь?
- В чём может проявляться сила человека? (физически крепок и развит, преодолевает трудности, не боится пробовать что-то новое)
- А ещё истинная сила человека может проявляться в знаниях, глубоких и прочных. Предлагаю вам сегодня хорошенько поработать, чтобы стать еще умнее, образованнее, а значит - сильнее.
- Скажите, ребята, любая медаль почётна? (да)
- У меня в руках медаль бронзовая. Её мы с вами могли бы вручить одной удивительной части речи, о которой однажды известный исследовать русского языка В.В.Виноградов сказал так: «Это самая изобразительная часть речи…слова эти могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении» (СЛАЙД 1)
- Вы, конечно догадались, что речь идёт об имени прилагательном.
- А почему именно бронза? (прилагательное занимает третье место по частоте употребления в речи)
- Ребята, а обращаясь к словам Виноградова, можно ответить на вопрос, какую роль в речи играют имена прилагательные? (да)
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за тем, как ведут себя прилагательные, попадая в художественный текст. Наша задача - доказать, что известный лингвист прав. Запишите тему урока – «Самая изобразительная часть речи» (СЛАЙД 2)
2.Актуализация знаний – графический диктант.
- Чтобы получить возможность решать, справедливы ли слова Виноградова, нужно выяснить, насколько хорошо вы знакомы с именем прилагательным.
1)Имя прилагательное – самостоятельная часть речи. | + |
2)Имена прилагательные отвечают только на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? | _ |
3)Относительные прилагательные могут обозначать признак по месту. | + |
4)Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность чего-либо человеку или животному. | + |
5)У качественных прилагательных могут быть суффиксы -ов-, -ев-,-ий-. | _ |
6)В предложении имя прилагательное может выполнять только роль определения. | _ |
7)Краткие прилагательные являются в предложении сказуемыми. | + |
3.Самопроверка (правильные ответы графического диктанта на экране (СЛАЙД 3)
Просмотр видеофрагмента из спектакля «Недоросль» (экзамен для Митрофана)
- Ребята, давайте попробуем выступить в качестве экспертов и оценим ответ Митрофанушки.
(ответы обучающихся о том, что слово «дверь» не может быть именем прилагательным, поскольку отвечает на вопрос что? обозначает предмет, не может изменяться по родам).
4.Работа в парах.
- Вы молодцы, сумели доказать, что герой комедии оказался недостаточно хорошо подготовленным. Если вы так хорошо знаете слова той части речи, о которой мы сегодня говорим, составьте визитную карточку имени прилагательного. Для этого из предложенных карточек выберите только подходящие.
(раздаточный материал в конверте)
Проверка (комментируют ребята той пары, которая справилась первой).
5.Работа с текстом художественного произведения.
СЛАЙД 3
- Прочитаем стихотворение. Какие орфограммы встретились в словах с пропусками? Запишите эти слова в тетрадь, объясните написание. СЛАЙД 4 (взаимопроверка)
- Сколько имён прилагательных в тексте?
- Какие из них употребляются в прямом значении, а какие – в переносном?
Черемуха
Черемуха душ…стая
С весною расцвела
И ветки зол…тистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвя…ая
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится мален…кий
Серебря…ый ручей.
(С.Есенин)
- Итак, мы увидели, что имена прилагательные, попадая в текст, приобретают особые значения. Эти слова не только помогают автору создать удивительно реалистичную картину весенней поры, наполненной жизнью, но и дают возможность почувствовать аромат черёмухи, росы, покрывающей первые цветы, травы (душистая, медвяный, пряная).
- Какой мы видим весну в стихотворении Сергея Есенина?
- Обратимся к высказыванию исследователя русского языка В.В. Виноградова, с которым мы познакомились в начале урока. (СЛАЙД 5: «Это самая изобразительная часть речи…слова эти могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении»)
- Значит, часть утверждения мы уже можем считать верной.
- А впереди – самое интересное. Неужели имена прилагательные могут рассказать и о человеке, о нас самих?
Отрывок из повести М.Горького «Детство» (раздаточный материал)
«Меня держит за руку бабушка, — круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная…»
- Прочитайте про себя. Подчеркните имена прилагательные. Назовите их.
- Какие из этих слов передают отношение мальчика к бабушке?
«Меня держит за руку бабушка, — круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная…»
- Но это ещё не всё. Алёша любит бабушку, открывающую ему красоту и богатство окружающего мира. Вот какой она ему представляется. Прочитайте продолжение описания героини. Найдите имена прилагательные, которые описывают: 1) внешность; 2) внутренний мир.
Самостоятельная работа с текстом.
«…Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом…Несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым…Вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».
Внешность | Внутренний мир | Отношение мальчика |
Проверка выполнения (коллективное обсуждение)
Рефлексия
Совместная творческая деятельность
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка.
Мы выяснили, какую роль играют имена прилагательные в речи.
Благодаря этим словам наша речь становится _______________.
Ребята нашего класса были ________________________.
Они давали_ ____________________________ответы.
На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________.
Думаем,что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________
Домашнее задание
Легенда о жемчужном ожерелье
В давние – давние времена жил родин волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру. Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова – жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Эти слова помогают нарисовать предмет или картину полно, ярко.
- Ребята, как называются такие слова? (Синонимы)
- Дома вам предстоит выполнить интересное задание: заменить в тексте слово «белый», устраняя речевой повтор.
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие белые сугробы лежат под деревьями. Белый снег тяжелыми шапками покрывает темно – зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому белому снегу, одевает его белой корою. Маленькие и большие, глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса.
Синонимы-помощники: светлый, серебристый, блестящий, чистый, молочный, кремовый, меловой, восковой, мраморный, лилейный (поэтическое – цветом, нежностью напоминающий белую лилию)…
Для любознательных! В словаре синонимов к слову «белый» указано 96 синонимов! Ты можешь заглянуть в эту умную книгу, чтобы найти другие близкие по значению слова и использовать их в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе".
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе". ЦЕЛИ: - закрепить умения учащихся проверять правописан...

конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Страдательные причастия и отглагольные прилагательные"
Конспект урока по программе Никольской Г. для школ с русским (неродным) родным (нерусским) языком обучения. По учебнику Ашуровой Д....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")
Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка в 6 классе " Н и НН в суффиксах имён прилагательных" ( изучение нового)
В ходе урока шестиклассники узнают, от чего зависит написание Н или НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных, познакомятся со словами-исключениями из этого орфографичес...
