Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Самая изобразительная часть речи" (употребление имён прилагательных в речи )
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Антонова Юлия Александровна

Материал рассчитан на проведение урока русского языка в 6 классе в конце изучения темы "Имя прилагательное". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс – 6

Тема - «Самая изобразительная часть речи»

Тип урока - изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель урока: дать представление о роли имён прилагательных в художественном тексте.

Задачи: 1) создать условия для понимания учащимися описательной роли прилагательных в речи, анализируя тексты художественной литературы;  

              2) совершенствовать умение учащихся использовать прилагательные в устной и письменной речи;

              3) воспитывать любовь к родному языку, формировать внимательное отношение к слову и умение чувствовать его эстетическую ценность, обогащать словарный запас.          

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой + подведение к теме урока (бронзовая медаль в руках учителя).

-Ребята, что у меня в руках?

- Когда человеку вручают эту памятную вещь?

- В чём может проявляться сила человека? (физически крепок и развит, преодолевает трудности, не боится пробовать что-то новое)

- А ещё истинная сила человека может проявляться в знаниях, глубоких и прочных. Предлагаю вам сегодня хорошенько поработать, чтобы стать еще умнее, образованнее, а значит - сильнее.

- Скажите, ребята, любая медаль почётна? (да)

- У меня в руках медаль бронзовая. Её мы с вами могли бы вручить одной удивительной части речи, о которой однажды известный исследовать русского языка В.В.Виноградов сказал так: «Это самая изобразительная часть речи…слова эти могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении» (СЛАЙД 1)

- Вы, конечно догадались, что речь идёт об имени прилагательном.

- А почему именно бронза? (прилагательное занимает третье место по частоте употребления в речи)

- Ребята, а обращаясь к словам Виноградова, можно ответить на вопрос, какую роль в речи играют имена прилагательные? (да)

- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за тем, как ведут себя прилагательные, попадая в художественный текст. Наша задача - доказать, что известный лингвист прав. Запишите тему урока – «Самая изобразительная часть речи» (СЛАЙД 2)

2.Актуализация знаний – графический диктант.

- Чтобы получить возможность решать, справедливы ли слова Виноградова, нужно выяснить, насколько хорошо вы знакомы с именем прилагательным.

1)Имя прилагательное – самостоятельная часть речи.

+

2)Имена прилагательные отвечают только на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

_

3)Относительные прилагательные могут обозначать признак по месту.

+

4)Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность чего-либо человеку или животному.

+

5)У качественных прилагательных могут быть суффиксы -ов-, -ев-,-ий-.

_

6)В предложении имя прилагательное может выполнять только роль определения.

_

7)Краткие прилагательные являются в предложении сказуемыми.

+

3.Самопроверка (правильные ответы графического диктанта на экране (СЛАЙД 3)

Просмотр видеофрагмента из спектакля «Недоросль» (экзамен для Митрофана)

- Ребята, давайте попробуем выступить в качестве экспертов и оценим ответ Митрофанушки.

(ответы обучающихся о том, что слово «дверь» не может быть именем прилагательным, поскольку отвечает на вопрос что? обозначает предмет, не может изменяться по родам).

4.Работа в парах.

- Вы молодцы, сумели доказать, что герой комедии оказался недостаточно хорошо подготовленным. Если вы так хорошо знаете слова той части речи, о которой мы сегодня говорим, составьте визитную карточку имени прилагательного. Для этого из предложенных карточек выберите только подходящие.

(раздаточный материал в конверте)

Проверка (комментируют ребята той пары, которая справилась первой).

5.Работа с текстом художественного произведения.

СЛАЙД 3

- Прочитаем стихотворение. Какие орфограммы встретились в словах с пропусками? Запишите эти слова в тетрадь, объясните написание. СЛАЙД 4 (взаимопроверка)

- Сколько имён прилагательных в тексте?

- Какие из них употребляются в прямом значении, а какие – в переносном?

       Черемуха

Черемуха душ…стая

С весною расцвела

И ветки зол…тистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвя…ая

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится мален…кий

Серебря…ый ручей.

(С.Есенин)

- Итак, мы увидели, что имена прилагательные, попадая в текст, приобретают особые значения. Эти слова не только помогают автору создать удивительно реалистичную картину весенней поры, наполненной жизнью, но и дают возможность почувствовать аромат черёмухи, росы, покрывающей первые цветы, травы (душистая, медвяный, пряная).

- Какой мы видим весну в стихотворении Сергея Есенина?

- Обратимся к высказыванию исследователя русского языка В.В. Виноградова, с которым мы познакомились в начале урока. (СЛАЙД 5: «Это самая изобразительная часть речи…слова эти могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении»)

- Значит, часть утверждения мы уже можем считать верной.

- А впереди – самое интересное. Неужели имена прилагательные могут рассказать и о человеке, о нас самих?

Отрывок из повести М.Горького «Детство» (раздаточный материал)

«Меня держит за руку бабушка, — круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная…»

- Прочитайте про себя. Подчеркните имена прилагательные. Назовите их.

- Какие из этих слов передают отношение мальчика к бабушке?

«Меня держит за руку бабушка, — круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная…»

- Но это ещё не всё. Алёша любит бабушку, открывающую ему красоту и богатство окружающего мира. Вот какой она ему представляется. Прочитайте продолжение описания героини. Найдите имена прилагательные, которые описывают: 1) внешность; 2) внутренний мир.

Самостоятельная работа с текстом.

«…Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом…Несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым…Вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

Внешность

Внутренний мир

Отношение мальчика

Проверка выполнения (коллективное обсуждение)

Рефлексия

Совместная творческая деятельность

Дополни текст именами прилагательными.

Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка.

Мы выяснили, какую роль играют имена прилагательные в речи.

Благодаря этим словам наша речь становится _______________.

Ребята нашего класса были ________________________.

Они давали_ ____________________________ответы.

На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________.

Думаем,что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________

Домашнее задание

Легенда о жемчужном ожерелье

В давние – давние времена жил родин волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру. Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова – жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Эти слова помогают нарисовать предмет или картину полно, ярко.

- Ребята, как называются такие слова? (Синонимы)

- Дома вам предстоит выполнить интересное задание: заменить в тексте слово «белый», устраняя речевой повтор.

      Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие белые сугробы лежат под деревьями. Белый снег тяжелыми шапками покрывает темно – зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому белому снегу, одевает его белой корою. Маленькие и большие, глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса.

Синонимы-помощники: светлый, серебристый, блестящий, чистый, молочный, кремовый, меловой, восковой, мраморный, лилейный (поэтическое – цветом, нежностью напоминающий белую лилию)…

Для любознательных! В словаре синонимов к слову «белый» указано 96 синонимов! Ты можешь заглянуть в эту умную книгу, чтобы найти другие близкие по значению слова и использовать их в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе".

Урок русского языка в 6 классе по теме:   "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе". ЦЕЛИ:    - закрепить умения учащихся проверять правописан...

конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Страдательные причастия и отглагольные прилагательные"

Конспект урока по программе  Никольской Г. для школ с русским (неродным) родным (нерусским) языком обучения. По учебнику Ашуровой Д....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")

Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка в 6 классе " Н и НН в суффиксах имён прилагательных" ( изучение нового)

В ходе урока шестиклассники узнают, от чего зависит написание Н или НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных, познакомятся со словами-исключениями из этого орфографичес...