Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Османова Ирина Николаевна

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (учебного занятия)

ФИО учителя:  Османова Ирина Николаевна

Предмет:  русский язык

Тема: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Класс: 7      

Дата: 15.11.2024                   

Тип урока:  Урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

 Предметные: знать определение причастного оборота, уметь определять границы и синтаксическую роль причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, знать условия обособления причастного оборота на письме; 

уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

 Метапредметные:  уметь самостоятельно определять цели своего обучения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, уметь работать как индивидуально, так и в группе; уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей.         

 Личностные: содействовать развитию познавательного интереса, культуры мышления речи, обогащенной причастными оборотами; формирование чувства коллективного и личного ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию

Средства обучения: _ компьютер, проектор, карточки для индивидуальной. работы, раздаточный материал (алгоритм,  карточки), презентация по теме урока, учебник  Русский язык 7 класс  Т.А.Ладыженской,

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная, фронтальная работа.

Наблюдение над языковыми явлениями; «Причастие, причастный оборот, одиночное причастие»,

Характеристика этапов урока: 

Название, содержание и цель этапа урока[1]

Деятельность педагога[2]

Деятельность учащихся

Этап целеполагания

Содержание:

Создание эмоционально-психологических условий.

Цель:

Содействовать формированию на уровне понимания у обучающихся сознательного вступления в учебную деятельность.

Педагог включает в работу учащихся посредством создания условий для эмоционального настроя на учебную деятельность, способствуя формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

На слайде педагог демонстрирует ребусы, в которых зашифрованы ключевые слова урока. предлагает их разгадать для совместной  с учащимися формулировки целей урока. Правильно разгаданные ребусы сформируют понимание темы и цели урока.

C:\Users\Степан\Downloads\zapatye (2).png  C:\Users\Степан\Downloads\oborot.pngC:\Users\Степан\Downloads\pricastnyj.png

Методы развития познавательного интереса педагог реализует на основе подводящего диалога в форме мозгового штурма по ранее изученному материалу и создает условия для осознанного восприятия нового учебного материала .

Определение цели своей деятельности на уроке у учащихся происходит с помощью учителя в понимании успешности поставленных целей  в диалоге с учителем.

Учащиеся показывают навыки владения отгадывания ребусов.. Разгадывают ребусы с пониманием. что на уроке будут изучать причастный оборот Учащиеся демонстрируют личностные УУД на основе установления связей между целью учебной деятельностью  и ее мотивом, называют цели урока.

Проверка домашнего задания

Содержание: определение качества усвоения учащимися программного материала.

Цель: диагностирование и корректирование их знаний и умений.

Этап проверки домашнего задания, основанный на реализации приема «Верю/ не верю» активизирует познавательную деятельность учащихся: умение связывать разрозненные факты в единую картину;

умение систематизировать уже имеющуюся информацию по теме «Причастие как самостоятельная часть речи»;

(Поднятая рука  – верю, рука не поднята   -  не верю)

2)  Причастие совмещает в себе признаки   имени прилагательного,   глагола , и наречия. НЕТ

3) Причастие совмещает в себе признаки имени прилагательного и глагола. ДА

4) Причастия бывают сов., несов. в. ДА

 5)Причастия бывают наст., прош., буд. вр. НЕТ

6) Причастие изменяется только по  числам и родам . НЕТ

7) Причастие изменяется по падежам, и числам,  и по   родам (но только в ед.числе) ДА

8)Причастие бывают настоящего и прошедшего времени. Да

9). Синтаксическая роль причастий определение и сказуемое. Да

- Дайте определение . Что же называется причастием?

Универсальный приём ставит учащихся в активную позицию: вспомнить теоретический материал по теме  «Причастие  как самостоятельная часть речи». Демонстрируют коммуникативные УУД в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Закрепляя знание термина    «причастие", учащиеся проговаривают  определение. Обучающиеся во фронтальном режиме выслушивают ответ.

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Для выявления опорных знаний по новой теме урока, педагог предлагает учебное задание для выполнения в индивидуальной форме. с целью проверки темы «Правописание гласных в падежных окончаниях причастий» и умения находить главное слово и зависимое.

От движущ..ся  колонны; спускающ..ся тропинка ;  отр..зивш..ся в озере (луна); отворивш..ся настежь (дверью); осыпающ..ся листья;  искрящ..ся снег

(взаимопрверка)

– Поменялись листочками. Выполнили проверку. (Слайд 4)

- Поставьте оценку своему товарищу.

- Над какой орфограммой мы работали? (правописание гласных в падежных окончаниях)

Выполняя самостоятельную работу, учащиеся осознают собственные мотивы учебной деятельности: происходит проверка правильности ответов, исправление ошибок

(правильно согласовывают главное и зависимое слово); руководствуются сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий

 Выполняя  взаимопроверку, учащиеся демонстрируют личностные УУД на основе установления связей между целью учебной деятельности  и ее мотивом, при ходят к выводу, что причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.

Освоение новых знаний и способов деятельности 

Содержание:

Построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи.

Цель:

 

Актуализировать знания обучающихся для создания проблемной ситуации.

Педагог для освоения новых способов деятельности работает с понятийным аппаратом учащихся.  Знакомит  с понятием «причастный оборот».

– Выделите главное и зависимое слово, над главным словом поставьте крестик. Определите часть речи главного и зависимого слова

Распределите слова в 2 столбика. ( см.выше)

Проверим, что у нас получилось.

Причастие + зависимое слово

главное слово + причастие

отразившаяся в озере; отворившейся настежь ,

От движущейся  колонны;

спускающаяся тропинка ; 

осыпающиеся листья;  

-Проверим выполнение работы.

- Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать?

(Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.)

Работает с правилом в учебнике на с. 96.

Выполняя  взаимопроверку, учащиеся демонстрируют личностные УУД на основе установления связей между целью учебной деятельности  и ее мотивом, закрепляют  вывод. что причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.

Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала

Содержание:

Проверка полноты и осознанности  усвоения учащимися новых знаний и действий.

Цель:

 провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении обучающимися изученного материала.

Проверку понимания обучающимися изучаемого учебного материала педагог  использует  метод поиска.

Работаем вместе. Упражнение 170. Предлагает найти предложения с причастными оборотами и записать их в тетрадь (письменно)

- Найдите причастные обороты в предложении.

- Выделите с двух сторон черточками.

-  Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).

– Обозначим это графически.

 - Обратим внимание на выделение ПО запятыми.

 Составление алгоритма нахождения ПО

– Сформулируйте правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и расстановке знаков препинания в различных случаях местоположения причастного оборота.

1. Найти в предложении причастие.

1. Оно отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

2. Образовано от глагола.

3. У него есть суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -им-, -ем-, -вш-/-ш-, -енн-/-нн-.

2. Определить, от какого слова зависит причастие (это будет определяемое слово).

3. Задать вопросы от причастия к другим словам в предложении. Причастие с зависимыми словами образуют причастный оборот.

4. Подчеркнуть причастный оборот волнистой линией, подпишите сверху: прич.об.

5. Если причастный оборот находится ПОСЛЕ определяемого слова, выделить его запятыми с двух сторон.

Выполняя коллективную работу ,  учащиеся работают над   нахождением причастного оборота,

Отрабатывают понятие «Определяемое слово»

Находят в предложениях причастный оборот, обращают внимание на место ПО в предложении (после определяемого слова, до определяемого слова)

Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты. извлекают необходимую информацию из наблюдения

Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками

Обращают внимание на выделение ПО запятыми

Составляя алгоритм.  учащиеся формулируют правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и расстановке знаков препинания  в различных случаях местоположения причастного оборота. Алгоритм

1. Найти в предложении причастие.

1. Оно отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

2. Образовано от глагола.

3. У него есть суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -им-, -ем-, -вш-/-ш-, -енн-/-нн-

2. Определить, от какого слова зависит  причастие (это будет определяемое слово).

3. Задать вопросы от причастия к другим словам в предложении.

3. Задать вопросы от причастия к другим словам в предложении. Причастие с зависимыми словами образуют причастный оборот.

4. Подчеркнуть причастный оборот волнистой линией, подпишите сверху: прич. об.

5. Если причастный оборот находится ПОСЛЕ определяемого слова, выделить его запятыми с двух сторон

Применение новых знаний, обобщение и

 Систематизация

Содержание :

Цель:

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Педагог использует работу у доски. Упражнение 172.

 Учащиеся выполняют самостоятельную работу

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной
задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Контроль и самоконтроль, коррекция

Содержание:

Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Цель:

Выявление затруднения  в деятельности каждого обучающегося.

Педагог организует самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение новых  знаний, предлагает дифференцированный подход.  способствует формированию навыков самоконтроля и правильность выполнения задания, предлагая выполнить Цифровой диктант.

Если вы согласны с моим утверждением, ставите «1», если нет – «0».

1) В предложении причастный оборот является одним членом предложения.

2) Причастный оборот- причастие с зависимыми словами.

3) Причастный оборот всегда выделяется запятыми, то есть обособляется.

4) Причастный оборот не выделяется запятыми, то есть не обособляется, если стоит перед определяемым словом.

- Посчитайте свои ответы.

. 

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. на основе дифференцированного похода.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной
задачи.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Выучить правила на с. 96 и с.99.
  • Упражнение 173. Выполнить задание по итогам цифрового диктанта:
  • «1» – озаглавить текст, выписать все причастия.
  • «2» – озаглавить текст, определить основную мысль, выписать причастные обороты.
  • «3» - определить основную мысль, тип речи, стиль речи. Списать одно предложение с обособленным причастным оборотом и одно предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятой.

Обучающиеся получают домашнее задание (на выбор: активизирует познавательную деятельность учащихся 

Подведение итогов урока, рефлексия

Содержание:

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса осознание обучающимися своей учебной деятельности.

Цель:

Систематизировать полученные знания для понимания собственных успехов своей учебной деятельности на уроке с достижениями одноклассников.

Рефлексию урока педагог проводит на основе побудительного диалога и возвращает учеников к первому этапу урока, задает вопросы:

1.Какую цель мы ставили в начале урока?

2. Выполнили мы план нашего урока?

  • Осмыслили, что такое причастный оборот.
  • Усвоили, как выделяется на письме  причастный оборот.
  • Научились находить и выделять причастный оборот.

Учащиеся определяют степень соответствия цели результатов своей деятельности на уроке. Строят монологическую речь.

(научиться отличать причастный оборот от одиночного причастия;

Научиться видеть причастный оборот в предложении;

Хотели узнать сколько слов может входить в причастный оборот;

Узнать к какому слову в предложении относится причастный оборот.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

 


[1] Зависит от типа и целей урока

[2] Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...