Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (учебного занятия)
ФИО учителя: Османова Ирина Николаевна
Предмет: русский язык
Тема: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Класс: 7
Дата: 15.11.2024
Тип урока: Урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение причастного оборота, уметь определять границы и синтаксическую роль причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, знать условия обособления причастного оборота на письме;
уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову.
Метапредметные: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, уметь работать как индивидуально, так и в группе; уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей.
Личностные: содействовать развитию познавательного интереса, культуры мышления речи, обогащенной причастными оборотами; формирование чувства коллективного и личного ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию
Средства обучения: _ компьютер, проектор, карточки для индивидуальной. работы, раздаточный материал (алгоритм, карточки), презентация по теме урока, учебник Русский язык 7 класс Т.А.Ладыженской,
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная, фронтальная работа.
Наблюдение над языковыми явлениями; «Причастие, причастный оборот, одиночное причастие»,
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока[1] | Деятельность педагога[2] | Деятельность учащихся | ||||
Этап целеполагания Содержание: Создание эмоционально-психологических условий. Цель: Содействовать формированию на уровне понимания у обучающихся сознательного вступления в учебную деятельность. | Педагог включает в работу учащихся посредством создания условий для эмоционального настроя на учебную деятельность, способствуя формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. На слайде педагог демонстрирует ребусы, в которых зашифрованы ключевые слова урока. предлагает их разгадать для совместной с учащимися формулировки целей урока. Правильно разгаданные ребусы сформируют понимание темы и цели урока.
Методы развития познавательного интереса педагог реализует на основе подводящего диалога в форме мозгового штурма по ранее изученному материалу и создает условия для осознанного восприятия нового учебного материала . | Определение цели своей деятельности на уроке у учащихся происходит с помощью учителя в понимании успешности поставленных целей в диалоге с учителем. Учащиеся показывают навыки владения отгадывания ребусов.. Разгадывают ребусы с пониманием. что на уроке будут изучать причастный оборот Учащиеся демонстрируют личностные УУД на основе установления связей между целью учебной деятельностью и ее мотивом, называют цели урока. | ||||
Проверка домашнего задания Содержание: определение качества усвоения учащимися программного материала. Цель: диагностирование и корректирование их знаний и умений. | Этап проверки домашнего задания, основанный на реализации приема «Верю/ не верю» активизирует познавательную деятельность учащихся: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию по теме «Причастие как самостоятельная часть речи»; (Поднятая рука – верю, рука не поднята - не верю) 2) Причастие совмещает в себе признаки имени прилагательного, глагола , и наречия. НЕТ 3) Причастие совмещает в себе признаки имени прилагательного и глагола. ДА 4) Причастия бывают сов., несов. в. ДА 5)Причастия бывают наст., прош., буд. вр. НЕТ 6) Причастие изменяется только по числам и родам . НЕТ 7) Причастие изменяется по падежам, и числам, и по родам (но только в ед.числе) ДА 8)Причастие бывают настоящего и прошедшего времени. Да 9). Синтаксическая роль причастий определение и сказуемое. Да - Дайте определение . Что же называется причастием? | Универсальный приём ставит учащихся в активную позицию: вспомнить теоретический материал по теме «Причастие как самостоятельная часть речи». Демонстрируют коммуникативные УУД в сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Закрепляя знание термина «причастие", учащиеся проговаривают определение. Обучающиеся во фронтальном режиме выслушивают ответ. | ||||
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы | Для выявления опорных знаний по новой теме урока, педагог предлагает учебное задание для выполнения в индивидуальной форме. с целью проверки темы «Правописание гласных в падежных окончаниях причастий» и умения находить главное слово и зависимое. От движущ..ся колонны; спускающ..ся тропинка ; отр..зивш..ся в озере (луна); отворивш..ся настежь (дверью); осыпающ..ся листья; искрящ..ся снег (взаимопрверка) – Поменялись листочками. Выполнили проверку. (Слайд 4) - Поставьте оценку своему товарищу. - Над какой орфограммой мы работали? (правописание гласных в падежных окончаниях) | Выполняя самостоятельную работу, учащиеся осознают собственные мотивы учебной деятельности: происходит проверка правильности ответов, исправление ошибок (правильно согласовывают главное и зависимое слово); руководствуются сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий Выполняя взаимопроверку, учащиеся демонстрируют личностные УУД на основе установления связей между целью учебной деятельности и ее мотивом, при ходят к выводу, что причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова. | ||||
Освоение новых знаний и способов деятельности Содержание: Построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи. Цель:
Актуализировать знания обучающихся для создания проблемной ситуации. | Педагог для освоения новых способов деятельности работает с понятийным аппаратом учащихся. Знакомит с понятием «причастный оборот». – Выделите главное и зависимое слово, над главным словом поставьте крестик. Определите часть речи главного и зависимого слова Распределите слова в 2 столбика. ( см.выше) Проверим, что у нас получилось.
-Проверим выполнение работы. - Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать? (Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.) Работает с правилом в учебнике на с. 96. | Выполняя взаимопроверку, учащиеся демонстрируют личностные УУД на основе установления связей между целью учебной деятельности и ее мотивом, закрепляют вывод. что причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова. | ||||
Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала Содержание: Проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний и действий. Цель: провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении обучающимися изученного материала. | Проверку понимания обучающимися изучаемого учебного материала педагог использует метод поиска. Работаем вместе. Упражнение 170. Предлагает найти предложения с причастными оборотами и записать их в тетрадь (письменно) - Найдите причастные обороты в предложении. - Выделите с двух сторон черточками. - Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия). – Обозначим это графически. - Обратим внимание на выделение ПО запятыми. Составление алгоритма нахождения ПО – Сформулируйте правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и расстановке знаков препинания в различных случаях местоположения причастного оборота. 1. Найти в предложении причастие. 1. Оно отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 2. Образовано от глагола. 3. У него есть суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -им-, -ем-, -вш-/-ш-, -енн-/-нн-. 2. Определить, от какого слова зависит причастие (это будет определяемое слово). 3. Задать вопросы от причастия к другим словам в предложении. Причастие с зависимыми словами образуют причастный оборот. 4. Подчеркнуть причастный оборот волнистой линией, подпишите сверху: прич.об. 5. Если причастный оборот находится ПОСЛЕ определяемого слова, выделить его запятыми с двух сторон. | Выполняя коллективную работу , учащиеся работают над нахождением причастного оборота, Отрабатывают понятие «Определяемое слово» Находят в предложениях причастный оборот, обращают внимание на место ПО в предложении (после определяемого слова, до определяемого слова) Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем. Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты. извлекают необходимую информацию из наблюдения Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками Обращают внимание на выделение ПО запятыми Составляя алгоритм. учащиеся формулируют правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и расстановке знаков препинания в различных случаях местоположения причастного оборота. Алгоритм 1. Найти в предложении причастие. 1. Оно отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 2. Образовано от глагола. 3. У него есть суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -им-, -ем-, -вш-/-ш-, -енн-/-нн- 2. Определить, от какого слова зависит причастие (это будет определяемое слово). 3. Задать вопросы от причастия к другим словам в предложении. 3. Задать вопросы от причастия к другим словам в предложении. Причастие с зависимыми словами образуют причастный оборот. 4. Подчеркнуть причастный оборот волнистой линией, подпишите сверху: прич. об. 5. Если причастный оборот находится ПОСЛЕ определяемого слова, выделить его запятыми с двух сторон | ||||
Применение новых знаний, обобщение и Систематизация Содержание : Цель: Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Педагог использует работу у доски. Упражнение 172. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | ||||
Контроль и самоконтроль, коррекция Содержание: Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. Цель: Выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | Педагог организует самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение новых знаний, предлагает дифференцированный подход. способствует формированию навыков самоконтроля и правильность выполнения задания, предлагая выполнить Цифровой диктант. Если вы согласны с моим утверждением, ставите «1», если нет – «0». 1) В предложении причастный оборот является одним членом предложения. 2) Причастный оборот- причастие с зависимыми словами. 3) Причастный оборот всегда выделяется запятыми, то есть обособляется. 4) Причастный оборот не выделяется запятыми, то есть не обособляется, если стоит перед определяемым словом. - Посчитайте свои ответы. . | Учащиеся выполняют самостоятельную работу. на основе дифференцированного похода. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной | ||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
| Обучающиеся получают домашнее задание (на выбор: активизирует познавательную деятельность учащихся | ||||
Подведение итогов урока, рефлексия Содержание: Самооценка результатов своей деятельности и всего класса осознание обучающимися своей учебной деятельности. Цель: Систематизировать полученные знания для понимания собственных успехов своей учебной деятельности на уроке с достижениями одноклассников. | Рефлексию урока педагог проводит на основе побудительного диалога и возвращает учеников к первому этапу урока, задает вопросы: 1.Какую цель мы ставили в начале урока? 2. Выполнили мы план нашего урока?
| Учащиеся определяют степень соответствия цели результатов своей деятельности на уроке. Строят монологическую речь. (научиться отличать причастный оборот от одиночного причастия; Научиться видеть причастный оборот в предложении; Хотели узнать сколько слов может входить в причастный оборот; Узнать к какому слову в предложении относится причастный оборот. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
|
[1] Зависит от типа и целей урока
[2] Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....



