Вариант ВПР
материал по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Монгуш Ольга Алексеевна

Вариант ВПР по литературе для 6класса

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя : Класс: ВПР 6 класс Вариант 1 1. Как называется жанр литературного произведения, который сочетает в себе элементы прозы и поэзии, часто использующий рифму и ритм ? ____________________________________________________________________ 2. Назовите термин, который обозначает повторение одинаковых или схожих звуков в начале слов в строке стихотворения . ___________________________________________________________________ Однажды я сильно рассердился на нее. Вот как это произошло. Во время обеда, когда я наливал себе квас, я случайно уронил графин и залил скатерть. — Позовите Наталью Савишну , пусть порадуется за своего любимца, — произнесла мама. Наталья Савишна вошла, увидела лужу, которую я создал, и покачала головой. Затем мама что-то тихо сказала ей, и, погрозив мне, она вышла. После обеда я был в отличном настроении и весело прыгал в зал, когда вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руках. Она поймала меня и, несмотря на мои попытки сопротивляться, начала тереть мне лицо мокрой тканью, повторяя: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Это так меня обидело, что я разрыдался от злости. « Как так! — думал я, проходя по залу и всхлипывая. — Наталья Савишна , просто Наталья, говорит мне это и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как какого-то уличного мальчишку. Это просто ужасно!» Когда Наталья Савишна заметила, что я расплакался, она быстро убежала. А я, продолжая ходить взад-вперед, размышлял о том, как бы отомстить дерзкой Наталье за ее обиду. Через несколько минут она вернулась, подошла ко мне с робостью и начала умолять: — Не плачьте, мой дорогой, прошу вас... простите меня, глупую... я виновата... пожалуйста, простите меня, мой милый... вот, возьмите. Она достала из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором лежали две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой протянула его мне. У меня не хватало сил взглянуть на добрую старушку; я отвернулся и принял подарок, и слезы потекли еще сильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда . Прочитайте текст и выполните задания 3–5.

Слайд 2

3 . Выпишите из текста устаревшее слово, которое означает « просторное помещение для приема гостей ». _________________________________________ 4. Установите соответствие между примерами и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца . 5. Проанализируйте, какие эмоции испытывал герой в момент, когда Наталья Савишна начала тереть ему лицо мокрой скатертью. Как это событие повлияло на его настроение и восприятие ситуации? Напишите мини-сочинение объемом не менее 30 слов . ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Вспомните , какие герои (героини) литературных произведений, которые вы обсуждали в этом году на уроках или прочитали самостоятельно, испытывают чувство неловкости, смущения . Почему ? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения . ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ А) «Он, как ветер, мчится по полю» 1. Сравнение Б) «Светлая луна освещала ночь» 2. Эпитет В) «Сердце его билось, как барабан» 3. Олицетворение

Слайд 3

ответы Поэма Аллитерация Зала А) «Он, как ветер, мчится по полю» — Сравнение Б) «Светлая луна освещала ночь» — Эпитет В) «Сердце его билось, как барабан» — Сравнение В момент, когда Наталья Савишна начала тереть герою лицо мокрой скатертью, он испытал сильное чувство обиды и злости. Это унизительное действие вызвало у него слезы, и он почувствовал себя оскорбленным, как будто его сравнили с уличным мальчишкой. Однако, когда Наталья Савишна вернулась с подарком, его эмоции изменились на любовь и стыд, что показало, как быстро могут меняться чувства и восприятие ситуации. Одним из детских произведений, в котором герой испытывает чувство неловкости и смущения, является сказка «Незнайка на Луне» Николая Носова. Главный герой, Незнайка, часто попадает в смешные и неловкие ситуации из-за своей неосведомленности и наивности. В одном из эпизодов, когда Незнайка впервые оказывается на Луне, он сталкивается с новыми правилами и обычаями лунных жителей. Незнайка , несмотря на свои ошибки, не теряет оптимизма и продолжает искать друзей, что делает его образ близким и понятным детям.



Предварительный просмотр:

Учащийся ___________________________________. Класс ___________

Проверочная работа по русскому языку.

5 класс. 1 вариант

  1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Белка небольшой грызун, ж..вущий в лесах. Её пуш..стый хвост и мя..кая рыжая ш..рстка привлекают внимание. Белка очень быстрая и ло..кая. Она ле..ко перепрыгива..т с ветки на ветку, соб..рая орехи ягоды1 и грибы. Эти запасы белка пряч..т в дупле дер..ва или зарывает в землю4.

Зимой белка м..няет окрас ш..рстки на серый, чтобы легче прятат..ся от хищников. Она ведёт активный образ ж..зни круглый год но зимой ей приходит..ся быть более осторожной. Осен..ю белки делают3 больш..е запасы пищ..и на зиму, чтобы (не)голодать в холодное время года.

Иногда вид..ш.., как белка бе..заботно бегает по ств..лу дер..ва вверх-вниз, словно играет в пря..ки. Наблюдение за этими маленькими животными доставляет огромное удовольствие и напоминает о том, какой уд..вительный мир нас окружает.

  1. Выполните обозначенный цифрами в тексте языковой анализ слов и предложения:

1 – фонетический анализ слова;

3 – морфологический анализ слова;

4 – синтаксический анализ предложения.

  1. Почему, по мнению автора текста, белки быстрые и ловкие животные? Запишите ответ.
  2. Из последнего предложения третьего абзаца текста выпишите слово со значением «очень большой по размеру, величине, объему». Подберите и запишите антоним к нему.
  3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Дала, документ, выздороветь, ворота.

Учащийся ___________________________________. Класс ___________

Проверочная работа по русскому языку.

5 класс. 2 вариант

  1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Тюлени морски.. млекопитающие, обитающие в бе..брежных водах Северного полушария. Они прекрас..но приспособлены к ж..зни в суровых условиях. Тюлени обладают толстым слоем ж..ра, который помога..т им сохранять тепло в ледяных водах.

Летом1 тюлени проводят больш..ю часть времени на берегу отдыхают и заг..рают на солнце. В это время на свет появляются3 детёныш.., которые быстро растут и учат..ся плавать. Тюленята покрыты мя..кой белой ш..рсткой, которая (не)пропускает х..лод.

Осен..ю тюлени возвращают..ся в воду, ..десь они чу..ствуют себя прекрас..но. Они питают..ся рыбой моллюсками и другими морскими существами4. Тюлени могут нырять на глубину до нескольких десятков метров и остават..ся под водой долгое время.

Люди давно изучают тюленей. Их поведение и адаптация к суровой среде вызывают восхищение. Наблюдая за этими ж..вотными, учёные узнают многое о жизни в экстремальных условиях.

  1. Выполните обозначенный цифрами в тексте языковой анализ слов и предложения:

1 – фонетический анализ слова;

3 – морфологический анализ слова;

4 – синтаксический анализ предложения.

  1. Почему, по мнению автора текста, тюлени прекрасно приспособлены к жизни в холодных условиях? Запишите ответ.
  2. Из второго предложения четвертого абзаца текста выпишите слово со значением «холодный, неприспособленный для жизни, существования». Подберите и запишите антоним к нему.
  3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Начала, досуг, звонит, инженеры.

Ответы

1 вариант

1. Белка — небольшой грызун, живущий в лесах. Её пушистый хвост и мягкая рыжая шерстка привлекают внимание. Белка очень быстрая и ловкая. Она легко перепрыгивает с ветки на ветку, собирая орехи, ягоды и грибы. Эти запасы белка прячет в дупле дерева или зарывает в землю.

Зимой белка меняет окрас шерстки на серый, чтобы легче прятаться от хищников. Она ведёт активный образ жизни круглый год, но зимой ей приходится быть более осторожной. Осенью белки делают большие запасы пищи на зиму, чтобы не голодать в холодное время года.

Иногда видишь, как белка беззаботно бегает по стволу дерева вверх-вниз, словно играет в прятки. Наблюдение за этими маленькими животными доставляет огромное удовольствие и напоминает о том, какой удивительный мир нас окружает.

2. Ягоды1

Я-го-ды – 3 слога

я – [й՚] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.;

   – [а] – гласн., ударн.;

г – [г] – согл., звонк. парн., тв. парн.;

о – [а] – гласн., безударн.;

д – [д] – согл., звонк. парн., тв. парн.;

ы– [ы] – гласн., безударн.

5 б., 6 зв.

Делают3

Делают (белки)

  1. Делают – глагол. Белки (что делают?) делают.

Н.ф. – делать.

  1. Пост.: несов. Вид, невозвр., I спр.

Непост.: в форме наст. вр., мн. ч., 3-го л.

  1. Белки (что делают?) делают.

    какие?           что?                где?           чего?                               куда?

Эти запасы белка прячет в дупле дерева или зарывает в землю4. (повеств., невоскл., простое, распр., осложнено однородн. сказуемыми)

3. Белки быстрые и ловкие, потому что легко перепрыгивают  с ветки на ветку, прячет запасы.

4. Огромный – маленький.

5. ДалА, докумЕнт, вЫздороветь, ворОта.

2 вариант

1. Тюлени — морские млекопитающие, обитающие в безбрежных водах Северного полушария. Они прекрасно приспособлены к жизни в суровых условиях. Тюлени обладают толстым слоем жира, который помогает им сохранять тепло в ледяных водах.

Летом тюлени проводят большую часть времени на берегу, отдыхают и загорают на солнце. В это время на свет появляются детёныши, которые быстро растут и учатся плавать. Тюленята покрыты мягкой белой шерсткой, которая не пропускает холод.

Осенью тюлени возвращаются в воду, здесь они чувствуют себя прекрасно. Они питаются рыбой, моллюсками и другими морскими существами. Тюлени могут нырять на глубину до нескольких десятков метров и оставаться под водой долгое время.

Люди давно изучают тюленей. Их поведение и адаптация к суровой среде вызывают восхищение. Наблюдая за этими животными, учёные узнают многое о жизни в экстремальных условиях.

2. Летом1

Ле-том – 2 слога

л – [л՚] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.;

е – [э] – гласн., ударн.;

т – [т] – согл., глух. парн., тверд. парн.;

о – [а] – гласн., безударн.;

м– [м] – согл., звонк. непарн., тверд. парн.

5 б., 5 зв.

Делают3

Появляются (детёныши)

  1. Появляются – глагол. Детёныши (что делают?) появляются.

Н.ф. – появляться.

  1. Пост.: несов. вид, возвр., I спр.

Непост.: в форме наст. вр., мн. ч., 3-го л.

  1. Детёныши (что делают?) появляются.

                             чем?                чем?           чем?                   какими?       какими?

Они питаются рыбой, моллюсками и другими морскими существами4. (повеств., невоскл., простое, распр., осложнено однородн. дополнениями)

3. Тюлени прекрасно приспособлены к жизни в суровых условиях, потому что обладают толстым слоем жира, позволяющим сохранить тепло.

4. Суровый – мягкий, теплый.

5. НачалА, досУг, звонИт, инженЕры.



Предварительный просмотр:

Учащийся ___________________________________. Класс ___________

Проверочная работа по русскому языку.

7 класс. 1 вариант

  1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Я ст..ю на краю скалы и см..трю (в)даль. Огне(н,нн)ое светил.. уже почти к..са..тся горизонта, и его последни.. лучи осв..щают поверхность моря. Вода переливается всеми цветами радуг..: от (ярко)красного до глубокого син..го. На неб.. медле(н,нн)о по..вляются первые звёзды, а так(же) воздух наполня..тся ар..матом морской сол...

(В)дру.. я замечаю, что вода начина..т пенит..ся. Это дельфины играющие3 в лучах заходящего со..нца. Их грац..озные прыжки создают впеч..тление, будто они танцуют под музыку ветра. Я наблюдаю за лоснящимися дельфин..ими спинами с восхищением не отрывая глаз.

Тем временем со..нце окончатель(н,нн)о скрыва..тся за горизонтом оставив после себя полосу (огне(н,нн)о)красного света. Море стало тёмным, но всё ещ.. видны дельфины продолжающие свои (не)ви(н,нн)ые игры. Я чу..ствую, что этот момент останется в моей памяти (на)всегда.

Вернувшись домой внезапно осознаеш.., что побывал в каком(то) пр..красном сказочном мире. Закат над морем — это (не)что (не)вероятное.

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Лоснящиеся спины дельфинов вызывают восхищение.

2)  Море становится темным, и дельфины скрываются с глаз.

3)  Я стою на краю пологого берега, плавно спускающегося к морю.

4)  Солнце скрывается, оставляя полосу багрового цвета.

5) Дельфины словно танцуют под музыку ветра.

  1. Найдите многозначное слово в последнем предложении 1-го абзаца текста. Составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
  2. Выполните морфологический анализ слова, обозначенного в тексте цифрой 3.
  3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1)  (В)течени.. дня я смогу завершить все свои дела.

2)  Собираясь (на)встречу, не забудьте выключить утюг.

3)  (В)следстви.. плохой видимости не удалось посадить самолет.

4)  (На)счет в банке зачислены средства.

  1. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1)  Его наказали за(то), что он совершил.

2)  Что(бы) много знать, нужно много читать.

3)  История небольшая, за(то) поучительная.

4)  Здесь действует то(же) условие, что и в предыдущем примере.

  1. Выпишите предложения, в которых нужно поставить одну запятую (знаки препинания внутри предложений не расставлены). Обоснуйте ваш выбор.

1)  Заяц скакавший по поляне насторожился и бросился наутек.

2)  Собака бегая вокруг своего хозяина выпрашивала лакомство.

3)  Пролетающая над поляной птица внезапно громко вскрикнула.

4)  Двигаясь вдоль дороги будьте внимательны.

Учащийся ___________________________________. Класс ___________

Проверочная работа по русскому языку.

7 класс. 2 вариант

  1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ст..ял тёплый летний вечер. Со..нце пр..ближаясь к горизонту нач..нало медле(н,нн)о опускат..ся за линию д..лёких холмов. Его лучи пр..ломляясь в прозрач..ном воздухе ра(з,с)сыпались мя..кими золотыми бликами по р..стениям. Трава, ещ.. (не)давно зелёная и сочная, теперь к..залась покрытой тонким сло..м золота.

Небо постепе(н,нн)о м..няло свой цвет. От яркого голубого оно перех..дило к (нежно)розовому а (за)тем к насыще(н,нн)ому оранж..вому. Степь раскинувш..ся3 на многие километры (во)круг становилась всё тише и спокойнее. Лиш.. ре..кие птич..и крики да шёпот ветра нарушали эту ум..ротворя..щую тишину.

Солнце как(то) неожида(н,нн)о скрылось за г..ризонтом оставив после себя широкую полосу алого света. Эта полоса быстро пр..нялась тускнеть уступая место темноте ноч... Звёзды по..влялись на небосклоне, словно маленькие огоньки зажжё(н,нн)ые (не)видимой рукой.

Закат в степи — это уд..вительное зрелище, которое нельзя передать словами. Оно наполня..т душу чу..ством гармони.. и покоя напом..ная о вечной красоте пр..роды.

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Прохладным летним вечером в степи солнце приближалось к горизонту.

2)  В степи вечером слышен лишь шепот ветра да редкие крики птиц.

3)  Звезды, появляющиеся на небе, похожи на маленькие огоньки.

4)  Солнце медленно скрывается за горизонтом, оставляя узкую полосу света.

5) Закат в степи наполняет душу чувством тревоги.

  1. Найдите многозначное слово в 1-м предложении 1-го абзаца текста. Составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
  2. Выполните морфологический анализ слова, обозначенного в тексте цифрой 3.
  3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1)  Друг мой, смело шагай (на)встречу неприятностям.

2)  (В)место ожидаемого веселья вечер принес только грусть.

3)  (В)течени.. бурного потока легко потерять равновесие.

4)  Опасно перебегать дорогу, (не)смотря по сторонам.

  1. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1)  Ученики то(же) решили поздравить своего учителя.

2)  Что(бы) приготовить в новогодние праздники?

3)  Горная река была неширокой, за(то) очень бурной.

4)  Он прошел по(тому) самому мосту, по которому ходил герой романа.

  1. Выпишите предложения, в которых нужно поставить одну запятую (знаки препинания внутри предложений не расставлены). Обоснуйте ваш выбор.

1)  Пришедший вовремя автобус оказался очень кстати.

2)  Собака играющая со своим хвостом кружилась по комнате.

3)  Трава скошенная утром к обеду уже подсохла.

     4)  Покидая родное село он на минуту остановился и бросил взгляд назад.

Ответы

1 вариант

1. Я стою на краю скалы и смотрю вдаль. Огненное светило уже почти касается горизонта, и его последние лучи освещают поверхность моря. Вода переливается всеми цветами радуги: от ярко-красного до глубокого синего. На небе появляются первые звёзды, а также воздух наполняется ароматом морской соли.

Вдруг я замечаю, что вода начинает пениться. Это дельфины, играющие в лучах заходящего солнца. Их грациозные прыжки создают впечатление, будто они танцуют под музыку ветра. Я наблюдаю за лоснящимися дельфиньими спинами с восхищением, не отрывая глаз.

Тем временем солнце окончательно скрывается за горизонтом, оставив после себя полосу огненно-красного света. Море стало тёмным, но всё ещё видно, как дельфины, продолжающие свои невинные игры. Я чувствую, что этот момент останется в моей памяти навсегда.

Вернувшись домой, внезапно осознаешь, что побывал в каком-то прекрасном сказочном мире. Закат над морем — это нечто невероятное.

2. 1,5

3. Соль. Чтобы еда не была пресной, необходимо добавить соль (Вся соль этой шутки состояла в неожиданной остроумной концовке). ИЛИ Аромат. Едва уловимый аромат молодости манил своей недосягаемостью. ИЛИ Воздух. Воздух свободы – приятнейшее ощущение. ИЛИ Звезды. Звезды шоу-бизнеса собрались на концерте.

4. Играющие

Играющие (дельфины) – причастие.

I. Обозначает признак предмета по действию (какой?). Образовано от глагола играть.

Н.ф. – играющий.

II. Морфологические признаки:

Пост.: действит., наст.вр., несов. вид, невозвр.;

Непост.: в полн. ф., в мн.ч., Им.п.

III. Дельфины (какие?) играющие.

5. В течение дня я смогу завершить все свои дела. Вследствие плохой видимости не удалось посадить самолет.

6. Чтобы много знать, нужно много читать. История небольшая, зато поучительная.

7. Двигаясь вдоль дороги, будьте внимательны. Деепричастный оборот, стоящий в начале предложения, выделяется запятой. ИЛИ [ |ДО|,      ]

2 вариант

1. Стоял тёплый летний вечер. Солнце, приближаясь к горизонту, начинало медленно опускаться за линию далёких холмов. Его лучи, преломляясь в прозрачном воздухе, рассыпались мягкими золотыми бликами по растениям. Трава, ещё недавно зелёная и сочная, теперь казалась покрытой тонким слоем золота.

Небо постепенно меняло свой цвет. От яркого голубого оно переходило к нежно-розовому, а затем к насыщенному оранжевому. Степь, раскинувшаяся на многие километры вокруг, становилась всё тише и спокойнее. Лишь редкие птичьи крики да шёпот ветра нарушали эту умиротворяющую тишину.

Солнце как-то неожиданно скрылось за горизонтом, оставив после себя широкую полосу алого света. Эта полоса быстро принялась тускнеть, уступая место темноте ночи. Звёзды появлялись на небосклоне, словно маленькие огоньки, зажжённые невидимой рукой.

Закат в степи — это удивительное зрелище, которое нельзя передать словами. Оно наполняет душу чувством гармонии и покоя, напоминая о вечной красоте природы.

2. 2,3

3. Стоять. Малыш крепко стоял на ногах. ИЛИ Вечер. Выпускной вечер быстро закончился.

4. Раскинувшаяся

Раскинувшаяся (степь) – причастие.

I. Обозначает признак предмета по действию (какой?). Образовано от глагола раскинуться.

Н.ф. – раскинувшийся.

II. Морфологические признаки:

Пост.: действит., прош.вр., сов. вид, возвр.;

Непост.: в полн. ф., в ж.р., ед.ч., Им.п.

III. Степь (какая?) раскинувшаяся.

5. Друг мой, смело шагай навстречу неприятностям. Вместо ожидаемого веселья вечер принес только грусть.

6. Ученики тоже решили поздравить своего учителя. Горная река была неширокой, зато очень бурной.

7. Покидая родное село, он на минуту остановился и бросил взгляд назад. Деепричастный оборот, стоящий в начале предложения, выделяется запятой. ИЛИ [ |ДО|,      ]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские варианты для подготовки к мониторингу МЦКО. Варианты 1-10.

Составлены на основе кодификатора и демоверсии мониторинга МЦКО. Эффективны для проверки сформированности компетенций и диагностирования уровня готовности учащихся к срезу знаний....

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 7. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 7. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»...