«Публичное выступление о произведении народного промысла»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бойкова Наталья Павловна

 Урок развития речи в 6 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_publichnoe_vystuplenie.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6  классе  

«Публичное выступление о произведении народного промысла»

Бойкова Н.П., учитель русского языка и литературы МОУ –СОШ №3 города Аткарска Саратовской области

имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича

Цель: развитие монологической речи учащихся через формирование способности к новому способу деятельности.

Задачи:

1) развивать навык публичного монологического выступления,  умения заинтересовать аудиторию;

2) учить составлять текст выступления с учётом цели, адресата, ситуации общения;

3) воспитывать стремление к совершенствованию своей речи, расширению кругозора и  словарного запаса, формировать нравственные и эстетические чувства.   

Предметные  результаты: освоение базовых понятий лингвистики: речевое общение, устная речь, ситуация речевого общения; публицистический стиль; овладение  речевыми нормами и использование их в своей речевой практике при создании устных высказываний.

Метапредметные результаты:

 извлечение информации по заданной проблеме из различных источников; умение строить монологическую речь.

Личностные результаты:

осознание эстетической ценности языка, основ культурного наследия русского народа.

Оборудование урока:  выставка предметов народных  промыслов,  презентация по теме урока, раздаточный материал  для учащихся.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

I. Организационный этап

Приветствие. Оформление рабочих тетрадей.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с эпиграфом.

 «Умение говорить – искусство. Умение  слушать – культура»  (Д.С.Лихачев)

- Объясните, как вы понимаете эти слова.

- О каком искусстве идет речь?

Запишите это высказывание  как предложение с прямой речью по схеме

А:«П». (слова для справки говорить, утверждать, советовать, замечать).

«Работа хороша, если есть в ней польза и душа» (пословица)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу.

- Приведите пример такой работы.

 - Запишите это высказывание  как предложение с прямой речью по схеме «П»,-а.

- Сделайте вывод  о теме урока (Публичное выступление о народном промысле). Запишите тему урока.  

- Какие  задачи мы должны  решить на этом уроке?

 Продолжи: УЗНАТЬ  (Расширить  знания) о народных помыслах.  

НАУЧИТЬСЯ  строить публичное выступление.

ПРИМЕНИТЬ  знания о народном промысле и публичном  выступлении  на практике.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Предметные УУД:

  • Развитие умения  соблюдать  пунктуационные нормы в процессе письма и обосновывать выбор знаков препинания в предложении.

III.  Актуализация знаний.

А) Фронтальная беседа.

 Что такое публичное выступление?

- В каких случаях вы можете выступать перед аудиторией?

- Какой стиль речи вам понадобится при выступлении?

(Научный или публицистический, в зависимости от темы выступления и ситуации общения)

-Какие правила нужно соблюдать, чтобы выступление было удачным?

-Учитель обращает внимание учащихся на правила  американского психолога, писателя, специалиста в области человеческих отношений Д. Карнеги (приложение 1).

Предметные УУД:

  • Понимание  целей  и особенностей  устного публичного выступления .
  • Умение распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в  устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

  • Умение самостоятельно вычитывать текстовую информацию – фактуальную и концептуальную.
  • Умение пользоваться приёмами изучающего чтения.

Б) Работа с текстом  (приложение 2).

- Чтение текста.

- Определите основную мысль текста. (Возникновение народных промыслов  относится к глубокой древности и  подсказано  особенностями природных условий).   Запишите. 

IV.  Обобщение и систематизация знаний.

А) Словарная работа

- Запишем  названия  произведений народных  промыслов,  снискавших  мировую славу.

Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы, павловопосадские платки -  это … (лучшие образцы народного искусства).

- Какие предметы народных промыслов есть у вас дома?  (обратить  внимание на выставку в классе) 

Слово учителя: Россия – удивительная страна. В ней жили и живут талантливые, трудолюбивые люди, способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева. Русский крестьянин своими руками мастерил все необходимое. Но душа просила праздника, тосковала по красоте, тем более что окружали русского человека чудесные реки, озера, леса, луга, да синее небо. Было где позаимствовать красок и почерпнуть вдохновения.

Предметные УУД:

  • Развитие умения соблюдать  при письме изученные орфографические нормы.
  • Умение строить высказывание в соответствии с нормами литературного языка.
  • Умение подбирать слова, описывающие  ключевые признаки предмета, а также  синонимы.

Познавательные УУД:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. 

Коммуникативные УУД:

  • Замена  слова в целях эффективного речевого общения.

Б) «Особые приметы».

Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались как настоящие произведения искусства. Каждый народные промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций.

Подберите слова или словосочетания, которые  называют индивидуальные особенности народного промысла.  По этим «особым приметам» одноклассники смогут узнать, о каком народном промысле вы хотите  узнать больше или хотите рассказать одноклассникам.

  • Неповторимый золотой оттенок, сочные яркие краски; черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.
  • Геометрический узор,  состоящий из кругов, полос, клеток, отделывают золотом.
  • Цветочные узоры  и геометрические  орнаменты,  ярко-синяя краска,  белоснежный фон, синяя гладь рек и озер. 
  • Не просто  лаковые орнаменты, а целые сюжеты.  
  • Роспись по черному фону; красный, синий и другие цвета; яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов.
  • Тонкие ажурные  узоры; как  морозное  окно.

Д)   «Распространи предложение».

Краски, узоры, орнаменты  поражают.

 (Яркие краски, затейливые узоры, причудливые орнаменты поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам).  Запишите это предложение.

V. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

А) Фронтальная беседа

- Какую  цель вы ставите перед собой, выступая перед публикой с рассказом  о народном промысле?  (Выразить свое отношение, заинтересовать, увлечь рассказом) Легко этого достичь?

Д. Карнеги советует нам:  «Улыбайтесь. Вкладывайте душу в своё выступление. Акцентируйте важные слова во фразе. Меняйте темп  своей  речи».

-Что такое «зацепляющий крючок»?  (прием речи, то, что сразу же вызывает интерес и заставляет слушать; он должен удивлять слушателей).
-  Сравните два начала публичного выступления.

1. Тема моего  выступления – это  хохломская роспись.

2. Предлагаю вам   отправиться   на ярмарку.

- Какое  начало заинтригует и заставит слушать?
Второе начало соответствует  теме и одновременно удивляет.

 - Что можно использовать в качестве «зацепляющего крючка»?

(Сказку, легенду, миф, анекдот, стихотворение, интересную историю, строчки из песни, историю из собственной жизни)

Б) Самостоятельная работа учащихся в парах. Выбор материала для применения приема «Зацепляющий крючок» (приложение 3).

Учащиеся  работают в парах и знакомятся  с материалами, которые могут  использовать в качестве  приема речи «зацепляющий крючок», выбирают  материал, который считают  наиболее интересным, включают данный материал в свое выступление.

Предметные  УУД:

  • Осуществление  содержательной переработки  текста.

Коммуникативные УУД:

  • Учет  разных мнений  и стремление  к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Учиться работать в паре.

Регулятивные УУД:

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

А) Изучающее чтение  «Памятки оратора» (приложение 4).

Б) Публичные выступления  учащихся с использованием приема «Зацепляющий крючок».  

В) Коллективный анализ выступлений.

Регулятивные УУД:

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Коммуникативные УУД

  • Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
  • Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.
  • Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  • Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

VII.Рефлексия.

 Домашнее задание.

- Какие  задачи мы должны  были решить на этом уроке?

- Оценим свою работу на уроке (прием  «Пятёрочка»). Обведите свою руку и продолжите предложения:  

большой  палец «Для меня  на уроке  важно...»;
указательный палец  «Мне  на уроке было трудно...»;
средний палец  «Для меня недостаточно материала...»;
безымянный  палец  «Мне на уроке  было интересно...»;
мизинец  «Я хочу предложить на следующем уроке...».

Регулятивные УУД:

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  1. Доработать выступления с учетом полученных рекомендаций.
  2. Подготовить выступление с мультимедийным сопровождением  (по выбору учащегося)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...

Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)

Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классном...

Урок развития речи в 6 классе. Публичное выступление "Народные промыслы Нижегородской области"

Урок развития речи с использованием краеведческого материала...

Урок русского языка в 6 классе. «Рр. Публичное выступление о произведениях народного промысла».

   Тема: «Р/р. Публичное выступление о произведениях народного промысла».     Тип урока: развитие связной речи.     Форма проведения: зао...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...