конспект урока по русскому языку. Тема: деепричастный оборот
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 7
Дата проведения: 09.12.2024г.
Тема: Деепричастный оборот.
Цель: познакомиться с понятием «Деепричастный оборот», выявить его грамматические особенности и научиться выделять деепричастие и деепричастный оборот на письме.
Планируемые результаты
образовательные: знакомство с понятием деепричастный оборот; формирование умения находить деепричастный оборот в предложении, развитие навыка выделять на письме одиночное деепричастие и деепричастный оборот.
развивающие: умения сравнивать и систематизировать изученный материал, умение выполнять задание на основе изученного материала, формирование навыков работы с различным языковым материалом.
воспитательные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Вид урока: урок – практикум.
Технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, коллективно-ориентированное обучение.
Методы и приемы работы: репродуктивный метод (слово учителя, работа с дидактическим материалом, составление алгоритма, работа с текстом, комментированное письмо, фронтальный опрос, беседа); объяснительно – иллюстративный метод; эвристический метод (эвристическая беседа, формулирование правила, наблюдение над языковым материалом).
Дидактический материал: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. – Москва : ДРОФА, 2019. – 303 с.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, сигнальные карточки.
Этап урока, время этапа | Цель | Методы обучения | Приемы, формы организации учебной деятельности обучающихся, виды работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и компетенции | Планируемый результат | ||
Предметные: | Метапредметные: регулятивные коммуникативные познавательные | Личностные: | |||||||
МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП | |||||||||
1.Организационный момент. (1 мин.) | Активизировать внимание учащихся, настроить на продуктивную работу. | Слово учителя, фронтальная беседа, записи на доске и в тетради. | Приветствие обучающихся, выявление отсутствующих на уроке, проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя, погружение в рабочую атмосферу. | Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил). Коммуникативные: взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом. Познавательные: подготовка к осознанию учебно-познавательной задачи. | Самоопределение (мотивация). | Готовность учеников к продуктивной деятельности на уроке. | ||
2. Актуализация опорных ЗУН. Постановка темы и цели урока. (6 мин.) | Актуализация опорных ЗУН. Постановка учебной проблемы. | Репродуктивный метод. Эвристический метод. | Проверка домашнего задания. Наблюдение над языковым материалом. Эвристическая беседа. Формулирование темы урока. | Проверяет домашнее задание: - Вам нужно было выполнить упр. 181: записать предложения, найти деепричастие и подписать его: Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер ч..тко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, (не)зар..бит уснувшей воды (не)шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху. Предлагает обратиться к первому предложению. -Какое деепричастие мы здесь выделили? - Как вы думаете, есть ли у этого деепричастия зависимые слова? Задайте к ним вопрос. Совместно с учащимися формулирует тему урока: - Вспомните, как мы называли причастие с зависимыми словами? (причастный оборот) Как же мы назовем деепричастие с зависимыми словами? | Проверяют домашнее задание. По очереди зачитывают предложения, называют деепричастия. Участвуют в эвристической беседе. Находят зависимые слова, задают к ним вопрос. (отражаясь (как?) призрачными очертаниями). Актуализируют знания о причастном обороте. Делают вывод, что деепричастие с зависимыми словами – это деепричастный оборот. Записывают тему урока (Деепричастный оборот) в тетради. | Актуализируют ЗУН по изученной теме. Выполняют задание. Проверяют по цепочке, при необходимости корректируют ответы. | Регулятивные: уметь оценивать результаты деятельности и анализировать собственную работу; уметь ставить новые цели деятельности. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, ставить проблему. | Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию. Формирование коммуникативной компетентности. | Актуализировать основные ЗУН по морфологии, синтаксису, орфографии, культуре речи. |
ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||||||||
3.Объяснение нового материала. (9 мин.) | Объяснение темы урока. | Эвристический метод. Репродуктивный метод. | Формулирование правила. Знакомство с теорией в учебнике. | Предлагает учащимся вспомнить, какие правила выделения причастного оборота на письме были пройдены. Просит посмотреть на текст из домашнего задания и сделать вывод. Совместно с учениками формулирует правило. Предлагает ознакомиться с теорией, представленной в учебнике и продолжить предложение: причастный оборот является одним членом предложения и обозначается как … определение. Как мы будем обозначать деепричастный оборот? | Вспоминают, что если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми. Делают вывод, что деепричастный оборот выделяется запятыми. Формулируют правило: одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми, не зависимо от того в каком положении они стоят от определяемого слова. Читают теоретический материал параграфа. Продолжают предложение учителя, делая вывод, что деепричастие выделяется как обстоятельство. | Уметь находить деепричастия, отличать деепричастия от других частей речи , определять вид, правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты на письме. | Регулятивные: ориентироваться в изучаемом материале. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строить монологические высказывания, формулировать и аргументировать своё мнение. Познавательные: умение анализировать языковые факты, строить логическую цепь рассуждений. | Осознание смысла изучаемого и понимание личной ответственности за будущий результат. | Знать, что такое деепричастие, его основные признаки, типичные суффиксы, признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию. Понимать, что такое деепричастный оборот. Уметь находить зависимые слова и задавать к ним вопросы. |
4.Первичная проверка понимания изученного. (14 мин.) | Обеспечить первичное осмысление и закрепление учащимися изучаемого материала. | Репродуктивный метод. | Фронтальный опрос. Составление алгоритма. Закрепление правила на практике. Работа с текстом. | Опрашивает учащихся, каким образом они найдут причастный оборот. Предлагает такой алгоритм: обозначим грамматическую основу предложения. Зададим от главного действия – сказуемого – вопрос к деепричастию. Выделим деепричастный оборот вертикальными чертами, расставим запятые. Подчеркнем его как член предложения. Предлагает выполнить задание (упр.184) Организовывает работу с текстом: В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки уезжая в конце августа из деревни. Я ужасно переживал, что чегемский виноград только начинал румяниться. Спускаясь из Чегема мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья иногда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний пожухлый лист. - О чем этот текст? Как мы можем его озаглавить? Давайте найдем в нем деепричастия и деепричастные обороты. | Предлагают свои алгоритмы. Записывают алгоритм. Выполняют упражнение: 1. Бабушка никогда не плутала в лесу, |безошибочно определяя дорогу к дому|. 2. Надо мною звенит хвойный лес, |отряхая с зелёных лап капли росы|. 3. Где-то близко ударил гром, |напугав всех|. 4.| Сидя у окна|, бабушка сучила нитки для кружев. 5. Девочка капризничает, не хочет идти спать, |не простясь со мною|. 6. «Прощай, до завтра», – сказала девочка, |протянув мне руку|. 7. |Прочитав сказки Пушкина несколько раз|, я уже знал их на память. Читают текст, отвечают на вопросы учителя. Находят в тексте деепричастия и деепричастные обороты. | Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте. | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: строить монологические высказывания, формулировать и аргументировать своё мнение. Познавательные: применять полученные знания на практике, уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. | Умение находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами. |
5. Закрепление новых знаний и способов действий(12 мин.) | Совершенствование знаний, полученных в ходе изучения нового материала. | Репродуктивный метод. | Комментированное письмо. | Предлагает учащимся списать текст со слайда и выделить деепричастные обороты на письме. Проверяет правильность выполнения задания, вызывая учащихся к доске по очереди. | Списывают текст, выполняют задание. В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, |уезжая в конце августа из деревни|. Я ужасно переживал, что чегемский виноград только начинал румяниться. |Спускаясь из Чегема|, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил, |задрав голову| и |вглядываясь в розовеющие гроздья|, |иногда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний пожухлый лист|. Выходят к доске по очереди. | Закрепление полученных знаний. | Регулятивные систематизировать свои знания. Коммуникативные: строить монологические высказывания, формулировать и аргументировать своё мнение. Познавательные: соблюдать логику рассуждения. | Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. Формирование коммуникативной компетентности. | Составлять связный текст с использованием деепричастных оборотов на основе наблюдения действий. |
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП | |||||||||
6.Подведение итогов урока. Рефлексия. Информирование о домашнем задании. (3 мин.) | Подведение итогов урока, информирование о домашнем задании. | Репродуктивный метод. Эвристический метод. | Беседа по пройденному материалу. | Учитель подводит итоги урока и инициирует рефлексию учащихся:
- Итак, сегодня мы с вами познакомились с таким понятием как «деепричастный оборот». Давайте закрепим: что мы называем деепричастным оборотом? Когда мы выделяем его на письме? Просит поднять учащихся сигнальные карточки разных цветов для оценивания работы на уроке. Информирует о домашнем задании: - Дома вы продолжите закреплять умения выделять деепричастный оборот. Вам нужно выполнить упр.187 с.80. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите деепричастные обороты, как вы это делали на уроке. | Совместно с учителем подводят итоги урока. Участвуют в беседе. Анализируют свою работу на уроке. Поднимают красную карточку те, кому непонятна сегодняшняя тема, желтую – если поняли, но нужно еще раз повторить, зеленую – если поняли и не возникло никаких сложностей. Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы. | Осмысление результатов своей деятельности. | Регулятивные: уметь адекватно оценивать результаты собственной деятельности. Коммуникативные: уметь выражать полно и точно свои мысли. Познавательные: уметь обобщать полученную информацию. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | Умение планировать и оценивать свою деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания Н и Н...

Открытый урок по русскому языку . Тема: "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте". 7 класс
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС....
конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"
Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Алфавит.
Из истории Алфавита. За основу учёные взяли греческий алфавит, и в 863 году был составлен первый славянский алфавит, который получил название глаголица. После смерти Кирилла и Мефодия был создан новый...