конспект урока по русскому языку. Тема: деепричастный оборот
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 7

Дата проведения: 09.12.2024г.

Тема: Деепричастный оборот.

Цель: познакомиться с понятием «Деепричастный оборот», выявить его грамматические особенности и научиться выделять деепричастие и деепричастный оборот на письме.

Планируемые результаты

образовательные: знакомство с понятием деепричастный оборот; формирование умения находить деепричастный оборот в предложении, развитие навыка выделять на письме одиночное деепричастие и деепричастный оборот.

развивающие: умения сравнивать и систематизировать изученный материал, умение выполнять задание на основе изученного материала, формирование навыков работы с различным языковым материалом.

воспитательные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: урок – практикум.

Технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, коллективно-ориентированное обучение.

Методы и приемы работы: репродуктивный метод (слово учителя, работа с дидактическим материалом, составление алгоритма, работа с текстом, комментированное письмо, фронтальный опрос, беседа); объяснительно – иллюстративный метод; эвристический метод (эвристическая беседа, формулирование правила, наблюдение над языковым материалом).

Дидактический материал: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. – Москва : ДРОФА, 2019. – 303 с.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, сигнальные карточки.

Этап урока, время этапа

Цель

Методы обучения

Приемы, формы организации учебной деятельности обучающихся, виды работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и компетенции

Планируемый результат

Предметные:

Метапредметные:

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Личностные:

МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

1.Организационный момент.

(1 мин.)

Активизировать внимание учащихся, настроить на продуктивную работу.

Слово учителя, фронтальная беседа, записи на доске и в тетради.

Приветствие обучающихся, выявление отсутствующих на уроке, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, погружение в рабочую атмосферу.

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил).

Коммуникативные:

взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом.

Познавательные:

подготовка к осознанию учебно-познавательной задачи.

Самоопределение (мотивация).

Готовность учеников к продуктивной деятельности на уроке.

2. Актуализация опорных ЗУН.

Постановка темы и цели урока.

(6 мин.)

Актуализация опорных ЗУН. Постановка учебной проблемы.

Репродуктивный метод.

Эвристический метод.

Проверка домашнего задания.

Наблюдение над языковым материалом.

Эвристическая беседа.

Формулирование темы урока.

Проверяет домашнее задание:

- Вам нужно было выполнить упр. 181: записать предложения, найти деепричастие и подписать его:

Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер ч..тко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, (не)зар..бит уснувшей воды (не)шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.

Предлагает обратиться к первому предложению.

-Какое деепричастие мы здесь выделили?

- Как вы думаете, есть ли у этого деепричастия зависимые слова? Задайте к ним вопрос.

Совместно с учащимися формулирует тему урока:

- Вспомните, как мы называли причастие с зависимыми словами? (причастный оборот) Как же мы назовем деепричастие с зависимыми словами?

Проверяют домашнее задание.

По очереди зачитывают предложения, называют деепричастия.

Участвуют в эвристической беседе.

Находят зависимые слова, задают к ним вопрос.

(отражаясь (как?) призрачными очертаниями).

Актуализируют знания о причастном обороте.

Делают вывод, что деепричастие с зависимыми словами – это деепричастный оборот.

Записывают тему урока (Деепричастный оборот) в тетради.

Актуализируют ЗУН по изученной теме. Выполняют задание.

Проверяют по цепочке, при необходимости корректируют ответы.

Регулятивные: уметь оценивать результаты деятельности и анализировать собственную работу; уметь ставить новые цели деятельности.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, ставить проблему.

Формирование ответственного отношения к учению,

готовность и способность к саморазвитию.

Формирование коммуникативной компетентности.

Актуализировать основные ЗУН по морфологии, синтаксису, орфографии, культуре речи.

ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.Объяснение нового материала.

(9 мин.)

Объяснение темы урока.

Эвристический метод.

Репродуктивный метод.

Формулирование правила.

Знакомство с теорией в учебнике.

Предлагает учащимся вспомнить, какие правила выделения причастного оборота на письме были пройдены.

Просит посмотреть на текст из домашнего задания и сделать вывод.

Совместно с учениками формулирует правило.

Предлагает ознакомиться с теорией, представленной в учебнике и продолжить предложение: причастный оборот является одним членом предложения и обозначается как … определение. Как мы будем обозначать деепричастный оборот?

Вспоминают, что если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.

Делают вывод, что деепричастный оборот выделяется запятыми.

Формулируют правило: одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми, не зависимо от того в каком положении они стоят от определяемого слова.

Читают теоретический материал параграфа. Продолжают предложение учителя, делая вывод, что деепричастие выделяется как обстоятельство.

Уметь находить деепричастия, отличать деепричастия от других частей речи , определять вид, правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты на письме.

Регулятивные: ориентироваться в изучаемом материале.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строить монологические высказывания, формулировать и аргументировать своё мнение.

Познавательные: умение анализировать языковые факты, строить логическую цепь рассуждений.

Осознание смысла изучаемого и понимание личной ответственности за будущий результат.

Знать, что такое деепричастие, его основные признаки, типичные суффиксы, признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Понимать, что такое деепричастный оборот.

Уметь находить зависимые слова и задавать к ним вопросы.

4.Первичная проверка понимания изученного.

(14 мин.)

Обеспечить первичное осмысление и закрепление учащимися изучаемого материала.

Репродуктивный метод.

Фронтальный опрос.

Составление алгоритма.

Закрепление правила на практике.

Работа с текстом.

Опрашивает учащихся, каким образом они найдут причастный оборот.

Предлагает такой алгоритм: обозначим грамматическую основу предложения. Зададим от главного действия – сказуемого – вопрос к деепричастию. Выделим деепричастный оборот вертикальными чертами, расставим запятые. Подчеркнем его как член предложения.

Предлагает выполнить задание (упр.184)

Организовывает работу с текстом:

 В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки уезжая в конце августа из деревни. Я ужасно переживал, что чегемский виноград только начинал румяниться. Спускаясь из Чегема мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья иногда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний пожухлый лист.

- О чем этот текст? Как мы можем его озаглавить? Давайте найдем в нем деепричастия и деепричастные обороты.

Предлагают свои алгоритмы.

Записывают алгоритм.

Выполняют упражнение:

1. Бабушка никогда не плутала в лесу, |безошибочно определяя дорогу к дому|. 2. Надо мною звенит хвойный лес, |отряхая с зелёных лап капли росы|. 3. Где-то близко ударил гром, |напугав всех|. 4.| Сидя у окна|, бабушка сучила нитки для кружев. 5. Девочка капризничает, не хочет идти спать, |не простясь со мною|. 6. «Прощай, до завтра», – сказала девочка, |протянув мне руку|. 7. |Прочитав сказки Пушкина несколько раз|, я уже знал их на память.

Читают текст, отвечают на вопросы учителя.

Находят в тексте деепричастия и деепричастные обороты.

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, формулировать и аргументировать своё мнение.

Познавательные: применять полученные знания на практике, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Умение находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

5. Закрепление новых знаний и способов действий(12 мин.)

Совершенствование знаний, полученных в ходе изучения нового материала.

Репродуктивный метод.

Комментированное письмо.

Предлагает учащимся списать текст со слайда и выделить деепричастные обороты на письме.

Проверяет правильность выполнения задания, вызывая учащихся к доске по очереди.

Списывают текст, выполняют задание.

В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, |уезжая в конце августа из деревни|. Я ужасно переживал, что чегемский виноград только начинал румяниться. |Спускаясь из Чегема|, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил, |задрав голову| и |вглядываясь в розовеющие гроздья|, |иногда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний пожухлый лист|.

Выходят к доске по очереди.

Закрепление полученных знаний.

Регулятивные систематизировать свои знания.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, формулировать и аргументировать своё мнение.

Познавательные: соблюдать логику рассуждения.

Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. Формирование коммуникативной компетентности.

Составлять связный текст с использованием деепричастных оборотов на основе наблюдения действий.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

6.Подведение итогов урока.

Рефлексия. Информирование о домашнем задании.

(3 мин.)

Подведение итогов урока,

информирование о домашнем задании.

Репродуктивный метод.

Эвристический метод.

Беседа по пройденному материалу.

Учитель подводит итоги урока и инициирует рефлексию учащихся:

 

- Итак, сегодня мы с вами познакомились с таким понятием как «деепричастный оборот». Давайте закрепим: что мы называем деепричастным оборотом?

Когда мы выделяем его на письме?

Просит поднять учащихся сигнальные карточки разных цветов для оценивания работы на уроке.

Информирует о домашнем задании:

- Дома вы продолжите закреплять умения выделять деепричастный оборот. Вам нужно выполнить упр.187 с.80. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите деепричастные обороты, как вы это делали на уроке.

Совместно с учителем подводят итоги урока.  

Участвуют в беседе.

Анализируют свою работу на уроке.

Поднимают красную карточку те, кому непонятна сегодняшняя тема, желтую – если поняли, но нужно еще раз повторить, зеленую – если поняли и не возникло никаких сложностей.

Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.

Осмысление результатов своей деятельности.

Регулятивные: уметь адекватно оценивать результаты собственной деятельности.

Коммуникативные: уметь выражать полно и точно свои мысли.

Познавательные: уметь обобщать полученную информацию.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Умение планировать и оценивать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Алфавит.

Из истории Алфавита. За основу учёные взяли греческий алфавит, и в 863 году был составлен первый славянский алфавит, который получил название глаголица. После смерти Кирилла и Мефодия был создан новый...