Презентация для подготовки к сочинению - рассуждению 13.3 ОГЭ "Почему нельзя бросать человека в беде?"
презентация к уроку по русскому языку (8, 9 класс)

Болонева Татьяна Григорьевна

Презентация предназначена для подготовки учащихся к сочинению 13.3 ОГЭ "Почему нельзя бросать человека в беде?" ( по тексту Л.Ф. Воронковой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_-_rassuzhdenie.pptx975.49 КБ
Файл sochinenie_vzaimovyruchka.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать третье октября. Работа над ошибками. в смеша( н,нн )ом лесу о живлё ( н,нн ) ое село Аккуратно сложе ( н,нн )ы Деревя ( н,нн ) ые бруски Бревна навале( н,нн )ы Незва ( н,нн )ого гостя Подоси ( н,нн ) овики Сконфуже ( н,нн )о покашливать В ветре( н,нн )ом марте Зачарова ( н,нн )о брожу Стари( н,нн )ого города

Слайд 2

Тема урока: « Сочинение- рассуждение» Тезис – утверждение, которое нужно доказать в сочинении. Аргументы (2) В ывод

Слайд 3

Темы сочинения-рассуждения (9.3) Что такое счастье. Что такое выбор. Что такое доброта. Что такое жизненные ценности. Что такое дружба. Что такое драгоценные книги. Что такое любовь. Что такое настоящее искусство. Что такое материнская любовь. Что такое неуверенность в себе. Что такое нравственный выбор. Что такое сила духа. Что такое взаимовыручка. Что такое внутренний мир человека.

Слайд 4

Композиция сочинения-рассуждения с объяснением значения слова (9.3)

Слайд 5

9.3 Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нельзя бросать человека в беде ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Слайд 6

Анализ текста (1)Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними. – (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим. (4)Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далеко-далеко пестрели цветы – и красные, и синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах. (6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель. (7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам. (8)Вдруг Федя сказал: – (9)Что-то здесь пчёл много! – (10)Правда, здесь пчёл много, – сказал и Ваня. – (11)Всё время гудят. – (12)Эй, ребята, – закричал издали Гринька, – поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят! (14)Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики.

Слайд 7

– (15)Ребята, отступай! – скомандовал Гринька. – (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают. (17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (19)Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка , сын пчеловода. (20)Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него. – (21)Ребята! – крикнул Ваня. – (22) Васятку пчёлы закусали! – (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, – ответил Гринька.

Слайд 8

– (24)Надо его отца позвать, – сказал Федя. – (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем. (26)И оба пошли дальше, а Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник. – (27)Иди сюда! – крикнул он Васятке . (28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васятке , взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл. (31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки: – (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали! (34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк , и тебе от пчёл досталось из-за Васятки ! (35)Ты не бойся: поболит – перестанет!» – (36)Мне ничего, – сказал Ваня. (37)И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

Слайд 9

– (39)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (40)Это кто же тебя так разукрасил? – (41)Пчёлы, – ответил Ваня. – (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули? – (43)Они убежали, а я Васятку вёл, – сказал Ваня. – (44)А что ж такого? (45)Поболит – перестанет. (46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся. – (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала? (49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама? (50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу: – (51)Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (52)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (53)Вот бы что она сказала! (По Л.Ф.Воронковой )

Слайд 10

Пишем тезис Что такое …? На мой взгляд , … – это… (толкование слова своими словами ).Почему нельзя бросать человека в беде? (ответ на вопрос). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту.

Слайд 11

Пишем тезис Что такое взаимовыручка? На мой взгляд , взаимовыручка – это готовность помочь человеку в трудной ситуации, выручить в беде, проявление доброты и человечности. Нельзя бросать человека в беде, ведь на его месте всегда можешь оказаться ты. Кто поможет тебе, если ты не помогаешь другим? Чтобы доказать свою точку зрения обращусь к прочитанному тексту.

Слайд 12

1 Аргумент из прочитанного текста В данном тексте …( автор ) рассказывается о том, как … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … ( микровывод по первому аргументу).

Слайд 13

1 Аргумент из прочитанного текста В данном тексте Л.Ф. В оронковой рассказывается о том, как мальчики ходили на луг за щавелем и случайно набрели на пасеку. Они хотели тихонько уйти с пасеки, не привлекая внимание пчел, как вдруг услышали плач. Это плакал маленький Васятка - сын пчеловода. Федя и Гринька не стали помогать мальчику, боясь, что их закусают пчелы (предложение 23). А Ваня мужественно пришел на помощь маленькому Васятке , несмотря на то, что его самого сильно покусали пчелы (предложения 26-30). По-моему , Ваня поступил правильно, если бы он не помог малышу, Васятку могли до смерти искусать. Папа Вани гордился им, он сказал: «Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай». Поступок Вани - пример проявления смелости, доброты и взаимовыручки.

Слайд 14

Приводим примеры из жизненного опыта

Слайд 15

Примеры взаимовыручки в художественной литературе Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» В финале повести Тарас Бульба жертвует собой, чтобы его товарищи успели перебраться на другой берег и ускользнуть от погони. 2. В. Г. Распутин «Уроки французского» Учительница Лидия Михайловна играет со своим учеником Володей на деньги, чтобы мальчик мог нормально питаться. За этот поступок её уволили из школы, однако она продолжала помогать мальчику, отправив ему посылку с едой.

Слайд 16

Пример из жизни Алдар Цыденжапов - предотвратил ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, спас от гибели сам корабль и экипаж в составе 348 человек. Когда на эсминце «Быстрый» начался пожар, Алдар кинулся перекрывать утечку толива в самый центр пожара, погиб от тяжелых ожогов. Герой Российской Федерации.

Слайд 17

2. Аргумент из прочитанного текста Немало примеров проявления взаимовыручки мы можем встретить и в жизни (художественной литературе). Так в произведении … Микровывод по 2 аргументу

Слайд 18

2. Аргумент из прочитанного текста Немало примеров проявления взаимовыручки мы можем встретить и в художественной литературе. Так в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» герои объединены духом товарищества, и каждый из них считает за честь помочь другому в преодолении препятствий. Главный герой - Тарас Бульба жертвует собой, чтобы его товарищи успели перебраться на другой берег и ускользнуть от погони. Это и есть проявление взаимовыручки — принципа, который стал нравственной основой отношений казаков.

Слайд 19

Пишем заключение Вывод Таким образом, взаимовыручка … Примеры взаимовыручки демонстрируют, что… Без взаимовыручки ….

Слайд 20

Вывод Без взаимовыручки мир был бы жестоким и бесчеловечным. Мы должны помогать друг другу в трудных ситуациях, должны стремиться к тому, чтобы взаимовыручка стала частью нашей повседневной жизни и помогла нам создать более доброе и справедливое общество.

Слайд 21

Что такое взаимовыручка? На мой взгляд, взаимовыручка – это готовность помочь человеку в трудной ситуации, выручить в беде, проявление доброты и человечности. Нельзя бросать человека в беде, ведь на его месте всегда можешь оказаться ты. Кто поможет тебе, если ты не помогаешь другим? Чтобы доказать свою точку зрения обращусь к прочитанному тексту. В данном тексте Л.Ф. Воронковой рассказывается о том, как мальчики ходили на луг за щавелем и случайно набрели на пасеку. Они хотели тихонько уйти с пасеки, не привлекая внимание пчел, как вдруг услышали плач. Это плакал маленький Васятка - сын пчеловода. Федя и Гринька не стали помогать мальчику, боясь, что их закусают пчелы (предложение 23). А Ваня мужественно пришел на помощь маленькому Васятке , несмотря на то, что его самого сильно покусали ( предложения 26-30). По-моему, Ваня поступил правильно, если бы он не помог малышу, Васятку могли до смерти искусать. Папа Вани гордился им, он сказал: «Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай». Поступок Вани - пример проявления смелости, доброты и взаимовыручки. Немало примеров проявления взаимовыручки мы можем встретить и в художественной литературе. Так в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» герои объединены духом товарищества, и каждый из них считает за честь помочь другому в преодолении препятствий. Главный герой - Тарас Бульба жертвует собой, чтобы его товарищи успели перебраться на другой берег и ускользнуть от погони. Это и есть проявление взаимовыручки — принципа, который стал нравственной основой отношений казаков. Без взаимовыручки мир был бы жестоким и бесчеловечным. Мы должны помогать друг другу в трудных ситуациях, должны стремиться к тому, чтобы взаимовыручка стала частью нашей повседневной жизни и помогла нам создать более доброе и справедливое общество.



Предварительный просмотр:

 9.3  Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нельзя бросать человека в беде?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.  

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ТЕКСТ

(1)Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними.

 – (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.

 (4)Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далеко-далеко пестрели цветы – и красные, и синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах.

 (6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель. (7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

 (8)Вдруг Федя сказал:

 – (9)Что-то здесь пчёл много!

 – (10)Правда, здесь пчёл много, – сказал и Ваня. – (11)Всё время гудят.

 – (12)Эй, ребята, – закричал издали Гринька, – поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят!

 (14)Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики.

 – (15)Ребята, отступай! – скомандовал Гринька. – (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают. 

(17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (19)Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. (20)Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

 – (21)Ребята! – крикнул Ваня. – (22)Васятку пчёлы закусали!

 – (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, – ответил Гринька.

 – (24)Надо его отца позвать, – сказал Федя. – (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем.

 (26)И оба пошли дальше, а Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

 – (27)Иди сюда! – крикнул он Васятке.

 (28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл.

 (31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

 – (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали!

 (34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк, и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! (35)Ты не бойся: поболит – перестанет!»

 – (36)Мне ничего, – сказал Ваня.

 (37)И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

 – (39)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (40)Это кто же тебя так разукрасил?

 – (41)Пчёлы, – ответил Ваня.

 – (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

 – (43)Они убежали, а я Васятку вёл, – сказал Ваня. – (44)А что ж такого? (45)Поболит – перестанет.

 (46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

 – (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?

 (49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

 (50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

 – (51)Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (52)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (53)Вот бы что она сказала!

 

(По Л.Ф.Воронковой) *

 

* Воронкова Любовь Фёдоровна (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей..

 9.3  Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нельзя бросать человека в беде?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.  

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ТЕКСТ

(1)Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними.

 – (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.

 (4)Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далеко-далеко пестрели цветы – и красные, и синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах.

 (6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель. (7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

 (8)Вдруг Федя сказал:

 – (9)Что-то здесь пчёл много!

 – (10)Правда, здесь пчёл много, – сказал и Ваня. – (11)Всё время гудят.

 – (12)Эй, ребята, – закричал издали Гринька, – поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят!

 (14)Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики.

 – (15)Ребята, отступай! – скомандовал Гринька. – (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают. 

(17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (19)Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. (20)Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

 – (21)Ребята! – крикнул Ваня. – (22)Васятку пчёлы закусали!

 – (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, – ответил Гринька.

 – (24)Надо его отца позвать, – сказал Федя. – (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем.

 (26)И оба пошли дальше, а Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

 – (27)Иди сюда! – крикнул он Васятке.

 (28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл.

 (31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

 – (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали!

 (34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк, и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! (35)Ты не бойся: поболит – перестанет!»

 – (36)Мне ничего, – сказал Ваня.

 (37)И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

 – (39)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (40)Это кто же тебя так разукрасил?

 – (41)Пчёлы, – ответил Ваня.

 – (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

 – (43)Они убежали, а я Васятку вёл, – сказал Ваня. – (44)А что ж такого? (45)Поболит – перестанет.

 (46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

 – (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?

 (49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

 (50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

 – (51)Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (52)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (53)Вот бы что она сказала!

 (По Л.Ф.Воронковой) *

 * Воронкова Любовь Фёдоровна (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей..

Взаимовыручка — это принцип взаимодействия людей, основанный на готовности помочь друг другу без ожидания вознаграждения. Это взаимное поддерживание, когда каждый готов оказать помощь, когда она нужна, и ожидает, что другие будут так же готовы помочь ему в будущем.

Я определяю взаимовыручку таким образом, потому что это понятие связано с пониманием взаимоотношений в обществе. Взаимовыручка — это не только проявление доброты и человечности, но и способность к общению, взаимодействию и взаимопомощи, что является необходимым условием для гармоничного развития общества.

Взаимовыручка – это понятие, означающее взаимную помощь и поддержку между людьми.

Взаимовыручка: синонимы – помощь, поддержка, взаимодействие, доброта, эмпатия

Антонимы: равнодушие, эгоизм

Родовое понятие: отношения между людьми,

Взаимовыручка — это ситуация, когда люди помогают друг другу в трудных жизненных обстоятельствах, не ожидая взамен никакой выгоды или вознаграждения. Взаимовыручка может проявляться как в мелочах, так и в серьезных ситуациях, и ее ценность заключается в том, что она позволяет нам сохранять человечность и взаимоуважение в мире, где властвует эгоизм и индивидуализм.

Взаимовыручка – это понятие, означающее взаимную помощь и поддержку между людьми. Если с человеком случилась беда,

Тема сочинения:  

Тезис

Аргумент 1 из прочитанного текста

Аргумент 2 из жизненного опыта

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему" в 6 классе

Презентация  к уроку "Подготовка к сочинению-рассуждению Роль прилагательных в тексте" (на основе текста К.Г.Паустовского...

Презентация к уроку "Подготовка к сочинению - рассуждению в 6 классе"

Презентация к уроку представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка  в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразователь...

Презентация Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему

quot;Уроки французского" - уроки доброты" (урок-подготовка к сочинению на данную тему)...

Урок развития речи (подготовка к сочинению-рассуждению «Человек- всегда ли это звучит гордо»? на материале повести А.М.Горького «Детство») в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС

ГИА по русскому языку в 9 классе предполагает разнообразные виды деятельности ученика: умение воспринимать текст на слух и давать сжатый письменный пересказ, выполнять задания с выбором ответа из неск...