История создания «Капитанской дочки»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
· Интерес к истории: Пушкин всегда увлекался русской историей. Он уже написал трагедию «Борис Годунов» и работал над историческим романом «Арап Петра Великого».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.87 КБ |
Предварительный просмотр:
История создания «Капитанской дочки»
Урок литературы в 8 классе
1. Замысел и «Век пугачевщины» (1832-1833)
· Интерес к истории: Пушкин всегда увлекался русской историей. Он уже написал трагедию «Борис Годунов» и работал над историческим романом «Арап Петра Великого».
· Работа в архивах: В 1832 году поэт получил доступ к секретным государственным архивам. Он изучал материалы о восстании Емельяна Пугачева (1773-1775), которое было крупнейшим народным бунтом в истории России.
· «История Пугачева»: Сначала Пушкин задумал написать строго исторический, документальный труд. Он даже отправился в поездку по местам восстания (Оренбургская и Казанская губернии), где собирал рассказы и воспоминания старожилов. В 1834 году вышла его научная книга под названием «История Пугачевского бунта» (изданию дали именно такое название по велению Николая I).
Почему он перешел от истории к роману?
Изучив огромное количество документов, Пушкин понял, что сухие факты не могут передать весь драматизм и человеческие судьбы той эпохи. Ему захотелось показать историю через призму жизни обычного человека.
2. Рождение романа (1833-1836)
· Смена планов: Идея художественного произведения о пугачевском восстании созрела у Пушкина во время работы над «Историей Пугачева». Он начал писать «Капитанскую дочку» в 1833 году, а закончил в 1836-м.
· Жанр — исторический роман: Пушкин одним из первых в русской литературе создал классический исторический роман, где вымышленные герои живут и действуют на фоне реальных исторических событий.
· Название и эпиграф: Изначальное название было «История пугачевского бунта», но позже Пушкин сменил его на более личное и ориентированное на главную героиню — «Капитанская дочка». Это сместило акцент с масштабного восстания на историю любви, чести и долга.
· Эпиграф «Береги честь смолоду» становится главной моральной идеей всего произведения.
3. «Сказка ложь, да в ней намек!» — Художественное и историческое в романе
Пушкин мастерски соединил правду и вымысел:
Что исторически достоверно? Что является художественным вымыслом?
Личность Емельяна Пугачева и ход его восстания. Главные герои: Гринев, Маша Миронова, Швабрин, капитан Миронов — вымышленные персонажи.
Осада и взятие Белогорской крепости (прототип — реальная крепость Татищево). Сюжетная линия: История любви Гринева и Маши, дуэль, спасение Маши и т.д.
Казнь коменданта крепости и его офицеров. Встречи Гринева с Пугачевым: Исторического прототипа у Гринева нет, поэтому их диалоги — гениальный вымысел Пушкина.
Образ жестокой и бессмысленной гражданской войны. Символические детали: Заячий тулупчик как знак человеческой благодарности.
4. Главная идея и почему это важно для нас
Пушкин не просто рассказывает о старине. Он поднимает вечные вопросы:
1. Честь и долг: Как поступить в ситуации нравственного выбора? Гринев и Маша остаются верны себе, а Швабрин легко меняет принципы.
2. Милосердие и справедливость: Пугачев, жестокий бунтовщик, проявляет милосердие к Гриневу из-за человеческой благодарности. Пушкин показывает, что даже в страшные времена есть место для доброты.
3. Народ и власть: Роман заставляет задуматься о причинах народных восстаний и об отношениях между простым народом и правящим классом.
5. Интересные факты для урока
· Прототип Гринева? Им мог стать офицер Башарин, который попал в плен к Пугачеву и был им помилован. Эту историю Пушкин услышал во своей поездки.
· Цензура: Пушкин опасался, что роман не пропустит цензура, так как в нем Пугачев показан не как кровавый злодей, а как незаурядная и даже в чем-то привлекательная личность. Однако роман был опубликован в журнале «Современник» в 1836 году без серьезных правок.
· Почему повествование от лица Гринева? Это позволило Пушкину показать события глазами очевидца, но дворянина, что делало рассказ более объективным и приемлемым для цензуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин .Творческая история повести "Капитанская дочка"
Вводный урок перед изучением повести "Капитанская дочка"....

« Капитанская дочка». История создания. Проблематика.
Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ) Предмет : литература Тема урока: « Капитанская дочка». История создания. Проблематика. Тип урока: урок новых знаний ( урок пр...
История создания повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Детство и первые самостоятельные шаги Петра Гринёва. Урок литературы в 8 классе
Разработка первого урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "
Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...

к уроку по литературе. История создания повести "Капитанская дочка"
Основой подготовки материалов стал научный труд Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История создания....
Урок литературы 8 класс. Тема: История создания «Капитанской дочки».
Урок литературы 8 класс.Тема: История создания «Капитанской дочки»....
