Влияние социальной среды на развитие творческого потенциала личности
учебно-методический материал по русскому языку (6, 7, 8 класс)
Влияние социальной среды на развитие творческого потенциала личности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние социальной среды на развитие творческого потенциала личности
Среда представляет собой всю совокупность стимулов, воздействующих на человека от момента зачатия до смерти, начиная от воздуха и пищи и кончая интеллектуальным и эмоциональным климатом в семье и ближайшем окружении, а также убеждениями тех, с кем человек тесно общается. Средовые факторы начинают оказывать воздействие на человека еще до его рождения. Неполноценное питание, токсичные вещества и прочие средовые факторы оказывают глубокое влияние как на физическое, так и умственное развитие ребенка, и последствия этого влияния сказываются в течение продолжительного периода времени.
Среда выступает как источник информации, как носитель физических особенностей и как сфера взаимодействия между людьми. Человек адаптируется к средовым изменениям, выбирая поведение, адаптивное к событиям. Результатом адаптации или дезадаптации становится изменение личностных черт.
Высказывается мнение, что на возможность человека развивать свои способности до высочайшего уровня креативной результативности глубокое влияние оказывают такие факторы, как условия в семье, школе, сообществе, особенности и уровень развития той предметной области, в которой человек имеет исключительные способности .
Личность ребенка развивается в семье, в школе, в различных видах деятельности, в том числе в творческой деятельности, в общении. В проявлении и развитии креативности детей велика роль семьи в плане создания соответствующих условий. При анализе биографий талантливых детей и преуспевающих взрослых выясняется, что их близкие фокусировались на потребностях ребенка — их родители отличались чуткостью и сердечностью, обеспечивали стимулирующую домашнюю атмосферу и всячески старались развить способности своих детей.
Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и многое другое. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера.
Исследования показывают, что для проявления и развития креативности важна поддержка окружения. Выявлено, что вундеркинды в области математики, шахмат, музыки жили в окружении, которое способствовало развитию их талантов и поддерживало их мотивацию к избранной деятельности, в частности путем восхваления. Высокие оценки дивергентного мышления имеют те дети, родители которых поощряют их интеллектуальное любопытство и предоставляют им значительную свободу выбора интересов; стимулируют их интеллектуальную деятельность, не мешают проявиться их индивидуальным особенностям. Отмечается важность своевременного распознавания родителями или воспитателями одаренности детей, стимулирования их развития [97].
Говоря об особенностях семейного окружения, приводящих к развитию творческих способностей у ребенка, следует отметить необходимость внимательного отношения к нуждам ребенка со стороны родителей, незначительный внешний контроль за поведением, отсутствие излишней требовательности, присутствие творческих членов семьи (или наставников) и поощрение нестереотипного поведения.
В.Н. Дружинин высказывает предположение, что развитие креативности может подчиняться следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности .
По данным Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей , высокий уровень креативности наблюдался у детей с широким кругом общения и демократическим стилем взаимоотношений с матерью.
Родители креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благорасположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности поступать и делать все правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на внешние факторы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов главное внимание уделяли особенностям личности ребенка .
Важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы и лидеры в семье, как правило, характеризуются более выраженной креативностью.
Л.Б. Ермолаева-Томина отмечает, что в исследовании биографий 64 известных ученых была обнаружена одна общая для них черта -еще в детстве они приобщились к творчеству, к радости открытия и самостоятельного мышления, занимаясь в тех или иных кружках. При этом подчеркивается еще одно существенное для родителей и педагогов положение: творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности .
Однако исключительная одаренность ребенка может привести к социальной изоляции. Неконформный и независимый стиль поведения, каким отличаются одаренные подростки, вынуждает их много времени проводить в одиночестве. Но в то же время одаренные дети ищут одобрения со стороны своего круга общения. По сравнению со своими обычными сверстниками одаренные дети, особенно девочки, признаются в больших эмоциональных и социальных затруднениях, включая низкое самоуважение и депрессию.
У творческих личностей имеется специфичное отношение к социуму, в частности - к семье. Ломброзо писал, что гениальные люди всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина. Он приводит список выдающихся людей, которые остались холостыми или были несчастливы в супружестве.
В.Е. Семенов изучил истории личной жизни представителей творческих профессий (писателей, поэтов, художников). На основе анализа биографических данных представителей искусства XIX в. и более раннего времени автор делает вывод, что часто встречается тип творческого человека, который как бы уклоняется от брака ради творчества (в основном среди мужчин).
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был чем-то талантлив. Талантливые люди (артисты, певцы, танцоры и др.) пользуются со стороны обывателей особым почитанием, доходящим до фанатизма (особенно среди молодежи).
Что касается школьного обучения, то в целях обучения лишь декларируется развитие творческих способностей учащихся, но, к сожалению, образовательные программы специально не предусматривают решение данной задачи. Исследования показывают, что креативность воспитывается в тех учебных классах, где одаренные дети общаются со сверстниками той же направленности ума, выбирают темы для расширенных проектов, идут на интеллектуальный риск и обдумывают идеи не спеша, не подгоняемые необходимостью поскорее перейти к новому заданию. К сожалению, во многих школах упор делается на приобретение знаний, а не на их оригинальное использование, из-за чего мышление детей делается более косным или ограниченным банальными связями, приводящими к правильным ответам. Когда талантливым ученикам не достает проблем, они иногда утрачивают стремление выделяться. А если родители и педагоги оказывают на них слишком сильный нажим, то к подростковому возрасту дети часто задаются вопросом: кому это нужно? Если ответом на это становится «мне самому», то они могут забросить развитие своего дарования.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Теоретический подход к решению данной проблемы базируется на основных положениях концепции развивающего образования .
Практика показывает, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. По этому поводу Н.С. Лейтес пишет: «Можно подумать, что дети с ранним умственным подъемом - самые благополучные, преуспевающие школьники. Но на самом деле это не так: у них свои специфические трудности, свои драмы. В семье им живется непросто. Родители часто бывают встревожены необычностью ребенка, хотят, чтобы он был как другие, без такой одержимости занятиями; беспокоятся, не заболеет ли он психически... И в школе такому ребенку нелегко. Большинству учителей просто некогда заниматься детьми, опережающими класс. Некоторым учителям даже кажутся мешающими ученики с необычайными познаниями, с не всегда понятной умственной активностью» .
Е.И. Щебланова отмечает, что у детей младших классов с опережающим уровнем умственного развития часто возникают особые потребности и проблемы, которые, если не принимать их во внимание, не позволяют им реализовать свой потенциал. Эти дети могут скрывать свои способности, чтобы не быть «слишком умными». Более того, они нередко оказываются среди отстающих, так как не могут преодолеть скуку и поэтому не овладевают в должной мере необходимыми базовыми навыками, входят в конфликт с окружением.
К. Тейлор в результате многолетних исследований творчески одаренных детей пришел к выводу, что, на взгляд окружающих, они излишне независимы в суждениях, у них нет почтения к условностям и авторитетам, чрезвычайно развито чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях, они менее озабочены порядком и организацией работы, у них более темпераментная натура .
По данным зарубежных исследователей, учащиеся творческого плана, которые принимали участие в их исследованиях, чаще всего не пользовались любовью своих преподавателей и в большинстве случаев не были вообще счастливы. Преподаватели, по их утверждению, не питают особой любви к высокоодаренным детям или студентам, даже если и те, и другие показывают высокую академическую успеваемость, а предпочитают иметь дело с послушными и «понятливыми» учениками, для которых характерен только высокий уровень умственного развития и чье дарование не граничит с экстраординарностью.
А.М. Матюшкин, ссыл аясь на иссл едования П. Торренса и Дж. Гилфорда, отмечает, что около 30 % отчисленных их школ (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) составляют дети одаренные и сверх одаренные; к концу школьного обучения многие одаренные дети испытывают тяжелые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность.
О.В. Звонарева отмечает, что в процессе развития талантливой личности необходимо специальное психолого-педагогическое сопровождение. По ее мнению, при организации обучения одаренного ребенка педагог должен помогать ему:
- 1) определить свой подход к процессу познания;
- 2) выбрать обязательный перечень изучаемых тем и дополнительного материала;
- 3) составить план индивидуальной работы с обязательной последующей самооценкой выполнения.
При этом педагог систематизирует методику преподнесения изучаемого материала, разрабатывает тематику творческих практических работ, а также формы контроля исполнения, составляет график проведения консультаций, в течение учебного года регулярно контролирует выполнение индивидуально-образовательной программы по следующему алгоритму: цели - план - деятельность - рефлексия. О.В. Звонарева подчеркивает, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей — важная предпосылка их будущих достижений.
Другой аспект в рассмотрении одаренной личности и социума — отношение общества к таланту; к сожалению, оно не всегда доброжелательное.
Неприятие интеллектуально одаренных людей скорее присуще примитивным личностям, которые не считают творческую интеллектуальную деятельность за труд и для которых слово «интеллигент» является почти ругательным (отрицательное отношение к интеллигенции имело место и со стороны В. И. Ленина и правительства страны Советов).
М.А. Холодная пишет о том, что как на обыденно-житейском, так и на государственном уровне проявляется феномен неприятия интеллекта. На первом уровне, пишет автор, существует стойкий стереотип о необязательности и даже нежелательности интеллекта в ряду других психологических качеств человека («Горе от ума»). Она отмечает, что интеллектуально одаренные люди сталкиваются с неприятием себя и на общественно-государственном уровне. Социально-государственный инстинкт отвержения «чересчур умных» связан с боязнью инакомыслия как явления, способного разрушить общепринятые социальные ценности .
Известно, что интеллектуальную элиту России большевики изгнали из страны в 20-х гг. прошлого века из-за несовпадения взглядов. Как тут не вспомнить резко отрицательное отношение Первого секретаря ЦК Компартии СССР, главы правительства страны Н.С. Хрущева к поэтам-шестидесятникам, которые имели смелость критически относиться к политике партии, высылку выдающегося писателя А.И. Солженицына из страны за публикацию его книг за рубежом, конфликт в Верховном Совете СССР между депутатами и выдающимся ученым-физиком Сахаровым из-за его выступления за сокращение запасов атомного оружия.
Следующий аспект рассмотрения вопроса — нереализованный творческий потенциал как причина девиантного поведения подростков. Исследования показывают, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. С.В. Максимова показала, что творческая нереализованность является одной из причин школьной дезадаптации. Блокированное стремление к творчеству может приводить к сильному внутреннему дискомфорту и ощущению безысходности, личностной несостоятельности. Выход из этого состояния, как полагает Максимова, человек видит в употреблении наркотиков. Среди причин, толкающих молодых людей к употреблению наркотиков, указываются такие, как скука, поиск новых ощущений, интерес к экспериментированию, любопытство, пытливость ума .
Одним из условий развития творческого потенциала личности в семье и в школе является раннее диагностирование склонностей, задатков и интересов ребенка и на этой основе организация соответ-
Влияние социальной среды на развитие творческого потенциала личности ствующей деятельности. Е.П. Ильин, опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых, отмечает огромную роль семьи в пробуждении творческого потенциала и формировании интереса к творчеству ребенка [97]. Предоставление ребенку относительной самостоятельности, свободы, выраженное уважение к ребенку и отсутствие излишней требовательности являются теми условиями нахождения ребенка в семье, которые благоприятствуют развитию креативности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние информационных технологий на развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Информационные технологии на уроках литературы - помощники учителя...
Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"
Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика
В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....
Развитие творческого потенциала личности учащихся
Статья о возможностях развития творчества у детей начального звена. Информация будет полезна педагогам и заинтересованным родителям....
Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы в классе
Воспитательная работа с обучающимися сегодня – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.Представляю анали...

Социально-образовательный проект "Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения"
Современная школа должна стать развивающей и развивающейся, а управление школой – обеспечить это развитие на основе чёткого функционирования всех её звеньев и перевода их на новый,...

Статья: "Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)"
Статья на тему Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)...
