«Метапредметные задания на уроках русского языка в 5 классе»
проект по русскому языку (5 класс)

Соломатова Зинаида Борисовна

В данной методической разработке рассматривается проблема формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в 5 классе. Представленный материал позволяет учителю  формировать у обучающихся в 5 классе  метапредметные умения и способности к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.. Данный материал может быть использован в работе учителей русского языка и литературы с целью повышения уровня ее эффективности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_metapredmetnosti_solomatova_z.b._pedproekt.docx109.57 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку по теме:

Педагогический проект "Метапредметные задания на

уроках русского языка в 5 классе"

Автор: Соломатова Зинаида Борисовна, учитель русского языка и литературы,

МАОУ "СОШ № 24" г. Перми

В данной методической разработке рассматривается проблема формирования метапредметных результатов на уроках русского языка в 5 классе.

Автором педагогического проекта достаточно подробно описаны особенности метапредметных заданий и их классификация по определённым признакам,

в приложении представлены модифицированные задания учебника "Русский язык".

К основной цели проекта относится создание методической копилки метапредметных заданий для уроков русского языка в основной школе в пятом классе. Цель работы достигнута в результате выполнения проекта.

 Содержание методической разработки отвечает основной цели и показывает хороший уровень знаний автора по рассмотренной теме.

Актуальность представленного в разработке материала обусловлена тем, что с внедрением ФГОС приоритетной стала задача формирования у обучающихся не просто знаний и умений, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Новизна и практическая значимость работы заключается в том, что автор проявил умение разбираться в новых вопросах, систематизировал и обобщил материал по рассмотренной теме.

Выводы, сформулированные на основе анализа материала, обоснованы, обладают важным теоретическим и практическим значением. Данный материал может быть использован в работе учителей русского языка и литературы с целью повышения уровня ее эффективности.

Методическая разработка составлена продуманно, достаточно полно раскрывает тему.  Следует особо отметить грамотность обоснования исходных методологических и теоретических подходов, логичность и последовательность изложения материала рецензируемой работы.

Структура работы отражает общую логику педагогического проекта и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.  Во введении обозначены актуальность проблемы, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, база исследования и его практическая значимость. Работа написана ясным языком, не перегружена излишней узкоспециальной терминологией. Автор обладает высоким профессионализмом, методическими знаниями, а также аналитическими умениями.

Существенных недостатков в рецензируемой работе не выявлено.

Работа выполнена на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

Методическая разработка соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода.

Рецензент:                                                          Рецензия согласована:

Карасева Ирина Алексеевна                                     Шишко В.А.,

учитель высшей категории  МБОУ                           директор ООО «Инфоурок»

"Ардатовская СОШ"

«07» декабря 2024 г.                                                                                                                         

                                                                             

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Перми

Проект

«Метапредметные задания на уроках русского языка

в 5 классе»

Работу выполнила

Соломатова З.Б..,

учитель русского языка

и      литературы

 

2023- 2024 гг.

Введение

Актуальность выбора темы   проекта

Исследовательский компонент проекта (цель, задачи, объект и пред-мет исследования, гипотеза)

Целесообразность проекта

Новизна проекта

Принципы проекта

Целевые группы проекта

Оценка (риски и меры минимизации)

Ожидаемые результаты

Ресурсы проекта

Деятельность в рамках проекта

Возможности развития проекта. Устойчивость проекта

                                                         2-6

Глава I. Теоретические аспекты педагогического проекта

1.1. Метапредметность в образовании

1.2. Метапредметные задания как один из компонентов метапредмет-ности

                                                       7-11

Глава II. Практическая работа над проектом

2.1. Анализ заданий учебников «Русский язык» под редакцией В.В. Бабайцевой,  Е.И. Никитина, А.Ю. Купаловой .

2.2. Организация работы группы по разработке продукта проекта

                                                       12-13

Используемая литература

                                                            14

Приложение :                             15-29

  1. Метапредметные задания
  2. Дополненные задания
  3. Рефлексивные задания                                      

Тема проекта

Метапредметные задания на уроках русского языка в 5 классе.

Адрес проекта

МАОУ «СОШ № 24» г Перми

Предметный раздел

Филология

Предмет

Русский язык

База реализации

Учащиеся 5 класса школы

Краткое описание проекта

В проекте рассматриваются возможности формирования мета-предметных результатов на уроках русского языка в  средней школе 5 классе через метапредметные задания, разработана копилка  ме-тапредметных заданий.

Тип проекта:

по методу

по цели

по времени реализации

Педагогический, исследовательский

Практико-ориентированный

Среднесрочный

Один год

Разработчик проекта

Учитель русского языка Соломатова З.Б.

Участники проекта

Учащиеся пятого  класса

Сроки разработки проекта

Июнь  2023г.- август 2023г.

Сроки реализации проекта

2023-2024  учебный год

Введение

1. Актуальность выбора темы проекта

С внедрением новых стандартов приоритетной стала задача формирования у обучающихся не просто знаний и умений, а метапредметных умений и способностей  к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Решению названной задачи способствуют заложенные в стандартах системно-деятельностный и метапредметный подходы через все учебные предметы, в том числе и «Русский язык». Как школьный предмет он выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Поэтому «Русский язык» можно назвать метапредметом. В содержании учебников есть задания метапредметного характера, но они недостаточно помогают учащимся использовать знания в условиях неопределенности, за пределами учебной задачи, в условиях применять их в различных жизненных ситуациях, а также не позволяют учащимся творчески реализовать себя. Зачастую в заданиях отсутствует актуальная для учащихся проблема.

Мониторинговые обследования четвероклассников показали, что выпускники не смогли справиться с заданиями метапредметного характера, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни. У них недостаточно сформированы метапредметные результаты. Возникают противоречия между новыми требованиями к результатам обучающихся и их реальным уровнем сформированности,  между предложенными в учебниках заданиями и неумением педагогов модифицировать их и профессионально применять в практике работы, между недостаточностью заданий метапредметного характера, в условии которых описана конкретная жизненная ситуация, и неумением педагога самостоятельно разработать такие задания.

Все это обусловило актуальность выбора темы проекта.

Из противоречий вытекает проблема: как обеспечить успешное формирование метапредметных результатов средствами предмета «Русский язык».

2. Исследовательский компонент проекта:

Цель проекта: создание методической копилки метапредметных заданий для уроков русского языка в основной школе в пятом классе.

Задачи проекта

- проанализировать учебник русского языка Т.А.  Ладыженской       с целью обнаружения метапредметных заданий и классификации их по определённым признакам;

- осуществить поиск педагогических идей по обновлению и совершен-ствованию  метапредметных заданий;

- создать копилку метапредметных заданий.

Объект исследования: уроки русского языка в пятом классе.

Предмет исследования: метапредметные задания.

Методы исследования: теоретические, поисковые, частично- исследователь-ские, проектные.

Гипотеза: предполагается, что дополнение метапредметными заданиями содержания учебников русского языка будет способствовать более успешному формированию метапредметных результатов.

3. Целесообразность проекта

Интенсификация учебно-воспитательного процесса

Повышение мотивации к изучению русского языка, что важно для успешного дальнейшего обучения.

Повышение эффективности усвоения материала.

Формирование метапредметных результатов.

4. Новизна проекта

Новизна проекта видится в том, что:

- произойдет изменение роли учителя: из носителя готовых знаний он превращается в разработчика метапредметных заданий и организатора познавательной,  исследовательской деятельности учащихся;

- произойдет формирование целостной картины мира у учащихся через прин-цип  метапредметности в содержании образования;

- модифицированные метапредметные задания будут способствовать формированию метапредметных результатов.

5. Принципы проекта

Открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.

Целостность – соединение учебно-воспитательного процесса с его компетентностным воплощением.

Сотрудничество – комплексная работа и взаимодействие педагогов начальных классов и учителей русского языка и литературы.

6. Инновационный проект направлен на:

- учащихся 5 класса с целью формирования у них метапредметных  результа-тов;

Риски проекта

Меры их минимизации

1. Психологическая неготовность педагогов к работе с метапредметными заданиями.

2. Отсутствие опыта работы с метапредметными заданиями.

3. Значительное возрастание нагрузки на учителя по причине недостаточности в учебниках разных видов метапредметных заданий.

4. Возможность  не восприятия (неполное восприятие) учащимися метапредметных

заданий в случае, если учитель не систематически и не всегда грамотно работает с такими заданиями

1.Изучить виды метапредметных заданий и способы работы с ними.

2. Изучать опыт работы коллег по работе с метапредметными заданиями.

3. Создание методической копилки метапредметных заданий.

4. Систематическое включение метапредметных заданий в уроки русского языка.

Цель: подведение итогов работы над проектом и дальнейшая его реализация

1. Подведение итогов работы над проектом. Рефлексия

Апрель – май

2024 г.

Соломатова З.Б.

2. Определение путей дальнейшего развития проекта

Апрель – май 2024 г.

Соломатова З.Б.

Возможности развития проекта. Устойчивость проекта

Практическая реализация проекта «Метапредметные задания на уроках русского языка в5 классе» планируется в течение 2023-2024  г.г.

Особенностью проекта может быть его масштабность, дополняемость. На основе данного проекта предполагается:

- обобщение педагогического опыта по теме проекта;

Глава 1. Теоретические аспекты педагогического проекта

1.1. Метапредметность  в образовании

Метапредметность имеет исторические корни. В древнегреческом языке приставка «мета» имеет несколько значений. Применительно к педагогической сфере она переводится как «над», «за», «через»» и означает более высокий уровень обобщения, универсальности, «надпредметности». Иногда метапредметность называют универсальными знаниями и способами, а иногда - мыследеятельностью.

В современной педагогической науке разработкой метапредметности в образовании занимаются две школы. Идеологами школ являются Хуторской А.Д. и Громыко Ю.В.

В научной школе А. В. Хуторского составляющая метапредметности – метапредметный подход – основывается на принципе человекосообразности. Это означает, что педагогу необходимо выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого ученика. Авторы этой научной школы рассматривают метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. У них метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них [3]. Внедрение метапредметности в образовательный процесс позволит учащимся увидеть процессы становления научных и практических знаний. Учащиеся смогут переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы.

В свою очередь, школа Ю. В. Громыко основывается на идеях психолога В.В. Давыдова. Представители этой школы считают, что принцип метапредметности состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом [1]. В данном случае у школьников формируется теоретическое мышление и универсальные способы деятельности. Идея авторов строится на том, что дети способны быть исследователями новых знаний, смогут самоопределиться в проблемных ситуациях через введение в образовательный процесс особых курсов, которые называются метапредметами. На них учащиеся осваивают универ-сальные умения, которые понадобятся им при запоминании любого материала, решении любой проблемы независимо от сферы деятельности.

Мы считаем, что оба научных взгляда свидетельствуют о наличии в образовании метапредметности, которая при умелом ее применении выводит учащихся за рамки школьных предметов через разное содержание.

Нами метапредметность понимается как особый тип интеграции учебного материала, выстраиваемый на деятельностных и мыследеятельностных осно-ваниях. Особенности данного типа интеграции состоят в работе с деятельно-стью учащихся, передачей им не просто знаний, а, именно

способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания.

Установленные ФГОС требования к результатам освоения основной образовательной программы ввели в профессиональный словарь современного педагога понятие «метапредметные результаты» и как следствие появились другие понятия: «метапредметное обучение», «метапредметный подход», «мета-предмет», «метапредметные задания».

В Федеральном государственном образовательном стандарте метапред-метные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе учебных предметов».

Под метапредметностью, говоря об обучении русскому языку, мы понимаем овладение учащимися основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными. Именно эти учебные действия применяются как в рамках учебного предмета, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, в овладении учащимися собственного жизненного и социального опыта.

Современный урок русского языка рассматривается нами как форма учения, в центре внимания которой стоит деятельность ученика. Поэтому, перед учителем стоит задача организации такой деятельности учащихся, которая бы способствовала получению новых знаний через формирование универсальных способов деятельности, применение их в других учебных предметах. Одной из составляющих такой деятельности являются метапредметные задания.

1.2. Метапредметные задания как один из компонентов метапредметности

Научные исследования и наш собственный опыт показывают, что учащиеся, обладая достаточной теоретической базой в изучении русского языка, не всегда в состоянии применить её для решения практических задач. На наш взгляд, преодолевать такое противоречие можно, используя в учебном процессе задания метапредметного характера. Такие задания создаются на основе межпредметной интеграции и имеют практический характер.

А.Д. Хуторской дает следующее определение метапредметному заданию. Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.

Из изученной литературы мы выделили следующие особенности мета-предметных заданий:

- в задании заложена актуальная для ученика проблема;

- возможность получить личностно-значимый результат;

- интеграция «разнопредметных», в т.ч. «внешкольных» знаний;

- необходимость использовать универсальный способ решения проблемы,  создать алгоритм действия;

- множественность допустимых решений.

Изученные источники позволили выделить виды метапредметных    заданий:

- компетентностно – ориентированные задания;

- контекстные задачи;

- проектные задачи; - учебные ситуации;

- эвристические задания;

- практико-ориентированные задания.

Для собственного профессионального развития, грамотного составления недостающих заданий в учебниках по русскому языку, моделированию имеющихся заданий, были рассмотрены особенности каждого из перечисленных видов метапредметных  заданий.

Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) – это задания, которые требуют использования знаний в условиях неопределённости, за пределами учебной ситуации, организуют деятельность учащегося, а не требуют воспроизведения им информации или отдельных действий             (по материалам автора В. А. Болотова).

Целью компетентностно – ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Отличительными особенностями таких заданий являются (по Л. В. Павловой):

- значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

- условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания, на которые нет явного указания в тексте задачи, т.е. требуется найти недостающие знания;

- информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;

- указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;

- по структуре эти задачи нестандартные, т. е. в структуре неопределенны некоторые из её компонентов;

- наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объёмной формулировке задания;

- наличие нескольких способов решения, причём данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

У компетентностно-ориентированных заданий имеется определенная структура:

Стимул – погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. (Зачем я это делаю? Для чего мне это надо?).

Задачная формулировка – указывает на деятельность учащегося, необхо-димую для выполнения задания. (Что я должен сделать, чтобы решить зада-ние?)

Источник информации – содержит информацию, необходимую для успешного выполнения задания. (С помощью чего я выполню это задание?)

Бланк для выполнения задания – задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент оценивания – ориентирует на оценку тех действий, которые были предписаны в задачной формулировке и позволяют оценить их выполнение.

Контекстная задача – это задание мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся.

Принципы создания контекстной задачи:

- задание имеет личностную значимость для ученика;

- ситуация, описанная в задании, должна обеспечивать возможность комплексной проверки уровня подготовленности учащегося;

- контекст задачи не должен содержать подсказки, направленной на решение поставленной проблемы;

- задача может иметь несколько вариантов решения, их которых хотя бы одно не отвечает условиям заданной ситуации.

Алгоритм решения таких задач включает:

- анализ ситуации;

- осмысление и объяснение ситуации;

- выбор способа решения;

- анализ результата.

Проектная  задача - задача, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей (по А. Б. Воронцову).

Виды проектных задач:

- предметные;

- межпредметные;

- разновозрастные;

- одновозрастные.

В ходе решения системы проектируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Этапы решения проектной задачи:

1. Анализ ситуации.   Переформулирование её в проблему.

2. Формулирование принципов отбора целей (Зачем двигаться в этом направлении?).

3. Планирование действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта (Куда придём в итоге?).

4. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

5. Выбор средств решения проблемы (Что будем делать и каким будет результат?). Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

6. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.

7. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (Разрешили ли мы проблему?). Место сборки «продукта», оформление итогового результата.

8. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа

.

Учебная ситуация это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, переформулируют.

Цель учебной ситуации состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя. Временная продолжитель-ность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо не-сколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном занятии.

Виды ситуаций:   Выбор

Даётся ряд готовых решений. Среди них – неправильные.

Неопределённость

Неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

Неожиданность

Вызывает удивление необычностью, парадоксальностью.

Конфликт

Ситуация, рассматривающая противоположности.

Несоответствие

Ситуация не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Глава II. Практическая работа над проектом

2.1. Анализ заданий учебника  «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской.

Русский язык как учебный предмет имеет большие возможности для формирования обучающихся метапредметным учебным действиям при правильно организованном процессе обучения. В основе любых универсальных учебных действий лежат метапредметные понятия и категории, которые не всегда в явном виде обозначают их. Не исключение и учебники русского языка для основной школы. Поэтому потребовался отбор метапредметных понятий и категорий в системе заданий учебников. Отбор предполагал фокусирование их в виде «узловых точек», вокруг которых концентрируется изучаемый материал.

С этой целью автором  проекта и проанализированы учебники русского языка 5 класса. Анализ заданий свидетельствует, что основу учебников со-ставляют продуктивные задания. Среди них встречается много упражнений, направленных на формирование разных групп универсальных учебных дей-ствий, в основе которых лежат метапредметные понятия и категории.

2.2. Организация работы группы по разработке продукта проекта

Познакомившись с теоретическими аспектами проекта, анализом учебников «Русский язык» на предмет метапредметности, автор приступила к разработке продукта проекта – методической копилки метапредметных заданий. Работа организовывалась в соответствии с обозначенными во введении этапами. Разработка методической копилки началась на втором (основном) этапе деятельности учителя.

При разработке метапредметных заданий учитывались выявленные в проекте противоречия, возрастные особенности учащихся, деятельностный и мотивационный характер заданий, который исходил  из принципов проекта, критериев его эффективности.

Задания разделены на три группы: первая – модифицированные задания, вторая – дополненные, третья – рефлексивные задания. Целью модифицированных заданий являлось переосмысление отдельных заданий учебника и переработка их в метапредметные. Цель второй группы заданий – дополнение заданий учебника метапредметными по отдельным темам. Цель третьей группы заданий – обобщение рефлексивных заданий и распределение их по группам (задания на рефлексию настроения и эмоцио-нального состояния, на рефлексию деятельностии на рефлексию содержания учебного материала).

Дальнейшая реализация проекта

Дальнейшая реализация проекта предполагает проведение ряда мероприятий:

- разработка диагностического инструментария (промежуточной и итоговой диагностики) для отслеживания метапредметных результатов по предмету;

- включение разработанных заданий в уроки русского языка;

- проведение промежуточной и итоговой диагностики;

- проведение коррекционной работы;

- разработка метапредметных уроков с предложенными заданиями.

- рефлексия проделанной работы в конце года.

Критерии эффективности реализации проекта

Критерии

Показатели критериев

Формы анализа показателей

1. Динамика качества обученности

Повышение качества обученности

Контрольные работы, результаты  обученности  за циклы

2.Динамика сформированности УУД

Уровни сформированности УУД

Комплексные и диагностические работы

3. Наличие мотивации к обучению

Повышение познавательной активности учащихся

Наблюдение, анкетирование

Список использованной литературы

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образова-тельной программе. Статья. М, Педагогика, 2003 №10.

2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная  педагогика: теоретико–практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства), Минск, 2000.

3. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся. Екатеринбург, 2000.

4. Павлова Л. В. Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики. Пермь: Меркурий, 2011.

5.Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования че-ловека, 2012. (Серия «Новые стандарты»).

6.УМК под редакцией В.В.Бабайцевой

Информационные ресурсы

1. ://www.khutorskoy.ru/be/2012/1127/index.htm

2. ://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1105/

3. http://www.khutorskoy.ru/be/2012/1127/index.htm

4. http://beliro.ru/wp-content/uploads/2015/11/apo-volkovoj-l-g.pdf

5. http://festival.1september.ru/articles/653690/

Метапредметные задания для 5 класса

Модифицированные задания учебника

Раздел, содержание задания в учебнике

Модифицированные задания

Раздел «Повторение»

Прочитай про себя, а затем произ-неси следующие слова. Какие бук-вы и звуки указывают на то, что в этих словах есть орфограммы?

Тучки, мальчик, ложечка, ширь, кончик, чулок, бренчал, щупальца, точно, вечность.

Спиши слова группами, обозначь орфограмму. Какие слова ты запи-сал дважды? Почему? Какой вывод ты можешь сделать после выполне-ния этого упражнения

Комментарий: Ученики часто допускают ошибки в словах с безударной гласной. В 5 классе этой орфограмме уделяется немного времени. Поэтому, к заданиям учебника предлагается компетентностно-ориентированное задание (КОЗ).

Стимул: Выполняя упражнение 21, тебе встретилось слово с безударной гласной в корне.

Задачная формулировка: Выбери порядок рассуждения при написании безударной гласной в корне слова.

Источник: перечень рассуждений

1. выдели корень

2. определи безударную гласную

3. подбери однокоренные слова

4. поставь ударение

5. подбери проверочное слово

Инструмент проверки: ключ (3,1,4,2,5)

Раздел «Повторение»

Вспоминаем то, что знаем

Комментарий: КОЗ способствует развитию умения различать разные виды словарей по предложенным справочным материалам.

КОЗ

Стимул: Саша разобрал слова по составу, но не уверен в правильности выполнения задания.

Задачная формулировка: Каким словарем он будет пользоваться, чтобы проверить правильно ли разобрал слова. Назови букву правильного ответа.

А) Фразеологический словарь

Б) Орфографический словарь

В) Толковый словарь

Г) Словообразовательный словарь

Источник информации: справка

Справка

Фразеологический словарь – словарь устойчивых словосочетаний с объяснением их значений.

Орфографический словарь - словарь, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании.

Толковый словарь - это словарь, содержащий в себе слова и понятия языка с кратким описанием то-го, что эти слова означают.

Словообразовательный словарь - словарь, содержащий сведения о способе образования родствен-ных слов.

Инструмент проверки: ключ (Г)

Раздел «Повторение»

Выпиши выделенные в тексте слова группами по частям речи. Объясни, почему ты объединил в группы именно эти слова?

Комментарий: Задание учебника модифицированно в контекстную задачу. Такое задание повышает познавательный интерес и способствует развитию ЛУУД. (личностные)

Контекстная задача

Представь себе, что ты попал в страну Частей речи. Её жители, путешествуя по королевству, потерялись. Помоги им вернуться домой. Напиши каждого жителя в своей строчке.

Существительное -

Прилагательное -

Глагол -

Наречие -

Предлог –

Проверка: называют слова каждой группы и отвечают на вопрос данного в упражнении задания.

Раздел «Повторение»

Прочитай текст. Подчеркни простым карандашом главные члены в каждом предложении и определи, простое оно или сложное, есть ли в нем однородные члены. Спиши текст и расставь в нем запятые.

Контекстная задача

Ребята, в упражнении  помещен необычный текст М.Пришвина. Прочитайте его. Подумайте в чем его необычность? (нет запятых). Проставить их помогут, советы в задании упражнения. Пользуясь советами авторов учебника, спишите текст и расставьте запятые.

Раздел «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

Найди в предложениях однородные члены, обозначь их. Выдели союзы. Определи, нужно ли ставить запятые между однородными членами. Спиши, поставь запятые, где это нужно.

Практико-ориентированная задача

Комментарий: Подобные задания, данные в учебнике, уже неоднократно встречались, поэтому, это задание можно заменить на метапредметное – практико-ориентированную задачу.

Поищи в книге, которую ты читаешь, предложения с однородными членами. Спиши 5 предложений. Определи, какими членами предложения они являются, какими союзами соединены. Попробуй прочитать предложения, оставив только один из однородных членов. Лучше или хуже станет отрывок? Почему так? Приготовься рассказать о результатах опыта.

Раздел «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

Это ты знаешь и умеешь. Закончи предложения:

Однородные члены в предложении могут соединяться как …, так и …

Союз и при однородных членах может быть … и …

Если союз и одиночный, запятая …

Если союз и повторяющийся, запятая …

Если однородные члены соединяются без помощи союзов, между ними …

Если два однородных члена соединены союзом а или но, то …

Учебная ситуация

Комментарий: Предложенное в учебнике задание основано на восприятии материала, не несет метапредметного характера.

Учитель предлагает учащимся побывать в роли ученых и поработать в лаборатории языкознания. Сотрудникам лаборатории необходимо в кратчайшие сроки составить для учащихся 5 класса информацию об однородных членах предложения. Они уже приготовили план.

1. Какие члены предложения называем однородными?

2. Зачем мы используем однородные члены предложения?

3. По каким признакам мы их узнаем?

4. Как можем их соединять, и как выбираем союз?

5. Когда ставим запятые, а когда – нет?

Раздел «Сложные предложения с союзами и, а, но»

Прочитай предложения. Подчеркни простым карандашом грамматические основы и поставь пропущенные запятые. Спиши предложения и составь схемы.

Контекстная задача

Для вас известные писатели и поэты написали красивые предложения из своих произведений, но не поставили в них запятые. Кто из вас самый грамотный в области пунктуации? Спишите предложения и расставьте запятые.

Проверка. Расскажите, как вы выполняли задание.

Раздел «Предложения с прямой речью»

Спиши, поставь знаки препинания.

Учебная ситуация (неопределенность, т.к. неоднозначные решения ввиду недостатка данных)

Учитель говорит ученикам, что Петя очень любит читать и перечитывать рассказы В.Драгунского. Они интересные, легко читаются, т.к. в них много предложений с прямой речью. Но вот беда: авторы учебника забыли поставить знаки препинания, и читать знакомые предложения стало очень трудно. Надо вспомнить все правила постановки знаков препинания при прямой речи и помочь Пете прочитать предложения.

Раздел «Что мы уже знаем об имени существительном»

Выпиши из текста упражнения 101 в два столбика одушевленные и

неодушевленные существительные в начальной форме.

Учебная ситуация

Учитель предлагает ученикам побыть продавцом в магазине одушевленных и неодушевленных существительных. Но полки в магазине пусты, их необходимо заполнить именами существительными. Учащиеся вспоминают признаки одушевленности и неодушевленности. Читают упражнение  и выполняют задание.

Раздел «Изменение имен суще-ствительных  по падежам»

Сравните падежные вопросы роди-тельного и винительного падежа. Что вы заметили? Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевленных существительных?

Комментарий: Различение падежей винительного и родительного – трудная задача для учащихся. Предложенное правило не очень удобно для запоминания. Можно его заменить моделью. Учащиеся работают в группах.

Проектная задача «Помоги себе различать В.п. и Р.п. одушевленных имен существительных мужского рода»

Задание 1. Прочитайте задания к упражнению .

Задание 2. Прочитайте правило и ответьте на вопрос: Какая трудность в его запоминании?

Задание 3. Составьте модель правила.

(лучшую модель записывают в тетрадь)

Раздел «Три склонения имен су-ществительных»

Определи склонение данных суще-ствительных и запиши их в три столбика. Выдели окончания.

КОЗ

Стимул: Сережа готовится к контрольной работе по теме «Склонение имен существительных». Мальчик не уверен, что сможет справиться с работой хорошо, т.к. несколько уроков пропустил по болезни.

Задачная формулировка: Помоги Сереже подготовиться к контрольной работе. Составь для мальчика памятку-опору и помоги ею пользоваться. ( 14 слов - дано)

Памятка:

1. Определи род.

2. Определи окончание.

3. Определи склонение.

Бланк для заполнения задания:

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Инструмент проверки: модельный ответ

Критерии:

Определены правильно типы склонений – 1 б. за слово

За верно составленную памятку – 1б.

Максимальное количество баллов – 16

Отлично – 16б.

Хорошо – 14-15б.

Удовлетворительно – 8-13б.

Неудовлетворительно – меньше 8б.

Раздел «Что мы знаем о глаголе»

Прочитай текст. Почему именно эта часть слова получила такое название?

КОЗ

Комментарий: Данное задание можно преобразовать в компетентностно-ориентированное, т.к. оно организует деятельность учащихся, а не требует воспроизведения данной информации.

Стимул: Четвероклассник Никита, вернувшись поздно из школы, долго объяснял маме причину задержки, но что мама строго сказала: «Хватит разглагольствовать, садись за уроки». Задачная формулировка: Изучи материал упр. 230. Объясни смысл данного слова. Обведи кружком цифру верного утверждения (не менее одной).

Бланк ответа:

Разглагольствовать - значит…

А) изучать глаголы

Б) говорить много и попусту

В) совершать много действий

Г) говорить много слов в ответ на вопрос

Инструмент проверки: (ключ Б, Г)

Раздел «Правописание глаголов»

Спиши, вставь пропущенные бук-вы, обозначь орфограмму.

Учебная ситуация

Комментарий: В учебнике отсутствуют задания с пословицами. В этой теме данное задание можно модифицировать как учебную ситуацию выбора.

Учитель предлагает учащимся подготовить оформление к фольклорному празднику. Но все пословицы перепутались. Учитель просит навести порядок в каждой паре пословиц, записать их, вставив пропущенные окончания в глаголах и обозначить орфограмму.

Книги люб …т ,когда

ярче звездочки свет…т

Хорошая книга

их чита…т

Если работать люб…ш…-

долго помн…т…ся

Что твердо выуч…ш…-

человеком буд…ш…

воз…ш… и саночки

Дополненные задания.

Название раздела

содержание

Синтаксис

Простое предложение. Предложения с однородными членами предложения.

Проектная задача «Как получить пятерку за словарный диктант»

Комментарий: Учащиеся не очень любят учить слова из словаря, и есть всегда группа детей, которая словарные диктанты пишет не очень хорошо. Есть группа учащихся, которая может писать диктанты лучше обычного. Так появилась идея составить памятку «Как получить «5» за словарный диктант» через проектную задачу.

Ребята, вам всем хочется получать «5», но как это сделать, многие не знают. Предлагаю вам коллективно подумать над этой проблемой. Для этого, поработаем в группах и выполним задания.

Задание 1. Подумать и записать предложения, которые помогут получить «5» за словарный диктант.

Задание 2. Оформить предложения на листе, проговорить вслух классу.

Задание 3. Выбрать из всех наиболее полезные.

Задание 4. Составить памятку.

Памятка

1. Прочитай слова. 2. Спиши только те слова, в которых ты мог бы допустить ошибку. 3. Закрась карандашом в этих словах буквы, которые надо запомнить.

4. Запиши правильную букву над закрашенной. 5. Попроси кого-нибудь продиктовать слова. 6.Выпиши только те слова, в которых допустил ошибки.

7. Закрась ошибочную букву.

8. Запиши правильную букву над закрашенной. 9.Попроси кого-нибудь продиктовать слова. 10.Поступай так до тех пор, пока не напишешь все слова без ошибок.

11. Похвастайся пятеркой

Простое предложение. Предложения с однородными членами

Контекстная задача

Брат Коли – первоклассник. Он не выговаривает отдельные звуки. Логопед посоветовал ему проговаривать скороговорки. Помоги Коле выбрать из списка скороговорки для брата. Выпиши их.

1. Дружба дружбой, а служба службой.

2. Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб-зуб.

3. Смешные шутки у Саши и Мишутки.

4. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать.

5. Не давши слова, крепись, а давши – держись!

6. Шесть мышат в шалаше шуршат.

-Какой звук брат не умеет произносить? (ш)

- Дайте характеристику выписанных предложений

Повторение. Текст

Практико-ориентированная задача

Комментарий: В учебнике отсутствуют задания на исправление речевых ошибок. Считаем, что такие задания необходимы для развития речи.

Перед вами несколько предложений, сказанных ребятами. Попробуйте объяснить, почему эти предложения получились не совсем понятными. А некоторые даже смешными.

1. Мы с сестрой ходили на елку. Она была очень нарядная, праздничная.

2. Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые, длинные.

3. Подарки нам раздавали Снегурочки. Они оказались большими и вкусными.

4. Нас встречали герои мультфильмов. Я их не видел.

Сделайте предложения полностью понятными и запишите их. Но сначала прочитайте объяснение и совет.

Объяснение и совет.

Личное местоимение 3-го лица заменяет имя существительное. Но если в предложении два имени существительных

Повторение. Текст

Контекстная задача

Комментарий: Учебник не содержит завершенности. Авторы проекта предлагают завершить изучение русского языка написанием письма учителю.

Вы заканчиваете пятый класс. Каждый из вас хочет оставить память о себе. Напишите мне письмо. Подумайте, о чем вам хочется рассказать мне перед расставанием на лето, какие чувства хотите выразить. Этим вы доставите мне огромную радость. Но не забывайте одну важную вещь: для меня важно, что вы напишите и как вы это сделаете. Успехов Вам в творческом деле.

Текст, предложение

Практико-ориентированная задача

У тебя есть друг-иностранец. Он только начал изучать русский язык. Учительница русского языка предложила ему задание: составить предложения и записать их на русском языке. Но прежде чем показать их учителю, он просит тебя помочь ему исправить ошибки. Проверь, все ли предложения правильно придумал твой иностранный друг. Исправь ошибки.

1. Шел мальчик и снег. 2. Ребята шли и сидели. 3. Ребята шли и разговаривали. 4. Котенок сидел на крыльце и мяукал. 5. Щенок спал и лаял.

После проведения диктанта

Контекстная задача

Комментарий: в учебнике недостаточно контрольно-оценочных заданий. Восполнить их можно через контекстную задачу.

Перед вами диктант, который писали ребята. Я собрала в нем разные ошибки учеников. Проверьте его, найдите и исправьте ошибки. Но сначала уточним, как правильно выполнять проверку (проговаривают).

Птиче озеро.

Это озеро в зоопарке. На нем разные птицы водятся. Однажды смотрели, в по воде будто маленький шарек перекатывается. Задержытся на одном месте а потом опять покатется. Пищит, посвистывает. А все его бояться. Подка-титься он к гусю, тот шею вытенит и в сторону. К утке подъедет – она ныряет по страху.

Почему все его боялись. Это был детеныш лысухи, водяной курицы.

(по Е.Чарушину)

Памятка.

1. Читай по слогам – нет ли описок.

2. Находи все орфограммы.

3. Где можешь, объясняй свой выбор букв и решай, нет ли ошибок.

4. Есть ошибка – истравляй, сомневаешься – под буквой сверху ставь?

Рефлексивные задания

Задания на рефлексию настроения и эмоционального состояния

Название приема

содержание

Солнышко

Ученики рисуют в тетради на что похоже настроение: на солнышко,

солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.

Елочка настроения

Учащимся раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

Мое состояние

Каждый ученик рисует лесенку. На ней он размещает изображение смайлика.

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне скверно

Задания на рефлексию деятельности

Название приема

содержание

Моя работа на уроке

Для оценивания учащимися активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке за каждое задание (вопрос) условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «|» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил, когда спросили

«-« не хотел отвечать

Анкета

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Моё настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

Комплимент

В конце урока ученики дарят комплименты за работу на уроке своим одноклассникам: комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в помощи и т.д

Лесенка успеха

Учащиеся рисуют лесенку и себя на какой-либо ступеньке:

нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось

средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы

верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось

Пантомима

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично

Задания на рефлексию содержания учебного материала

Название приема

содержание

Приращение знаний

Я не знал… - Теперь я знаю…

Незаконченное предложение

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

Плюс, минус, интересно

Учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Выбери верное утверждение

- Я сам не смог справиться с затруднением

- У меня не было затруднений

- Я только слушал предложения других

- Я выдвигал идеи

Знал-узнал-хочу узнать

Учащиеся заполняют таблицу в течение урока

Восстанови пропущенное

Предлагается восстановить деформированное высказывание, правило, текст с пропущенными словами

Данетка

Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются (пишут да), либо опровергают (пишут нет).

РАФТ

Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе" и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

Формирование и оценка предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка в 6 классе.

Разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определе...

Метапредметная диагностика на уроках русского языка 7 класс

Работа предназначена для диагностики предметных результатов обучения и метапредметных достижений учащихся 7 класса...

Метапредметная диагностика на уроках русского языка в 8 классе

Контрольная работа предназначена для проверки предметных умений и диагностики метпредметных планируемых результатов...

Компетентностно -ориентированные задания на уроках русского языка, 5 класс

В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько  теоретических, сколько социально практиче...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ

В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных...