Технологическая карта урока русс.яз. в 5 классе Правописание безударных личных окончаний прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русс.яз. в 5 классе Правописание безударных личных окончаний прилагательных
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОБУ «Краснополянская ООШ»
Урок русского языка в 5 классе
«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
Учитель русского языка и литературы
Федянина Эльмира Искаировна
2025 год
Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
Цели:
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) добиваться усвоения правильного способа действия при выборе безударного окончания прилагательного
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви к родному краю.
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности
Оборудование: толковый словарь С. Ожегова, тесты, карточки для словарного диктанта, проектор, компьютер, презентация
Тип урока: открытие нового знания.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый
Начинается урок!
На гостей все посмотрели,
Поздоровались и сели.
- Добрый день. Я рада нашей встрече на уроке русского языка.
-Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.) (Слайд 1)
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова. Какой словарь нам поможет в этом? Обратимся к толковому словарю Ожегова.
(Работа со словарем)
ЖУРНАЛИСТ - литературный работник, занимающийся журналистикой.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.) (Слайд 2)
Итак, мы начинаем.
II. Введение в тему урока.
Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Проверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу по изученному материалу по теме «Имя прилагательное»
(Работа в парах)
Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. Выполните его совместно, а букву правильного ответа записывайте в клеточки, начерченные внизу.
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
- Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? каков? чей?
- Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному, с ним связанному.
- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
- Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
- Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
- С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
- Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
- Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)
-Что такое склонение? (Изменение по падежам и числам)
-Какой цели достигли, выполняя тест? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).
III. Формулировка темы и целей урока.
-Ориентируясь на ключевое слово, сформулируйте тему нашего урока.
-Какая морфема изменяется при склонении?
-Сегодня мы поговорим не столько о склонении, сколько о правописании безударных окончаний имен прилагательных (Слайд 3).
-Какие задачи мы сегодня поставим на уроке? (научиться правильно писать окончание прилагательных)
Запишем тему.
-В конце урока каждый из вас должен определить и закончить предложение
Мне было интересно…
Я сегодня понял,…
Мне было трудно…
IV. Словарно-орфографическая минутка.
Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.
(индивидуальная самостоятельная работа)
Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., писать в тетрад.., писать в тетрадк.. (Слайд 4).
Оцените свою работы по следующим критериям:
нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
4 и более ошибок – «2»
(Взаимопроверка) (Слайд 5).
V. Изучение нового материала.
На доске написаны словосочетания.
На чист..м небе, весенн..м утром (Слайд 6).
– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)
– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?
Ученики выдвигают гипотезы.
- Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм) (Слайд 7).
- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).
VI. Закрепление изученного, применение знаний на практике
По небу син…, звёздн…
Под снегом свеж…, пушист…
В листву зелён…, весен… (Слайд 8).
– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль. Будьте внимательными собеседниками.
Работа в парах.
Светит… солнышко. … снег остался только в тени. На …озёрах треснул лёд. Журчат… шумные ручьи. На берёзах надулись … почки.
Слова для справок: яркое, шумные, рыхлый, маленькие, лесных.(Слайд 9).
- О каком времени года говорится в этом тексте? Слова какой части речи делают текст выразительным, ярким? Назовите тип речи, эпитеты.
Физкультминутка.(Слайд 10)
2. Работа с учебником
– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации. Наш неизменный помощник и источник информации – учебник. Откройте учебник на странице 284. (Слайд 11).
Возьмите на заметку!
-Занимательная лингвистика.
. Укажите лишнее слово (подсказка: произношение)
Синего, большого, немного, прекрасного.
Прилично, привычно, скучно, отлично
Строго, старого, берлога, дорога (Слайд 12)
– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа самостоятельная. Каждый из вас имеет карточку, где даны словосочетания прил+сущ. У прилагательных пропущено окончание, записываете словосочетания в тетрадь через запятую, вставляете окончание, выделяете его, определяете падеж.
с весёл.. плеском
на песчан.. берег
бел.. пену
на горяч.. песке
без обычн.. шума
на свеж… воздухе
больш… снегопада
в дремуч… лесу
о свеж… траве
-Хочу обратить ваше внимание на правописание окончаний прилагательных после шипящих. Что вы заметили при написании таких слов?
На свежем воздухе, большого снегопада, в дремучем лесу, о свежей траве (Слайд 13)
-Упражнение 807 (определить тему, тип речи, стиль) (Слайд 14).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.
технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ I и II СПРЯЖЕНИЙ"
Конспект урока...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....

5 класс Правописание безударных личных окончаний глаголов
УМК к уроку. Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет -источника (без претензии на авторство)...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...

Технологическая карта урока русс.яз. в 5 классе Правописание безударных личных окончаний прилагательных
Технологическая карта урока русс.яз. в 5 классе Правописание безударных личных окончаний прилагательных...
