Главные вкладки
Рабочая программа факультативного курса «Стилистика русского языка» для 10-х классов
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Программа факультативного курса по стилистике для учащихся 10-х классов помогает овладеть различными стилями речи и приемами языкового воздействия, учит школьников анализировать и оценивать речь окружающих, распознавать манипулятивные приемы и выявлять намеренное искажение смысла текста. Знание стилистических особенностей русского языка полезно при подготовке к ЕГЭ и другим формам контроля знаний. Стилистический факультатив формирует чувство вкуса и эстетическое восприятие родного языка. Учащиеся учатся создавать качественные письменные и устные высказывания, соблюдая нормы литературного языка и учитывая требования конкретной ситуации общения.
Таким образом, изучение стилистики является важным элементом образовательного процесса, способствующим всестороннему развитию личности и успешному освоению школьного курса русского языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа города Иркутска № 57
Рабочая программа факультативного курса
«Стилистика русского языка» для 10-х классов
Срок освоения: учебный год (34 часа)
Составитель:
Игнатова М.Ю., учитель русского
языка и литературы
г. Иркутск,2025г.
Пояснительная записка
Факультативный курс по стилистике для учащихся 10-х классов имеет высокую значимость благодаря следующим аспектам:
1. Развитие коммуникативных компетенций
Программа помогает учащимся овладеть различными стилями речи и приемами языкового воздействия, что способствует эффективному общению в повседневной жизни, учебе и будущей профессиональной деятельности. Овладение стилистическими средствами позволяет лучше выражать мысли, убедительно аргументировать свою позицию и адаптироваться к различным ситуациям коммуникации.
2. Формирование критического мышления
Изучение стилистики учит школьников анализировать и оценивать речь окружающих, распознавать манипулятивные приемы и выявлять намеренное искажение смысла текста. Это развивает способность мыслить критически, понимать подтекст сообщений и защищать себя от дезинформации.
3. Подготовка к итоговым экзаменам и олимпиадам
Знание стилистических особенностей русского языка полезно при подготовке к ЕГЭ и другим формам контроля знаний. Умение правильно применять выразительные средства повышает шансы успешного прохождения экзаменационных испытаний и участия в олимпиадах по русскому языку.
4. Повышение общей культуры речи
Стилистический факультатив формирует чувство вкуса и эстетическое восприятие родного языка. Учащиеся учатся создавать качественные письменные и устные высказывания, соблюдая нормы литературного языка и учитывая требования конкретной ситуации общения.
Таким образом, изучение стилистики является важным элементом образовательного процесса, способствующим всестороннему развитию личности и успешному освоению школьного курса русского языка.
Цель курса состоит в формировании у учащихся умения эффективно пользоваться ресурсами русского языка с точки зрения стиля и жанра, развивать коммуникативные компетенции и обогащать лексический запас учеников.
Личностные результаты
Развитие интереса к родному языку: формирование позитивного отношения к изучению русского языка, осознание важности грамотной и красивой речи в обществе.
Повышение самооценки: приобретение уверенности в собственных силах и возможностях в области владения языком, особенно в ситуациях публичного выступления или написания творческих работ.
Воспитание уважения к культуре русской речи: понимание ценности традиций русской словесности, бережное отношение к богатству родного языка.
Формирование готовности к самовыражению: стремление выразить свои мысли ясно, эмоционально и образно, используя разнообразные стили и жанры.
Предметные результаты
Владение основными понятиями стилистики: знание понятий стилей речи, функций каждого стиля, типов лексики и синтаксиса, используемых в разных сферах общения.
Способность различать функциональные стили: умение выделять признаки научного, официально-делового, публицистического, разговорного и художественного стилей, применяя знания на практике.
Использование выразительных средств языка: осознанное применение метафор, сравнений, гипербол, антитез и других тропов для достижения определенного эффекта в тексте.
Грамотное использование грамматических норм: соблюдение орфографических, пунктуационных и стилистических норм при создании собственных высказываний.
Критическое восприятие чужих текстов: выявление ошибок и неуместных элементов в чужих произведениях, оценка качества текстов с точки зрения стилевых требований.
Метапредметные результаты
Коммуникативные умения: развитие способности эффективно общаться в разных социальных и профессиональных ситуациях, грамотно подбирать стиль и форму выражения мыслей.
Регулятивные умения: способность самостоятельно планировать процесс изучения материала, контролировать качество своего творчества, исправлять собственные ошибки.
Информационные компетенции: умение искать необходимую информацию по стилистическим вопросам, систематизировать полученные знания, формировать собственную базу стилистических ресурсов.
Аналитико-критическое мышление: развитие навыков анализа художественных произведений, публицистических статей, рекламных материалов и научной литературы с точки зрения выбора языковых средств.
Творческое выражение: создание оригинальных текстов, участие в конкурсах и мероприятиях, направленных на демонстрацию способностей в сфере стилистики.
Эти три группы результатов взаимосвязаны и обеспечивают целостное развитие школьника, формируя как интеллектуальные, так и нравственно-эстетические ориентиры.
Методы деятельности учителя
Эффективное проведение факультативного курса по стилистике требует разнообразия методов и приемов, позволяющих сделать занятия интересными, познавательными и полезными для учеников. Вот основные методы, которые целесообразно использовать на занятиях такого типа:
1.Объяснительно-иллюстративный метод. Учитель объясняет теоретические основы стилистики, иллюстрируя материал примерами из художественной литературы, научных публикаций, рекламы и официальных документов. Например, демонстрируются образцы текстов разных функциональных стилей, выделяются особенности употребления отдельных конструкций и средств выразительности.
2.Проблемно-поисковый метод. Предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное исследование учеником проблемы стилистической окраски текста. Примеры заданий: сравнить два похожих текста, выявить различия в стиле изложения, объяснить выбор тех или иных средств выразительности автором.
3. Практикум. Осуществляется практика составления и редактирования текстов различного назначения. Учитель направляет деятельность учеников, предлагая творческие задания: написать письмо другу, подготовить доклад на научную тему, создать рекламный слоган, сочинить стихотворение или рассказ с использованием заданных стилистических приёмов.
4. Метод проектов. Организация проектной деятельности, включающей сбор, обработку и представление информации по выбранной тематике. Например, проект по исследованию особенностей языка современных молодежных субкультур или анализ текстов известных авторов с точки зрения стилистики.
5. Игровой метод. Проведение ролевых игр, викторин, конкурсов на лучшее употребление стилистических фигур, игра "угадай стиль" и другие игровые формы способствуют активизации внимания и повышают интерес к изучаемому материалу.
6. Диспут, дискуссия. Обсуждение проблемных вопросов стилистики (например, уместность жаргона в современной литературе, влияние интернет-коммуникации на русский язык). Такие дискуссии развивают навыки аргументации и самостоятельного осмысления сложных лингвистических явлений.
7. Самостоятельная работа. Создание условий для самостоятельной работы учеников над текстом, подбор примеров стилистических нарушений, выполнение индивидуальных заданий, составление рекомендаций по улучшению стилистического оформления текстов.
8.Работа с мультимедийными ресурсами. Использование интерактивных презентаций, видеороликов, аудиозаписей, онлайн-ресурсов для наглядного представления теории и практики стилистики, организации тестов и практических упражнений.
Применение перечисленных методов позволит обеспечить глубокую проработку учебного материала, развить у учащихся навыки эффективного использования стилистических возможностей русского языка и повысить уровень их языковой компетентности.
При изучении факультативного курса по стилистике важно организовать контроль знаний таким образом, чтобы учитывать специфику предмета и обеспечивать проверку уровня усвоенных навыков и понимания теории. Для этого рекомендуется использовать разнообразные формы текущего и итогового контроля: тестовые задания, анализ текстов, творческие задания, редактирование текстов, презентация проектов, теоретический опрос, практическая работа, проектная защита, орфоэпический диктант, редактирование текстов, сочинение, конструирование текста, дискуссия, сочинение и др.
Данная программа позволяет сформировать комплекс знаний и практических навыков, необходимых старшеклассникам для эффективного освоения предмета русский язык и успешного прохождения государственных экзаменов.
Содержание курса
Раздел I. Основные понятия стилистики
Понятие функционального стиля речи. Характеристика литературного языка.
Стилевые нормы и отклонения от норм.
Раздел II. Функциональные стили русского языка
Научный стиль. Особенности жанра научного доклада Официально-деловой стиль. Деловое письмо и основные правила составления документов. Разговорный стиль. Типология жанров в публицистическом стиле Художественный стиль. Тропы и фигуры речи. Языковые игры и остроумие. Публицистический стиль. Риторические приёмы и способы воздействия на аудиторию.
Раздел III. Практикум по созданию собственного текста
Написание сочинений и статей. Подготовка выступлений и публичных сообщений. Анализ чужих текстов и исправление ошибок.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Всего часов | Формы и методы обучения | Форма контроля |
Раздел I. Основные понятия стилистики и нормы | ||||
1 | Введение. Литературный язык. Что такое стилистика | 1 | Объяснение Лекция | Устный опрос |
2 | Языковой стиль и его особенности. Разновидности стилистических ошибок | 1 | Работа с текстами разных стилей Беседа. | Тест |
3 | Норма и отклонение. Орфоэпические нормы | 1 | Анализ фрагментов аудиозаписей Сообщения, упражнения | Орфоэпический диктант |
4 | Лексическая стилистика. Тавтология. Плеоназм. | 2 | Работа над лексическими ошибками по ученическим сочинениям Беседа | Редактирование текста |
5 | Стилистика частей речи. Падежные формы сущ., образование форм прилагательных, формы числительных, употребление форм времени глагола | 1 | Лекция. Практическая работа в парах. | Работа с предложениями на установление соответствия между грамматическими ошибками и предложениями |
6 | Стилистика синтаксиса. Согласование подлежащего и сказуемого. | 1 | Лекция. Практическая работа в парах. | Работа с предложениями на установление соответствия между грамматическими ошибками и предложениями |
7 | Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов | 1 | Лекция. Практическая работа в парах. | Работа с предложениями на установление соответствия между грамматическими ошибками и предложениями |
8 | Ошибки, связанные с сочетаемостью однородных членов предложения | 1 | Беседа. Работа в группах | Тест |
9 | Сложные предложения. Построение сложноподчиненных предложений. | 1 | Лекция. Практическая работа в парах. | Устный опрос |
10 | Итоговая работа | 1 | Письменная работа. Редактирование текстов. | Сочинение-рассуждение |
Раздел II. Функциональные стили русского языка | ||||
11 | Классификация стилей речи | 1 | Лекция. Объяснительный метод. | Опрос по лекции |
12 | Цели, признаки научного стиля | 2 | Проблемно-поисковый метод. Групповая работа. | Устный опрос |
13 | Особенности языка официально-делового стиля речи. Виды документов. Деловой этикет. | 2 | Диалог. Тренинги «Портрет делового человека с ошибкой», «Маски в общении», упражнения «Письмо», «Буду краток» др. | Конструирование текста официально-делового стиля, выполнение упражнений |
14 | Публицистический стиль. Экспрессия. Приемы убеждения. Убедительная речь. | 2 | Игра «Активити», создание устных текстов «Лучший аргумент», «Метод поддержки» | Диспут/ дискуссия |
15 | Художественный стиль. Тропы и фигуры. Языковые игры и остроумие. | 2 | Проблемно-поисковый. Анализ текстов, нахождение изобразительно-выразительных средств художественного стиля | Работа с предложениями на установление соответствия между средствами выразительности и предложениями |
16 | Разговорный стиль речи. Неофициальность. Неофициальные элементы. | 2 | Индивидуальная самостоятельная работа. Составление конспекта. | Тест |
17 | Смешанный стиль | 1 | Интерпретационный метод. Анализ текстов | Анализ текстов |
Раздел III. Практикум по созданию собственного текста | ||||
18 | Этапы работы над конструированием текста | 1 | Объяснительный. Лекция+практикум | Устный опрос |
19 | Искусство рассуждения: аргументы и контраргументы. | 1 | Исследовательский. Анализ текстов. Работа в парах. | Сочинение-рассуждение по заданной проблемной теме |
20 | Писательская техника: композиции и планы | 1 | Практический, игровая форма | Игра «Редактор» |
21 | Корректировка текста: устранение ошибок | 1 | Интерпретационный. Анализ текстов. | Совместная корректировка |
22 | Подготовка публичного выступления. Эффективные техники презентации. | 2 | Дискуссионный. Диспут. | Выступление учащихся. |
23 | Работа с чужими текстами. Исправление. | 1 | Практическая работа в парах | Написание рецензии учащимися. |
24 | Шлифовка и совершенствование личного стиля. | 2 | Самостоятельная работа | Презентация работы |
25 | Итоговое занятие | 2 | Проектная работа | Презентация проектов |
Итого: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий по русскому языку «Устойчивая грамотность» 9 класс
Рабочая программа предназначена для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 7-го класса "Будь грамотным!"
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 7-го класса "Будь грамотным!"...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...
