Безударные гласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку

Абдулвалеева Гузель Радиковна

Открытый урок по русскому языку в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_po_teme.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме

                              «Безударные гласные в корне слова».

Цели урока:

1.Закрепить, систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных гласных в корне.

2. Развивать умения и навыки самостоятельной и групповой работы, познавательные способности.

3. Воспитывать самодисциплину, внимание к окружающим, способность к самоанализу, умение слушать, доказывать свою точку зрения.

Ход урока.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! За окном солнечный морозный (зимний) день, скоро замечательный, наверное, самый лучший праздник -  Новый год! Давайте создадим себе радостное настроение своей работой, своими ответами и не будем бояться ошибок и трудностей.

                             (Чтение стихотворений).

          Слайд № 1- 6 (картины или фотографии зимней природы) 

- Сегодня мы поговорим о безударных гласных в корне. А поможет нам беседа о зиме, зимней природе по тексту И. Соколова-Микитова «Русский лес».

Запишите тему урока.

- Что вам известно  об этой орфограмме?

Цель нашего урока: закрепить и обобщить наши знания по правописанию безударных гласных в корне.

 А как вы думаете, как мы будем работать над этой орфограммой?

Мы будем думать, записывать слова, словосочетания, выделять корни, подчеркивать гласные. Также нам предстоит работа  индивидуально, в парах, группах.

А каждый из вас поставит себе индивидуальную цель,  к которой он будет стремиться. Запишите ее на карточках – лепестках.

Чтобы подтвердить наши теоретические знания  этой орфограммы, выполните задание.

Из данных слов выберите слова по темам «Праздник» и «Зима». Тема выбирается по желанию. Выбранные слова запишите  в две колонки: проверяемые безударные гласные и непроверяемые безударные гласные. Некоторые слова могут оказаться в обеих колонках. Выделите корень.

                          Слова для работы на слайде № 7.

Город, лесной, снегирь, новогодний, наряжать, карнавал, фейерверк, облака, серебрится, иней, гирлянды, фонарики,  метель, снежинка, мороз.

                                      Слайды № 8,9.

 Проведем взаимопроверку, обменяйтесь тетрадями. Кто допустил  ошибки? Объясните их. ( Комментирование работы учащихся).

Составьте с понравившимися словами 2-3 словосочетания, отметьте главное слово.

- Вы молодцы! Задание выполняете правильно. А вот некоторые ребята спорят по поводу выделения корней. Помогите им решить спор.

Маша сказала, что слова СНЕГОВИК  и СНЕГОВОЙ образованы от слова СНЕГ, поэтому общим для них является корень СНЕГ.

А Коля утверждает, что Маша ошибается. От слова СНЕГ  образовано не только СНЕГОВИК  и СНЕГОВОЙ, но и СНЕЖОК. Значит корень во всех словах СНЕ-.

Кто из ребят прав и почему?

                                    Слайд  №  10

-Ну что ж, вы помогли ребятам. Молодцы! ( Комментирование работы).

   

                                    Физкультминутка.

- Вы немного отдохнули, а сейчас нам предстоит  интересная работа, которую нужно выполнить в группах (по рядам).

В редакцию принесли текст, очень хороший. Но автор попал под сильный снегопад, и некоторые буквы пропали. Вы – группы редакторов, отредактируете текст, назовите орфограммы, над которыми вы работали. (Текст раздается ).

                                      РУССКИЙ ЛЕС.

З..мою и летом, ос..нью и в..сною х..рош русский лес. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.. Воздух тих, прозрачен и свеж. Глубокие, чистые л..жат под д..ревьями сугробы. Над л..сными тр..пинками круж..вными белыми арками согнулись под тяжестью ин..я ств..лы м..л..дых б..рёз.

Т..желыми шапками белого снега покрыты темно-з..лёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие в..ршины их унизаны ..ж..рельем л..ловых шишек.                                                                                    

С в..селым свистом переел..тают с ели на ель стайки кр..сногрудых сн..гирей, к..чаются на ветках пушистые белочки…

                                                                                     (По И.Соколову-Микитову)

Выразительно прочитайте текст.

- Какова главная мысль текста?

- Какое создается настроение? За счет какой части речи оно создается?

Ваша работа выполнена замечательно, вы спасли текст!

Как вы знаете, текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически. Эти предложения могут быть простыми и сложными. В чем различие между ними? Простые предложения бывают осложненными. Найдите в тексте простое осложненное и сложное предложения, объясните расстановку знаков препинания, cоставьте схемы.

(По одному отвечающему от группы.)

Садитесь на места. (Комментирование работы).

- Одним из вариантов домашнего задания у вас будет продолжить  текст «Русский лес». Для этого потребуется подготовить опорный материал. Вам даны начальные слоги. Составьте с ними слова на тему «Зима». Запишите их, работать будете в парах.

                                        Слайд №  11.

                     

                                 СНЕ-, ЗИ-,  КРА-

Ребята, мы так замечательно, дружно работали, что можем  и хорошо отдохнуть. Но для праздника нам  нужен  очень важный предмет, без которого праздника не будет. А как вы думаете, без чего не бывает новогоднего праздника? (Без ёлочки).

Наша ёлочка спряталась в словах, и если мы её не найдем, то праздника, наверное,  не будет. Помогите найти ёлочку.

                                       Слайд № 12.

Ответ:

Мель, щель, цель, трель, дрель, апрель, тоннель, шинель, вермишель, мельница, подземелье, ущелье, ожерелье. качели, гантели, великан.

Вы справились с этим заданием!

- Подходит к концу наше занятие. Вы ставили перед собой определенные цели. Поднимите руку те, кто  достиг этой цели. Поделитесь своими впечатлениями. Что понравилось на уроке? Что хотелось бы повторить?

Так для чего нужно изучать орфограммы?

Домашнее задание. 1 уровень. Упражнение № 425, 427.

2 уровень. Составить карточку по теме «Безударные гласные в корне слова».

3 уровень(творческий). Продолжить текст «Русский лес», опираясь на личный  опыт.

                                   Спасибо за урок!

                                                               Досманова Т.В., учитель русского языка

                                                                и  литературы высшей категории

                                                                МБОУ «Гимназия № 2»  г.Стерлитамак

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

Безударные гласные в корне слова

Урок  включает в себе задания, способствующие развитию творческих способностей учащихся...

Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

 Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....

Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....

Интегрированный урок "Безударные гласные в корне слова. Использование алгоритмов".

Урок закрепления знаний об алгоритмах. Тренажер "Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов" предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закр...

Разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова" для 5 класса по ФГОС

Разработка урока для 5 класса, обучающегося по ФГОС...