Конспект урока русского языка для 9 класса специальной (коррекционной) школы
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Егоров Олег Викторович

Тема: Имя прилагательное: понятие, значение в речи.

Цель:Сформировать представление об имени прилагательном как о части речи, которая обозначает признак предмета и делает нашу речь более точной и выразительной.

Задачи:

· Коррекционно-образовательные:
  · Дать понятие об имени прилагательном.
  · Учить выделять прилагательные в тексте, подбирать их к существительным.
  · Учить использовать прилагательные в устной речи для описания предметов.
· Коррекционно-развивающие:
  · Развивать устную связную речь (составление небольших описаний).
  · Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление (через операции сравнения, анализа).
  · Обогащать и активизировать словарный запас (прилагательные, обозначающие цвет, размер, вкус, материал).
· Коррекционно-воспитательные:
  · Воспитывать аккуратность при работе в тетради.
  · Формировать умение работать в коллективе и слушать ответы товарищей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_dlya_9_klassa_spetsialnoy.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 9 класса специальной (коррекционной) школы

Тема: Имя прилагательное: понятие, значение в речи.
Цель:Сформировать представление об имени прилагательном как о части речи, которая обозначает признак предмета и делает нашу речь более точной и выразительной.

Задачи:

· Коррекционно-образовательные:
· Дать понятие об имени прилагательном.
· Учить выделять прилагательные в тексте, подбирать их к существительным.
· Учить использовать прилагательные в устной речи для описания предметов.
· Коррекционно-развивающие:
· Развивать устную связную речь (составление небольших описаний).
· Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление (через операции сравнения, анализа).
· Обогащать и активизировать словарный запас (прилагательные, обозначающие цвет, размер, вкус, материал).
· Коррекционно-воспитательные:
· Воспитывать аккуратность при работе в тетради.
· Формировать умение работать в коллективе и слушать ответы товарищей.

Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование:учебник, тетради, картинки с изображением предметов (например: яблоко (красное, спелое), мяч (круглый, резиновый), медведь (большой, бурый)), реальные предметы (апельсин, кубик, мягкая игрушка), карточки со словами, интерактивная доска или магнитная доска с магнитами.

Ход урока:

I. Организационный момент. (2 мин)

· Приветствие. Эмоциональный настрой.
· Речевая разминка:
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Сегодня у нас интересный урок. Я надеюсь, он пройдет плодотворно и вы узнаете много нового».

II. Актуализация знаний. Повторение. (5 мин)

· Беседа:
— Ребята, давайте вспомним, какие части речи мы уже знаем? (Имя существительное, глагол).
— Что обозначает имя существительное? (Предмет). Приведите примеры. (Стол, окно, мама).
— Что обозначает глагол? (Действие). Приведите примеры. (Бежит, читает, говорит).
· Игра «Угадай-ка»: Учитель показывает предмет (например, апельсин) и задаёт вопросы:
— Что это? (Это апельсин). — Какая это часть речи? (Существительное).
— Что он делает? (Лежит). — Какая это часть речи? (Глагол).
— Молодцы! А сегодня мы познакомимся с новой частью речи, которая поможет нам рассказать, КАКОЙ этот апельсин.

III. Сообщение темы и целей урока. (3 мин)

Учитель: «Тема нашего урока: «Имя прилагательное». Мы узнаем, что это за слова, на какие вопросы они отвечают и как они помогают нам в речи. Без этих слов наша речь была бы скучной и неясной».

IV. Изучение нового материала. (15 мин)

1. Введение понятия.
На доске записано:Солнце.
—Прочитайте слово. Что это? (Предмет). Какая часть речи? (Существительное).
—А какое солнце? Давайте подберем слова. (Яркое, теплое, круглое, золотое, лучистое).
Учитель записывает слова на доске рядом с существительным:
Солнце (какое?) яркое, теплое, круглое.

— Эти слова, которые мы подобрали, и есть имена прилагательные. Они отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и обозначают ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

2. Первичное закрепление. Работа с наглядностью.
Учитель показывает картинки или предметы,учащиеся хором и индивидуально подбирают прилагательные.

· Мяч (какой?) – круглый, резиновый, синий, футбольный.
· Яблоко (какое?) – красное, сочное, сладкое, спелое.
· Медведь (какой?) – большой, бурый, косолапый, сильный.

3. Практическое задание «Найди пару».
На доске два столбика:

· Существительные: небо, трава, снег, лимон.
· Прилагательные: зелёная, белый, синее, кислый.
Задание:соединить стрелочкой существительное с подходящим прилагательным.
(Небо(какое?) синее; трава (какая?) зелёная; снег (какой?) белый; лимон (какой?) кислый).

4. Обсуждение роли прилагательных в речи.
—Ребята, а теперь представьте, что я попросила вас принести книгу. Какую именно? Толстую или тонкую? Новую или старую? Учебную или художественную? Без слов-признаков мы не поймём друг друга.
—А если я скажу: «Принеси, пожалуйста, новую, толстую, художественную книгу». Теперь понятно?
Вывод:Прилагательные делают нашу речь точной, понятной и красивой.

V. Физкультминутка. (3 мин)

«Мы идём в осенний лес».
Мы шагаем по лесу(ходьба на месте),
Видим листики на ветках(потянулись вверх).
Листья жёлтые и красные(покачали руками),
Очень красивые,прекрасные! (покружились).
Дует осенний ветерок(машем руками),
И на землю пал листок(плавно присели).

VI. Закрепление изученного материала. (10 мин)

1. Работа в тетрадях.

· Ученики записывают число и тему урока: «Имя прилагательное».
· Задание 1: Спишите предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
1. Наступила золотая осень.
2. Дует холодный ветер.
3. Мы читаем интересную книгу.
· Задание 2: К словам-предметам подберите и запишите 1-2 слова-признака.
· Погода (какая?) – ... , ...
· Дом (какой?) – ... , ...
· Машина (какая?) – ... , ...

2. Творческое задание «Опиши предмет» (устно).
Учитель показывает или раздает ученикам разные предметы(ручка, линейка, ластик, чашка). Ученик должен назвать 2-3 признака этого предмета.
Например: «Это ручка. Она шариковая, синяя, новая».

VII. Итог урока. Рефлексия. (5 мин)

· Беседа:
— С какой новой частью речи мы сегодня познакомились?
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
— Для чего они нужны в нашей речи? (Чтобы точно описывать предметы, делать речь красивой).
· Оценка работы учащихся. Учитель хвалит всех за работу, отмечает самых активных.
· Рефлексия «Солнышко и тучка»: На доске – солнышко (всё понял) и тучка (было трудно). Ученики подходят и прикрепляют свой магнитик к соответствующему рисунку.

VIII. Домашнее задание. (2 мин)

Нарисовать любой фрукт или овощ и устно подготовить его описание (3-4 слова-признака). Например: «Я нарисовал(а) яблоко. Оно круглое, красное, сладкое, сочное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...