Конспект урока по русскому языку "Правописание гласных в корнях с чередованием (повторение).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Димова Мария Валерьевна

     Урок направлен на повторение данной темы. Начинается урок с пожелания и положительного настроя на работу. В течение урока проводятся: минутка чистописания и словарная работа. При актуализации опорных знаний учащиеся работают со схемами, составляют таблицы по распределению корней, правил и примеров в соответствующие ячейки. Также ребята работаю с упражнениями в учебнике. Рефлексия деятельности на уроке проводится в виде небольшого опроса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Тайнинская ООШ

Учитель русского языка и литературы Димова Мария Валерьевна

Правописание гласных в корнях с чередованием (повторение).

Цель: формирование устойчивого навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепление умений безошибочного письма слов с изученными орфограммами.

Задачи:

1. Повторение и обобщение правил правописания гласных в корнях с чередованием;

2. Отработка навыков «опознавания» корней с чередованием.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить:

— Доброе утро солнцу и птицам!

— Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!»

- Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение в течение всего нашего урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

Бб

Лу, ри, сы, ок, ан, уп, ящ

Ал, ум, пя, ом, фл, бя

IV. Словарная работа.

Сантиметр, километр, килограмм, отрасль, скачок.

V. Актуализация опорных знаний.

- стр. 94, стр. 98 прочитайте и рассмотрите схему, вспомните правила написания чередующихся гласных в корне.

VI. Изучение нового материала.

Эти правила можно объединить в 4 группы.

-раст- ращ- рос – зависит от согласных букв

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

- скак – скоч-

Исключения: скачок, скачу, скачкообразно

-лож- лаг - А – зависит от суффикса А

Исключение: полог

-бер – бир—А

-пер – пир—А

-мер – мир—А

-дер – дир —А

-тер – тир—А

-блест – блист- А

-жег – жиг -А

-стел – стил-А

-чет – чит—А

Искл.:сочетать, сочетание

-кос – кас-А

-а(я) – им-А

-а(я) – ин -А

-гор – гар – без ударения – О – зависит от ударения

Исключение: выгарки

-клон – клан –

- без ударения - О

-твор – твар –

- без ударения – О

Исключение: утварь

-зор – зар – без ударения - А

Исключения: зоревать, зорянка (птица)

-плов – плав-

- без ударения - А

Исключения: пловец, пловчиха, плывуны

-мок – мак- зависит от значения слов

-мок- («пропускать жидкость», «становиться мокрым»)

-мак- («опускать в жидкость, погружать»)

-ровн – равн-

-ровн- («ровный, гладкий, прямой»)

-равн- («равный, одинаковый)

Исключения: уровень, поровну, ровесник,

равнина, равняйся, поравняться, равнение направо

VII. Работа с учебником.

- Упр. 76, стр. 94 – 95.

- Упр. 78, стр. 95.

- Упр. 82, стр. 97.

- Упр. 85, упр. 86, стр. 99.

VIII. Закрепление изученного материала.

- Заполните таблицу.

Условия написания гласной в корнях с чередованием

Корни с чередованием

Примеры

1. От ударения;

2. От последующей буквы;

3. От наличия суффикса А после корня.







IX. Итог урока. Рефлексия.

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Посмотрите на результаты своей работы на уроке и оцените её.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

X. Домашнее задание.

- Упр. 89, стр. 100 – 101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку в 7 классе "Имя прилагательное.Повторение"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение"Составлен  с использованием блочного метода , опорного конспекта по теме, с опорой на фраменты текста из книги "Каникулы в...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"

Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....

ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Воспитательные: формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока; формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"».

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"»....

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Повторение изученного по теме "Глагол"

План-конспект урока по русс кому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"...

Конспект урока по русскому языку на тему «Лексика. Обобщение и повторение»

Разработанный урок поможет при подготовке и проведении урока русского языка в 5 классе...

Презентация. Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»

Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)Дидактическая задача урока:  повторение и обобщение из...