Конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок направлен на изучение новой темы. В начале урока ставится проблемная задача, в ходе решения которой учащиеся сравнивают два текста и определяют какой текст наиболее понятен и красочен, тем самым определяют тему урока. Далее идёт работа в группах по определению характеристик каждого второстепенного члена предложения. Затем каждой группе даются предложения, по ктором они выполняют определённые задания. Также учащиеся на уроке решают лингвистические задачи, которые им приводит учитель. После лингвистических задач идёт дифференцированная работа по группам (от простого к сложному). Итог урока проводится в виде мини-викторины.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Тайнинская ООШ
Учитель русского языка и литературы Димова Мария Валерьевна
Второстепенные члены предложения.
Цель: дать понятие, что такое второстепенные члены предложения.
Задачи:
- Узнать, что такое дополнение, определение, обстоятельство;
- Научиться находить второстепенные члены в предложении;
- Тренироваться в употреблении дополнений, определений, обстоятельств в устной и письменной речи.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Работа с текстами
Вечерело. Солнце опускалось. Лучи Золотили. Дом был полон. Солнце скрылось. Заря стала бледнеть и гаснуть. Слышались голоса. Наступила тишина. | Вечерело. Багровое солнце медленно опускалось за лесом. Прощальные лучи ещё золотили верхушки деревьев. Дом лесника на поляне уже весь был в тени. Вскоре солнце совсем скрылось. Реже и реже слышались голоса птиц. Наконец в лесу наступила тишина. Над поляной стал подниматься туман. (И. С. Тургенев) |
- Сравните эти тексты.
- Что заметили?
- Запишите тему урока: Второстепенные члены предложения.
III. Актуализация опорных знаний
- Второстепенные члены служат для пояснения, уточнения, дополнения главных членов предложения или других второстепенных членов предложения.
- Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство, определение.
IV. Изучение нового материала
- Сегодня будем работать в группах.
- Заполните таблицу.
- 1 группа:
Название второстепенного члена предложения | Что обозначает | На какой вопрос отвечает | Чем выражается | От какого члена предложения зависит | Как подчёркивается | Пример |
Дополнение |
- 2 группа:
Название второстепенного члена предложения | Что обозначает | На какой вопрос отвечает | Чем выражается | От какого члена предложения зависит | Как подчёркивается | Пример |
Определение |
- 3 группа:
Название второстепенного члена предложения | Что обозначает | На какой вопрос отвечает | Чем выражается | От какого члена предложения зависит | Как подчёркивается | Пример |
Обстоятельство |
- Запишите предложения, предназначенные для вашей группы.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Выделите грамматическую основу предложений.
- Найдите и подчеркните второстепенные члены.
- 1 группа:
Дикие гуси г…товились к отлёту. Деревья постепенно обл…тают. В небе в…сят белые облака.
- 2 группа:
Свежий в…терок играет листьями. Пошёл ре…кий дождь. Облака плывут на восток.
- 3 группа:
(Откуда?) Из-за туч выглянуло солнышко. Листочек оторвался (от чего?) от дер…ва. (На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.
V. Лингвистическая задача
- Из предложения «Я вышла на улицу» выпишите подлежащее
- Из предложения «Котёнок осторожно подошёл ко мне» выпишите обстоятельство
- Из предложения «Я шагнула вперёд» выпишите сказуемое
- Из предложения «На лесную полянку вышел огромный лось» выпишите определение
- Из предложения «Я увидела тропинку» выпишите дополнение.
- Что у вас получилось?
- Я осторожно шагнула на лесную тропинку.
- 3 группа: Спишите предложения, вместо вопросов вставьте подходящие по смыслу слова, которые отвечают на эти вопросы.
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
- 2 группа: Спишите текст. Подчеркните все члены предложений.
Наступление весны
Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
- 1 группа: Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини – сочинение по данному началу.
Я осторожно шагнула на лесную тропинку…
- Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая берёзку от ветра. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен.
VI. Итог урока. Мини тест
- Входят ли второстепенные члены предложения в грамматическую основу?
- Какие второстепенные члены предложения есть в русском языке?
- Может ли дополнение быть выражено числительным?
- Молодцы. Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
VII. Домашнее задание: Упр. 260
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"
Цель данного урока - закрепить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными...
Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"
Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" 8 класс...

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"
Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"....

Конспект урока по русскому языку "Простое предложение.. Стилистические функции и роль порядка слов в простом предложении."
Определение ПП. Стилистические функции и роль порядка слов в ПП....
Открытый конспект урока "Главные и второстепенные члены предложения"
Урок -путешествие...

Конспект урока на тему:"Однородные члены предложения"
Тема урока: Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения.Цель урока: 1.Обобщение сведений об однородных членах предложения, опознавание однородных членов предложения; ряды однор...
