Программа "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Работа со слабоуспевающими учащимися"
рабочая программа по русскому языку
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, ориентирована на работу со слабоуспевающими учащимися по подготовке к ОГЭ.
Учебный курс в 9 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23» П. АЙХАЛ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Работа со слабоуспевающими обучающимися»
Количество часов: 34 часа
Автор:
Зузулинская Л.В.
Учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, ориентирована на работу со слабоуспевающими учащимися по подготовке к ОГЭ.
Учебный курс в 9 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
- обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста. В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательнокоммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) овладение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Календарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Содержание планирования Подготовка к написанию изложения (6 ч)
Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. .Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Написание изложения.
Синтаксический анализ текста (5ч)
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.) Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуационный анализ текста (8ч)
Пунктуационный анализ текста. (8ч)
Способы связи в словосочетаниях (1ч)
.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
Орфографический анализ слова (5ч)
Орфографический анализ слова (Задание 5.)
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)
Анализ текста и средств выразительности. Лексический анализ (2ч)
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.) (2ч)
Лексическое анализ слова . (Задание 8.)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 (6 ч)
.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора.
Собственная позиция. Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.
Контроль знаний- 3 ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Тематическое планирование
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени | |
1. | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ | 1ч | |
2. | Работа над сжатым изложением
| 6ч | |
3. | Синтаксический анализ текста | 5ч | |
4. | Пунктуационный анализ текста | 8ч | |
5. | Способы связи в словосочетаниях | 1ч | |
6. | Орфографический анализ | 5ч | |
7. | Анализ текста и средств Лексический анализ | выразительности. | 2 ч |
8. | Работа над сочинением | 6ч | |
Всего | 34ч | ||
Календарно-тематический план подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку
№ п/п |
| Дата | Количество часов |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2022 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа |
| 1 |
Работа над сжатым изложением | |||
2 | Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. |
| 1 |
3 | Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. |
| 1 |
4 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. |
| 1 |
5 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. |
| 1 |
6 | Выбор приемов сжатия |
| 1 |
7 | Выполнение тренировочного варианта аудиоизложения. |
| 1 |
Задание 2 Синтаксический анализ текста | |||
8 | Синтаксический анализ текста |
| 1 |
9 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее Сказуемое |
| 1 |
10 | Второстепенные члены предложения |
| 1 |
11 | Односоставные предложения |
| 1 |
12 | Выполнение тренировочных вариантов задания 2 ОГЭ-2022 |
| 1 |
Задание 3. Пунктауционный анализ текста | |||
13 | Знаки препинания при однородных членах |
| 1 |
14 | Знаки препинания при обособленных определениях Знаки препинания при обособленных обстоятельствах |
| 1 |
15 | Знаки препинания при обособленных дополнениях |
| 1 |
16 | Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях Предложения с обращениями Пунктуационный анализ |
| 1 |
17 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
| 1 |
18 | Сочинительные союзы Подчинительные союзы |
| 1 |
19 | Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях |
| 1 |
20 | Выполнение тренировочных вариантов задания 3 ОГЭ-2022 |
| 1 |
Задание 4. Способы связи в словосочетаниях | |||
21 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании Выполнение тренировочных вариантов задания 4 ОГЭ-2022 |
| 1 |
Задание 5. Орфографический анализ | |||
22 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание |
| 1 |
23 | Правописание чередующих гласных в корне слова Правописание безударных гласных в корне слова |
| 1 |
24 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Правописание частицы НЕ с частями речи |
| 1 |
25 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
| 1 |
26 | Выполнение тренировочных вариантов задания 5 ОГЭ-2022 |
| 1 |
Задание 6-8 Анализ текста и средств выразительности. Лекси ческий ан ализ | |||
27 | Выразительные средства лексики и фразеологии Лексический анализ слова |
| 1 |
28 | Выполнение тренировочных вариантов задания 6-8 ОГЭ-2022 |
| 1 |
Работа над сочинением 9.3. | |||
29- 30 | Структура сочинения-рассуждения 9.3 |
| 2 |
31- 32 | Тренировка по написанию сочинения 9.3 |
| 2 |
33- 34 | Выполнение тренировочных тестовых заданий |
| 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | К-во час. | Дата |
проведения | |||
1. | Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. | 1 |
|
2. | Подготовка к написанию изложения. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 1 |
|
3. | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. | 1 |
|
4. | Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка. | 1 |
|
5. | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 |
|
6. | Сжатое изложение. | 1 |
|
7. | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). | 1 |
|
8. | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). Анализ вариантов ОГЭ | 1 |
|
9. | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3). | 1 |
|
10. | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).Анализ вариантов ОГЭ. | 1 |
|
11. | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4). | 1 |
|
12. | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).Анализ вариантов ОГЭ. | 1 |
|
13. | Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Безударные гласные в корне. (Задание 5). | 1 |
|
14. | Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Чередующиеся корни. (Задание 5). | 1 |
|
15. | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6). | 1 |
|
16. | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).Анализ вариантов ОГЭ. | 1 |
|
17. | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). | 1 |
|
18. | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). Анализ вариантов ОГЭ. | 1 |
|
19. | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8). | 1 |
|
20. | Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Слово в контексте. (Задание 8). | 1 |
|
21. | Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ . | 1 |
|
22. | Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ . | 1 |
|
23. | Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ . | 1 |
|
24. | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | 1 |
|
25. | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. ВШТ. | 1 |
|
26. | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ ВШТ. | 1 |
|
27. | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.1). | 1 |
|
28. | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2). | 1 |
|
29. | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3). ВШТ. | 1 |
|
30. | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. Анализ ВШТ. | 1 |
|
31. | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 1 |
|
32. | Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание изложения. | 1 |
|
33. | Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Выполнение заданий 2-8. | 1 |
|
34. | Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание сочинения. | 1 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка
Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка» с приложением (Дидактические игры, материалы по предупреждению неуспеваемости, психолого-педагогическая характеристика)
Мастер-класс проведен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Работа со слабоуспевающими учащимися должна быть направлена на преодоление трудностей и привитие интере...

План работы со слабоуспевающими учащимися 5 класса по русскому языку.
План работы со слабоуспевающими учащимися 5 класса по русскому языку....

Работа со слабоуспевающими учащимися в 8 классе по русскому языку
Работа со слабоуспевающими учащимися в 8 классе по русскому языку...

План работы со слабоуспевающими учащимися в 7 классе по русскому языку
План работы со слабоуспевающими учащимися...

План работы со слабоуспевающими учащимися в 6 классе по русскому языку
План работы со слабоуспевающими учащимися...

Компьютерные технологии в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО от 22.02.2019...
