Программа "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Работа со слабоуспевающими учащимися"
рабочая программа по русскому языку

Зузулинская Лидия Витальевна

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, ориентирована на работу со слабоуспевающими учащимися по подготовке к ОГЭ.

 

        Учебный курс в 9 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

•        формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;

обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23» П. АЙХАЛ

                                    

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Работа со слабоуспевающими обучающимися»

Количество часов: 34 часа

 

 

Автор:

Зузулинская Л.В.

Учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка 

       Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, ориентирована на работу со слабоуспевающими учащимися по подготовке к ОГЭ.

 

        Учебный курс в 9 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: 

  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; 
  • обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку. 

Задачи курса: 

  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации; 
  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе; 
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста; 
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;          применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. 

Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой. 

Механизм формирования лингворечевой компетенции: 

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; 
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде; 
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики; 
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями; 
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности; 
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка; 
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту; 
  • редактирование собственного текста; 
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; 
  • соблюдение в практике письма основных норм языка; 
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста. В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательнокоммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе. 

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. 

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Планируемые результаты

  

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 

1) овладение всеми видами речевой деятельности: 

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; 
  • владение разными видами чтения; 
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; 
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; 
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; 
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 
  2. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности: 

аудирование и чтение: 

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); 
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; 
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями; 
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; 
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); 
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; 

говорение и письмо: 

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); 
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; 
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; 
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; 
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; 
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 
  1. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 
  2. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи

(повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 

  1. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 
  2. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

  

 

   Календарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на  2022-2023 учебный год

Содержание планирования Подготовка к написанию изложения (6 ч) 

Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования. 

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. .Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 

Написание изложения. 

Синтаксический анализ текста (5ч) 

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.) Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуационный анализ текста (8ч) 

Пунктуационный анализ текста. (8ч) 

Способы связи в словосочетаниях (1ч) 

.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

Орфографический анализ слова (5ч) 

Орфографический анализ слова (Задание 5.) 

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)

Анализ текста и средств выразительности. Лексический анализ (2ч) 

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.) (2ч) 

Лексическое анализ слова . (Задание 8.) 

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 (6 ч) 

.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора.

Собственная позиция. Подбор аргументов. 

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.  Корректировка текста. 

 Контроль знаний- 3 ч 

 Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. 

 

         Тематическое планирование  

            ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п 

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

1.  

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ 

2.  

Работа над сжатым изложением 

 

3.  

Синтаксический анализ текста 

4.  

Пунктуационный анализ текста 

5.  

Способы связи в словосочетаниях 

6.  

Орфографический анализ 

7.  

Анализ         текста         и         средств

Лексический анализ 

выразительности.

2 ч 

8.  

Работа над сочинением  

              Всего

34ч

 Календарно-тематический план подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку 

     

 

п/п

 

                 

 

Дата  

Количество часов 

1 

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2022 г.

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы 

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа 

 

1 

Работа над сжатым изложением 

2 

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. 

  

1 

3 

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. 

 

1 

4 

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. 

 

1 

5 

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. 

 

1 

6 

Выбор приемов сжатия 

 

1 

7 

Выполнение тренировочного варианта аудиоизложения. 

 

1 

Задание 2 Синтаксический анализ текста 

8 

  Синтаксический анализ текста 

 

1 

9 

Грамматическая основа предложения. Подлежащее 

Сказуемое 

 

1 

10 

Второстепенные члены предложения 

 

1 

11 

Односоставные предложения 

 

1 

12 

Выполнение тренировочных вариантов задания 2 ОГЭ-2022 

 

1 

Задание 3. Пунктауционный анализ текста 

13 

Знаки препинания при однородных членах 

 

1 

14 

Знаки препинания при обособленных определениях 

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах 

 

1 

15 

Знаки препинания при обособленных дополнениях 

 

1 

16 

Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях 

Предложения с обращениями Пунктуационный анализ 

 

1 

17 

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 

 

1 

18 

Сочинительные союзы Подчинительные союзы 

 

1 

19 

Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях 

 

1 

20 

Выполнение тренировочных вариантов задания 3 ОГЭ-2022 

 

1 

Задание 4. Способы связи в словосочетаниях 

21 

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании 

Выполнение тренировочных вариантов задания 4 ОГЭ-2022 

 

1 

Задание 5. Орфографический анализ 

22 

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание 

 

1 

 23 

Правописание чередующих гласных в корне слова Правописание безударных гласных в корне слова 

 

1 

24 

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Правописание частицы НЕ с частями речи 

 

1 

25 

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени 

 

1 

26 

Выполнение тренировочных вариантов задания 5 ОГЭ-2022 

 

1 

Задание 6-8 Анализ текста и средств выразительности. Лекси ческий ан ализ 

27 

Выразительные средства лексики и фразеологии Лексический анализ слова 

 

1 

28 

Выполнение тренировочных вариантов задания 6-8 ОГЭ-2022 

 

1 

Работа над сочинением 9.3. 

29-

30 

Структура сочинения-рассуждения 9.3 

 

2 

31-

32 

 Тренировка по написанию сочинения 9.3 

 

2 

33-

34 

 Выполнение тренировочных тестовых заданий 

 

               2

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

п/п  

Тема занятия 

К-во час. 

Дата

проведения 

1. 

Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.  

1 

 

2. 

Подготовка к написанию изложения.   Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. 

1 

 

3. 

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 

1 

 

4. 

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка. 

1 

 

5. 

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 

1 

 

6. 

Сжатое изложение.  

1 

 

7. 

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2).  

1 

 

8. 

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). Анализ вариантов ОГЭ 

1 

 

9. 

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).  

1 

 

10. 

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).Анализ вариантов ОГЭ. 

1 

 

11. 

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4). 

1 

 

12. 

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).Анализ вариантов ОГЭ. 

1 

 

13. 

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки.

Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Безударные гласные в корне.   (Задание 5).  

1 

 

14. 

  Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Чередующиеся корни. (Задание 5).  

1 

 

15. 

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6). 

1 

 

16. 

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).Анализ вариантов ОГЭ. 

1 

 

17. 

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). 

1 

 

18. 

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). Анализ вариантов ОГЭ. 

1 

 

19. 

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8).  

1 

 

20. 

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Слово в контексте. (Задание 8). 

1 

 

21. 

Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ . 

1 

 

22. 

Выполнение заданий 2-8.  Варианты ОГЭ . 

1 

 

23. 

Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ . 

1 

 

24. 

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 

1 

 

25. 

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. ВШТ. 

1 

 

26. 

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ ВШТ. 

1 

 

27. 

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.1). 

1 

 

28. 

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2). 

1 

 

29. 

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3). ВШТ. 

1 

 

30. 

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. Анализ ВШТ. 

         1 

 

31. 

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. 

         1 

 

32. 

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание изложения. 

1 

 

33. 

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Выполнение заданий 2-8. 

1 

 

34. 

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание сочинения. 

1 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка» с приложением (Дидактические игры, материалы по предупреждению неуспеваемости, психолого-педагогическая характеристика)

Мастер-класс проведен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Работа со слабоуспевающими учащимися должна быть направлена на преодоление трудностей и привитие интере...

План работы со слабоуспевающими учащимися 5 класса по русскому языку.

План работы со слабоуспевающими учащимися 5 класса по русскому языку....

Работа со слабоуспевающими учащимися в 8 классе по русскому языку

Работа со слабоуспевающими учащимися в 8 классе по русскому языку...