Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта урока , 7 класс "Действительные и страдательные причастия"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
ФИО учителя/преподавателя: Берко Марина Аркадьевна
Класс: 7
Предмет: русский язык
Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы: Действительные и страдательные причастия.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты
Предметные: знакомство с действительными и страдательными причастиями, развитие умения отличать действительные и страдательные причастия, находить виды причастий в текстах.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, дидактический материал
Формы работы на уроке: фронтальная , индивидуальная, групповая
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока[1] | Деятельность педагога | Время | ||||||||||
Организационный момент Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих. Организация внимания и сосредоточенности детей. | Приветствует класс. Проверяет готовность класса к проведению занятия, создает благоприятный настрой на работу, настраивает класс на продуктивную деятельность. Добрый день, ребята. Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка! | 1 мин | ||||||||||
Проверка домашнего задания Контроль усвоения пройденного материала, коррекция пробелов. Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания; выявить пробелы в знаниях, определить причины их возникновения и устранения | Организует проверку домашнего задания:
2.Прием «Цепочка слов» Ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений, а затем следующий проговаривает формулировку полностью и так по цепочке. Прием «Толстый и тонкий вопрос» Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
Посмотрите на слайд 2, перед вами предложения: 1.Дети водили хоровод вокруг елки, горящей разноцветными огнями. 2.За окном шел снег, засыпающий елку в нашем дворе. Расставьте знаки препинания и объясните. Выйти к доске, начертить схемы и объяснить. Проверка слайд 3 | 6 минут | ||||||||||
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников Активизация учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний Цель: организовать осознание учащимися внутренней потребности открытия новых знаний и умений и фиксировать каждому из них индивидуальное затруднение. | Подведение учащихся к осознанию темы, цели и задач урока. Ребята, посмотрите на это задание. Взято оно из сборника для подготовки к ОГЭ по русскому языку, давайте его прочтем: Слайд - Вы можете выполнить это задание, ведь что такое причастие мы с вами уже изучили? - Почему возникли затруднения? Каких знаний не хватает нам, чтобы его выполнить? Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастие. Итак, ребята, напомните мне ещё раз, что обозначает причастие? Совершенно верно ! Действия могут различаться в зависимости от того, кто его выполняет и на кого оно направлено. Есть действия, которые мы выполняем сами, а есть действия, которые выполняет кто-то другой, но направлены они на нас. Прием «Волшебные чернила». - Запишите 4 предложения поочередно зеленой и красной ручкой. Учитель диктует предложения. Ученик, решающий задачу (зеленой ручкой) Задача, решенная учеником (красной ручкой) Почтальон, принёсший письмо (зеленой ручкой) Письмо, принесённое почтальоном (красной ручкой) В каждом предложении подчеркните определения. - Какая часть речи выделена? - По какому принципу причастия выделены разным цветом? -Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными? -Назовите тему нашего сегодняшнего урока? Назовите цель урока? | 5 минут | ||||||||||
Изучение новых знаний Активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися знаний и способов деятельности, обеспечить осознание учениками своих способов проработки учебной информации | Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета. Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие. Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены Апельсины, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие. К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются. Внимательно посмотрите на картинки и попробуйте составить словосочетания, используя причастия и действующее лицо. Слайд Мальчики----------------------------снежки Девочки-----------------------------елка Дети---------------------------------снеговик проверка слайд 5 А теперь давайте поменяем местами действующее лицо Снежки-----------------------------мальчики Елка---------------------------------девочки Снеговик---------------------------------дети (слайд 6) Давайте проверим слайд 7 - В каком случае предмет или лицо сам выполняет действие? - А в каком случае испытывает воздействие другого предмета на себе? Предлагает прослушать лекцию по новой теме на платформе «РЭШ»: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2646/main/ - Используя материал видеолекции, материал в учебнике, давайте составим кластер , который поможет отличить действительные причастия от страдательных.
- Посмотрите внимательно на суффиксы действительных и страдательных причастий, чем они различаются? | 8 минут | ||||||||||
Первичная проверка понимания изученного Первичная проверка понимания изученного, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий. Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявить пробелы и неверные представления учащихся. | Цифровой диктант.
9.Зависящий от обстоятельств Давайте отдохнём и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные причастия – действуют ноги, страдательные – руки: Проверенный, плескавшийся, построенный, накрытый, сидящий, рассказывающий, рассказанный, освещённая, стоящий, напуганный, написанный, поющий. А теперь: хлопают только те, кто не ошибся ни разу хлопают только те, кто ошибся 1-2 раза хлопают только те, кто ошибся 3-4 раза хлопают только те, кто ошибся 5 и более раз | 5 минут | ||||||||||
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Самостоятельное выполнение заданий на новую тему Цель: применить новые знания и способы действий для решения учебных задач | Распределительный диктант - Я читаю словосочетания с причастиями, вы должны записать их в соответствующем столбике: в левом – с действительными причастиями, в правом – со страдательными. Выросший цветок, охраняемые богатства, очищенный водоём, зеленеющая трава, нуждающиеся в защите животные, выжженные поля, выгоревшие поля, уходящая красота, непроходимые леса, выделенное слово. По окончании выполнения работы предлагаю вам проверить свои записи по эталону и выставить себе отметку в соответствии с критериями. Критерии оценивания: «5» - все словосочетания распределены верно «4» - допущены 1-2 ошибки «3» - допущены 3-4 ошибки | 7 минут | ||||||||||
Контроль и самоконтроль, коррекция Выполнение заданий для выявления пробелов в знаниях и умениях учащихся, разбор типичных ошибок | Задание1 . Выполняется по вариантам. Слабым учащимся разрешается пользоваться кластером. Тест 1вариант Найти словосочетания со страдательным причастием:
Найдите словосочетания с действительными причастиями:
2 вариант Найти словосочетания со страдательным причастием:
Найдите словосочетания с действительными причастиями:
Задание 2. Карточки .
| 5 минут | ||||||||||
Подведение итогов урока, рефлексия Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Мотивация к общению учащихся в осмыслении своих действий и самооценка Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоить принципы саморегуляции и сотрудничества | А теперь подведем итог нашего урока, используя это незаконченные предложения: «Сегодня на уроке я был (каким?……………….. …………………..)» если к этим причастиям вы добавите зависимые слова, то у вас получится. Выставляет и комментирует отметки Разъясняет домашнее задание, предлагает задания на выбор: 1.Параграф 134, упр. 126 2. Из учебника физики (географии, истории, биологии) выбрать и выписать предложения с действительными и страдательными причастиями. 3.Составить прогноз погоды, используя страдательные и действительные причастия. Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. |
3 минуты | ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....