Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Технологическая карта урока , 7 класс "Действительные и страдательные причастия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uchebnogo_zanyatiya_berko_m.a.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

ФИО учителя/преподавателя: Берко Марина Аркадьевна

Класс: 7

Предмет: русский язык

Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы: Действительные и страдательные причастия.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты

Предметные: знакомство с действительными и страдательными причастиями, развитие умения отличать действительные и страдательные причастия, находить виды причастий в текстах.

Метапредметные:  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, дидактический материал

Формы работы на уроке: фронтальная , индивидуальная, групповая

Характеристика этапов урока: 

Название, содержание и цель этапа урока[1]

Деятельность педагога

Время

Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих. Организация внимания и сосредоточенности детей.
Цель: обеспечить благоприятную внешнюю обстановку класса, а также психологически настроить учеников к предстоящей учебной деятельности и взаимодействию.

 Приветствует  класс. Проверяет готовность класса к проведению занятия, создает благоприятный настрой на работу, настраивает класс на продуктивную деятельность.

Добрый день, ребята.  

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка!

1 мин

Проверка домашнего задания

Контроль усвоения пройденного материала, коррекция пробелов.

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания; выявить пробелы в знаниях, определить причины их возникновения и устранения

Организует проверку домашнего задания:

  1. Проверяет знание выученного ранее материала, устанавливаю правильность и осознанность усвоения 

2.Прием  «Цепочка слов»

 Ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений, а затем следующий проговаривает формулировку полностью и так по цепочке.

Прием «Толстый и тонкий вопрос»

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

- Причастие – это особая форма глагола, обозначающая?

-Причастие обозначает признак предмета по его действию?

-На какие вопросы отвечает причастие?

-  Что такое причастный оборот?


-Назовите морфологические признаки причастий.

 -Какова синтаксическая роль причастий?

-Почему важно видеть причастный оборот?

-Из чего складываются общие грамматические признаки причастия?

- Какие признаки взяты у прилагательного?

- В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми

  1. Учитель комментирует ответы

Посмотрите на слайд 2, перед вами предложения:

1.Дети водили хоровод вокруг елки, горящей разноцветными огнями.

2.За окном шел снег, засыпающий елку в нашем дворе.

Расставьте знаки препинания и объясните. 

Выйти к доске, начертить схемы и объяснить. 

Проверка слайд 3

6 минут

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Активизация учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Цель: организовать  осознание учащимися внутренней потребности открытия новых знаний и умений  и фиксировать  каждому из них индивидуальное затруднение.

Подведение учащихся к осознанию темы, цели и задач урока.

Ребята, посмотрите на это задание. Взято оно из сборника для подготовки к ОГЭ по русскому языку, давайте его прочтем: Слайд

- Вы можете выполнить это задание, ведь что такое причастие мы с вами уже изучили? 

- Почему возникли затруднения? Каких знаний не хватает нам, чтобы его выполнить?

Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастие. Итак, ребята, напомните мне ещё раз, что обозначает причастие?  

Совершенно верно !

Действия могут различаться в зависимости от того, кто его выполняет и на кого оно направлено. Есть действия, которые мы выполняем сами, а есть действия, которые выполняет кто-то другой, но направлены они на нас.

Прием  «Волшебные чернила».

- Запишите 4 предложения поочередно зеленой и красной ручкой.

Учитель диктует предложения.

Ученик, решающий задачу (зеленой ручкой)

Задача, решенная учеником (красной ручкой) Почтальон, принёсший письмо (зеленой ручкой) Письмо, принесённое почтальоном (красной ручкой)

В каждом предложении подчеркните определения.

- Какая часть речи выделена?

- По какому принципу причастия выделены разным цветом?

-Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?

-Назовите тему нашего сегодняшнего урока?

Назовите цель урока?

5 минут

Изучение новых знаний

Активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.  

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися знаний и способов деятельности,

обеспечить осознание учениками своих способов проработки учебной информации

 Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.

Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены

Апельсины, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.

К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

Внимательно посмотрите на картинки и попробуйте составить словосочетания, используя причастия и действующее лицо. Слайд

Мальчики----------------------------снежки

Девочки-----------------------------елка

Дети---------------------------------снеговик проверка слайд 5

А теперь давайте поменяем местами действующее лицо

Снежки-----------------------------мальчики

Елка---------------------------------девочки

Снеговик---------------------------------дети (слайд 6)

Давайте проверим слайд 7

- В каком случае предмет или лицо сам выполняет действие?

- А в каком случае  испытывает воздействие другого предмета на себе? 

Предлагает прослушать лекцию по новой теме на платформе «РЭШ»:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2646/main/

- Используя материал видеолекции, материал в учебнике,  давайте составим кластер , который поможет отличить действительные причастия от страдательных.

действительные

страдательные

обозначают признак предмета,

который

сам «действует»

«страдает»

-ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-)

-ем- (-ом-); -им-

-вш-; -ш-

-енн- (-ённ-);

-нн-; -т-

- Посмотрите внимательно на суффиксы действительных и страдательных причастий, чем они различаются?

8 минут

Первичная проверка понимания изученного

Первичная проверка понимания изученного, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий.

Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявить пробелы и неверные представления учащихся.

Цифровой диктант.
Д_______
С

  1. 1.Оторванная пуговица
  2. 2.Спящий ребенок
  3. 3.Выполняемая работа
  4. 4.Брошенный мяч
  5. 5.Дующий с моря ветер
  6. 6.Освещаемая улица
  7. 7.Закрытая дверь
  8. 8.Цветущий сад

9.Зависящий от обстоятельств

Давайте отдохнём и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные причастия – действуют ноги, страдательные – руки:

Проверенный, плескавшийся, построенный, накрытый, сидящий, рассказывающий, рассказанный, освещённая, стоящий, напуганный, написанный, поющий.

А  теперь:  

хлопают  только  те,  кто  не  ошибся  ни разу  

хлопают  только  те,  кто  ошибся  1-2 раза  

хлопают  только  те,  кто  ошибся  3-4 раза  

хлопают  только  те,  кто  ошибся  5  и  более раз  

5 минут

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Самостоятельное выполнение заданий на новую тему

Цель: применить новые знания и способы действий для решения учебных задач

Распределительный диктант

- Я читаю словосочетания с причастиями, вы должны записать их в соответствующем столбике: в левом – с действительными причастиями, в правом – со страдательными.

Выросший цветок, охраняемые богатства, очищенный водоём, зеленеющая трава, нуждающиеся в защите животные, выжженные поля, выгоревшие поля, уходящая красота, непроходимые леса, выделенное слово.

По окончании выполнения работы предлагаю вам проверить свои записи по эталону и выставить себе отметку  в соответствии с критериями.

Критерии оценивания:

«5» - все словосочетания распределены верно

«4» - допущены 1-2 ошибки

«3» - допущены 3-4 ошибки

7 минут

Контроль и самоконтроль, коррекция

Выполнение заданий для выявления пробелов в знаниях и умениях учащихся, разбор типичных ошибок

 
Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

Задание1 . Выполняется по вариантам. Слабым учащимся разрешается пользоваться кластером.

Тест

1вариант

Найти словосочетания со страдательным причастием:

  1. на пестреющем лугу;
  2. о движущемся предмете;
  3. опавшие с тополя;
  4. отнятая игрушка;
  5. унесенная ветром.

Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. написанная учеником;
  2. распиленная плотником;
  3. ведущая в парк;
  4. посаженный весной;
  5. бегающая по дорожке.

2 вариант

Найти словосочетания со страдательным причастием:

  1. сидящая девочка;
  2. засыпанные аллеи;
  3. построенный дом;
  4. плескавшиеся волны;
  5. летящим самолетом.

Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. высоко поднявшийся;
  2. у потревоженных птиц;
  3. рассказывающие о путешествиях;
  4. у разбитого камня;
  5. ведомый за руку.

Задание 2. Карточки .

Нижний порог сложности. 

Укажите действительные и страдательные причастия.

Верхний порог сложности

 Найдите причастия, укажите действительные и страдательные причастия.

1. Поднимавшаяся луна, волнуемый воспоминаниями. 2. Разорванные клочья тумана, падающие звезды. 3. Строящийся дворец, убывавший месяц. 4. посеребренные поля, изучаемый предмет. 5. Побитые градом цветы, поредевшая листва. 6. Отправляющийся груз, отправляемый на станцию. 7. Блестящее выступление, воспитываемый отцом. 8. Считаные часы, упавший голос.

1. Бесцветные, открытые, лучистые, побелевшее.

2. Быстрые, заспанные, удивлённые, грустное.

3. Блестящие, лукавые, изучающие, багровое.

 4. Задумчивые, испуганное, волевое, обиженное.

5. Сосредоточенное, озорные, зеленеющий, огненные.

6. Написанная, правдивые, скршенные, добрые

7. Порозовевшее, ясные, решённая, грязная.

8. Освещённая, гневные, светящиеся, хмурое.

5 минут

Подведение итогов урока, рефлексия

Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Мотивация к общению учащихся в осмыслении своих действий и самооценка

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоить принципы саморегуляции и сотрудничества

А теперь подведем итог нашего урока, используя это незаконченные предложения:

«Сегодня на уроке я был (каким?……………….. …………………..)» если к этим причастиям вы добавите зависимые слова, то у вас получится.

Выставляет   и комментирует  отметки

Разъясняет домашнее задание,  предлагает задания на выбор:

1.Параграф 134, упр. 126

2. Из учебника физики (географии, истории, биологии) выбрать и выписать предложения с действительными и страдательными причастиями.

3.Составить прогноз погоды, используя страдательные и действительные причастия.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

 

3 минуты



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...