Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Класс: 5
Тип урока: Открытый урок, первичное усвоение новых знаний.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об имени прилагательном как части речи, его грамматических признаках и роли в предложении.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятием "имя прилагательное", его значением, морфологическими признаками (род, число, падеж) и синтаксической функцией.
- Научить различать имена прилагательные среди других частей речи.
- Формировать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
- Развивающие:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать языковой материал.
- Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи в работе.
- Воспитывать интерес к учению.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- Учащиеся должны знать определение имени прилагательного, его основные признаки.
- Учащиеся должны уметь находить имена прилагательные в тексте.
- Учащиеся должны уметь определять род, число и падеж имен прилагательных.
- Учащиеся должны уметь согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
- Метапредметные:
- Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Познавательные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
- Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Оборудование:
- Учебник русского языка для 5 класса.
- Интерактивная доска.
- Карточки с заданиями.
- Презентация.
- Толковый словарь.
Технологическая карта урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
1. Организационный этап | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: настрой на урок, самоорганизация. | 2 мин |
2. Актуализация знаний | Фронтальный опрос по ранее изученному материалу: что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какие грамматические признаки имеет? | Отвечают на вопросы учителя, повторяют изученный материал об имени существительном. | Познавательные: актуализация знаний, воспроизведение информации; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. | 5 мин |
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока | Предлагает учащимся прочитать текст и определить, чего не хватает в нем. Подводит к формулировке темы урока: "Имя прилагательное как часть речи". Совместно с учащимися определяет цели и задачи урока: познакомиться с именем прилагательным, его признаками и ролью в предложении. | Читают текст, определяют, что текст не содержит описаний. Формулируют тему урока. Участвуют в определении целей и задач урока. | Регулятивные: целеполагание, планирование; Познавательные: анализ объектов, формулирование проблемы; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. | 5 мин |
4. Первичное усвоение новых знаний | Объясняет новый материал об имени прилагательном: определение, значение, вопросы, на которые отвечает, грамматические признаки (род, число, падеж), синтаксическая роль. Использует презентацию, примеры из учебника. | Слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадь. Анализируют примеры, задают вопросы. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль; Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. | 15 мин |
5. Первичная проверка понимания | Предлагает учащимся выполнить упражнения из учебника на нахождение имен прилагательных в тексте, определение их рода, числа и падежа. Организует работу в парах. | Выполняют упражнения, работают в парах, помогают друг другу. | Познавательные: применение знаний на практике, умение анализировать, сравнивать; Регулятивные: самоконтроль, коррекция; Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться, приходить к общему решению. | 10 мин |
6. Первичное закрепление | Организует игру "Найди пару". На карточках написаны имена существительные и прилагательные. Учащиеся должны найти соответствующие пары и объяснить свой выбор. | Участвуют в игре, находят пары, объясняют свой выбор. | Познавательные: применение знаний на практике, закрепление материала; Регулятивные: самоконтроль, коррекция; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. | 5 мин |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объясняет домашнее задание: выучить правило об имени прилагательном, выполнить упражнения из учебника. Отвечает на вопросы учащихся. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Регулятивные: планирование своей деятельности. | 3 мин |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Побуждает к самооценке своей деятельности. | Оценивают свою работу, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самооценка, рефлексия; Регулятивные: оценка своей деятельности на уроке. | 5 мин |
Ход урока:
(1. Организационный этап)
- Приветствие учителя.
- Проверка готовности к уроку.
- Создание эмоционального настроя.
(2. Актуализация знаний)
- Учитель проводит фронтальный опрос по ранее изученному материалу об имени существительном.
- Вопросы учителя:
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Как изменяется имя существительное?
- Какие грамматические признаки имеет имя существительное?
- Учащиеся отвечают на вопросы учителя, повторяют изученный материал.
(3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока)
- Учитель предлагает учащимся прочитать текст на интерактивной доске:
- Солнце светит. Деревья стоят. Ветер дует.
- Учитель: "Что не хватает в этом тексте, чтобы картина была более полной и яркой?"
- Учащиеся: "Не хватает описаний, прилагательных."
- Учитель подводит к формулировке темы урока: "Имя прилагательное как часть речи".
- Учитель совместно с учащимися определяет цели и задачи урока:
- Познакомиться с именем прилагательным.
- Узнать о его признаках.
- Определить роль имени прилагательного в предложении.
(4. Первичное усвоение новых знаний)
- Учитель объясняет новый материал об имени прилагательном.
- Что такое имя прилагательное.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные.
- Какие грамматические признаки имеют имена прилагательные (род, число, падеж).
- Какова синтаксическая роль имени прилагательного.
- Учитель использует презентацию с примерами.
- Учитель: "Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?".
- Примеры: красивый цветок, высокий дом, мамина книга.
- Учитель объясняет, что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам и всегда согласуются с именем существительным, к которому относятся.
(5. Первичная проверка понимания)
- Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение из учебника на нахождение имен прилагательных в тексте и определение их рода, числа и падежа.
- Учитель организует работу в парах.
- Пример упражнения: Выпишите из предложения имена прилагательные, укажите их род, число и падеж: "На высокой сосне сидела маленькая белочка."
(6. Первичное закрепление)
- Учитель организует игру "Найди пару".
- На карточках написаны имена существительные и прилагательные.
- Учащиеся должны найти соответствующие пары и объяснить свой выбор.
- Примеры карточек: солнце, небо, день, яркий, голубое, теплый.
(7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению)
- Учитель объясняет домашнее задание:
- Выучить правило об имени прилагательном.
- Выполнить упражнение из учебника.
- Учитель отвечает на вопросы учащихся.
(8. Рефлексия (подведение итогов занятия))
- Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.
- Вопросы учителя:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было интересно?
- Что было трудно?
- Учащиеся оценивают свою работу, отвечают на вопросы учителя.
- Учитель подводит итоги урока, благодарит учащихся за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...

Презентация по теме: "Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение"
Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение...
