Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Бадмаева Аюна Бадма-Дашиевна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Класс: 5

Тип урока: Открытый урок, первичное усвоение новых знаний.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об имени прилагательном как части речи, его грамматических признаках и роли в предложении.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • Познакомить учащихся с понятием "имя прилагательное", его значением, морфологическими признаками (род, число, падеж) и синтаксической функцией.
  • Научить различать имена прилагательные среди других частей речи.
  • Формировать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
  • Развивающие:
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать языковой материал.
  • Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
  • Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любовь к родному языку.
  • Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи в работе.
  • Воспитывать интерес к учению.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • Учащиеся должны знать определение имени прилагательного, его основные признаки.
  • Учащиеся должны уметь находить имена прилагательные в тексте.
  • Учащиеся должны уметь определять род, число и падеж имен прилагательных.
  • Учащиеся должны уметь согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • Познавательные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
  • Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оборудование:

  • Учебник русского языка для 5 класса.
  • Интерактивная доска.
  • Карточки с заданиями.
  • Презентация.
  • Толковый словарь.

Технологическая карта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

1. Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: настрой на урок, самоорганизация.

2 мин

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос по ранее изученному материалу: что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какие грамматические признаки имеет?

Отвечают на вопросы учителя, повторяют изученный материал об имени существительном.

Познавательные: актуализация знаний, воспроизведение информации; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

5 мин

3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока

Предлагает учащимся прочитать текст и определить, чего не хватает в нем. Подводит к формулировке темы урока: "Имя прилагательное как часть речи". Совместно с учащимися определяет цели и задачи урока: познакомиться с именем прилагательным, его признаками и ролью в предложении.

Читают текст, определяют, что текст не содержит описаний. Формулируют тему урока. Участвуют в определении целей и задач урока.

Регулятивные: целеполагание, планирование; Познавательные: анализ объектов, формулирование проблемы; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

5 мин

4. Первичное усвоение новых знаний

Объясняет новый материал об имени прилагательном: определение, значение, вопросы, на которые отвечает, грамматические признаки (род, число, падеж), синтаксическая роль. Использует презентацию, примеры из учебника.

Слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадь. Анализируют примеры, задают вопросы.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль; Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

15 мин

5. Первичная проверка понимания

Предлагает учащимся выполнить упражнения из учебника на нахождение имен прилагательных в тексте, определение их рода, числа и падежа. Организует работу в парах.

Выполняют упражнения, работают в парах, помогают друг другу.

Познавательные: применение знаний на практике, умение анализировать, сравнивать; Регулятивные: самоконтроль, коррекция; Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться, приходить к общему решению.

10 мин

6. Первичное закрепление

Организует игру "Найди пару". На карточках написаны имена существительные и прилагательные. Учащиеся должны найти соответствующие пары и объяснить свой выбор.

Участвуют в игре, находят пары, объясняют свой выбор.

Познавательные: применение знаний на практике, закрепление материала; Регулятивные: самоконтроль, коррекция; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

5 мин

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет домашнее задание: выучить правило об имени прилагательном, выполнить упражнения из учебника. Отвечает на вопросы учащихся.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Регулятивные: планирование своей деятельности.

3 мин

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Побуждает к самооценке своей деятельности.

Оценивают свою работу, отвечают на вопросы учителя.

Личностные: самооценка, рефлексия; Регулятивные: оценка своей деятельности на уроке.

5 мин

Ход урока:

(1. Организационный этап)

  • Приветствие учителя.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Создание эмоционального настроя.

(2. Актуализация знаний)

  • Учитель проводит фронтальный опрос по ранее изученному материалу об имени существительном.
  • Вопросы учителя:
  • Что такое имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает имя существительное?
  • Как изменяется имя существительное?
  • Какие грамматические признаки имеет имя существительное?
  • Учащиеся отвечают на вопросы учителя, повторяют изученный материал.

(3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока)

  • Учитель предлагает учащимся прочитать текст на интерактивной доске:
  • Солнце светит. Деревья стоят. Ветер дует.
  • Учитель: "Что не хватает в этом тексте, чтобы картина была более полной и яркой?"
  • Учащиеся: "Не хватает описаний, прилагательных."
  • Учитель подводит к формулировке темы урока: "Имя прилагательное как часть речи".
  • Учитель совместно с учащимися определяет цели и задачи урока:
  • Познакомиться с именем прилагательным.
  • Узнать о его признаках.
  • Определить роль имени прилагательного в предложении.

(4. Первичное усвоение новых знаний)

  • Учитель объясняет новый материал об имени прилагательном.
  • Что такое имя прилагательное.
  • На какие вопросы отвечают имена прилагательные.
  • Какие грамматические признаки имеют имена прилагательные (род, число, падеж).
  • Какова синтаксическая роль имени прилагательного.
  • Учитель использует презентацию с примерами.
  • Учитель: "Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?".
  • Примеры: красивый цветок, высокий дом, мамина книга.
  • Учитель объясняет, что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам и всегда согласуются с именем существительным, к которому относятся.

(5. Первичная проверка понимания)

  • Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение из учебника на нахождение имен прилагательных в тексте и определение их рода, числа и падежа.
  • Учитель организует работу в парах.
  • Пример упражнения: Выпишите из предложения имена прилагательные, укажите их род, число и падеж: "На высокой сосне сидела маленькая белочка."

(6. Первичное закрепление)

  • Учитель организует игру "Найди пару".
  • На карточках написаны имена существительные и прилагательные.
  • Учащиеся должны найти соответствующие пары и объяснить свой выбор.
  • Примеры карточек: солнце, небо, день, яркий, голубое, теплый.

(7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению)

  • Учитель объясняет домашнее задание:
  • Выучить правило об имени прилагательном.
  • Выполнить упражнение из учебника.
  • Учитель отвечает на вопросы учащихся.

(8. Рефлексия (подведение итогов занятия))

  • Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.
  • Вопросы учителя:
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что было интересно?
  • Что было трудно?
  • Учащиеся оценивают свою работу, отвечают на вопросы учителя.
  • Учитель подводит итоги урока, благодарит учащихся за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Презентация по теме: "Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение"

Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение...