Диагностическая карта учителя по русскому языку для младшего школьного возраста
материал по русскому языку

Егоров Олег Викторович

Аннотация

 

Диагностическая карта учителя Егорова Олега Викторовича по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста

 

 

   Данная методическая разработка представляет собой структурированный инструмент для проведения стартовой педагогической диагностики по русскому языку. Она предназначена для работы с обучающимися по варианту 1 АООП с интеллектуальными нарушениями. Карта направлена на всестороннее выявление актуального уровня развития устной речи, неречевых процессов, базовых предпосылок чтения и письма, а также сформированности самих навыков грамоты.

    Разработка включает три основных диагностических блока: обследование устной речи и фонематических функций, анализ пространственных представлений и мелкой моторики, проверку навыков чтения и письма. Особенностью карты является дифференциация заданий по трем уровням (базовый, средний, достаточный), что позволяет адаптировать процедуру под возможности каждого ребенка. Комплексный характер диагностики позволяет учителю не только констатировать трудности, но и выявить их причины, заложив основу для построения эффективной индивидуальной образовательной траектории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskaya_karta_uchitelya.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая карта учителя Егорова Олега Викторовича по русскому языку

Цель диагностики: Выявление актуального уровня сформированности базовых предпосылок к овладению грамотой, навыков чтения и письма, а также коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Общие принципы проведения:

· Индивидуальный формат: Проводится один на один с ребенком.

· Доброжелательная атмосфера: Создание ситуации успеха.

· Игровой характер: По возможности, задания предлагаются в виде игры.

· «От простого к сложному»: Начинаем с самых базовых заданий.

· Дозированность: Не более 15-20 минут за один раз, чтобы не переутомить ребенка.

· Наглядность: Использование картинок, реальных предметов, раздаточного материала.

Блок 1: Обследование устной речи и неречевых процессов

1.1. Понимание речи:

· Задание: «Покажи, где...» (мяч, кукла, чашка, ложка).

· Задание: «Выполни действие: «Дай ручку», «Положи книгу на стол», «Возьми карандаш и подойди к шкафу».

· Оценка: Понимание отдельных слов, простых инструкций, сложных инструкций.

1.2. Состояние артикуляционного аппарата:

· Задание: Повтори артикуляционные упражнения по образцу: «Улыбка» – «Трубочка», «Лопатка» (широкий язык), «Иголочка» (узкий язык), «Часики» (пошевелить языком влево-вправо).

· Оценка: Подвижность, точность движений, наличие/отсутствие гиперкинезов.

1.3. Звукопроизношение:

· Задание: Назвать предметы на картинках, чтобы проверить звуки:

  · Гласные: [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э].

  · Согласные раннего онтогенеза: [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [В], [Ф].

  · Свистящие: [С], [З], [Ц].

  · Шипящие: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

  · Соноры: [Л], [Р].

· Оценка: Чистота произношения, замена, искажение, пропуск звуков.

1.4. Фонематический слух:

· Задание: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [С]» (в ряду других звуков: [А], [Н], [С], [К], [С], [Т]...).

· Задание: «Покажи картинку» (где «миска» – где «мишка»; где «коза» – где «коса»).

· Задание: Определить первый ударный звук в слове (А-ист, У-тка, О-са).

· Оценка: Умение выделять заданный звук на слух, различать оппозиционные звуки, определять место звука в слове.

1.5. Словарь и грамматический строй:

· Задание: Назвать предметы по темам: «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Животные».
· Задание: «Назови ласково» (стол – столик, кукла – куколка).

· Задание: «Один – много» (стол – столы, мяч – мячи, ухо – уши).

· Задание: Составить простое предложение по сюжетной картинке («Мальчик рисует»).

· Оценка: Объем пассивного и активного словаря, умение использовать простые грамматические категории.

Блок 2: Обследование процессов, лежащих в основе чтения и письма

2.1. Пространственные представления:

· Задание: Показать правую/левую руку, ногу.

· Задание: Положить карандаш справа от тетради, слева от книги.

· Оценка: Сформированность понятий «право-лево», «верх-низ».

2.2. Зрительное восприятие и память:

· Задание: «Найди одинаковые фигуры» (среди наложенных или перечеркнутых изображений).

· Задание: «Запомни и нарисуй» (простая фигура: круг, квадрат, треугольник).

· Оценка: Умение узнавать и различать зрительные образы.

2.3. Мелкая моторика:

· Задание: «Сделай колечко» (соединить большой палец с остальными по очереди).

· Задание: «Построй колодец» из палочек.

· Задание: Нарисовать человека (тест Керна-Йирасека).

· Оценка: Координация и точность движений пальцев рук.

Блок 3: Обследование навыков чтения и письма (для умеющих детей)

3.1. Навык чтения:

· Задание: Прочитать слоги (открытые: МА, НУ, СО; закрытые: АМ, УН, ОС; со стечением: СТРА, ПЛО).

· Задание: Прочитать отдельные слова (дом, мама, стол, школа).

· Задание: Прочитать простое предложение («Мама мыла раму.»).

· Задание: Ответить на вопрос по прочитанному.

· Оценка: Способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами), темп, правильность, понимание прочитанного.

3.2. Навык письма:

· Задание: Списывание с печатного текста (отдельные буквы, слоги, слово, предложение).

· Задание: Письмо под диктовку (отдельные звуки, слоги, знакомые слова).

· Задание: Составить и записать слово из разрезной азбуки.

· Оценка: Графические навыки, наличие фонетических ошибок, пропусков, замен букв.

Примерные тесты и задания для разных уровней

Уровень 1 (Базовый, низкий)

Цель: Оценить сенсомоторный уровень.

1. «Узнавание»: Покажи, где буква «А» (среди 2-3 знакомых букв).

2. Зрительно-моторная координация: Обведи пальцем по контуру круга. Нарисуй палочку.

3. Звукоподражание: «Как мычит корова? Как лает собака?»

4. Понимание: Дай мне красный кубик.

Уровень 2 (Средний)

Цель: Оценить сформированность фонематического слуха и готовность к анализу.

1. Слоговая структура: Прохлопай слово «Ма-ши-на». Сколько частей?

2. Выделение гласного звука: Какой первый звук в слове «А-ист»? (Устно).

3. Анализ и синтез: «У меня есть звуки [C], [Л], [О], [Н]. Собери слово.» (СЛОН).

4. Чтение/письмо: Прочитай и напиши слоги: МА, ПУ, НО. Спиши слово «ДОМ».

Уровень 3 (Достаточный)

Цель: Оценить навыки грамотного письма и осознанного чтения.

1. Чтение: Прочитай текст из 3-4 предложений. Ответь на вопросы по тексту.

2. Письмо: Напиши под диктовку: «У Пети был кот. Его звали Васька.»

3. Грамматика: Вставь пропущенную букву в слове (д...м, р...ка). Найди «ошибку» в предложении: «Девочка читала книга.»

4. Связная речь: Составь рассказ по серии из 3-х картинок.

Протокол диагностики

ФИО ученика: Класс: Дата:

Блок Параметр Результат (баллы/описание)

  1. Устная речь Понимание речи
  2. Артикуляционная моторика
  3. Звукопроизношение
    Фонематический слух
  4. Словарь и грамматика
  5. 2. Базовые процессы Пространственные представления
  6. Зрительное восприятие
  7. Мелкая моторика
  8. 3. Грамота Навык чтения
  9. Навык письма
  10. Выводы и рекомендации: 

Система оценки (примерная):

· 3 балла – Задание выполняется самостоятельно и правильно.

· 2 балла – Задание выполняется с помощью (наводящие вопросы, подсказки).

· 1 балл – Задание не выполняется или выполняется с грубыми ошибками даже с помощью.

На основе этой диагностики учитель может четко определить:

· Над какими звуками работать.

· Какие психические процессы нуждаются в развитии (память, внимание, пространственные представления).

· С какого этапа начинать обучение грамоте.

· Какой вид помощи наиболее эффективен для данного ребенка.

Данная разработка является гибкой и может адаптироваться под конкретного ученика и этап обучения (начальная или основная школа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар для учителей начальных классов "Помощь детям младшего школьного возраста в исправлении дефектов произношения"

В последние десятилетия одной из актуальных проблем является ухудшение речевого развития детей. И мы  рассмотрим причины нарушений и виды помощи, какие вы, как учителя можете оказать ...

Роль наглядности при обучении иностранному языку учеников младшего школьного возраста.

В статье говорится о необходимости использования наглядного материала при обучении иностранному языку с учетом особенностей процессов запоминания у детей в разном возрасте....

Театрализованные представления, как средство обучения английскому языку детей младшего школьного возраста

Обучение английскому языку на раннем этапе ведётся в нашей школе уже  много лет. Практика и результаты показали, что это несёт положительную мотивацию к дальнейшему изучению и оказывает  зна...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ENJOY ENGLISH»

Программа " Enjoy English" имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, а также ознакомление с традициями, обычаями и кул...

Особенности обучения английскому языку учащихся младшего школьного возраста

Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка. Даже те, кто, казалось бы, пока молчат, могут быть заняты напряжённой мыслительной работой: обду...

Методические рекомендации «По использованию диагностических методик учителем-дефектологом для обследования детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)».

Пояснительная запискаВ настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерациипредставляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается долярождения здоровых детей, повышаются по...

Фонетический метод обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста

Презентация к выступлению на Педагогоческой районной конференции с темой "Фонетический метод обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста", 25 августа 2021 г....