Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

дать понятие о словосочетании; учить отличать словосочетание от предложения; показать, как строятся словосочетания; изучить виды словосочетаний; отработать умения находить словосочетания в предложении и определять их вид.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_slovosochetanie.docx548.05 КБ

Предварительный просмотр:

Автор (разработчик)

Качалкина Анастасия Ивановна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Словосочетание

Цели урока

Образовательные: дать понятие о словосочетании; учить отличать словосочетание от предложения; показать, как строятся словосочетания; изучить виды словосочетаний; отработать умения находить словосочетания в предложении и определять их вид.

Развивающие: создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания и познавательных умений; развивать умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство; способствовать умению анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать сознательность на уроке; развивать культуру речи; воспитывать интерес к русскому языку.

Рабочая программа, учебник

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская и др.]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 223 с.

Планируемые результаты обучения русскому языку

Предметные: знать особенности словосочетаний, различать виды словосочетаний; уметь выделять словосочетания в предложении.

Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли; уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Технологии, методы, приемы, используемые на уроке

Технология проблемного обучения, репродуктивный метод, эвристический метод, метод «Фрутовый сад»

Формы работы

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование, ИКТ

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Образовательные ресурсы


Языковые понятия

Синтаксис, словосочетание, виды словосочетаний

Организационная структура урока (Сценарий / ход урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Приветствуют учителя, внимательно его слушают. Выбирают яблоко того цвета, который соответствует их ожиданиям от урока.

В первом столбике

Словосочетание

.

Объединяются в 3 группы, работают, представляют результаты исследований.

1 группа (Соединить слова в словосочетания нам помогли окончания и предлоги).

2 группа (Слова должны быть связаны по смыслу, обозначать сходные явления действительности).

3 группа (Со словосочетаниями нельзя путать грамматическую основу предложения и слово с предлогом; главное и зависимое слово в словосочетании должны быть выражены самостоятельными частями речи, предлог- только помощник).

Включаются в игру, выполняют упражнение на синтаксическую синонимию, заменяя словосочетания сущ.+ сущ. словосочетаниями прил.+сущ. и наоборот.

Отвечают на вопрос (именные, главное слово –имя существительное)

Пытаются ответить на вопрос ( умение пользоваться разными конструкциями обогащает нашу речь…)

Подводят итоги урока, выбирают цвет яблока,

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будет старательно,

Слушать будем внимательно.

Метод «Фруктовый сад»

- У вас на парте есть яблочки разного цвета (зеленые – легко справлюсь со всеми заданиями; желтые- возможно возникнут трудности; красные – понадобится помощь товарищей, учителя)

- Подумайте, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. Выберите то яблочко, которое отражает ваши ожидания.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию одноклассников, в том числе и отличную от своей.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о небе, снеге, ветре, листьях, сосульке, облаках? Голубое небо

Пушистый снег

Холодный ветер

Последние листья

Прозрачная сосулька

Низкие облака

А чтобы понять, что вы видите перед собой, отгадайте, загадку:

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

Ответ: словосочетание.

Итак, назовите тему сегодняшнего урока

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию.

Работа в парах. Выполнение задания, данного в Рабочем листе.

Задание № 2.

1. Прочитайте сочетания слов.

Красивый дом, овощи и фрукты, на улице, спортивные достижения, наступила осень, собака и кошка, за домом, праздничное настроение, идёт дождь, закон о притяжении, смотреть фильм, играть в шашки, повесть о герое, встать рано, идти медленно, плыть быстрее, самолёт и вертолёт, стоит стол, около моста, собирать урожай, песня о счастье.

2. - Как вы думаете, все ли они являются словосочетаниями? (Не все)

- Почему?

- Что вызвало затруднение?

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.

Знаки для маркировки текста: «V» - это я знал «+» - новое для меня «-» - думал иначе «?» - есть вопросы

Что новое вы открыли для себя?

Понятно оно для вас?

Дети говорят о том, если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, оно называется именным

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для разрешения проблемы информации.

Построение проекта выхода из затруднения

Сформулируйте проблему нашего урока (выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова).

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Реализация построенного проекта

- Давайте проведем небольшое исследование и ответим на вопросы:

1. Как, при помощи чего соединяются слова в словосочетании?

2. Какие слова могут соединяться в словосочетание?

3. Каких ошибок нужно избегать при составлении словосочетаний?

Формирует группы, помогает при необходимости. Демонстрирует слайды №3,4,5, Заполняет по ходу работы еще два «лепестка» кластера: грамматическая связь (выводы 1 группы), смысловая связь (выводы 2 группы).

Демонстрирует слайд №6 – определение словосочетания. Предлагает обучающимся сверить выводы с теорией учебника на с.67.

- Совпадают ли сведения учебника с нашими выводами?

-

.

Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А сейчас мы с вами мысленно перенесемся на экзамен в 9 класс. Тихо. Все стараются. Вот одна девочка приступила к заданию, которое поразительно напоминает задание нашего упражнения №137.

Обращает внимание обучающихся на образец к упражнению, поясняет, предупреждая шибки в замене (главное слово не изменяем, изменяем только зависимое на однокоренное прилагательное или существительное).

- К какому виду относятся все эти словосочетания?

Задает проблемный вопрос:

- Для чего нужно уметь делать такую замену?

- Да, как сказал писатель К.Г. Паустовский, «с русским языком можно творить чудеса»!

Личностные: осваивают новые виды деятельности, учавствуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Задание 1.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ в словосочетании может быть только два слова

__ в словосочетании как минимум два слова

__ в словосочетании может быть три или четыре слова

__ в словосочетании слова связаны по смыслу

Задание 2. Найдите словосочетание.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) жёлтый банан

2) девочка бежит

3) красный и синий

4) к колодцу

Задание 3.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ словосочетание и предложение – это одно и то же

__ словосочетание – это подлежащее и сказуемое

__ слова в предложении связаны не только по смыслу, но и грамматически

__ в предложении одно слово всегда главное

Задание 4.

Выберите словосочетания.

1) свежий, ржаной, золотистый

2) кричать громко

3) звездная ночь

4) береза наклонилась

Задание 5. Выберите словосочетание, в котором главное слово - существительное.

Укажите один из 4 вариантов ответа:

1) играть на трубе

2) слон и моська

3) теплая весна

4) увидеть мать

1. да, да, нет, да

2. 1

3. нет, нет, да, да

4. 2, 3

5. 3

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Включение в систему знаний и повторение

Упр 134

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Наш урок подошёл к концу. Опираясь на клише, подведите итоги урока.

Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда.

· Теперь я знаю…

· Теперь я умею…

· Теперь я буду употреблять в своей речи…

· Мне было интересно…

· Мне понравилось…

· Мне было трудно…

В начале урока вы выбирали яблочко, которое отражает ваши ожидания, оправдались ли ваши ожидания. Как вы думаете почему? Какое яблочко вы бы выбрали сейчас?

Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу.

Личностные: формируют самоидентификацию, адекватную позитивную самооценку, самоуважения и самопринятия, формируют границы собственного «знания « и «незнания».

Познавательные: осуществляют операции анализа и синтеза, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: построение речевого высказывания в устной форме.

Домашнее задание

#1042;ыпишите из упр. вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. #1042;ыпишите из литературных произведений о природе 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.

Регулятивные: умение выбрать домашнее задание по уровню знаний.

Коммуникативные: планируют совместное сотрудничество с учителем.

Задания группе №1

1. Составьте словосочетания из слов.

2. Какие средства помогли вам соединить слова в словосочетание?

3. Сделайте вывод.

Средства связи слов в словосочетании – это:

а)…

б)…

4. Продумайте способ представления ваших выводов для одноклассников.

ПРЕДАННОСТЬ, РОДИНА

СТРЕМИТЬСЯ, ЦЕЛЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ, РАБОТА

ЗАБОТА, ТОВАРИЩ

ЗОЛОТОЙ , ОСЕНЬ

ДОЖДЛИВЫЙ, ПОГОДА

ПОСВЯТИТЬ, ТАЙНА

ПИСАТЬ, АККУРАТНО

Задания группе №2

#1042;ыразительно прочитайте стихотворение.

2. Можно ли сочетания слов во второй части стихотворения назвать словосочетаниями? Почему?

3. Допишите вывод:

Чтобы соединить слова в словосочетание, нужно…

4. Продумайте способ представления ваших выводов для одноклассников.

Мама сказала Нине:

-Нина, купи в магазине

Фунт мяса, бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги – вот.

Народу в лавке масса,

Большая очередь в кассу.

Наконец очередь Нинки.

Нина твердит без запинки:

-Дайте фунт кваса,

Бутылку мяса,

Спичечный песок,

Сахарный коробок,

Масло и компот.

Деньги – вот.

Ю.Владимиров

Задание группе №3

Из предложения выписали все словосочетания:

Сухие листья тихо падают на землю.

Сухие листья, тихо падают, листья падают, на землю, падают на землю.

- Какие из записей не являются словосочетаниями, почему?

- Какие рекомендации вы дадите одноклассникам, чтобы они не допускали подобных ошибок.

- Закончите предложение:

Словосочетаниями не являются…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"

Методическая разработка  урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...