Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
дать понятие о словосочетании; учить отличать словосочетание от предложения; показать, как строятся словосочетания; изучить виды словосочетаний; отработать умения находить словосочетания в предложении и определять их вид.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 548.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор (разработчик) | Качалкина Анастасия Ивановна | ||
Предмет | Русский язык | ||
Класс | 5 | ||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Тема | Словосочетание | ||
Цели урока | Образовательные: дать понятие о словосочетании; учить отличать словосочетание от предложения; показать, как строятся словосочетания; изучить виды словосочетаний; отработать умения находить словосочетания в предложении и определять их вид. Развивающие: создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания и познавательных умений; развивать умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство; способствовать умению анализировать, обобщать и делать выводы. Воспитательные: воспитывать сознательность на уроке; развивать культуру речи; воспитывать интерес к русскому языку. | ||
Рабочая программа, учебник | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская и др.]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 223 с. | ||
Планируемые результаты обучения русскому языку | Предметные: знать особенности словосочетаний, различать виды словосочетаний; уметь выделять словосочетания в предложении. Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли; уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | ||
Технологии, методы, приемы, используемые на уроке | Технология проблемного обучения, репродуктивный метод, эвристический метод, метод «Фрутовый сад» | ||
Формы работы | фронтальная, индивидуальная, групповая. | ||
Оборудование, ИКТ | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор | ||
Образовательные ресурсы | |||
Языковые понятия | Синтаксис, словосочетание, виды словосочетаний | ||
Организационная структура урока (Сценарий / ход урока) | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Приветствуют учителя, внимательно его слушают. Выбирают яблоко того цвета, который соответствует их ожиданиям от урока. В первом столбике Словосочетание . Объединяются в 3 группы, работают, представляют результаты исследований. 1 группа (Соединить слова в словосочетания нам помогли окончания и предлоги). 2 группа (Слова должны быть связаны по смыслу, обозначать сходные явления действительности). 3 группа (Со словосочетаниями нельзя путать грамматическую основу предложения и слово с предлогом; главное и зависимое слово в словосочетании должны быть выражены самостоятельными частями речи, предлог- только помощник). Включаются в игру, выполняют упражнение на синтаксическую синонимию, заменяя словосочетания сущ.+ сущ. словосочетаниями прил.+сущ. и наоборот. Отвечают на вопрос (именные, главное слово –имя существительное) Пытаются ответить на вопрос ( умение пользоваться разными конструкциями обогащает нашу речь…) Подводят итоги урока, выбирают цвет яблока, | |||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работать будет старательно, Слушать будем внимательно. Метод «Фруктовый сад» - У вас на парте есть яблочки разного цвета (зеленые – легко справлюсь со всеми заданиями; желтые- возможно возникнут трудности; красные – понадобится помощь товарищей, учителя) - Подумайте, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. Выберите то яблочко, которое отражает ваши ожидания. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию одноклассников, в том числе и отличную от своей. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о небе, снеге, ветре, листьях, сосульке, облаках? Голубое небо Пушистый снег Холодный ветер Последние листья Прозрачная сосулька Низкие облака А чтобы понять, что вы видите перед собой, отгадайте, загадку: В нем ходят парою слова, Но не равны у них права. Ответ: словосочетание. Итак, назовите тему сегодняшнего урока | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
Выявление места и причины затруднения | Создает проблемную ситуацию. Работа в парах. Выполнение задания, данного в Рабочем листе. Задание № 2. 1. Прочитайте сочетания слов. Красивый дом, овощи и фрукты, на улице, спортивные достижения, наступила осень, собака и кошка, за домом, праздничное настроение, идёт дождь, закон о притяжении, смотреть фильм, играть в шашки, повесть о герое, встать рано, идти медленно, плыть быстрее, самолёт и вертолёт, стоит стол, около моста, собирать урожай, песня о счастье. 2. - Как вы думаете, все ли они являются словосочетаниями? (Не все) - Почему? - Что вызвало затруднение? Информационный текст: 1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода. 2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица. 3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. 4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения. 5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Знаки для маркировки текста: «V» - это я знал «+» - новое для меня «-» - думал иначе «?» - есть вопросы Что новое вы открыли для себя? Понятно оно для вас? Дети говорят о том, если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, оно называется именным | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для разрешения проблемы информации. | |
Построение проекта выхода из затруднения | Сформулируйте проблему нашего урока (выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова). | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. | |
Реализация построенного проекта | - Давайте проведем небольшое исследование и ответим на вопросы: 1. Как, при помощи чего соединяются слова в словосочетании? 2. Какие слова могут соединяться в словосочетание? 3. Каких ошибок нужно избегать при составлении словосочетаний? Формирует группы, помогает при необходимости. Демонстрирует слайды №3,4,5, Заполняет по ходу работы еще два «лепестка» кластера: грамматическая связь (выводы 1 группы), смысловая связь (выводы 2 группы). Демонстрирует слайд №6 – определение словосочетания. Предлагает обучающимся сверить выводы с теорией учебника на с.67. - Совпадают ли сведения учебника с нашими выводами? - . | Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | А сейчас мы с вами мысленно перенесемся на экзамен в 9 класс. Тихо. Все стараются. Вот одна девочка приступила к заданию, которое поразительно напоминает задание нашего упражнения №137. Обращает внимание обучающихся на образец к упражнению, поясняет, предупреждая шибки в замене (главное слово не изменяем, изменяем только зависимое на однокоренное прилагательное или существительное). - К какому виду относятся все эти словосочетания? Задает проблемный вопрос: - Для чего нужно уметь делать такую замену? - Да, как сказал писатель К.Г. Паустовский, «с русским языком можно творить чудеса»! | Личностные: осваивают новые виды деятельности, учавствуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Задание 1. Укажите истинность или ложность вариантов ответа: __ в словосочетании может быть только два слова __ в словосочетании как минимум два слова __ в словосочетании может быть три или четыре слова __ в словосочетании слова связаны по смыслу
Задание 2. Найдите словосочетание. Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) жёлтый банан 2) девочка бежит 3) красный и синий 4) к колодцу
Задание 3. Укажите истинность или ложность вариантов ответа: __ словосочетание и предложение – это одно и то же __ словосочетание – это подлежащее и сказуемое __ слова в предложении связаны не только по смыслу, но и грамматически __ в предложении одно слово всегда главное
Задание 4. Выберите словосочетания. 1) свежий, ржаной, золотистый 2) кричать громко 3) звездная ночь 4) береза наклонилась
Задание 5. Выберите словосочетание, в котором главное слово - существительное. Укажите один из 4 вариантов ответа: 1) играть на трубе 2) слон и моська 3) теплая весна 4) увидеть мать 1. да, да, нет, да 2. 1 3. нет, нет, да, да 4. 2, 3 5. 3 | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. | |
Включение в систему знаний и повторение | Упр 134 | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Наш урок подошёл к концу. Опираясь на клише, подведите итоги урока. Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда. · Теперь я знаю… · Теперь я умею… · Теперь я буду употреблять в своей речи… · Мне было интересно… · Мне понравилось… · Мне было трудно… В начале урока вы выбирали яблочко, которое отражает ваши ожидания, оправдались ли ваши ожидания. Как вы думаете почему? Какое яблочко вы бы выбрали сейчас? Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу. | Личностные: формируют самоидентификацию, адекватную позитивную самооценку, самоуважения и самопринятия, формируют границы собственного «знания « и «незнания». Познавательные: осуществляют операции анализа и синтеза, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: построение речевого высказывания в устной форме. | |
Домашнее задание | #1042;ыпишите из упр. вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. #1042;ыпишите из литературных произведений о природе 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных. | Регулятивные: умение выбрать домашнее задание по уровню знаний. Коммуникативные: планируют совместное сотрудничество с учителем. | |
Задания группе №1
1. Составьте словосочетания из слов.
2. Какие средства помогли вам соединить слова в словосочетание?
3. Сделайте вывод.
Средства связи слов в словосочетании – это:
а)…
б)…
4. Продумайте способ представления ваших выводов для одноклассников.
ПРЕДАННОСТЬ, РОДИНА
СТРЕМИТЬСЯ, ЦЕЛЬ
НАСТОЙЧИВОСТЬ, РАБОТА
ЗАБОТА, ТОВАРИЩ
ЗОЛОТОЙ , ОСЕНЬ
ДОЖДЛИВЫЙ, ПОГОДА
ПОСВЯТИТЬ, ТАЙНА
ПИСАТЬ, АККУРАТНО
Задания группе №2
#1042;ыразительно прочитайте стихотворение.
2. Можно ли сочетания слов во второй части стихотворения назвать словосочетаниями? Почему?
3. Допишите вывод:
Чтобы соединить слова в словосочетание, нужно…
4. Продумайте способ представления ваших выводов для одноклассников.
Мама сказала Нине:
-Нина, купи в магазине
Фунт мяса, бутылку кваса,
Сахарный песок,
Спичечный коробок,
Масло и компот.
Деньги – вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассу.
Наконец очередь Нинки.
Нина твердит без запинки:
-Дайте фунт кваса,
Бутылку мяса,
Спичечный песок,
Сахарный коробок,
Масло и компот.
Деньги – вот.
Ю.Владимиров
Задание группе №3
Из предложения выписали все словосочетания:
Сухие листья тихо падают на землю.
Сухие листья, тихо падают, листья падают, на землю, падают на землю.
- Какие из записей не являются словосочетаниями, почему?
- Какие рекомендации вы дадите одноклассникам, чтобы они не допускали подобных ошибок.
- Закончите предложение:
Словосочетаниями не являются…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".
Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...
