Внеурочное занятие по русскому языку "Знатоки фразеологии" (лингвистический конкурс) и его анализ.
материал по русскому языку (8 класс)

Димова Мария Валерьевна

     Занятие начинается с работы над эпиграфом, высказыванием Н.В. Гоголя, после чего идёт вступительное слово учителя о том, что такое фразеологизм, фразеологический оборот. После чего начинается лингвистический конкурс, где ученики делятся на команды по 3 человека, придумывается название команд. Далее учащиеся приступают к непосредственному участию в конкурсе, выполняя задания в команде. Учитель на протяжении всего занятия направляет детей. Для проведения данного конкурса выбираются члены жюри из числа учителей, им раздаются оценочные листы, где они выставляют баллы за выполненные задания. После чего, подводится итог конкурса, проводится награждение. После занятия идёт самоанализ .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Димова Мария Валерьевна

Внеурочное занятие по русскому языку и его анализ

«Знатоки  фразеологии»

(Лингвистический конкурс)

…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко.

Так вырвалось бы из-под самого сердца,

Так бы кипело и животрепетало,

Как метко сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь

Вступительное слово учителя. В середине 20 века, учёные, изучающие наш язык, увидели, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причём речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология.

Фразеологизм обычно не терпит не только перестановки слов и замены слов, но и вставок внутрь.

Итак, фразеологический оборот, или фразеологизм, - это устойчивое сочетание, которое  мы воспроизводим  в  памяти  целиком  в  том  виде,  в  котором  оно  всегда  употребляется.

И наш сегодняшний конкурс посвящён фразеологии.

ХОД ИГРЫ.

1. Ученики делятся на  команды (по 2-3 человека). Выбирается жюри. Объявляется название команд, связанное с фразеологическим оборотом:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

1 конкурс. Объяснить значение фразеологизма, который лежит в основе названия команды.

2 конкурс.  Дело мастера боится

Задание. Одним словом замените фразеологический оборот. Например: с гулькин нос (мало).

1. Семи пядей во лбу                    (умный)

2. От горшка два вершка              (маленький)

3. Яблоку негде упасть                 (тесно)

4. Тютелька в тютельку                (точно)

5. Тяп – ляп                                    (небрежно)

6. Хоть глаз выколи                      (темно)

7. Когда рак на горе свистнет      (никогда)

Учитель. Все мы знаем произведения А.С. Пушкина. Язык произведений этого писателя отличается лёгкостью, образностью. Следующий конкурс мы проведём, используя материалы из произведений А. Пушкина

3 конкурс.  В гостях у Пушкина

Задание. Прочитайте предложения, найдите в них фразеологические обороты, подчеркните их. Объясните их значение.

1. – Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол.

2. Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми дворовыми учинить нападение на Кистенёвку.

3. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.

4. Марья Кириловна была ни жива ни мертва.

5. – Враньё,- решил Кирила Петрович,- сейчас я всё выведу на чистую воду.

6. Кроме приказных, никто в доме не смыкал глаз.

4 конкурс.  Играем в лото.

Задание. На маленьких карточках написано начало фразеологизма, на больших - его окончание. Задача игроков найти продолжение фраз и положить ответ на соответствующую клеточку таблицы. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все клетки таблицы.

1 разрезанные карточки. 1. Изо дня. 2.Ломать. 3. Лакомый. 4. Зарубить. 5. От нечего. 6. Спустя. 7. Калачом. 8. Как рукой. 9. Брать себя. 10. Ни рыба. 11. Мастер. 12. Не долго. 13. Ни жив. 14. До поры. 15. Несолоно. 16. С горем. 17. Как снег. 18. Выбиться.

2 Целый лист. 1. В день 2. Голову 3. Кусок 4. На носу 5. Делать. 6. Рукава. 7. Не заманишь 8. Сняло 9. В руки 10. Ни мясо 11. На все руки 12. Думая 13. Ни мёртв 14. До времени 15. Хлебавши.

16. Пополам 17. На голову 18. Из сил

5 конкурс.  Не покладая рук

Задание. Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. Соедини их стрелочкой.

Камень за пазухой держать                              Куры не клюют

Лясы точить                                                       С открытой душой

Сидеть сложа руки                                            Держать язык за зубами

На чужой шее сидеть                                        Своим горбом жить

Кот наплакал                                                     Не покладая рук

Держать ухо востро                                          Ворон считать

6 конкурс.  Хоть из-под земли достань

Так говорят, требуя чего-либо, особенно уплаты денег. Это выражение ведёт начало от старого обычая зарывать деньги в землю, чтобы воспользоваться ими в случае крайней необходимости. Источники фразеологических выражений различны. Одни возникли из наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями.

Задание. Распределите фразеологизмы по конвертам, определив, откуда пришло выражение.

1. Из сельскохозяйственной жизни: поднять целину; снимать сливки; подготовить почву; телячий восторг; взять быка за рога.

2. Из истории: открывать Америку; великое переселение народов.

3. Из устного народного творчества: по щучьему велению; за тридевять земель; рожки да ножки.

4. Из различных ремёсел: шито белыми нитками; без сучка, без задоринки; канитель тянуть.

7 конкурс.  Гордиев узел.

У царя Гордия был узел, который никто не мог распутать. Эту задачу предложили Александру Македонскому, знаменитый полководец тоже не справился с задачей, тогда он просто разрубил сложный узел, оставив миру пример решительного подхода к сложному делу. Фразеологизм Гордиев узел обозначает  трудно разрешимую проблему. Вам предстоит  распутать свой Гордиев  узел. Восстановите фразеологизмы.  

Маланьина коза                         На Маланьину свадьбу -очень много

Дамоклов кафтан                       Как сидорову козу -жестоко наказывать

Иерихонская грамота                Дамоклов меч –постоянная угроза

Тришкина свадьба                     Тришкин кафтан – плохо сделанная работа

Сидоров меч                               Иерихонская труба – громкий голос

Филькина труба                         Филькина грамота – не имеющая значения бумажка.

Все команды сегодня были на высоте, не ударили в грязь лицом, вот еще несколько фразеологизмов…. А теперь жюри подводит итоги, мы ждем награждения победителей

Жюри объявляет результаты конкурса.

Оценочный лист

Название команды

№  задания

1. Объяснить значение фразеологизма.

(2 б.)

2. Дело мастера боится.

 (7 б.)

3. В гостях у Пушкина.

(7 б.)

4. Играем в лото.

(9  б.)

5. Не покладая рук.

(6 б.)

6.  Хоть из-под земли достань.

(8 б.)

7. Гордиев узел.

(12 б.)

ИТОГ

Место

Самоанализ занятия

Мероприятие «Знатоки фразеологии» представляет собой хорошо структурированный лингвистический конкурс, посвящённый фразеологии русского языка. Конкурс сочетает образовательные, развивающие и игровые элементы, что соответствует возрастным особенностям школьников.

Вступительная часть включает цитату Н.В. Гоголя и пояснение учителя о фразеологии, что задаёт теоретическую основу и мотивирует участников.

Деление на команды с названиями, связанными с фразеологизмами, сразу погружает в тему.

Конкурсы разнообразны по форме и содержанию:

- Объяснение значений — проверяет понимание фразеологизмов;

- Замена фразеологизмов одним словом — развивает навык сжатия информации;

- Работа с текстами Пушкина — связывает фразеологию с литературным контекстом;

- Лото и сопоставление антонимов — тренируют память и ассоциативное мышление;

- Классификация по происхождению — углубляет знания о происхождении фразеологизмов;

- Восстановление фразеологизмов ("Гордиев узел") — требует аналитического подхода.

Чёткая система оценивания (баллы за каждый конкурс) обеспечивает объективность.

Плюсы мероприятия:

1. Сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы.

2. Интеграция языка, литературы, истории и культуры.

3. Задания выстроены от простого к сложному.

4. Использование цитат Гоголя и текстов Пушкина добавляет глубины.

5. Наглядность и игровые элементы (лото, карточки, конверты) делают процесс запоминания эффективным.

Недочёты мероприятия:

- Добавить мультимедийные элементы (например, слайды с иллюстрациями фразеологизмов);

- Уточнить время на выполнение заданий, чтобы всё было более организованно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку

Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка"....

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...

Материалы к внеурочным занятиям по русскому языку

Интересные задания по русскому языку помогут в подготовке викторин, конкурсов, других видов занятий...

Внеурочное занятие по русскому языку «Выразительность художественной речи»

   Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными...

Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»

Цели:  проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать  любовь  к родному языку;- развивать ре...

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...