Рабочая программа по русскому языку для 6 класса для детей с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Калмыкова Ольга Николаевна

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса для детей с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_ovz_programma_2023-2024.doc725 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Покровская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                                              УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по УВР                                                                     Директор школы

___________ С.К.Барбащова                                                           ___________  О.Н.Калмыкова

«___»  ____________ 2023г.                                                             приказ от «__» _______ 2023г.

                                                                                                             № _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 6 класса (для обучающихся с ОВЗ)

                                                                                                Составитель: учитель русского языка

                                                                                     Калмыкова Ольга Николаевна

2023 г.

   Пояснительная записка

 Данная рабочая программа составлена на основе Примерной рабочей программы по русскому языку для  обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования, подготовленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер  – 64101) (далее  – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Русский язык», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку

            Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

         Отбор материала выполнен на основе принципа минимально необходимого числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

         Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.

          Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

            Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности обучающихся с ЗПР, в 6 классе не рекомендованы к изучению переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других. В ознакомительном плане изучаются такие темы, как «Разряды имен прилагательных, числительных и местоимений»; «Склонение количественных числительных», «Степени сравнения имен прилагательных», «Разноспрягаемые глаголы». При этом подбирается доступный для выполнения вариант заданий с очевидным ответом. Более тщательно отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский язык»

          Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках русского языка определяется их особыми образовательными потребностями в целом, а также особенностями их речевого развития. Учитывая недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР всех компонентов речи следует предусматривать дополнительную работу на уроке по расширению словарного запаса, развитию связной речи, совершенствованию фонематических процессов. Также важным является адаптация формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевых инструкций посредством деления на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; специальное адаптирование текста задания с учетом индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.

           Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной информации в случае затруднений, упражнять навыки самоконтроля и самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе выполнения задания смысловые опоры, образец, визуализацию.

           Необходимым является усиление практических упражнений, позволяющих автоматизировать навык, повысить осознанность применения орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы), привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по применению правила, шаблонов общего хода выполнения заданий). 

Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует использовать опорные слова и клише; необходимо обучать составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовку сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о языке

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Понятие о литературном языке.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Язык и речь

Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую тему.

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.

Текст

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).

Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная ­информация текста; пересказ текста.

Описание как тип речи.

Описание внешности человека.

Описание помещения.

Описание природы.

Описание местности.

Описание действий.

Функциональные разновидности языка

Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение.

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Лексикология. Культура речи

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жарго­низмы).

Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

Лексический анализ слов.

Фразеологизмы. Их признаки и значение.

Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.

Эпитеты, метафоры, олицетворения.

Лексические словари.

Словообразование. Культура речи. Орфография.

Повторение изученного по морфемике в 5 классе.

Формообразующие и словообразующие морфемы.

Производящая основа.

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).

Морфемный и словообразовательный разбор слов.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.

Морфология. Культура речи. Орфография.

Имя существительное

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе:

(правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных;

правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-;

слитное и раздельное написание не с именами существительными;

Имена существительные общего рода.

Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.

Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок).

Особенности словообразования.

Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного).

Нормы словоизменения имён существительных.

Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное

Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Правописание н и нн в именах прилагательных.

Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).

Имя числительное

Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных.

Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные.

Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.

Словообразование имён числительных.

Склонение количественных и порядковых имён числительных.

Правильное образование форм имён числительных.

Правильное употребление собирательных имён числительных.

Употребление имён числительных в научных текстах, деловой речи.

Морфологический разбор имени числительного.

Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных.

Местоимение

Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.

Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные.

Склонение местоимений.

Словообразование местоимений.

Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте.

Морфологический разбор местоимения.

Нормы правописания местоимений: правописание место­имений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

Глагол

Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе:

(правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

Переходные и непереходные глаголы.

Разноспрягаемые глаголы.

Безличные глаголы. Употребление безличных глаголов. Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.

Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).

Нормы словоизменения глаголов.

Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.

Морфологический разбор глагола.

Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.

Курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане.

Программа построена с учетом специфики данного класса.

В классе 24 ученика, из них 3 человека  имеют заключение ПМПК с рекомендацией обучения по адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.

 При составлении программы учитывались следующие особенности детей:  неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при понимании и воспроизведении отдельного учебного материала. Особенности речи, мышления, познавательной деятельности детей с ЗПР обусловливают то, что теоретические сведения о морфемном составе слова, о строении предложения сообщаются и усваиваются учащимися в связи с изучением орфографических и пунктуационных правил. Обучающимся необходимо помочь организовать практическую работу с понятиями и правилами, овладеть способами оперирования ими, умением опознавать определенные языковые явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, правильно (в соответствии с нормами литературного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.

Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения для данных учеников.

Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности учащихся с ЗПР, в ознакомительном плане изучаются следующие темы:

- разряды имен прилагательных, числительных и местоимений;

- переходные и непереходные глаголы;

-употребление форм одних наклонений глаголов в значении других;

-склонение количественных числительных;

-  степени сравнения имен прилагательных;

-  разноспрягаемые глаголы. 

Данный материал, подчеркнутый в поурочном планировании, для учащихся, имеющих справку ПМПК, даётся для ознакомления. Освободившееся время на уроке используется для повторения и закрепления основных вопросов. Особое внимание обращается на развитие речи, навыков чтения, логического мышления. При работе обязательно использование алгоритмов, наглядности. Особенности организации учебной деятельности указаны в отдельной графе.        

При этом тщательнее отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях.

С целью повышения уровня общего развития обучающихся, восполнения пробелов предшествующего обучения, а также для ликвидации индивидуальных пробелов в знаниях и развития мотивации учебной деятельности мною составлен план проведения индивидуальных коррекционных занятий. ИКЗ проводятся с обучающимися по мере выявления индивидуальных пробелов. Обучающиеся, удовлетворительно усваивающие материал в ходе фронтальной работы, к ИКЗ не привлекаются. План проведения ИКЗ (приложение 1)

Предметные результаты, которыми должны овладеть учащиеся

Общие сведения о языке

Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры с направляющей помощью педагога использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).

Иметь представление о русском литературном языке.

Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и доступной для понимания научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему с опорой на презентацию, развернутый план.

Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик.

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов с опорой на план, опорные слова.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 170 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста после предварительного анализа, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи с опорой на план(для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 150 слов; для сжатого изложения – не менее 140-150 слов).

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом  90-100 слов; словарного диктанта объёмом 15-20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90-100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы (не более 16), пунктограммы (не более 3-4) и слова (не более 7) с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Текст

Анализировать текст текста с направляющей помощью педагога с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

Характеризовать тексты с использованием алгоритма последовательности действий различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий).

Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм текста с направляющей помощью педагога.

Применять знания с использованием речевого клише о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста.

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев текста с направляющей помощью педагога.

Создавать тексты различных функционально-смысловых
типов речи с опорой на план (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 4 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 90 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы).

Владеть навыками информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста после предварительного анализа (простой, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка.

Функциональные разновидности языка

Характеризовать особенности с использованием алгоритма последовательности действий официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение).

Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Лексикология. Культура речи

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова.

Распознавать с опорой на образец эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности.

Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять после предварительного анализа их значения; характеризовать ситуацию употребления фразеологизма.

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Словообразование. Культура речи. Орфография

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу.

Определять способы словообразования с направляющей помощью педагога (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный разбор слов с опорой на алгоритм; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов по алгоритму учебных действий; применять знания по орфографии в практике правописания.

Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов; нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при- по визуальной опоре.

Морфология. Культура речи. Орфография

Имя существительное

Характеризовать особенности словообразования имён существительных.

Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами по визуальной опоре.

Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён существительных.

Имя прилагательное

Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания н и нн  в именах прилагательных,  суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных по алгоритму учебных действий.

Имя числительное

Распознавать числительные; определять с опорой на алгоритм общее грамматическое значение имени числительного; различать по визуальной опоре разряды имён числительных по значению, по строению.

Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи.

Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных с направляющей помощью педагога.

Местоимение

Распознавать местоимения; определять с опорой на алгоритм общее грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения по смысловой опоре; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи.

Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений по визуальной опоре.

Глагол

Соблюдать нормы правописания гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть) по смысловой опоре.

Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять с опорой на алгоритм наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы.

Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.

Проводить морфологический разбор по алгоритму имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Проводить фонетический разбор слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.

Проводить синтаксический разбор при необходимости с визуальной поддержкой словосочетаний, синтаксический разбор при необходимости с визуальной поддержкой предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Поурочное календарное  планирование

п/п

Тема урока

Учебная деятельность по рекомендациям

ПМПК

Кол-во часов

Дата

проведения

Домашнее задание

стандарт

Раздел 1

Русский язык – один из развитых языков мира.

4

1

Яз. к  Русский язык – один их развитых языков мира.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

1

.09

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

2

Яз. к    Понятие о русском литературном языке и его нормах. Виды норм русского литературного языка.

1

.09

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

3

Яз. к  Культура речи. Общее представление о речевой культуре

1

.09

4

Яз.к  Культура речи. Основные требования к речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, чистота, логичность, образность

1

.09

Раздел 2

Повторение изученного в 5 классе.

18

5

Тест

Яз. к  Диагностическая работа по изученному в 5 классе  материалу.

1

.09

6

Яз. к  Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

1

.09

7

Яз. к  Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

Работа в тетради для схем

1

.09

8

Яз. к  Урок- практикум. Орфограммы  в  окончаниях  слов.

Выполнение упражнений по алгоритму

1

.09

9

Яз. к  Части  речи. Морфологический  разбор  слова.

Работа по плану, алгоритму

1

.09

10-11

 р р

Ком .к Сочинение

« Осенние заметки о летних впечатлениях»

2

.09

12

Яз. к  Словосочетание. Простое  предложение. Знаки  препинания, их функции

1

.09

Знаки препинания, их функции.

13

Яз. к  Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

Синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Составление схем предложений

1

.09

14

Яз. к  Прямая речь и диалог. Знаки препинания при прямой речи.

Работа с опорой на буквенные схемы

1

.09

15

Яз. к  Обобщение по теме «Повторение изученного в 5 кл.»

Подготовка к контролю – ответы на вопросы по теме

1

.09

16

к д

Яз. к  Контрольный диктант  по теме «Повторение»

1

.09

17

р р

Ком.к Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Структура текста. Основные средства связи между частями текста.

1

.09

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Структура текста.

18

р р

Ком.к Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.

1

.09

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.

19

р р

Ком.к Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

1

.09

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

20

р р

Ком.к Официально- деловой стиль. Сфера употребления, задачи речи.

1

.09

Основные особенности функциональных стилей (официально-делового)

21

р р

Ком к Языковые средства официально – делового стиля. Основные жанры официально – делового стиля.

1

.09

Основные жанры официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стиля.

22

р р

Ком.к Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление.

1

.09

Создание текстов разных стилей и жанров: расписки, доверенности, заявления.

Раздел 3

Лексика и фразеология.

Культура речи.

18

23

Яз. к  Повторение изученного по лексике в 5 классе.

1

.09

24

Яз. к  Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.

1

 .09

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

25

Яз. к  Диалектизмы.

Работа с терминами

1

.09

26

Яз. к  Профессионализмы. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.

Работа с терминами

1

.10

27-28

р р

Ком.к Сжатое изложение  (упр.75)

2

.10

29

Яз. к  Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях.

1

.10

30

Яз. к  Нейтральные и стилистически окрашенные слова Книжные и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях общения.

1

.10

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

31

Яз. к  Причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Типы устаревших слов: архаизмы, историзмы.

1

.10

Отражение в языке культуры и истории народа.

32

Яз. к  Общеязыковые и индивидуально-авторские  неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

1

.10

33

Яз. к  Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Оценка речи с точки зрения целесообразности,  уместности использования иноязычной лексики.

Работа с терминами

1

.10

Исконно русские и заимствованные слова.

34

Культ. к Основные языки – источники лексических заимствований в русском языке. Взаимосвязь русского языка и языка других народов. Словари иностранных слов и их использование.

1

.10

Взаимообогащение языков народов России. Культура межнационального общения.

35

Яз. к  Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.

1

.10

.

36

Яз. к  Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы. Особенности их употребления в речи.

1

.10

Фразеологизмы; их значение и употребление.

37

Яз. к  Происхождение фразеологизмов. Фразеологические словари и их использование.  

Культ. к Фразеологическое богатство русского языка, пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речи.

Рассказ по плану

1

.10

Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества.

38

р р

Яз. к  Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Оценка своей и чужой речи  с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

1

.10

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

39

р р

Яз. к  Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за  использованием диалектизмов, фразеологизмов как средства выразительности в художественном и публицистическом стилях.

1

.10

Основные выразительные средства лексики и фразеологии

40

Яз. к  Повторение  и обобщение изученного по лексике и фразеологии. Тестовая работа

1

.10

Раздел 4 Словообразование. Орфография. Культура речи.

30

41

Яз. к  Повторение изученного в 5 классе. Морфемный разбор слова.

Задания по выбору, выполнение по алгоритму

1

.10

42

Яз. к  Повторение изученного в 5 классе. Зависимость правописания слов от его строения.

1

.10

Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания

43

Яз. к  Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем.

Работа с использованием тетради для схем

1

.10

Основные способы образования слов

44

Яз. к  Образование слов с помощью морфем.

1

.10

45

Яз. к  Сложение как способ образования слов. Виды сложения.  Переход из одной части речи в другую.

1

.10

46

Яз. к Урок – практикум. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.

Работа со

словообразовательным

словарём

1

.10

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.                                                            

47

Яз. к  Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии как науке о происхождении слов.

1

.10

Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.

48

р р

Ком.к  Устное монологическое высказывание на тему «История слова»

Рассказ по плану

1

.10

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы

49

Яз. к  Буквы   -о- и -а- в корнях  кас – кос.

Работа по схеме

1

.10

50

Яз. к  Буквы  -о- и -а- в корнях гар – гор. Лексическое значение корня гар – гор.

Работа по схеме

1

.10

51

Яз. к  Буквы  -о- и -а- в корнях гар – гор.  Определение условия выбора о-а в корне гар – гор.

1

.10

52

р/р

Ком.к. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

.10

53 р/р

Ком.к. Сочинение-описание помещения

1

.10

                           2 четверть

54

Ком.к. Анализ сочинений, работа над ошибками

1

.11

55

Яз. к  Буквы  -ы-  и  -и- после приставок

1

.11

Применение знаний и умений по словообразованию в практике правописания

56

Яз. к  Гласные в приставках  пре – при. Зависимость написания гласных в приставках от их значения.  Написание слов с приставкой при- со значением «приближения», «присоединения»,

«близости», «неполного действия»

Работа с использованием тетради для схем

1

.11

57

Яз. к  Написание слов с приставкой пре- со значением « очень», «пере» Правописание слов с трудноопределяемым значением приставок пре и при.

Работа с использованием тетради для схем

1

.11

58

Яз. к  Правописание слов с трудно определяемым значением приставок пре и при.

1

.11

59

Яз. к  Правописание слов, в которых пре- и при- составляют часть корня.

1

.11

60 пр

Яз. к  Урок – практикум. Гласные в приставках  пре – при. Различение значений и правописания слов с приставками пре и при.

Работа с готовой таблицей

1

.11

61

Яз. К  Соединительные гласные в сложных словах.

1

.11

62

Яз. К  Сложносокращенные слова.

1

.11

63

Яз. К  Определение рода сложносокращённых слов.

1

.11

64 -65

р р

Ком.к Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»  (упр.177)

2

.11

66

Яз. К  Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально – авторских  слов в художественных текстах.

1

.11

Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

67

Яз. К Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Разбор по схеме с использованием алгоритма

1

.11

68

Яз. к  Повторение по теме «Словообразование». Применение знаний и умений по словообразованию в практике правописания.

Ответы на вопросы по теме

1

.11

Применение знаний и умений по словообразованию  в практике правописания.

69

Яз. к  Тестовая работа по теме «Словообразование»

1

.11

70

к д

Яз. к  Контрольный диктант по теме: «Словообразование»

1

.11

Раздел 5.

Морфология. Орфография. Культура речи.

71

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

1

.11

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

72

Яз. к  Имя существительное.

Повторение изученного в 5 классе.

22

1

.12

73

Яз. к Правописание

падежных окончаний существительных.

Составление  схемы

1

.12

74

Яз. к  Основные морфологические нормы русского литературного языка.

1

.12

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

75

Яз. к  Разносклоняемые имена существительные.

Работа с терминами

1

.12

76

Яз. к Буква –е – в суффиксе –ен- существительных на –мя.

1

.12

77

Яз. к  Несклоняемые имена существительные.

Работа с терминами

1

.12

78

Яз. к  Род несклоняемых существительных.

1

.12

Упр.214

79

р/р

Ком.к Составление устного публичного выступления о происхождении имён

( упр.215)

Рассказ по плану

1

.12

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы

80

Яз. к  Имена существительные общего рода. Существительные, не имеющие родовой характеристики.

1

.12

81

Яз. к  Морфологический разбор имени существительного

Работа по плану и по образцу

1

.12

82-

83

Р р

Ком.к Сочинение – описание по личным впечатлениям  (упр.236)

2

.12

84

Яз. к  -Не-  с существительными.

Условия выбора  слитного и раздельного написания не с существительными.

Работа с использованием тетради для схем

1

.12

85

Яз. к  -Не-  с существительными.

-Не- приставка, частица, часть корня.

1

.12

86

Яз. к  Буквы  -ч-  и  -щ-  в суффиксах  чик - щик.

1

.12

87

Яз. к  Буквы  -ч-  и  -щ-  в суффиксах  чик - щик.

1

.12

88

Яз. к  Гласные в суффиксах  ек – ик .

1

.12

89

Яз. к  Гласные  -о-  и  -е- после шипящих   в суффиксах  существительных.

1

.12

90

Яз. к  Основные выразительные средства морфологии. Правильное употребление существительных.

1

.12

Основные выразительные средства морфологии

91

пр

Яз. к  Повторение по теме «Имя существительное».

Выполнение заданий по выбору

1

.12

92

К д

Яз. к  Контрольный диктант по теме

«Имя существительное»

1

.12

93

Яз.к  Анализ диктанта.

1

.12

Раздел 6.

Имя прилагательное.

28

94

Яз. к  Повторение изученного об имени прилагательном

в 5 классе.

1

.12

95

р/р

Ком.к Описание природы. Подготовка к написанию сочинения.

1

.12

96 р/р

Ком.к Сочинение-описание природы.

1

.12

                           3 четверть

97

Яз. к  Степени сравнения имён прилагательных, их образование.

Работа с готовой таблицей

1

.01

98

Яз. к  Степени сравнения прилагательных, их грамматические признаки.

1

.01

99

Яз. к  Урок – практикум.  Степени сравнения имён прилагательных, их образование, роль в предложении.

Выполнение задания по алгоритму

1

.01

100

Яз. к  Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

1

.01

101

Яз. к  Качественные прилагательные.

1

.01

102

Яз. к  Относительные прилагательные.

1

.01

103-104

р/р

Ком.к Выборочное изложение (упр.297)

2

.01

105

Яз. к  Притяжательные прилагательные.

1

.01

106

Яз. к Морфологический разбор прилагательного

Работа по плану и образцу

1

.01

107

Яз. К  -Не-   с  прилагательными. Условия выбора написания –не- с прилагательными.

Работа в тетради для схем

1

.01

108

Яз. к  -Не-   с  прилагательными.  .

1

.01

109

Яз. к  -О-  и  -е-  после шипящих и ц в суффиксах      прилагательных.

1

.01

110-

111

 р/р

Ком.к Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»  (упр.315)

2

.01

112

Яз. к  Н-  и  -нн-  в суффиксах прилагательных. Условия выбора –н- и –нн- в суффиксах прилагательных.

Составление схемы

1

.01

113

Яз. к  Н-  и  -нн-  в суффиксах прилагательных.

1

.01

114

Яз. к  Урок – практикум.   Н-  и  -нн-  в суффиксах прилагательных.

Выполнение задания по алгоритму

1

.01

115

Яз. к  Суффиксы  к  и  ск  в прилагательных.

1

.01

116

Яз. к  Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Условия употребления дефиса в сложных прилагательных.

1

.01

117

Яз. к  Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Различение слитного и раздельного написания прилагательных.

Работа с готовой таблицей

1

.02

118

Яз. к  Особенности употребления прилагательных в  разных стилях речи.

1

.02

119

Яз. к  Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».

1

.02

120

Яз. к  Контрольный диктант.

1

.02

121

Яз. к  Анализ диктанта, работа над ошибками

Работа по алгоритму с использованием образца.

1

.02

Раздел 7.

Имя числительное.

17

122

Яз. к  Имя числительное как часть речи.

1

.02

123

Яз. к  Простые и составные числительные.

1

.02

124

Яз. к  Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Работа в тетради для схем

1

.02

125

Яз. к  Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа.

1

.02

126

Яз. к    Числительные, обозначающие целые числа. Особенности склонения количественных числительных.

Склонение числительных (от 5 до 20) по образцу

1

.02

127

Яз. к    Числительные, обозначающие целые числа. Правильное употребление падежных форм числительных, обозначающих целые числа.

Работа на карточках по образцу

1

.02

128-

129

Р/р

Ком.к Выборочное изложение  «Митраша» (упр.366)

2

.02

130

Яз. к  Дробные числительные.

1

.02

131

Яз. к  Собирательные числительные.

1

.02

132

Яз. к  Порядковые числительные.

1

.02

133

Яз. к  Порядковые числительные.

1

.02

134

Яз. к  Морфологический разбор числительного

Работа по плану и образцу

1

.02

135

Р р

Ком.к Публичное выступление – призыв на тему: « Берегите природу»

( упр.389)

1

.02

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы

136

Яз. к  Систематизация и обобщение изученного о числительном.  Правильное употребление числительных в речи.

Работа по правописанию гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты (выборочно)

1

.02

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

137

тест

Яз. к  Тестовая работа по теме «Имя числительное»

1

.02

138

К д

Яз. к  Контрольный диктант по теме: «Имя числительное»

1

.02

Раздел 8.

Местоимение

25

139

Яз. к  Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи.

1

.02.

140

Яз. к  Разряды местоимений.

1

.02

141

Яз. к Личные местоимения.

1

.02

142

Яз. к  Возвратное местоимение.

1

.03

143

Р р

Ком.к Рассказ по сюжетным рисункам от первого лица (упр.405)

1

.03

144

Яз. к  Вопросительные местоимения.

1

.03

145

Яз. к  Относительные местоимения.

1

.03

146

Яз. к  Неопределённые местоимения, их образование и грамматические признаки.

1

.03

147

Яз. к  Неопределённые местоимения, их написание.

1

.03

148

Яз. к  Неопределённые местоимения, дефисное написание приставок и суффиксов.

Работа с готовой таблицей (дефис перед суффиксами: -то, -либо, -нибудь – и после приставки кое-)

1

.03

149

Яз. к  Отрицательные местоимения. Образование отрицательных местоимений.

1

.03

150

Яз. к  Отрицательные местоимения.  Приставки не- и –ни- в отрицательных местоимениях.

Работа по алгоритму

1

.03

151

Яз. к  Притяжательные местоимения.

1

.03

152- 153

 р р

Ком.к Сочинение – рассуждение  

(упр.436)

2

.03

154

Яз. к  Указательные местоимения, их значение, грамматические признаки.

1

.03

155

Яз. к  Указательные местоимения как средство связи предложений в тексте.

1

.03

156

Яз. к  Определительные местоимения, их значение, грамматические признаки.

1

.03

157

Яз. к   Употребление определительных местоимений в речи.

1

.03

158

Р р

Ком.к Сюжетный рассказ по картине  Е.В Сыромятниковой

« Первые зрители» (упр.450)

1

.03

159

пр

Яз. к  Урок – практикум.

Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.

Выполнение заданий

по выбору

                                     1

.03

                            4 четверть

160

Яз. к  Морфологический разбор местоимения.

Работа по плану и образцу

1

.03

161

Яз. к  Повторение и систематизация изученного о местоимении.

Рассказ по схеме

1

.04

162

Яз. к  Контрольный диктант по теме: «Местоимение»

1

.04

163

Яз. к  Анализ диктанта.

1

.04

Раздел 9.   Глагол.

28

164

Яз. к  Повторение и систематизация изученного о  глаголе в 5 классе.

1

.04

165

Яз. к   Правописание безударных личных окончаний глагола.

Работа с готовой таблицей

1

.04

166

Яз. к   Разноспрягаемые глаголы.

1

.04

167

Яз.к  Разноспрягаемые глаголы.

1

.04

168

Яз. к  Глаголы переходные и непереходные.

1

.04

169

Яз. к  Глаголы переходные и непереходные. 

1

.04

170

Яз. к  Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Работа с терминами

1

.04

171

Яз. к  Изъявительное наклонение.

Работа с терминами

1

.04

172

Яз. к    Условное наклонение. Образование и изменение форм условного наклонения

1

.04

173

Яз. к  . Условное наклонение.  Различение форм изъявительного и условного наклонений.

1

.04

174

Яз. к   Повелительное наклонение.

1

.04

175

Яз. к  Повелительное наклонение. Правописание окончаний глаголов в повелительном наклонении.

1

.04

176

Яз. к  Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

1

.04

177

Яз. к  Употребление наклонений. Правильное употребление глаголов в речи.

1

.04

178

Яз. к  Безличные глаголы.

1

.04

179

Яз. к   Употребление безличных глаголов в речи.

1

.04

180

р/р

Ком.к Рассказ по сюжетным рисункам.    (упр.502)

Составление рассказа по рисункам

1

.04

181

Яз. к  Морфологический разбор глагола.

Работа по плану с использованием образца

1

.04

182

Яз. к  Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

.04

183

Яз. к  Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

.04

184-185 р/р

Ком.к Рассказ на основе услышанного (упр.520).

2

.04

186

Яз. к  Систематизация и обобщение изученного о глаголе.

Подготовка к контролю – ответы на вопросы по теме

1

.05

187

Яз. к  Систематизация и обобщение изученного о глаголе.

1

.05

188

К д

Яз. к  Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

.05

189

 Яз. к   Анализ контрольного диктанта.

1

.05

190-191

р/р

Ком.к Контрольное изложение

2

.05

Раздел 10.

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

13

192

Яз. к  Разделы науки о языке.

1

.05

193

Яз. к  Орфография. Орфографический разбор.

1

.05

194

пр

Яз. к  Урок – практикум.

Орфография. Орфографический разбор.

1

.05

195

Яз. к  Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

.05

196

Яз. к  Лексика и фразеология.

1

.05

197

Яз. к  Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

.05

198

199

р/р

Ком.к Контрольное сочинение (упр.549).

2

.05

200

Яз. к  Морфология. Морфологический разбор слова.

1

.05

201

Яз. к  Основные выразительные средства морфологии.

1

.05

202

Яз. к  Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

.05

203

Яз. к  Итоговый контрольный диктант

1

.05

204

Яз. к  Анализ контрольного диктанта.

1

.05

                             Тематика устных сообщений

  1. Тайна фонемы.
  2. В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»
  3. Исторический путь русского языка.
  4. Грамматический род в животном мире.
  5. История падежей. Предлоги и падежи.
  6. Как учили грамоте на Руси.

      7.   Рефераты о выдающихся учёных-лингвистах

       8. «Язык есть исповедь народа» Отражение культуры в русском     языке.

       9.  Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение.

Учебно-тематический план  по русскому языку 6 класс (204 часа)

Наименование

раздела

Всего

часов

Из  них

Практи

ческие

  работы

Уроки

развития

речи

Контрольные  и диагностические

работы

Раздел 1 Русский язык – один из развитых языков мира.

4

Яз. к  Русский язык – один их развитых языков мира. Русский язык – национальный язык русского народа.

1

Яз. к    Понятие о русском литературном языке и его нормах. Виды норм русского литературного языка.

1

Яз. к  Культура речи. Общее представление о речевой культуре

1

Яз.к  Культура речи. Основные требования к речи : коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, чистота, логичность, образность

1

ВСЕГО

-

-

-

Раздел 2

Повторение изученного в 5 классе.

18

Яз. к  Диагностическая работа по изученному в 5 классе  материалу.

1

Диагностическая работа по изученному в 5 классе  материалу

Яз. к  Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

1

Яз. к  Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

Яз. к  Урок-практикум. Орфограммы  в  окончаниях  слов.

1

орфографический разбор слова

Яз. к  Части  речи. Морфологический  разбор  слова.

1

Ком.к Сочинение «Осенние заметки о летних впечатлениях»

2

сочинение

Яз. к  Словосочетание. Простое  предложение. Знаки  препинания   в  простом  предложении.

1

Яз. к  Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

Синтаксический разбор простого и сложного предложения.

1

Яз. к  Прямая речь и диалог. Знаки препинания при прямой речи.

1

Яз. к  Подготовка к диктанту.

1

Яз. к  Контрольный диктант

1

Контрольный диктант

Ком.к Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Структура текста. Основные средства связи между частями текста.

1

Развитие

речи

Ком.к Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.

1

Развитие

речи

Ком.к Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка

1

Развитие

речи

Ком.к Официально- деловой стиль. Сфера употребления, задачи речи.

1

Развитие

речи

Ком к Языковые средства официально – делового стиля. Основные жанры официально – делового стиля.

1

Анализ текстов офиц.– делового стиля, образцов документа

Ком.к Основные жанры официально-делового стиля: заявление, резюме.

1

Составление документа

ВСЕГО

1

8

2

Раздел 3 Лексика и фразеология. Культура речи.

20

Яз. к  Повторение изученного по лексике в 5 классе.

1

Яз. к  Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.

1

Яз. к  Диалектизмы

1

Яз. к  Профессионализмы. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.

1

Ком.к Сжатое изложение.(упр.75)

2

изложение

Яз. к  Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях.

1

Яз. к  Нейтральные и стилистически окрашенные слова Книжные и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях общения.

1

Яз. к  Причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Типы устаревших слов: архаизмы, историзмы.

1

Яз. к  Общеязыковые и индивидуально- авторские  неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

1

Яз. к  Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Оценка речи с точки зрения целесообразности,  уместности использования иноязычной лексики.

1

Культ. к Основные языки – источники лексических заимствований в русском языке. Взаимосвязь русского языка и языка других народов. Словари иностранных слов и их использовыание

1

Яз. к  Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.

1

Яз. к  Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы. Особенности их употребления в речи.

1

Яз. к  Происхождение фразеологизмов. Фразеологические словари и их использование.

1

Лексические и фразеологические новации последних лет.

1

Культ. к Фразеологическое богатство русского языка, пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речи.

1

Яз. к  Основные лексические нормы русского литературного языка. Оценка своей и чужой речи  с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

1

Развитие речи

Яз. к  Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за  использованием диалектизмов, фразеологизмов как средства выразительности в художественном и публицистическом стилях.

1

развитие речи

Яз. к  Повторение  и обобщение изученного по лексике и фразеологии.

1

ВСЕГО

-

4

-

Раздел 4 Словообразование. Орфография. Культура речи.

28

Яз. к  Повторение изученного в 5 классе.

Морфемный разбор слова.

1

Яз. к  Повторение изученного в 5 классе. Зависимость правописания слов от его строения.

1

Яз. к  Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем.

1

Яз. к  Сложение как способ образования слов. Виды сложения

1

Яз. к  Соединительные гласные в сложных словах.

1

Яз. к  Сложносокращенные слова. Переход из одной части речи в другую.

1

Яз. к  Урок – практикум.

Особенности словообразования слов различных частей речи.Словообразовательные словари русского языка.

1

 работа со

словообразовательным

словарём

Ком.к Сочинение – описание помещения

2

 сочинение

Ком.к Урок анализа сочинений.

1

Яз. к  Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.

1

Ком.к Сочинение – миниатюра « История слова»

1

сочинение

Яз. к  Буквы   -о- и -а- в корнях  кас – кос.

1

Яз. к  Буквы  -о- и -а- в корнях гар – гор. Лексическое значение корня гар – гор. Определение условия выбора о-а в корне гар – гор.

1

Яз. к  Буквы  -о- и -а- в корнях гар – гор. Определение условия выбора о-а в корне гар – гор. Выполнение упражнений.

1

Яз. к  Буквы  -о- и -а- в корнях гар – гор. Закрепление темы. Выполнение упражнений.

1

Яз. к  Буквы  -ы-  и  -и- после приставок

1

Яз. к  Гласные в приставках  пре – при. Зависимость написания гласных в приставках от их значения. Определение значения приставки при со значением  «приближения»

1

Яз. к  Гласные в приставках  пре – при Написание слов с приставкой при со значением «присоединения»,

« нахождения вблизи чего-либо»,

« неполного действия»

1

Яз. к  Гласные в приставках  пре – при Написание слов с приставкой пре со значением « очень», «пере». Правописание слов с трудно определяемым значением приставок пре и при.

1

Яз. к  Урок – практикум. Гласные в приставках  пре – при. Различение значений и правописания слов с приставками пре и при.

1

выполнение

упражнений

заданий

Ком.к Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»  (упр.177)

2

 сочинение

Яз. к  Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально – авторских  слов в художественных средствах.

1

Яз. К Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

Яз. к  Повторение по теме «Словообразование». Подготовка к диктанту.

1

Яз. к  Контрольный диктант по теме:  «Словообразование»

Контрольный

диктант

Яз. к  Анализ диктанта.

1

ВСЕГО

2

5

1

Раздел 5.Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

24

Яз. к  Повторение изученного в 5 классе..

1

Яз. Правописание падежных окончаний существительных.

1

Яз. к  Основные морфологические нормы русского литературного языка.

1

Яз. к  Разносклоняемые существительные.

1

Буква –е – в суффиксе –ен- существительных на –мя.

1

Яз. к  Несклоняемые существительные.

1

Яз. к  Род несклоняемых существительных.

1

Ком.к Составление устного публичного выступления о происхождении имён

( упр.215)

1

составление

устного

публичного

выступлен.

Яз. к  Существительные общего рода. Существительные, не имеющие родовой характеристики.

1

Яз. к  Морфологический разбор имени существительного

1

Ком.к Сочинение – описание по личным впечатлениям  (упр.236)

2

 сочинение

Яз. к  Не-  с существительными. Условия выбора  слитного и раздельного написания не с существительными.

1

Яз. к  -не-  с существительными.-не- приставка, частица, часть корня.

1

Яз. к  Буквы  -ч-  и  -щ-  в суффиксах  чик - щик.

1

Яз. к  Гласные в суффиксах  ек – ик .

1

Яз. к  Гласные  -о-  и  -е- После шипящих  в суффиксах  существительных.

1

Яз. к  Основные морфологические нормы русского языка. Правильное употребление существительных.

1

Ком.к Выборочное изложение.  (упр.297)

2

изложение

Яз. к  Повторение по теме: «Имя существительное».

1

Яз. к  Подготовка к диктанту.

1

Яз. к  Контрольный диктант по теме

«Имя существительное»

1

 контрольный

диктант

Яз.к  Анализ диктанта.

1

ВСЕГО

-

5

1

Раздел 6 Имя прилагательное.

25

Яз. к  Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе.

1

Ком.к Сочинение-описание природы.

2

 сочинение

Яз. к  Анализ сочинений. Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

1

Яз. к  Относительные прилагательные.

1

Ком.к Подробное изложение

2

изложение

Ком.к Анализ изложений.

1

Яз. к  Притяжательные прилагательные.

1

Яз. к  Степени сравнения прилагательных, их  образование.

1

Яз. к  Степени сравнения прилагательных, их грамматические признаки

1

Яз. К Морфологический разбор прилагательного

1

Яз. к  Не-   с  прилагательными. Условия выбора написания –не- с прилагательными.

1

Яз. к  Не-   с  прилагательными. Выполнение упражнений

1

Яз. к  О-  и  -е-  после шипящих и ц в суффиксах      прилагательных.

1

Ком.к Сочинение по картине

Н. П. Крымова «Зимний вечер» (упр.315)

2

 сочинение

Яз. к  н-  и  -нн-  в суффиксах прилагательных. Условия выбора –н- и –нн- в суффиксах прилагательных.

1

Яз. к  н-  и  -нн-  в суффиксах прилагательных. Выполнение упражнений.

1

Яз. к  Суффиксы  к  и  ск  в прилагательных.

1

Яз. к  Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Условия употребления дефиса в сложных прилагательных.

1

Яз. к  Дефисное и слитное написание сложных

прилагательных Различение слитного и раздельного написания прилагательных.

1

Яз. к  Основные морфологические нормы русского языка Особенности употребления прилагательных.в разных стилях речи.

1

Яз. к  Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Подготовка к диктанту.

1

Яз. к  Контрольный диктант.

1

 контрольный

диктант

ВСЕГО

-

6

1

Раздел 7. Имя числительное.

16

Яз. к  Имя числительное как часть речи.

1

Яз. к  Простые и составные числительные.

1

Яз. к  Мягкий знак на конце числительных.

1

Яз. к  Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа.

1

Яз. к    Числительные, обозначающие целые числа. Особенности склонения количественных числительных. Правильное употребление падежных форм числительных, обозначающих целые числа.

1

Яз. к    Числительные, обозначающие целые числа.

1

Ком.к Выборочное изложение  «Митраша» (упр.366)

2

изложение

Яз. к  Дробные числительные.

1

Яз. к  Собирательные числительные.

1

Яз. к  Порядковые числительные.

1

Яз. к  Морфологический разбор числительного

1

Ком.к Публичное выступление – призыв на тему: « Берегите природу» (упр.389)

1

Публичное выступлен.

Яз. к  Систематизация и обобщение изученного о числительном.

1

Яз. к  Основные морфологические нормы русского литературного языка.Правильное употребление числительных в речи.

1

Яз. к  Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

1

контрольный диктант

ВСЕГО

-

3

1

Раздел 8 Местоимение

25

Яз. к  Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи.

1

Яз. к  Разряды местоимений.

1

Яз. к   Личные местоимения.

1

Яз. к  Возвратное местоимение.

1

Ком.к Рассказ по сюжетным рисункам от первого лица (упр.405)

1

составление рассказа

Яз. к  Вопросительные местоимения.

1

Яз. к  Относительные местоимения.

1

Яз. к  Неопределённые местоимения, их образование и грамматические признаки.

1

Яз. к  Неопределённые местоимения, их написание.

1

Яз. к  Отрицательные местоимения. Образование отрицательных местоимений.

1

Яз. к  Отрицательные местоимения. Приставки –не- и –ни- в отрицательных местоимениях.

1

Яз. к  Притяжательные местоимения.

1

Ком.к Сочинение – рассуждение (упр.436)

2

 сочинение рассужден.

Ком.к Урок анализа сочинений.

1

Яз. к  Указательные местоимения., их значение, грамматические признаки.

1

Яз. к  Указательные местоимения. местоимения  как средство связи предложений в тексте.

1

Яз. к  Определительные местоимения., их значение, грамматические признаки.

1

Яз. к Употребление определительных местоимений в речи.

1

Ком.к Сюжетный рассказ по картине  Е.В Сыромятниковой «Первые зрители» (упр.450)

1

 рассказ по картине

Яз. к  Урок – практикум.

Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.

1

составление устных и письменных текстов; выполнение упражнений и заданий

Яз. к  Морфологический разбор местоимения.

1

Яз. к  Повторение и систематизация изученного о местоимении.

1

Яз. к  Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

 контрольный диктант

Яз. к  Анализ диктанта.

1

ВСЕГО

1

4

1

Раздел 9.  Глагол.

28

Яз. к  Повторение и систематизация изученного о  глаголе в 5 классе.

1

Яз. к   Яз. к  Повторение и углубление знаний о глаголе, его грамматических признаках, употреблении глагола в речи.

1

Яз. к  Правописание безударных личных окончаний глагола.

1

Яз.к  Разноспрягаемые глаголы.

1

Яз. к  Глаголы переходные и непереходные.

1

Яз. к  Глаголы переходные и непереходные. Выполнение упражнений.

1

Яз. к  Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

1

Яз. к  Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

1

Яз. к  Условное наклонение. Образование и изменение форм условного наклонения.

1

Яз. к  Условное наклонение.  Условное наклонение.  Различение форм изъявительного и условного наклонений.

1

Яз. к  Повелительное наклонение.

1

Яз. к  Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

1

Ком.к Контрольное изложение.

2

изложение

Ком.к Анализ изложений.

1

Яз. к  Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

1

Яз. к  Употребление наклонений. Правильное употребление глаголов в речи.

1

Яз. к  .Безличные глаголы.

1

Яз. к   Употребление безличных глаголов в речи.

1

Ком.к Рассказ по сюжетным рисункам.

(упр.502)

2

составление рассказа

Яз. к  Морфологический разбор глагола.

1

Яз. к  Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

Ком.к Рассказ на основе услышанного.

2

составление рассказа

Яз. к  Систематизация и обобщение изученного о глаголе.

1

Яз. к  Систематизация и обобщение изученного о глаголе. Систематизация и обобщение изученного о глаголе.

1

Яз. к  Контрольный диктант по теме:

« Глагол»

1

 контрольный диктант

ВСЕГО

-

6

1

Раздел 10. Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

13

Яз. к  Разделы науки о языке.

1

Яз. к  Орфография. Орфографический разбор.

1

Яз. к  Урок – практикум.

Орфография. Орфографический разбор.

1

Орфографический разбор.

Яз. к  Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Яз. к  Лексика и фразеология.

1

Яз. к  Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

1

Ком.к Контрольное сочинение.

2

сочинение

Яз. к  Морфология. Морфологический разбор слова.

1

Яз. к  Основные выразительные средства морфологии

1

Яз. к  Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Яз. к  Итоговый контрольный диктант

1

 контрольный диктант

Яз. к  Анализ контрольного диктанта.

1

ВСЕГО

204

1

3

1

Всего                      

204

5

44

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

Данная программа разработана для индивидуального обучения.   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ

Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной ре...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....