Конспект урока: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс)

Александрова Ирина Сергеевна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (ФГОС) "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (ФГОС)

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Автор: Александрова Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Класс: 5–6
Тип урока: изучение нового материала с дифференцированной практикой и контролем

Нормативно-методическая основа (ФГОС ООО)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирован на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цели урока

• сформировать осознанное понимание одушевлённости как грамматической категории;

• научить определять одушевлённость существительных по формам падежей;

• развивать регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД;

• подготовить учащихся к заданиям формата ВПР.

Планируемые результаты (ФГОС)

Личностные: учебная мотивация, ответственность за результат, осознание ценности грамотной речи.

Метапредметные (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Предметные: умение определять одушевлённость, применять алгоритм, аргументировать ответ.

Теоретический материал

Одушевлённость — это морфологическая категория имени существительного. Она определяется не биологическим признаком живого, а грамматическим поведением слова.

Главное правило:

Винительный падеж является показателем одушевлённости.

Падеж

Одушевлённые

Неодушевлённые

В.п. мн. числа

совпадает с Р.п. (вижу учеников)

совпадает с И.п. (вижу столы)

Алгоритм определения одушевлённости:

1. Поставь существительное во множественное число.

2. Определи форму винительного падежа.

3. Сравни форму В.п. с И.п. и Р.п.

4. Сделай вывод, не опираясь на смысл слова.

Технологическая карта урока

Этап

Цель

Учитель

Ученик

Форма

УУД

Мотивация

Создание проблемной ситуации

Задаёт вопрос

Анализируют

Фронтальная

Регулятивные

Актуализация

Повторение

Организует опрос

Отвечают

Фронтальная

Познавательные

Изучение

Формирование знания

Объясняет

Осмысливают

Коллективная

Познавательные

Закрепление

Применение

Даёт задания

Выполняют

Групповая

Коммуникативные

Контроль

Проверка

Контролирует

Выполняют тест

Индивидуальная

Регулятивные

Рефлексия

Осмысление

Подводит итог

Оценивают

Фронтальная

Личностные

Дифференцированные задания

Базовый уровень:

1. Определите одушевлённость: ученики, столы, котята, книги.

2. Выберите форму В.п.: вижу (ученики/учеников).

Повышенный уровень:

1. Объясните одушевлённость слов «робот», «снеговик», «труп».

2. Составьте предложения с контекстной одушевлённостью.

Оценочные материалы

Критерии:

• верное определение — 1 балл;

• применение алгоритма — 1 балл;

• объяснение — 1 балл.

Шкала: 3 — «5», 2 — «4», 1 — «3».

Раздаточный материал для учащихся

Памятка:
В.п. = Р.п. — одуш.
В.п. = И.п. — неодуш.
Алгоритм из 4 шагов.
Примеры для тренировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока "Одушевлённые и неодушевлённые существительные"

Цель занятия - сформировать знания и умения отличать одушевлённые существительные от неодушевлённых....

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Урок русского языка 4-5 малокомплектный СКК школы VIII вида. Цель:   познакомить с понятием  одушевлённые и неодушевлённые существительныеЗадачи: Образовательные - выработать ...

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

Конспект открытого урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс

Цель урока: формировние представления о лексическом  и грамматическом богатстве имени существительном....

Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс

Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс...

Открытый урок на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 класс)

Закрепление умения определять грамматические признаки имени существительного,расширить представление учащихся об одушевлённых и неодушевлённых существительных...

Презентация к уроку на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....