Конспект урока: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (ФГОС) "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (ФГОС)
Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Автор: Александрова Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Класс: 5–6
Тип урока: изучение нового материала с дифференцированной практикой и контролем
Нормативно-методическая основа (ФГОС ООО)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирован на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Цели урока
• сформировать осознанное понимание одушевлённости как грамматической категории;
• научить определять одушевлённость существительных по формам падежей;
• развивать регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД;
• подготовить учащихся к заданиям формата ВПР.
Планируемые результаты (ФГОС)
Личностные: учебная мотивация, ответственность за результат, осознание ценности грамотной речи.
Метапредметные (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Предметные: умение определять одушевлённость, применять алгоритм, аргументировать ответ.
Теоретический материал
Одушевлённость — это морфологическая категория имени существительного. Она определяется не биологическим признаком живого, а грамматическим поведением слова.
Главное правило:
Винительный падеж является показателем одушевлённости.
Падеж | Одушевлённые | Неодушевлённые |
В.п. мн. числа | совпадает с Р.п. (вижу учеников) | совпадает с И.п. (вижу столы) |
Алгоритм определения одушевлённости:
1. Поставь существительное во множественное число.
2. Определи форму винительного падежа.
3. Сравни форму В.п. с И.п. и Р.п.
4. Сделай вывод, не опираясь на смысл слова.
Технологическая карта урока
Этап | Цель | Учитель | Ученик | Форма | УУД |
Мотивация | Создание проблемной ситуации | Задаёт вопрос | Анализируют | Фронтальная | Регулятивные |
Актуализация | Повторение | Организует опрос | Отвечают | Фронтальная | Познавательные |
Изучение | Формирование знания | Объясняет | Осмысливают | Коллективная | Познавательные |
Закрепление | Применение | Даёт задания | Выполняют | Групповая | Коммуникативные |
Контроль | Проверка | Контролирует | Выполняют тест | Индивидуальная | Регулятивные |
Рефлексия | Осмысление | Подводит итог | Оценивают | Фронтальная | Личностные |
Дифференцированные задания
Базовый уровень:
1. Определите одушевлённость: ученики, столы, котята, книги.
2. Выберите форму В.п.: вижу (ученики/учеников).
Повышенный уровень:
1. Объясните одушевлённость слов «робот», «снеговик», «труп».
2. Составьте предложения с контекстной одушевлённостью.
Оценочные материалы
Критерии:
• верное определение — 1 балл;
• применение алгоритма — 1 балл;
• объяснение — 1 балл.
Шкала: 3 — «5», 2 — «4», 1 — «3».
Раздаточный материал для учащихся
Памятка:
В.п. = Р.п. — одуш.
В.п. = И.п. — неодуш.
Алгоритм из 4 шагов.
Примеры для тренировки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока "Одушевлённые и неодушевлённые существительные"
Цель занятия - сформировать знания и умения отличать одушевлённые существительные от неодушевлённых....

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Урок русского языка 4-5 малокомплектный СКК школы VIII вида. Цель: познакомить с понятием одушевлённые и неодушевлённые существительныеЗадачи: Образовательные - выработать ...

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"
Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

Конспект открытого урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс
Цель урока: формировние представления о лексическом и грамматическом богатстве имени существительном....
Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс
Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс...

Открытый урок на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 класс)
Закрепление умения определять грамматические признаки имени существительного,расширить представление учащихся об одушевлённых и неодушевлённых существительных...

Презентация к уроку на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....
