Путешествие в страну антонимов
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Увлекательная игра "Путешествие в страну антонимов", где ученики обобщают полученные знания об антонимах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Путешествие в страну Антонимов»

Класс: 5-й.
Форма: игровая программа с элементами соревнования.
Продолжительность: 45 мин.
Цель: в увлекательной форме закрепить знания об антонимах, развить языковую интуицию и командное взаимодействие.
Оборудование:

  • мультимедийный проектор (презентация с заданиями);
  • сигнальные карточки (зелёные/красные);
  • карточки с пословицами и текстами;
  • листы и ручки для команд;
  • жетоны-«звёздочки» для подсчёта баллов;
  • призы для победителей.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово (3 мин)

Ведущий:

— Здравствуйте, друзья! Сегодня мы отправляемся в удивительную страну — страну Антонимов. Кто напомнит, что такое антонимы? (Ответы детей.)
Верно: это слова одной части речи с противоположным значением. В этой стране нас ждут испытания, загадки и сюрпризы. Давайте разделимся на 3 команды (по 5–6 человек) и выберем капитанов. За каждое верное задание команда получит «звёздочку». В конце подсчитаем баллы и определим победителей!

2. Этап 1. «Смотри, не ошибись!» (7 мин)

Задача: быстро определить, есть ли у названного слова антоним.
Правила:

  • Если у слова есть антоним — поднимаем зелёную карточку.
  • Если антонима нет — красную.
  • Ошибающийся выбывает; оставшиеся получают баллы: 1-е место — 3 звёздочки, 2-е — 2, 3-е — 1.

Слова для игры:

  • большой (маленький);
  • много (мало);
  • стакан (нет антонима);
  • весёлый (грустный);
  • хорошо (плохо);
  • конец (начало);
  • свет (тьма);
  • длинный (короткий);
  • левый (правый);
  • белый (чёрный);
  • смеяться (плакать);
  • правда (ложь).

Ведущий:

— Почему у слова «стакан» нет антонима? (Это конкретное существительное, ему нечего противопоставить.)

3. Этап 2. «Доскажи словечко» (5 мин)

Задача: дополнить стихотворение антонимом.
Правила: за каждый верный ответ — 1 звёздочка.

Загадки:

  1. Я антоним к слову «зной»,
    Я в реке, в тени густой,
    И в бутылке лимонада,
    А зовут меня…
    (прохлада).
  2. Не бываю без начала,
    Близкий родственник причала,
    Делу всякому венец,
    Называюсь я…
    (конец).
  3. Я антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха, для сна,
    Да и в школе я нужна.
    Называюсь…
    (тишина).

4. Этап 3. «Найди антоним в тексте» (8 мин)

Задача: найти все антонимические пары в предложенных отрывках.
Правила:

  • Команда получает 2 звёздочки, если назвала все пары;
  • 1 звёздочку — если пропущена 1–2 пары.

Тексты:

  1. Белый ест ананас спелый,
    Чёрный — гнилью мочёный.
    Белую работу делает белый,
    Чёрную работу — чёрный.

    (В. В. Маяковский)
  2. И днём, и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом.
    Идёт направо — песнь заводит,
    Налево — сказку говорит…

    (А. С. Пушкин)
  3. Приехали белые с Белого моря,
    Уехали чёрные с Чёрного моря.

    (В. Орлов)

Обсуждение:

— Какие пары вы нашли? Почему автор использует антонимы? (Для контраста, выразительности.)

5. Этап 4. «Восстанови пословицу» (7 мин)

Задача: вставить пропущенный антоним и объяснить смысл пословицы.
Правила: за каждую восстановленную пословицу — 1 звёздочка; за верное объяснение — ещё 1.

Пословицы:

  1. Корень учения горек, да плод его … (сладок).
  2. Труд кормит, а … (лень) портит.
  3. Ученье — свет, а неученье — … (тьма).
  4. Сытый … (голодного) не разумеет.
  5. Правда и со дна моря вынырнет, а … (неправда) потонет.
  6. Полный колос к земле клонится, … (пустой) к небу тянется.

Ведущий:

— Почему в пословицах часто встречаются антонимы? (Они делают мысль чёткой и запоминающейся.)

6. Этап 5. Лото «Антонимы» (8 мин)

Задача: закрыть клетки карты карточками-антонимами.
Правила:

  • Первая команда без ошибок — 5 звёздочек;
  • Вторая без ошибок — 3 звёздочки;
  • Остальные — по 1 звёздочке за попытку.

Примеры пар для лото:

  • ленивый — трудолюбивый;
  • спешить — медлить;
  • радость — грусть;
  • начало — конец;
  • пасмурный — солнечный;
  • скупой — щедрый;
  • мягкий — твёрдый;
  • узкий — широкий;
  • лёгкий — тяжёлый;
  • хвалить — бранить.

7. Этап 6. «Составь название» (5 мин)

Задача: из антонимов собрать названия известных произведений.
Правила: за каждое верное название — 2 звёздочки.

Задания:

  1. «Живые» и «мёртвые» (К. М. Симонов).
  2. «Война» и «мир» (Л. Н. Толстой).
  3. «Толстый» и «тонкий» (А. П. Чехов).
  4. «День» и «ночь» (И. С. Тургенев).
  5. «Вверх» и «вниз» (М. Е. Салтыков-Щедрин).

8. Подведение итогов (2 мин)

Ведущий:

— Подсчитаем «звёздочки»! Команда-победитель получает приз, а все участники — сертификаты «Знаток антонимов».
Давайте вспомним:

  • Что такое антонимы?
  • Какие слова обычно не имеют антонимов? (Имена собственные, числительные, местоимения, цвета кроме «чёрный—белый».)
  • Зачем они нужны в речи? (Делают её яркой, точной, образной.)

Завершение:

— Спасибо за игру! Вы отлично справились. До новых встреч в стране слов!


Дополнительные материалы (по желанию):

  • презентация с анимацией для этапов 2 и 6;
  • аудиофрагменты (например, звуки «шума» и «тишины» для загадки);
  • шаблоны карточек и лото для распечатки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...

Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").

Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета ...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...