советы педагогу по работе с семьей
статья по теме

Семкова Наталья Владимировна

Материал содержит описание диагностических методов по работе с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_semi.doc56 КБ
Microsoft Office document icon List_oprosa_semi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Для социально-педагогического мониторинга семьи чаще всего используются следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, анализ документов, биографический метод.

Метод наблюдения широко используется социальными педагогами и другими специалистами. Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Наблюдение характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цели и задачи. План наблюдения должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать и в течение какого времени?

Метод наблюдения  может  быть использован при посещении семьи по месту жительства или при встречах ребенка с родителями (если ребенок находится в социально-реабилитационном центре).

При посещении ребенка по месту жительства социальный педагог фиксирует условия жизни семьи, составляет акт обследования семьи. Но посещение семьи не должно сводиться лишь к «инспекционному обходу». Нигде с такой точностью нельзя уловить атмосферу семьи, как в привычной для нее обстановке.

При встречах ребенка с родителями на территории социально-реабилитационного центра наблюдение дает возможность выяснить:

- интересует ли родителей содержание и характер времяпровождения ребенка в центре;

- каковы способы принятого в семье обращения друг с другом;

- что родители считают важным для себя и своего ребенка в работе центра (об этом свидетельствуют их вопросы, просьбы или отсутствие таковых).

Результаты наблюдения позволяют социальному педагогу  верно оценить ситуацию в семье и спланировать дальнейшую работу с семьей.

Условия эффективности:

- целенаправленность (четко знать - что и зачем изучать, с какой целью);

- систематичность (наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а постоянно, в соответствии с планом, систематически);

- планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), критерии и показатели (что фиксировать), предполагаемые результаты; при этом надо точно определить предмет наблюдения - те особенности, за которыми ведется наблюдение;

- объективность (в процессе наблюдения необходимо фиксировать не свои предположения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения);

- фиксация. Все данные наблюдения должны регулярно фиксироваться по определенной системе. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться по ходу наблюдения или сразу после него. Записи лучше вести в хронологическом порядке, через определенные интервалы времени.  Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различных схем, таблиц, матриц и т.п.

Важнейшее достоинство наблюдения заключается в том, что оно может осуществляться в различных ситуациях, при этом не требуется создания особых условий (метод универсален). Кроме того, наблюдение позволяет изучать проблемы, анализировать деятельность, поведение в естественных условиях (метод естественен). Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.

К недостаткам наблюдения относят:

- трудность сопоставления результатов;

- ограниченность личностными возможностями наблюдаемого;

- принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

- сложность, а часто и невозможность повторения наблюдений;

- субъективность - наблюдение показывает внешние стороны процесса; существует эффект снисходительности, ошибка усреднения;

- пассивность - метод не может повлиять на ход событий;

- трудоемкость - большая затрата сил и времени;

- вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц.

Несмотря на ряд недостатков, наблюдение является одним из основных методов, используемых в педагогической практике, дающий наиболее эффективные результаты в сочетании с другими методами получения информации.

Беседа один из основных методов изучения семьи. Проведение беседы предполагает:

- четкую постановку цели;  

- продумывание способа ее ведения;

- умение расположить к себе собеседника с самого начала беседы;

- знание особенностей проведения бесед.

Первые, как правило, непродолжительные беседы должны затрагивать значимые для родителей или ребенка проблемы. Если один и тот же вопрос в разной форме удается поставить в нескольких беседах, то, судя по характеру ответов, возникает уверенность в правильности полученной информации.

На этапе изучения семьи важную информацию можно получить, беседуя не только с членами семьи, но и с учителями, воспитателями ребенка. Педагоги, которые длительное время наблюдают за семьей, могут дать объективную информацию о членах семьи и методах воспитания детей.  

Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Требования к организации интервью:

- проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка);

- определение достаточного количества времени;

- устранение или уменьшение влияния третьих лиц;

- формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение (разговорный стиль).

Виды интервью:

- свободное интервью (проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема, а направление, логическая структура, последовательность вопросов зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью);

- фокусированное интервью (его целью является сбор мнений по поводу конкретной ситуации, вопросы заготавливаются заранее, каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться).

При проведении  беседы, интервью следует придерживаться определенных правил.

  • Начинать общение следует с приятной тематики, это способствует установлению контакта. Доброжелательное и уважительное отношение в разговоре не менее важно, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное.
  • Важнейшее условие беседы - откровенность между участниками; только при создании атмосферы полной откровенности в беседе раскрывается внутренний мир собеседника.
  • Беседа должна быть не случайной, а запланированной. Важным моментом является выбор времени и места беседы (интервью).
  • Первые 15 минут разговора надо использовать максимально продуктивно, поскольку потом наступает утомление.
  • Желательно разговор строить по «принципу воронки», при котором идет переход от вопросов наиболее простых - к более сложным, от вопросов более общих - к более частным и конкретным. Не следует задавать (особенно вначале) вопросов анкетного или биографического характера.
  • Беседа, интервью должны вестись с учетом возрастных особенностей, интересов, потребностей, склонностей собеседника.
  • Вопросы в ходе беседы могут импровизироваться, однако в итоге ее эффективность определяется выяснением исходных, заранее составленных вопросов.
  • В ходе разговора могут использоваться следующие типы вопросов - прямые, косвенные и проективные. Прямые вопросы открыто затрагивают тему разговора, в результате ответов на косвенные вопросы выясняется не предмет разговора, а лишь его связи и отношения с другими предметами и явлениями. Проективные вопросы вообще не касаются темы разговора, выводы по ответам на них делаются методом аналогии. К проективным вопросам относятся, например, незаконченные предложения, сочинение сказок, рассказы по картинкам.
  • Заканчивается разговор обязательно повторением основных итогов, достигнутых в нем, и точек соприкосновения. Разговор никогда не должен заканчиваться на конфликтных нотах.
  • Беседа, интервью  не должны длиться более 30-40 минут.

Условия эффективности беседы, интервью:

- наличие четко продуманного плана;

- предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов;

- личные качества организатора;

- гибкость и чуткость в ходе проведения;

- умение организатора слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу;

- понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение.

К несомненным достоинствам  беседы и интервью следует отнести:

- наличие контакта с собеседником;

- возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные знаки (жесты, мимику, настроение), оценивать поведение, отношение к содержанию разговора;

- возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы;

- неформальная обстановка для получения информации.

Однако техника беседы, интервью достаточно сложна и не всегда надежна и достоверна. Это объясняется тем, что неизбежен субъективизм, сугубо индивидуальные словесные сообщения, суждения. Нельзя гарантировать полную достоверность и надежность информации, полученной даже при самом тщательном проведении беседы, интервью. Недостаток этого метода также состоит в сложности, а порой в невозможности фиксирования данных.

        Беседа, интервью, как и наблюдение, наиболее естественные методы изучения семьи. Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический материал, полученный в ходе применения других методов.

После посещения на дому и наметившегося общего сближения с родителями можно использовать анкетирование, как метод более подробного изучения семьи. На результативность анкетирования влияет ряд условий:

-подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление;

-постановка как прямых, так и косвенных вопросов;

-исключение подсказок в формулировках вопросов, предупреждение двойственного понимания вопросов;

-использование анкет как закрытого типа с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых анкет, позволяющих опрашиваемому высказывать свое собственное мнение.

Анкета имеет целью получить дополнительные и более подробные данные об особенностях и условиях жизни семьи, методах воспитания, характере взаимоотношений родителей с детьми. Нецелесообразно проводить анкетирование, не зная семьи или в самом начале знакомства с ней. Уже сложившееся впечатление помогает ориентироваться в справедливости и достоверности полученных ответов, их действительном соответствии практике взаимодействия с семьей.

Примерная композиция анкеты.

1. Краткое вступление («шапка»), объясняющая цели и задачи исследования, технику работы с анкетой (подчеркивать, обводить, вписывать и т. д.).

2. Вступительные вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов, преимущественно закрытые по форме.

3. Оценочные вопросы, касающиеся мнений, суждений, требующие анализа, размышления (как правило, открытые по форме).

4. Вопросы малой сложности.

5. «Паспортичка» (если опрос не анонимный) - сведения об отвечающем.

6. Заключение. Благодарность за участие в опросе.

Анкета должна быть рассчитана на заполнение в течение 15-20 минут, при этом желательно, чтобы ее текст уместился на одной странице листа формата А-4. Опыт показывает, что данный метод не рекомендуется использовать для детей младше 10-ти лет.

Эффективность метода анкетного опроса зависит от ряда условий.

1. Умение организатора мотивировать отвечающих на участие в опросе.

2. Соответствие содержания вопросов обозначенной цели исследования и задачам.

3. Соблюдение правил построения опросного листа, адекватность его формы целям и задачам опроса, возрастным особенностям участников.

4. Понимание отвечающими сути вопросов и порядка действий.

5. Полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов в вопросах закрытой формы.

6. Отсутствие намеков на желательные ответы.

К достоинствам анкетного опроса можно отнести:

- возможность охвата большого числа отвечающих;

- минимум влияния исследователя на опрашиваемого;

- довольно большая скорость сбора информации;

- возможность сравнения результатов нескольких исследований.

Однако данный метод не свободен и от ряда недостатков, которые необходимо учитывать при его выборе и использовании:

- негибкость, невозможность вмешиваться, контролировать и регулировать процесс заполнения анкет;

- сравнительно невысокая объективность (трудно рассчитывать на глубокое проникновение в суть ситуации, на полные, точные и искренние ответы);

- проблема сбора заполненных анкет при заочном опросе;

- различное понимание, субъективное трактование анкетируемыми поставленных вопросов.

 

Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы, т.е. семьи (на «входе») и нынешнего состояния социальной единицы (на «выходе»). Разница между этими параметрами представляет собой «социальный эффект» или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик.

Анализ документов – один из наиболее часто используемых методов в социально – педагогической работе.

Данный метод экономичен. Позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующее:

 - учетная информация нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;

 - отдельные блоки информации очень быстро устаревают;

 - цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться.

Биографический метод – также может быть использован  социальным педагогом.  Существуют различные источники биографических данных: направленные интервью, свидетельства родственников, сообщения клиента о своей жизни, отдельных этапах жизни или жизни каких-либо родственников. При использовании данного метода следует учитывать два момента: «эффект дистанции» (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей жизни) и необходимость анализа получаемой информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил человек.



Предварительный просмотр:

Вопросник для обследования семьи

Общие сведения о семье

Домашний адрес и телефон семьи___________________________________________________________________

Состав семьи:

- полная

- неполная

-материнская

-несовершеннолетние родители

- разводящаяся семья

- опекунская

Жилищно – бытовые условия

Квартира:

- 1-комнатная

- 2-комнатная

- 3-комнатная

- все удобства (частичные)

- комната в коммунальной квартире

- снимают частный дом (квартиру)

- комната в общежитии

- собственный дом (коттедж)

- имеется частный участок

Состояние жилья

- благоустроенная

- неблагоустроенная

- аварийное

-антисанитарное

Сведения о бюджете семьи

- зарплата каждого члена семьи

- пенсии пособия всех членов семьи

- стипендии и субсидии

- доход одного из членов семьи

- учет в отделе по проблеме семьи и детей

Источник получения дохода

- постоянная работа

- временная работа

- кустарное производство

- коммерческая деятельность

- государственные пособия

- огород (приусадебное хозяйство)

- помощь родственникам

Достаток семьи

- квартира меблированная / нет

- есть необходимая одежда / нет

Медицинские сведения о семье

- наличие инвалидов

- наличие психических заболеваний у членов семьи

- наличие наследственных заболеваний

- наличие патологических заболеваний

- наличие тяжких заболеваний у членов семьи

Сведения о детях

Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________

Возраст_________________________________________________________________________________________

Место рождения__________________________________________________________________________________

Посещает:

- школу

- детский сад

- интернат

- учреждение дополнительного обучения (кружки, секции и др.)

- нечего не посещает

- приходят на дом педагоги

Физическое состояние:

- здоров

- слабое здоровье

- инвалидность (диагноз):__________________________________________________________________________

- врожденные дефекты и пороки

- хронические заболевания

Интеллект ребенка

- в норме

- педагогическая запущенность

- задержка интеллектуального развития

-  выше нормы

Наличие девиации

- потребление алкоголя

- потребление наркотиков

- токсикомания

- бродяжничество

- сексуальная распущенность

- повышенная конфликтность

- аутичность

- заторможенность

Криминальные наклонности

- воровство

- хулиганство

- бандитизм

- вандализм

- состоит / не состоит на учете в ИДН

Отношения между родителями

- любовь (нелюбовь)

- безразличие

- уважение

- ненависть

- агрессивность

- унижение

- сексуальное унижение

Сведения о родителях

Мать

Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________________________

Образование_____________________________________________________________________________________

Место работы, должность, рабочий телефон__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Состояние здоровья

- наличие хронических заболеваний

- тяжких

- наследственных

- инвалид (диагноз)_______________________________________________________________________________

Наличие девиации

- алкоголизм

- наркомания

- токсикомания

- сексуальная распущенность

- криминальные наклонности

- находится в тюрьме / освободилась

Отношение к детям

- активно занимается воспитанием

- не занимается воспитанием

- совсем не обращает внимания

- унижает

- агрессивна

- подавляет

- бьет

- одинаково относится ко всем

- выделяет кого-то

Отец

Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________________________

Образование_____________________________________________________________________________________

Место работы, должность, рабочий телефон__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Состояние здоровья_______________________________________________________________________________

инвалид (диагноз)________________________________________________________________________________

Наличие девиации

- алкоголизм

- наркомания

- токсикомания

- сексуальная агрессивность

Отношение к детям

- активно занимается воспитанием

- не занимается воспитанием

- пассивен

- агрессивен

- унижает

- подавляет

- бьет

- одинаково относится ко всем

- пользуется авторитетом

- пользуется уважением

Другие члены семьи

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Родственные связи

Отец

- родной

- неродной

- нет

Мать

- родная

- неродная

- нет

Братья / сестры___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________

Отношения с членами семьи

- сильная привязанность

- уважение

- слабая привязанность

- безразличие

- нелюбовь

- страх

- ненависть

- полная доверительность

- частичная доверительность

- полное взаимопонимание

- полное непонимание

Основные проблемы семьи

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Требующаяся семье помощь

- социальная

- медицинская

- педагогическая

- юридическая

Получаемая ранее помощь

- социальная (материальная): деньги, путевки, консультации и др.

- медицинская

- педагогическая

- юридическая

Результат помощи

- частичные изменения

- никаких изменений

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Помощь оказанная ребенку-инвалиду

- социальная (состоит на учете в организациях социальной защиты населения)

- материальная

- медицинская (оздоровительные курсы, лечение)

- педагогическая

- юридическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

Методические рекомендации педагогу в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями

В комплексном подходе к ребенку с ограниченными возможностями невозможно обойти вопрос работы с родителями. Именно они находятся с ребенком большую часть времени. От их состояния во многом зависит усп...

Взаимодействие социального педагога и педагога психолога. Работа с семьями СОП.

Программа комплексной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»

В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков....

Деятельность социального педагога по работе с семьей

Деятельность социального педагога по работе с семьей...

Советы педагогам по работе с детьми с противоправным поведением

Советы педагогам по работе с детьми с противоправным поведением...