Программа восстановительного образования в условиях социальной реабилитации
рабочая программа по теме

Публикуемый материал - индивидуальная прграмма воспитателя социально реабилитационного центра для несовершеннолетних. 

Анализируя работу последних трёх лет, я пришла к выводу, что со стороны родителей актуален социальный запрос – помощь в освоении детьми школьной программы, повышение мотивации учебной деятельности. Часто даже в полной семье возникают проблемы посещения ребёнком школы. Систематические прогулы ведут к отставанию в школьной программе. И когда ребёнок подходит к 9 классу встаёт вопрос о возможности сдачи экзаменов. В этой ситуации некоторые родители обращаются в СРЦ. Здесь осуществляется контроль за посещением ребёнком школьных занятий и проводится коррекционная работа по восстановлению образовательных навыков. Из практики – во всех случаях обращения детьми успешно была пройдена реабилитация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ВОСТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Пояснительная записка

Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на обеспечение индивидуализации образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Социокультурный прогресс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовных традиций человеческих взаимоотношений, с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения.  

         В образовании осуществляется масштабный процесс развития личности.

    Воспитатель  оказывает помощь в поиске путей повышения учебной мотивации учащихся,  учитывает  учебные интересы воспитанников, выявляет степень развития учебных умений воспитанников, оказывает помощь воспитанникам в ликвидации пробелов в учебной деятельности.

Оказание помощи происходит по принципу от минимальной к максимальной. В соответствии с этим принципом последовательно включается три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая. За каждой из них стоят разные степень и качество вмешательства воспитателя в работу ребенка.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае воспитатель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Воспитатель спрашивает ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае воспитатель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы (в этом случае ребенок высказывает свои трудности: «не знаю, как начать, что делать дальше?») или же после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В обоих случаях воспитатель прямо или косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.

Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует сделать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.

Данная программа предполагает постоянное педагогическое воздействие на личность воспитанника на основе личностно-ориентированного подхода в коррекции и воспитании ребенка.  Использование данной воспитательной системы предполагает дальнейшее совершенствование педагогических технологий, профессионального мастерства и методического материала каждого воспитателя. Результатом деятельности воспитателя по данной программе предполагается формирование   самодостаточной и полноценной в физическом и духовном  смысле личности ребенка, коррекция его эмоционально-волевой сферы, умение общаться в социуме, возможность самовыразиться, адаптироваться и определить себя в будущем.

                                                        Цели и задачи.

Исходным принципом для определения целей и задач восстановительного образования, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи такой работы могут быть правильно поставлены только на основе результатов комплексной диагностики и оценки резервов возможностей ребенка. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без глубокого и всестороннего изучения причин затруднений, возникающих у детей в процессе образования.

Целью работы данной программы  является создание условий для полноценного развития детей, имеющих пробелы в знаниях в условиях  отделения социальной реабилитации.

          Цели коррекционных занятий  в условиях отделения социальной реабилитации :

- повышение уровня общего развития воспитанников,

- восполнение пробелов предшествующего развития и образования,

- индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков,

- коррекция  отклонений в развитии познавательной сферы и речи,

- направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Содержание занятий должно быть направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.  Можно выделить две формы занятий: групповые и индивидуальные.

Групповые занятия должны обеспечивать развитие коммуникативной компетентности воспитанников.

Индивидуальные занятия обеспечивают большее доверие и понимание, возникающие между воспитателем и ребенком. Особенно важны индивидуальные занятия для детей с высокой степенью невротичности, тревожности и другими эмоциональными, поведенческими особенностями в тех случаях, когда присутствие других детей является для ребенка стрессом. Этот факт следует учитывать в работе  с вновь поступившими детьми, в адаптационный период (особенно, когда «вхождение» в коллектив происходит для ребенка болезненно). Индивидуальные занятия необходимы для воспитанников с повышенной значимостью успеха.

Обе формы коррекционных занятий (индивидуальные и групповые) являются самостоятельными, не могут заменяться одна другой. Дополняя друг друга, они усиливают эффективность коррекционно-развивающего процесса. Конец формы

Воспитательные задачи программы  реализуются по следующим направлениям:

1. «Учеба»

-  развитие познавательного интереса;

-помощь ученикам в развитии в себе способности действовать самостоятельно и проявлять свои интеллектуальные способности;

-  формирование осознанного профессионального выбора.

2. «Здоровье»

- формирование  ценностного отношения  детей к своему здоровью

3. «Общение»

- формирование у подростков культуры общения, способствование развитию коммуникативных навыков;

-    воспитание  лидерских качеств, чувства долга и ответственности;

- формирование навыков бесконфликтного общения.

4. «Досуг»

- создание дружеской и творческой атмосферы, побуждающей интерес к различным видам деятельности;

- развитие творческой  личности  в процессе культурно-досуговой деятельности.

5. «Образ жизни»

-  воспитание интеллигентного человека, адаптированного в социальной среде;

- формирование  ценностного отношения к себе, к другим людям, к собственной истории;

- воспитание патриотических чувств;

- создание условий  для трудового, нравственного, эстетического воспитания.

Основные направления работы:

Развитие основных мыслительных операций:

-         навыков соотносительного анализа;

-         навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-         умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-         умения планировать деятельность;

-         развитие комбинаторных способностей.

Развитие различных видов мышления:

-         развитие наглядно-образного мышления;

-         развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

      Формы  работы  для реализации данных направлений:

- дискуссии, диспуты;

- ролевые, деловые, образовательные игры;

экскурсии, походы;

- «круглые столы»;

соревнования;

встречи;

- тренинги;

- проектные игры;

- акции милосердия. 


План реализации программы восстановительного образования.

Этапы реализации

 программы

Содержание

Формы и методы реализации

1. диагностический

На  данный период за счет  качественного изменения содержания воспитания изменяется  взгляд педагогов, родителей (или лиц, их заменяющих), сверстников на личность ребенка.

Методы наблюдения и диагностики. Обучающие воспитательные часы, беседы, дискуссии, тестирование.

2. развивающий  и

коррекционный

Создаются условия для психологического раскрепощения детей, проявления коммуникативных навыков, снятия внутренних зажимов, и удаления некоторых комплексов.

 Формируется

 гражданственная позиция.

Создаются условия для реализации, самоопределения и самовыражения личности путем творческого сотрудничества на уровнях: воспитатель – ребенок, ребенок – коллектив, воспитатель-ребенок-родитель (или лицо, его заменяющее).

Методы упражнения. Сюжетно-ролевые игры, соревнования, участие в групповых мероприятиях и акциях, дискуссии.

Метод стимулирования, упражнения.

Формы: мероприятия, десанты, внеурочная деятельность.

3. результативный

Воспитательные мероприятия  направлены на создание оптимальной (наилучшей) атмосферы для творчества подростка. На уровне всей программы анализ динамики развития, творческих работ, взаимоотношений позволяет прогнозировать успехи в  разных видах деятельности:

уровень развития, индивидуальное и коллективное творчество, совместные виды деятельности с учащимися из общеобразовательных классов будут способствовать наиболее полному раскрытию возможностей каждого конкретного воспитанника. Но главное - результативность выполнения программы, прогнозирование ожидаемого результата.

 Спланировав свою деятельность, в ходе реализации воспитательной программы будет возможно спрогнозировать личностный рост каждого воспитанника и запланировать прогресс каждого в отдельности.

Метод стимулирования, упражнения.

Формы: мероприятия, дела, игры,  участие в школьных и  внешкольных мероприятиях, мониторинг, тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)

В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей".  Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...

Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)

В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей".  Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.

Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взросл...

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...


 

Комментарии

Мазур Валентина Федоровна

Добрый день,Светлана Борисовна! Пишет Вам Валентина из CHW гАнгарска. Подтвердила высшую категорию если что интерисует пишите!