Эссе «Моя педагогическая философия»
статья по теме

ХХI век. Планета Земля подает сигнал тревоги SOS. Очевидны социальные патологии, являющиеся болью общества: разгул преступности,  распространение алкоголизма, рост наркомании, суицид, одиночество, бездуховность. Во многом это объясняется нравственным кризисом, растущим чувством экзистенциального вакуума. Каким образом найти позитивный смысл жизни, как прийти к мысли об уникальности собственного существования своим неповторимым путем, как построить  жизнь разумно и осмысленно? Помочь ребенку найти ответы на эти и другие вопросы - не это ли является миссией учителя?

Негативные общественные процессы происходят в начале нового тысячелетия, века информации и ежесекундно развивающихся информационных технологий. Может быть, их причина кроется в конфликте между интеллектуальной зрелостью и эмоциональной неразвитостьючеловека?

Убеждена, что нет образования без осмысления общих процессов в мире. Цивилизация зависит от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_dyomina.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Дёмина Т.А.

учитель французского языка

лицея №1 г. Оренбурга

г. Оренбург

2002 г.

ХХI век. Планета Земля подает сигнал тревоги SOS. Очевидны социальные патологии, являющиеся болью общества: разгул преступности,  распространение алкоголизма, рост наркомании, суицид, одиночество, бездуховность. Во многом это объясняется нравственным кризисом, растущим чувством экзистенциального вакуума. Каким образом найти позитивный смысл жизни, как прийти к мысли об уникальности собственного существования своим неповторимым путем, как построить  жизнь разумно и осмысленно? Помочь ребенку найти ответы на эти и другие вопросы - не это ли является миссией учителя?

Негативные общественные процессы происходят в начале нового тысячелетия, века информации и ежесекундно развивающихся информационных технологий. Может быть, их причина кроется в конфликте между интеллектуальной зрелостью и эмоциональной неразвитостью человека?

Убеждена, что нет образования без осмысления общих процессов в мире. Цивилизация зависит от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании.

Как учитель, понимая колоссальную ответственность за развитие  человека, задаю себе вопрос: как воспитать личностную установку на постоянный поиск  подлинной  социальности,  предполагающей проверку,  корректировку и многократный пересмотр уже найденных общественных стандартов, на осознание своих жизненных интересов и социальных устремлений? Ведь мне самой иногда свойственно ощущение бессмысленности жизни. Помогает оптимизм, вера в возможности человека, в  лучшее в человеке, в уникальность смысла жизни каждого человека. Говорю себе и  ученикам: “Поверь в свои силы “.

Реализация целей образования в современном мире становится возможной  только на основе доступа к информационным ресурсам с использованием новых информационных технологий. Интернет завораживает своим масштабом, ведь его уже называют “информационной оболочкой Земли”. Впечатляют  возможности компьютера в процессе познания, но многие учителя испытывают страх или неуверенность в себе при общении с машиной. А сегодня  настало время говорить не только о компьютере как средстве обучения, но и  о внедрении принципов компьютерного мышления.

Представим себе фантастическую ситуацию (а  может быть, это будет реальностью?). Люди планеты Земля с детства “получают” знания и умения в определенной последовательности через употребление субстанций, содержащих набор информации  различных предметных областей. Замечательно: нет уроков, домашних заданий, учителей. В определенный момент компьютер предлагает тестирующую программу, позволяющую определить будущую сферу профессиональной деятельности, осуществляет дистанционное обучение в рамках данной области. Но будет ли развиваться общество? Однозначно - нет. Развитие и образование не могут быть даны или сообщены. Генезис мышления происходит через деятельность индивида, собственными усилиями, личными энергозатратами.

Осознавая возможности новых информационных и коммуникационных технологий, размышляю, можно ли говорить о полноправном участии компьютера в социальном формировании знаний? Может ли он заменить учителя – человека? Уверена,что нет. Он не способен  участвовать в метакогнитивных аспектах обучения. Компьютерные средства не могут быть сопоставлены со способностью человека к изменению собственного уровня знаний,  познавательного процесса в целом. Компьютер – это алгоритмы.  При телекоммуникационном обучении учащиеся получают в большей степени не сами знания, а составляющую их информацию. Чтобы ее превратить в знания, необходимы дополнительные усилия, автономные от телекоммуникационного процесса. Компьютерная программа не может воспитать личность, способную выстроить себя в жизненном пространстве, изменить себя и окружающий мир, личность, ориентированную на индивидуальный и социально-значимый результат. По-моему, в данной ситуации возникает конфликт между реальным миром и виртуальной реальностью. Ведь человеческое общение - это не коммуникация как обмен информацией, а взаимообогащение посредством обмена ценностями.

Я думаю, что  ум  не только человека способен оценить уровень  интеллекта другого человека;  но только воображение человека может понять тончайшие неуловимые оттенки чувств; только общение с человеком  вызывает восторг, от которого захватывает дыхание,  и слезы радости, нежности, когда  душа человека  трепещет тебе навстречу;  оттенки голоса человека необыкновенно разнообразны. Общаясь с человеком, мы видим глаза, выражающие внутренние движения, мысли и чувства. Один из великих сказал, что ни глаза, ни ум человеческий не способны видеть себя иначе, как отраженными в чем-то себе подобном. Может ли такое общение заменить программа?  

Прочитала статью о существовании  программ, известных под названием агентов. Приближенные к человеку, часто обладающие кажущейся “разумностью” и имманентностью, они выполняют педагогические функции в классе. Агент устанавливает связь между лабиринтной точностью компьютеров и многоплановой сложностью человека,  выполняет некоторые интерактивные действия, такие как сотрудничество, соревнование, отрицание. Интересно, что агенты обладают правдоподобной внешностью и даже характером. Они могут осуществлять не только коллективное и индивидуальное обучение, но  и многосторонний диалог. Мультиплицированные фигурки «педагогов» могут поддерживать мотивацию и заинтересованность учащихся, порождать эмоциональную и познавательную реакцию.  Замечательно, что агент  никогда не позволит себе, в отличие от учителя-человека, плохого настроения, непозволительно грубого тона, злости, раздражения, необъективности и других отрицательных факторов, имеющихся в практике.

У меня складывается впечатление, что использование новых информационных технологий влияет на изменение представления об учителе. Это не ученый на кафедре (компьютер обладает несравнимо большим объемом информации), это сотрудник, помощник в обучении, наблюдающий за успехами, сравнивающий их с запланированными, производящий корректировку. Чтобы не “проигрывать”, учитель должен проживать урок вместе с детьми  как старший товарищ, который отличается от них большим жизненным опытом и большими знаниями, и только поэтому он имеет право быть ведущим. Ученик  может сам осуществлять частичный контроль своей деятельности, и думающий учитель  понимает значение самостоятельности  ученика. А еще я почувствовала во время урока в компьютерном классе, что участников учебного процесса не двое, а трое (ученик-учитель-компьютер)  и что важно уметь осуществлять взаимодействие и руководство.

Восхищаясь возможностями новых технологий, учителю важно, по моему мнению,  понимать, что использование  информационных технологий – это лишь средство обучения, это предоставление  возможности удовлетворения его образовательных потребностей, преодоления чувства отчуждения,  изолированности человека в мире. Только сочетание современных технологий, имеющихся методических подходов и концепций учителя – человека  может дать эффективный результат. И компьютер не способен доказать ученику, как это может сделать человек,  что не знать и не уметь – это не так стыдно, как не иметь когнитивной мотивации и социальной адаптированности.

Интересным для меня представляется также изучение влияния использования новых информационных технологий на организм ребенка, на его здоровье; проблема нравственного воспитания (содержание Интернет-ресурсов, нежелательная информация),  а также некоторые  психологические аспекты, которые еще мало изучены учеными.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...