Разработка занятия «Сквернословить – себе и другим вредить»
методическая разработка по теме

Еспасинов Ермек Исатаевич

 

Разработка занятия «Сквернословить – себе и другим вредить»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_vrede_skvernosloviya.doc22.5 КБ
Office presentation icon ckvernoslovit-_sebe_i_drugim_vredit.ppt698.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия «Сквернословить – себе и другим вредить» 

Задачи:

Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;

Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;

Учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Сообщение темы и целей занятия.

Сквернословие – это речь, наполненная непристойными словами, бранью. Вдумайтесь в факты!

За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день.

По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу.

На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

2. Вступительная беседа.

Слайд 1

Социальный педагог:…Моя речь-это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

А вы, задумывались ли  о том, как общаетесь с людьми?

Понаблюдайте за собой, есть ли у вас такая нехорошая привычка, ругаетесь ли вы дома, как на это реагируют ваши семья, друзья, чувствуете ли вы при этом себя комфортно, или же все-таки понимаете, что это дурная привычка, но вы не можете от этой зависимости освободиться. Обратите на себя внимание, посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь, когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой природе слов? Никому не нравится, что окружающие слышат скверные слова, запоминают их, а затем и сами сквернословят, вводят эти слова в свой разговорный лексикон, привыкают к ним, и уже эти пагубные слова становятся их привычкой.

Слайд 2

Стоит только один раз произнести эти слова, как они просто прилипают к вашей оболочке, входят в ваш круг жизни, который окружает ваше тело как коконом. Самое страшное оружие человеческого рода - это слова человека, слетающие с его языка. Мы можем возродить человека словами и можем проклясть человека, тем же самым орудием. А ведь речь человека и отличает нас от всего животного мира, возвышает нас над всей живой и неживой природой. Слова имеют свою энергию, которая не пропадает, а соединяется в определенной сфере, наполняет эту сферу и затем этой же энергией давит на человека.

 Слайд 3

Представьте себя в комнате, где кроме вас находятся и другие члены семьи, и кто-то курит, наполняет комнату дымом и все дышат этим удушающим газом. Вы и не замечаете, как ваш организм отравляется, клетки ваши съеживаются, закрываются от газов. Слайд 8 Но вы можете и выйти из комнаты, так как дым вы ощущаете и чувствуете, вам неприятен дым. Но подобным образом и энергия сквернословия скапливается над вашей семьей, над вашим будущим родом, внедряется в ваш генетический код рода, изменяет клетки ДНК, внедряясь в них. Изменяется судьба ваша и ваших детей, потому что слова сквернословия становятся проклятием вас самих и ваших детей, и вашего будущего поколения. Слайд 9

Слайд 6

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным,   как заклинанием, формулой для вступления в связь с нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с ней, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить матом нельзя детей, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”.

Слайд 9

Самым важным и научно подтверждённым является то, что “мат” опасен для здоровья, он способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет.

Он, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

3. Практическая работа

Слайд 12

Работа с анкетой.

Итак, сквернословие - это инфекция, которая поражает вашу психику, внедряется в ваше сознание и разрушает все, что вокруг вас происходит. Человек начинает пить, курить, лгать, потому что проторил дорогу темным силам. А как же быть в таких случаях, что делать тем, кто рядом находится с таким человеком, как избавиться от этой пагубной привычки? Слайд 10

В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга–медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце”.

Очень хорошо выразил М. Матусовский в своих стихах обиду и горечь нанесённую сквернословием:

Есть слова пострашнее, чем порох,

 Чем снаряд над окопными рвами

 Я советую людям при ссорах

 Осторожнее быть со словами.

 Мир устроен на этой основе,

 И достаточно, в общем, серьёзно:

 О любом опрометчивом слове.

 Пожалеете рано иль поздно.

 Вы к словам проявляйте терпение,

 Не берите в расчёт кривотолков.

 Ведь от них остаются раненья,

 Как от мелких, но острых осколков.

4. Итоги занятия.

Слайд 13 Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГСКУ АО «Социальный приют для детей Любава» Подготовил социальный педагог Еспасинов Е.И 2013 год

Слайд 2

А вы задумывались о культуре своей речи?

Слайд 4

За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз Знаете ли вы,что? 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания

Слайд 5

Что такое сквернословие? Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Слайд 6

Исторические факты : Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни

Слайд 7

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева )

Слайд 8

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Слайд 10

Слово — это то, что отличает человека от животного. Матерное антислово делает человека намного хуже животного, которое никогда не сквернословит. Всё важное зачинается в духовно-словесной сфере — как доброе, так и злое, поэтому матерщина должна считаться тяжким преступлением против Бога и общества. Святые отцы учили бороться с дурными эмоциями не путём излияния их на других людей, а путём недопущения зла внутрь своей души. Люди ответ-ственны за те яды, которые в них вырабатываются .

Слайд 12

Анкета «Сквернословие в моей жизни» Класс_______ «___» Пол м / ж 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________ 2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________ 3. Как часто ты произносишь эти слова? ______________________________________________

Слайд 13

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________ 8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________ 9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________ 4. В каких ситуациях это происходит? ___________________________________________________ 5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ___________________________________________________ 6. что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Эмоции - ключ к пониманию себя и других людей"

Определение понятия "эмоции", высказывания известных людей, рисунки и фото с изображением различных эмоций, проблемная ситуация, план синквейна....

Разработка занятия по английскому языку во 2 классе: "Рассказ о себе. Счёт от 1 до 10.Буквы Aa, Bb, Сс".

Занятие № 5(УМК М.З. Биболетовой Enjoy English; ФГОС)Тип занятия: занятие комбинированного типа.Методы обучения: словесный, наглядный, практический.Формы организации познавательной деятельности: общек...

Занятие по ОБЖ "Как защитить себя и других"

"Как защитить себя и других" (основы безопасности при пожаре)...

Тематическая разработка занятия «Огонь-друг, огонь - враг»

Тематическая разработка занятия "Огонь - -друг, огонь - враг" для учащихся 1 - 4 классов.  Активизировать и обобщать знания детей о пользе и вреде огня...

"Школьная Олимпиада по физической культуре, как средство испытать себя, проявить волевые качества, показать себе и другим ученикам свои способности и возможности."

Уже более 15 лет я провожу в школе Олимпиаду по физической культуре. Порядок проведения такой же, как на районной Олимпиаде. Теоретическую часть разрабатываю сама, учитывая возраст учеников.В практиче...

Конспект занятия по теме "Познай себя и других" для учеников 5-6 класс

Конспект занятия разработан для учеников 5-6 классов с целью развития личностных и коммуникативных УУД. В процессе занятия делается акцент на личностные особенности, интересы, увлечения, качества...