ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОВУЗОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
статья по теме

Кузьменко Наталья Александровна

В данной статье идет речь о специфики воспитания воспитанников в довузовских учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_lichnosti.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ  В ДОВУЗОВСКИХ  ВОЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

КУЗЬМЕНКО Н.А.

(г. Санкт- Петербург, Россия, Нахимовское военно-морское училище)

        Сегодня нередко говорят о кризисе образования – не только в России, но и в мире. Тему кризиса образования новой не назовешь.

Будущее России – это будущее сильного, высокотехнологичного и единого суверенного государства с развитым гражданским обществом. На сегодняшний день формирование социально-прогрессивного типа личности XXI века является одной из важнейших задач школьного образования.

Одним из важных направлений укрепления образования и реформирования Вооруженных Сил РФ является развитие непрерывной системы военного образования, в частности, обеспечение преемственности в структуре: до профессиональное (до вузовское) образование – высшее военное образование. В настоящее время довузовская подготовка осуществляется в суворовских и нахимовских училищах, кадетских корпусах, кадетских школах и классах, призванных обеспечить готовность выпускников к продолжению образования в качестве курсантов военных вузов. Организация учебного процесса в этих образовательных заведениях построена на опыте аналогичных учреждений дореволюционной России и советской школы.

В конце ХХ века в России появились кадетские школы, кадетские школы-интернаты. Работа их показала и доказала, что создана новая школа. Новая школа – это справедливая, добрая, умная и понятная школа. Понятная детям, власти, родителям, гражданскому обществу, школа, которая не стала «казармой» для кадет, которая развивает личность, а не создает абсолютный или штампованный образ современного школьника.

В настоящее время значительное внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Постепенно возрастает и интерес юношей к продолжению обучения в высших и средних учебных заведениях военного профиля.

Сегодня до вузовские военные образовательные учреждения ставят своей целью  - становление социально-активной личности, действующей на благо общества, в соответствии с нравственно-правовыми нормами, личности – патриота своей Родины, ответственной за поступки и действия, умеющей предотвращать различного рода опасности, спасать мирное население и помогать строить безопасное общество.

Поэтому мы оперируем такими понятиями как «кадетское воспитание и образование», его цели и задачи.

Главной целью воспитания является формирование личности настоящего Гражданина государства, живущего в своей стране и относящийся к ней, как к Отчизне. Воспитание согласуется с нравственными, основанными, в первую очередь, на Православии, началами, историческими традициями русского народа и его славной Армии.

Немаловажным в воспитании являются такие качества выпускника, которые позволят ему быть не только потребителем воспитательного воздействия, но по окончании обучения в кадетском учебном заведении самому явиться воспитателем окружения, в которое попадет выпускник. Его подготовка, убеждения, знания и умения поведения в коллективе и управления им (это, несомненно, является самым главным для воинских коллективов военно-учебных заведений, если выпускник свою дальнейшую жизнь связывает с армией) должны позволить распространению нравственных начал на гораздо большее число молодых людей России, чем только выпускники таких учебных заведений.

Главной целью образования в кадетских учебных и образовательных учреждениях является довузовская подготовка будущих специалистов в России и для России.

Целями обучения и воспитания является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на любом, в первую очередь военном, поприще.  

Задачи, которые должен ставить перед собой педагог заключаются в следующем:

1) формирование мотивации курсантов по присвоению нравственных ценностей будущего офицера (патриотизм, честь, долг, гражданственность, верность конституционному долгу и военной присяге) с целью усиления у них ориентации на государственную службу в армии, МЧС, ФСБ и пр.;

2) развитие у воспитанников личностной рефлексии как способности к самоанализу и активному осмыслению своих состояний и действий, имеющей своей целью конструктивную самокоррекцию процесса нравственного становления;

3) педагогический мониторинг личностных достижений обучающихся в процессе развития нравственных качеств будущего офицера (ответственность, справедливость, совестливость, честность, независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность).

Отличительные особенности до вузовских учебных заведений:

•        Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

•        Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.

•        Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного  незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.

•        Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.

•        Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не очерстветь душой и быть готовым работать с подростками и юношами.

Санкт-Петербург является единственным городом в России, представляющим самый широкий спектр военно-подготовительных учебных заведений.

В Санкт-Петербурге накоплен серьезный научно-практический потенциал в области кадетского образования и воспитания.

Уже имеются или практически созданы все инфраструктурные элементы: музеи, Союз суворовцев, нахимовцев и кадет, фонд, проводятся регулярные научно-практические конференции.

Осталось дело за малым – создать в городе организационную структуру, желательно при губернаторе, способную объединить и соорганизовать все военные учебные заведения.

        

Литература

  1. Белкин, А.С., Сутырина, Т.А. Ментально-миссионное направление в образовании: монография – М.: Спутник+, 2009. – 237 с.
  2. Горяйнов, В.Н. Воспитание ответственности будущих офицеров как педагогическая проблема / В.Н. Горяйнов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск. – 2007. – № 6. – С. 54–61.
  3. Евсюкова Н.И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография.- Владимир: ВГГУ, 2009. 182 с.
  4. Жукова Е. Ю. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для кадетских образовательных учреждений в России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - 3(5). - С. 44-48.
  5. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
  6. Тимченко, А.В. У истоков патриотического воспитания молодежи / А.В. Тимченко // Клио. – 2013. – № 2. – С. 93–95.
  7. Чураков С.В. Из истории проблемы нравственного воспитания детей в военно-учебных заведениях России // Вестник университета: Теоретический и научно-методический журнал / под ред. А.М. Лялина. – Москва: ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2010. – № 9. – С. 104-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования

Этот материал представлен в аттестационную папку. Тема инновационного опыта "Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образовании"....

Правовое воспитание в образовательном учреждении

Программа правового воспитания школьников состоит из трех частей, каждая из которых посвящена разным возрастным категориям детей. Основанием для разработки такой...

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

Программа воспитания "Воспитание личности в классном коллективе"

Данна программа составления для организации воспитательной работы в классе по основным направлениям воспитательной деятельности....