Адаптация учеников 5 класса
консультация (5 класс) по теме

Финогентова Наталья Юрьевна

Ученики 5 класса-это еще школьники начальной школы и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе в обучении. задача учителей - помочь каждому ребенку ....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация 5-классников.

Возрастные особенности                                          5-классников.                                             Переход от младшего школьного                к младшему подростковому возрасту.

Учитель математики: Финогентова Н.Ю.

  Переход ученика из начальной школы в среднее звено-этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

Внутренние изменения.

* Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

* Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители.

Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Внешние изменения в жизни 5-классников:

НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ

НОВЫЙ РЕЖИМ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Трудности 5-классников:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Признаки трудности в период адаптации:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки и суть дезадаптации

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Сроки адаптационного периода

В адаптационный  период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

Помощь учителей и воспитателей в период адаптации

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны взрослых.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу

Рассогласованность требований

В 5-м классе присутствует рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание учителей и воспитателей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы взрослые объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

В 5-классе обучается 11 человек.                                                                                                                            Из них 5 девочек и 6  мальчиков. Проживают 9 человек в детском доме. Условия воспитания в детском доме очень хорошие. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание. В неполных семьях (приходящие) проживают два человека. Но эти дети не обделены вниманием со стороны семьи

Трудности у пятиклассников  вызывает  необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Компанеец Мария очень сложно «переключается» с темпа одного учителя на другого,  

Григорьев Алексей «замкнут» в себе, подозрительно реагирует на просьбы «новых» учителей.

Галочкин Андрей постоянно ждет отрицательной реакции на свои хулиганские действия и очень удивляется, что преподаватель не реагирует на него, а продолжает урок, и ему невольно приходится включаться в работу

Глездышев Сергей имеет хорошие способности к обучению, но реагирует очень бурно, если что-то не понимает, переживает за оценку своих знаний.

Вебер Сергей учится на 4 и 5, уверен в себе и с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но спокойно слушает объяснения учителя.

Кузмина Мария имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но спокойно слушает объяснения учителя.

Столярова Екатерина старше всех в классе, имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но к учителям относится с «подозрением», и если подружится с учителем, то будет хорошо  учиться по данному предмету.

Смирнова Дария имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, но очень быстро может отвлечься на что-то постороннее, а затем задавая вопросы, мешать всему классу, а в первую очередь самой себе.

                  Для работы на уроке математики мною используются всевозможные методы и приемы улучшения учебной деятельности 5-классников:

  1. Тетрадь для правил – повторение пройденного в 1-4 классах и изучение нового.
  2. Проверочная работа (10 мин.)- самоконтроль в начале каждого урока
  3. Самостоятельная работа (10 мин.) в конце каждого урока- по новому материалу

По результатам контрольной работы на повторение ученики показали хорошие знания за курс 1-4 класса: «5»-        , «4»-      , «3»-

                                                                                                                                                                               

           

 I четверть 5-классники закончили следующим образом:             

Вебер

Сергей

Глездышев

сергей

Галочкин Андрей

Григорьев Алексей

Компанеец Мария

Кузмина Мария

Столярова Екатерина

Смирнова Дария

Русский яз.

литература

математика

Природ.

Природ.

Истор.

Англ.яз.

В нашей школе адаптационный период для детей проходит довольно спокойно, так как дети знают всех учителей, которые с ними уже работали в начальной школе, старшеклассники к ним относятся с любовью, детям очень комфортно в школе, вся внеклассная работа строится интересно, 5 класс почти полным составом поет в школьном хоре, участвует во всех спортивных мероприятиях и посещает все экскурсии, праздники…К детям часто в детский дом приезжают гости с подарками, в этом большая заслуга воспитателей, которые находятся всегда рядом и знают все о своих воспитанниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Трудности адаптации", 5 класс

Предлагается буклет, в котором рассмотрены вопросы: - особенности адаптации детей к обучению в 5 классе;- причины плохой адаптации;- физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации- п...

диагностика адаптации 1 класса

Диагностика адаптации учащихся 1 класса 20 Май 2010 | Автор: Наталья ПетроваПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”(диагностика адаптации учащихся в школе)Для многих детей адаптация к школе я...

Программа по адаптации 5 класс

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю...

Родительское собрание "Адаптация учеников"

Данный материал содержит конспект и презентацию. В ходе подготовки я использовала разработки разных учителей, за что им большое спасибо....

«Социальная адаптация учеников с ограниченными возможностями здоровья в старших классах на уроках математики»

Проект реализуется через полную интеграцию общеобразовательных знаний по математике, предусмотренных программой коррекционной школы с использованием современных информационно-коммуникативных технологи...

Родительское собрание по теме "Адаптация учеников 5 класса"

Собрание проводится в начале 1 четверти....

Занятие с элементами тренинга в период адаптации 5 класс. "Этот необычный и волнующий 5-й класс"

Психодогическая помощь обучающимся в 5-х классах в период адаптации....