Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
рабочая программа по теме

Федорова Татьяна Алексеевна

Данная Программа содержит: паспорт программы, пояснительную записку, цели и задачи Программы, формы и методы работы, нормативно-правовую базу, ожидаемые результаты, план мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Муниципального образования

«Всеволожский Муниципальный район Ленинградской области»

                                                           

Согласовано

_______________

Н.П.Яковец

Руководитель МО

Социальных педагогов

                                                 

«Утверждаю»                                                      

 Директор   _________________

Т.В.Медведева

                                                                                         

          М.П.      

                                                          ПРОГРАММА

Профилактика безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних

                                                                                                   

                                                                                             

                                                             

пос. им. Свердлова

2009 г

Паспорт Программы

Наименование Программы

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основания для разработки Программы

Федеральный закон РФ «Об образовании», Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";  Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ;

Период реализации Программы

2009 – 2014 учебные гг.

Цели Программы    

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  2. Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития  ребенка в семье, школе, социуме.
  3. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основные задачи Программы

  1. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  2. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
  3. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Ожидаемые результаты:

Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Стабилизация ситуации в семье;

Уменьшение количества неуспевающих учащихся;

Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни;

Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.

Разработчик

Программы

Федорова Т.А., социальный педагог МОУ «СОШ «Свердловский ЦО» Всеволожского района

Рецензент

Яковец Наталья Павловна – руководитель МО социальных педагогов, член экспертной комиссии

Пояснительная записка

       Основным поставщиком безнадзорных детей в Ленинградской области являются неблагополучные семьи. Дети в этих семьях требуют наибольшего внимания государства.

       Растет число педагогически несостоятельных и конфликтных семей, налицо дефицит общения родителей и детей.      

        Многие семьи переживают сегодня тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. В новых кризисных условиях семья не готова взять на себя ответственность за воспитание детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными и деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

       Только за последние пять лет у нас в поселке почти вдвое увеличилось количество семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.  Неблагополучие семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, появляется отчуждение к школе, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок старается получить признание.

        Непрерывный рост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, инспекторов ОДН, общественность. Необходимо искать пути выхода из создавшейся ситуации.

        Социальная профилактика несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков занимает ведущее направление в деятельности общеобразовательного учреждения. Большое внимание в профилактической работе уделяется формированию правовой культуры подростков, многие из которых, достигнув 14-летнего возраста, еще не осознали с полной ответственностью всю серьезность юридической и правовой ответственности в структуре общественных отношений.

       Необходимость введения в школе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних связана с ухудшением криминогенной обстановки среди несовершеннолетних Ленинградской области, омоложением возраста правонарушителей, незанятостью значительного числа подростков, увеличением числа несовершеннолетних, употребляющих алкоголесодержащие напитки, токсические вещества, социальной нестабильностью ситуаций во многих семьях.

     

       На основании диагностики и анализа полученных данных об обучающихся и их семьях формировались причины отклонения в поведении несовершеннолетнего.

К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОУ.

 

Типичными причинами отклонений в поведении детей  в нашей школе являются:

  • безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного неблагополучия;
  • отсутствие единства в  требованиях  родителей и педагогов;
  • низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
  • нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
  • социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
  • нарушение родительско - детских отношений;
  • семья находится в состоянии развода.

       Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей,  влечет явление  беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.

Объект деятельности: воспитанники «группы риска» учебно-воспитательного процесса.

Предмет деятельности: социально-педагогические условия развития личности воспитанника «группы риска».

       Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Цели Программы:

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  2. Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития  ребенка в семье, школе, социуме.
  3. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи Программы:

  1. Выявление асоциальных и неблагополучных детей;
  2. Выявление и устранение причин социальной дезадаптации детей;
  3. Способствование устранению и преодолению трудностей в социализации школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  
  4. Повышение уровня информированности учащихся, педагогов, родителей о законодательной базе, нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального уровней.
  5. Предупреждение и нейтрализация нарушений Устава ОУ.
  6. Осуществление индивидуального подхода в социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Оказание социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки асоциальным детям и их семьям, защита их прав и интересов.
  8. Создание социально-педагогических условий для развития личности в условиях образовательного учреждения.
  9. Создание условий для успешной самореализации личности ребенка и повышения его самооценки.
  10. Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в жизни класса и школы.
  11. Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников и формированию у них негативного отношения к вредным привычкам.
  12. Обеспечение координации всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  13. Отработка действенных механизмов сотрудничества школы и милиции, Центра по реабилитации несовершеннолетних, инспектора по охране материнства и детства, КСЗН, КДН и ЗП.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

  • Комитет социальной защиты населения.
  • Комитет по образованию.
  • Органы опеки и попечительства.
  • Органы внутренних дел.
  • Органы по делам молодежи.
  • КДН и ЗП.
  • Здравоохранение.
  • Служба занятости населения.
  • Учреждения дополнительного образования.

Формы работы:

  1. Индивидуальное консультирование детей и родителей.
  2. Курирование семьи.
  3. Родительские собрания на дому.
  4. Консультации психолога.
  5. Круглый стол.
  6. КТД.
  7. Консультации выездной профилактической комплексной  Комиссии.
  8. Просвещение детей и родителей.

Методы работы:

  • Наблюдение
  • Опрос
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Беседа
  • Изучение документов и продуктов деятельности школьников
  • Диагностика
  • Сопровождение
  • Игра
  • Убеждение
  • Моральная поддержка
  • Сопереживание
  • Сотрудничество

Нормативно-правовая база  Программы:

  1. Конвенция  ООН о правах ребенка;
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г № 124-ФЗ;  
  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";  
  4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ;
  5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  6. Федеральный закон РФ «Об образовании,
  7. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ;
  8. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
  9. Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности (Приказ МОРФ от 29.01.2001г. № 237);
  10. «О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений» Письмо МО РФ от 06.11.2001г. № 1313/28-5;
  11. Областной Закон «О правовом регулировании в системе образования Ленинградской области». 2001г.,
  12. Муниципальная целевая программа «Обеспечение правопорядка и безопасности граждан на территории Всеволожского муниципального района на 2008-2010 годы».        
  13. Устав ОУ
  14. Программа развития ОУ
  15. Концепция воспитания ОУ

Ожидаемые результаты:

  • Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Стабилизация ситуации в семье.
  • Увеличение числа детей, включенных в КТД.
  • Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
  • Увеличение числа детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни.
  • Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.

     

  Мероприятия программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальная реабилитация" направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.

План мероприятий Программы

Мероприятие

Целевая группа

Сроки

Участники взаимодей-

ствия

1.      

Охранно-защитная деятельность

1.1

Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:

  • анкетирование и тестирование учащихся;
  • анализ медицинских карт;
  • изучение личных дел учащихся;
  • систематическое педагогическое наблюдение за учащимися;
  • установление причин педагогической запущенности;
  • изучение социального статуса ребенка и условия жизни в семье, классе, школе;
  • определение круга общения подростка;
  • изучение уровней физического, психического и интеллектуального развития ребенка, его склонностей и интересов;
  • выявление детей, находящихся в социально опасном положении;
  • выявление подростков, не приступивших к занятиям;
  • выявление детей, склонных к пропускам занятий без уважительной причины;
  • выявление безнадзорных детей и детей, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ;
  • составление картотеки с базой данных по детям, нуждающимся в помощи и поддержке государства;
  • уточнение числа учащихся, состоящих на учете в ОДН;
  • анализ состояния преступности среди школьников в микрорайоне;
  • анализ причин, способствующих возникновению трудной жизненной ситуации;
  • выбор оптимального варианта социально-педпгогической  технологии и способа ее реализации;
  • комплексная операция «Подросток»

Учащиеся начальной, средней, старшей ступеней

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР, зам. директора по УВР, классные руководители

1.2

Правовая и просветительская работа:

  • классные часы «Права и обязанности школьника», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»;
  • дни «Правовых знаний»;
  • просвещение родителей: тематические родительские собрания, беседы, лектории;
  • патронаж семей;
  • выступления на педсоветах, консультации для классных руководителей, учителей-предметников по работе с трудными детьми;
  • подготовка информационных стендов «Права ребенка»;
  • подбор литературы по правам человека;
  • организация в ОУ общедоступных спортивных секций, кружков и клубов различных направлений и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
  • содействие в привлечение к ответственности виновных в семейном насилии над детьми;
  • содействие в привлечении к ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению своих детей;
  • содействие в направлении детей, оставшихся без попечения родителей, в СРЦН, приемные и опекунские семьи

Учащиеся начальной, средней, старшей ступеней, родители, учителя

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР, зам. директора по УВР, классные руководители

2

Профилактическая деятельность

2.1

Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании:

  • проведение классных часов «Профилактика нерационального питания», «Диалог о вредных привычках», «Чума XXI века»;
  • день борьбы со СПИДом;
  • выпуск санбюллетеней, антирекламы, стенгазет по первичной профилактике вредных привычек,   конкурсы, стихи, сочинения;
  • родительские лектории по профилактике вредных привычек у подростков;
  • выявление несовершеннолетних, склонных к правонарушениям;
  • проведение медицинских обследований подростков, склонных к употреблению ПАВ;

Учащиеся начальной, средней, старшей ступеней, родители

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР,  классные руководители

2.2

Профилактика неуспеваемости:

  • выявление несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОУ;
  • устранение конфликтных ситуаций в школе (ученик-ученик, учитель-ученик, родитель-учитель);
  • индивидуальные консультации для родителей, обучающихся, учителей;
  • принятие своевременных мер по воспитанию и получению ими основного общего образования;
  • оказание своевременной помощи в устранении родительско-детских  конфликтов;
  • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, и оказание им помощи в воспитании и обучении детей

Учащиеся начальной, средней, старшей ступеней, родители

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР,  классные руководители

3

Организационная деятельность

3.1

Организация досуга детей «группы риска»:

  • организация спортивно-массовых мероприятий;
  • организация летних оздоровительных, трудовых лагерей;
  • оказание содействия в устройстве детей в санатории;

Учащиеся начальной, средней, старшей ступеней

В течение года

Социальный педагог,   классные руководители, педагог-организатор, зам.дир. по ВР

3.2

Координация взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников:

  • устранение негативных воздействий в семье;
  • повышение педагогического потенциала семьи;
  • патронаж семей детей «группы риска»;

Организация выездной комплексной комиссии со специалистами: психолог, нарколог, гинеколог, инспектор ОДН, ПДД;

Содействие детям и их семьям в получении пенсий, пособий;

Организация ЛТО;

Содействие в трудоустройстве подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Учащиеся начальной, средней, старшей ступеней,

родители

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по УВР,  классные руководители

4

Образовательно-воспитательная деятельность

4.1

  • Включение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в трудовые, спортивные, культурные мероприятия школы, района.
  • Повышение уровня культуры и психолого-педагогической образованности родителей

Учащиеся начальной, средней, старшей ступеней, родители

В течение года

Социальный педагог, педагог-организатор, зам. директора по ВР,  классные руководители

Эффективные методы по созданию благоприятных условий для детей и подростков в ОУ:

  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Обеспечение бесплатными учебниками;
  • Обеспечение бесплатным проездом;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Вовлечение в летний трудовой лагерь;
  • Вовлечение в КТД;
  • Вовлечение в работу Совета старшеклассников.

        Критерии успешной деятельности для полноценного развития ребенка в школе, семье, социуме:

  • Установление доверительных взаимоотношений между специалистами и членами семьи.
  • Координация действия всех специалистов.

Основные понятия:

     Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

     Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или иных законных представителей, либо должностных лиц.

     Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

     Несовершеннолетний, находящийся в социально - опасном положении – лицо, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

     Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

     Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально - опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних  не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

     Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

     Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Литература:

  1. Маркина Л.Н. Профессиональная деятельность социального педагога. Учебное пособие по работе с детьми, имеющими проблемы в социальном развитии. – СПб., 2006г.
  2. Справочник социального педагога Всеволожского района. – Комитет по образованию Всеволожского района, 2003г.
  3. Сборник нормативных и методических материалов по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. - КСЗН Администрации МО «Всеволожский район ЛО»,  2005г.
  4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2004г.
  5. Муниципальная целевая программа «Обеспечение правопорядка и безопасности граждан на территории Всеволожского муниципального района на 2008-2010 годы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЫ НАМ НУЖЕН программа по профилактике безнадзорности правонарушений учащихся и защита их прав

Программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . (1999 г.)   ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ...

Целевая программа социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «SOS»

Подпрограмма «SOS» направлена на развитие и совершенствование системы социально-педагогической деятельности  в МОУ.  Программа предполагает совместную деятельность  школы, специали...

«Школа и органы профилактики» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 120-ФЗ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОрган профилактики Вопрос, с которым обращаемся Прокуратура - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;К...