Программа курса по выбору"Я и мир профессий"
статья (9 класс) по теме

Чебодаева Ирина Петровна

Курс «Я и мир профессий» может являться важной составляющей предпрофильной подготовки обучающихся. Как и любой другой информационный курс, он нацеливает на самоизучение, самодиагностику, самоопределение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.2.programma_ya_i_mir_professiy.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса по выбору (для предпрофильной подготовки)

«Я и мир профессий»

Пояснительная записка

Обучающиеся основной школы МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» являясь жителями сельской местности, часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Обычно они совершают этот выбор случайно, например, за компанию, по совету родителей, под влиянием СМИ. При этом подростки часто ошибаются, так как считают, что располагают достаточным объёмом информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Цель элективного курса «Я и мир профессий» состоит в оказании поддержки различной направленности учащимся 9 классов МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» в выборе будущего профиля обучения, определении пути дальнейшего образования и профессионального роста, личностного самопознания и саморазвития.

Изучение курса, как базового предмета, не предусмотрено базовым учебным планом при проведении предпрофильной подготовки. Но профессиональное самоопределение и карьера являются актуальным и представляют интерес для учащихся 9 классов основной школы, поэтому и разработан курс по выбору «Я и мир профессий» для 9 классов.

Методы ведения занятий: информирование, диагностические методики, групповая дискуссия, ролевое проигрывание, беседы и т.д.

Ожидаемые результаты: формулировка индивидуальной задачи по выбору профиля предметного обучения. Он производится с учётом имеющихся ресурсов подростка в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.              

Объём программы составляет 12 часов аудиторных занятий. Но он может быть увеличен на 2-3 часа учебной практики, проектной или исследовательской деятельности, а также экскурсионной программы на ближайшие производственные предприятия для ознакомления подростков с различными профессиями.

Учебно-тематический план курса по выбору

«Я и мир профессий»

Тема

Кол-во часов

1

Виды профессионального труда

1

2

Отечественная классификация профессий

1

3

Интересы и склонности

1

4

Внимание и память

1

5

Характер и темперамент

1

6

Мышление

1

7

Развитие творческих способностей

1

8

Ценности в жизни

1

9

Выполнение проекта «Мои профессиональные намерения»

2

10

Публичная защита проекта

2

ИТОГО:

12

Содержание курса

Содержание первых тем курса по выбору «Я и мир профессий» направлено на подготовку обучающихся к ситуации социального, жизненного и профессионального выбора.

Основная цель – актуализация перед школьником проблемы выбора профильного образования на этапе обучения в старшей школе, на послешкольных этапах образовательной деятельности. В изучение данных тем включены содержательные линии:

- познакомить обучающегося с понятием «профессия» и некоторыми основными терминами, которые встречаются в информационно-справочных материалах и при неформальном обсуждении данной проблемы;

– показать, что мир профессионального труда постоянно меняется и выбирать профессию приходится по правилам не похожим те, которыми пользовались в своё время родители и учителя.

Основой для теоретических сведений о видах профессионального труда служат наиболее распространенные «зарубежная» и «отечественная» классификации профессий. Краткие характеристики  соответствующих классификаций позволяет школьнику построить версию о своей принадлежности к тому или иному типу.

В ходе практических занятий используются справочники для абитуриентов вузов и ссузов, рекламные материалы, информационные ресурсы сети Интернет.

При изучении курса используется образовательная карта региона: Аскизский район, Республика Хакасия, юг Сибири. Так, перед обучающимися появляется возможность увязать стремление приобрести желаемую профессию с необходимостью получения профессионального образования в конкретном учебном заведении.

Содержание курса по выбору посвящается также изучению структуры личности. Знания об уровне развития когнитивных психических процессов (внимание, память), а также свойствах характера и темперамента помогут обучающимся определению своих личностных качеств и утверждению в правильности профессионального выбора.

Реализация курса помогает определению профессиональных интересов и способностей обучающихся к тем или иным сферам деятельности.

Тема о жизненных ценностях требует особого внимания и корректности. Задача педагога – не транслировать собственные ценностные ориентации на учащихся, а дать им возможность задуматься и сформировать свои индивидуальные взгляды. Это занятие можно провести в форме дискуссии, в которой необходимо сделать акцент на морально-этической составляющей ценностных ориентаций.

Формой контроля является создание творческой проектной работы по уточнению профессиональных намерений, которым заканчивается изучение курса. В работе обосновываются дальние и ближние цели профессионального продвижения, согласованность их с общественными и личными ценностями.

При подготовке проекта старшеклассникам целесообразно использовать результаты изучения всех тем курса, а также рекомендовать им обратиться к дополнительной литературе. В проекте могут иметь место рассуждения следующей тематики:

  • Ценности, связанные с продолжением моего образования, особенно важные для меня
  • Приложение образовательных усилий для приобретения наиболее востребованных профессий на местном и региональном рынке труда. Учебные заведения в моем регионе (РХ), выпускники которых легче других находят себе работу.
  • Посещение «Дней открытых дверей», выставок, сайтов сети Интернет для наилучшего ориентирования в возможных путях продолжения образования и способах поиска работы.  Использование специальных печатных изданий
  • Мои недостатки, которые могут помешать выбрать направление продолжения образования
  • Мои сильные стороны и достоинства, которые позволят мне продолжить обучение
  • Окружающие, которые могут помочь мне при реализации намерений

Приложение 1

Занятие №4. Внимание и память

Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.

Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:

  • двигательная память - это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки,
  • эмоциональная память - это память на чувства;
  • образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную вкусовую память;
  • выделяют и словесно-логическую (вербальную память).

В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания при обязательном взаимодействии субъекта с предметами, и вольную (предметное заучивание или припоминание чего-либо).

По способу запоминания выделяются механическая, смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют мгновенную и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия.

Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся: запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание-сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) - запоминание с целью сохранения материала в памяти; сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений; воспроизведение, представляющее собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание, или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия. Память - это основа личности. По представлениям древних греков, богиня памяти Мнемозина — мать девяти муз, покровительниц всех известных тогда наук и искусств.

Удивительной памятью обладают многие люди. Так, книга Веды -древнейший памятник индийской, литературы - на протяжении веков передавалась устно, сохраняясь лишь в памяти индийцев. Некоторые из них и сейчас помнят народный эпос - все песни Махабхараты в 300 тысяч строк.

Среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной, поистине безграничной памяти. Александр Македонский знал в лицо и по имени тысячи своих солдат

Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей  шестизначных логарифмов. Интересные факты о памяти Наполеона сообщает  Лас Каза. Память Наполеона «восхищала» тем, что она, «казалось, приходила на помощь по мере надобности и как бы по команде». Наполеон диктовал всегда без всякой подготовки. Я никогда, ни в одном случае, не видел, - пишет Лас Каза, - чтобы он наводил справки по истории, и, однако, никто не цитировал исторических фактов более верно, более уместно и более часто... Дело в том, что в Наполеоне жила масса объектов в состоянии готовности, чтобы с блеском обнаружиться при специальных условиях; в состоянии беззаботности они, казалось, не только дремали в нем, но даже были ему, так сказать, чужды... Но как только наступал соответствующий повод, он, не колеблясь, делал самые точные ссылки, и, если у меня иногда возникали сомнения, и я эти ссылки проверял, все оказывалось исполненным самой безукоризненной точности;  я ни разу не нашел ни одной ошибки».

Истории неизвестны люди, которые могут с равным успехом запоминать абсолютно все. Кто-то отличается памятью на лица, но с трудом запоминает хронологические даты, кому-то легко даются слова, числа. Есть люди, у которых наглядная память вообще не знает ошибок, и объем ее кажется безграничным. Таких людей называют эйдетиками. Память эйдетиков работает с точностью хорошего фотоаппарата.

Такой эйдетизм является удивительным качеством человеческой психики, и в некоторых случаях он является профессионально важным. Среди многих художников мы встречаем большое количество выраженных эйдетиков. В частности, таким эйдетиком был И.Н.Крамской; удивлял современников и английский художник Дж. Рейнольдс, писавший портреты по памяти; то же самое свойство отличало А.И. Куинджи и некоторых других художников.

Слуховым эйдетиком был Балакирев, он никогда не забывал ни одной ноты из ранее запечатленных произведений. Таким же был Моцарт. Вот что пишет о нем биограф: «Публика стекалась в Ватикан, где должно было исполняться духовное сочинение Аллегри, играемое только один раз в год. Римский папа ревниво оберегал это музыкальное произведение, и строгая кара ждала того, кто перепишет эти ноты или даже покажет их постороннему. Среди слушателей были, конечно, Моцарт с сыном.

Напряженно слушал Вольфганг это замечательное произведение, и ночью, когда отец спокойно спал, мальчик что-то прилежно записывал в свою нотную тетрадь. Наутро, перед тем, как уйти, Вольфганг протянул отцу свою запись, и, хитро усмехаясь, сказал:

- Отец, этот подарок мы пошлем нашей Наннерль... Она будет первым человеком после папы, имеющим ноты Аллегри.

Взглянув на ноты, отец присел. Перед ним была точная, нота в ноту, запись слышанного вчера сложного многоголосного произведения композитора Аллегри.

- Этого не может быть, этого не может быть... - растерянно шептал старик».

Такие же истории рассказывают о Гуно, Рахманинове и других выдающихся музыкантах.

Известен случай эйдетизма на шахматные партии. Знаменитый А. Алехин однажды вслепую провел сеанс одновременной игры на 32 шахматных досках.

Гарибян повторил 3 тысячи не связанных между собой слов, результаты занесены в книгу рекордов Гиннеса.

Таким образом, есть люди, обладающие поразительной памятью. Но таких людей сравнительно мало.

Приложение 2

Методика изучения памяти

Определение уровня развития механической и смысловой

Предлагается два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд

Кукла - играть

Курица - яйцо

Ножницы - резать

Лошадь - сани

Книга - учитель

Бабочка - муха

Щетка - зубы

Барабан - пионер

Снег-зима

Петух - кричать

Чернила - тетрадь

Корова - молоко

Паровоз - ехать

Груша - компот

Лампа - вечер

Второй ряд

Жук - кресло

Гребень - земля

Компас - клей

Колокольчик - стрела

Синица - сестра

Лейка — трамвай

Мухомор - диван

Расческа - самовар

Ботинки - ветер

Графин - брать

Спичка - овца

Терка - море

Шляпа - пчела

Рыба - пожар

Пила – яичница

Зачитывается 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 6 секунд). После 10-секундного перерыва читаются только первые слова ряда (интервал 10 секунд), а испытуемые записывают запомнившиеся слова правой половины ряда. Такая же работа проводится со словами второго ряда. Верно написанные пары первого ряда по отношению к общему числу пар, например, 13 из 15 = 13:15=0,86 - определяют коэффициент смысловой памяти, второго ряда - механической. Цифры сопоставляются.

(Чаркова М.Н. Психотехнологии развития когнитивных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Учебно-методическое пособие. – Абакан: из-во Хакасского института бизнеса, 2003.– 126с.)

Приложение 3

Методические рекомендации

Методическое обеспечение курса по выбору включает в себя:

- программу курса;

- справочную литературу;

- систему творческих заданий для учащихся;

- творческие работы учащихся;

- разработки занятий.

Руководителем курса может быть педагог любой специализации и квалификации, в т.ч. педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, классный руководитель. Материальной базой для преподавания курса может служить оборудование кабинета педагога-психолога, рабочих комнат и комнат отдыха пришкольного интерната, различные цифровые образовательные ресурсы (CD-диски, Интернет-ресурсы).

Курс «Я и мир профессий» может являться важной составляющей предпрофильной подготовки обучающихся. Как и любой другой информационный курс, он нацеливает на самоизучение, самодиагностику, самоопределение.

Данный курс может использоваться в нескольких вариантах:

  •  как самостоятельный курс по выбору
  •  как составная часть большого (32-35 часов) курса психолого-педагогической направленности

Список литературы для учителя

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. – М.,2002.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва №2783).

3. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М., Новая школа, 2004.

4. Предпрофильная подготовка сельских школьников: опыт программно-методического обеспечения. /Под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. – Ярославль, ЯГПУ, 2005.

5. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. – М., Академия, 2005.

6. Введение предпрофильной подготовки в основной школе: методические рекомендации для руководителей школ. / Сост. Куприянова Г.В. – Ярославль, ИРО, 2005.

7. Артюхова И.С. Предпрофильная подготовка учащихся 9х классов. // Школьный психолог, 2005. - №20.

8. Тахтамышева Г.Ч. Выбор профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки. //Профильная школа, 2004. - №2.

Список литературы для обучающихся

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  2. Климов Е.А. Психология профессионализма. М.: Флинта, 2003.
  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники.:8-11 классы, ПТУ и колледж. - М.ВАКО, 2008. – 288с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Рогов Е.И. Как стать взрослым. М.Владос-пресс, 2003
  5. Рогов Е.И. Психология человека. М.Владос-пресс, 2001
  6. Чаркова М.Н. Психотехнологии развития когнитивных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Учебно-методическое пособие. – Абакан: из-во Хакасского института бизнеса, 2003. – 126с.

  1. Медиаресурсы:

  1. Дополнительные источники:
  • Классный руководитель в средней школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 (CD)
  • Организаторам внеклассной работы. Творческая мастерская. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 (CD)
  • Одарённые дети. Система работы в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"

Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в  нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...

Программа курса по выбору "Мир профессий"

Курс "Мир профессий" для учащихся 9 класса, рассчитан на 12 часов. Данный курс дает представления о профессиях, которые популярны среди молодежи, о востребованных профессиях на рынке труда и о малоизв...

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014...

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015...