ПРОГРАММА КУРСА "Я И МЫ"
материал по теме

Автор программы: педагог-психолог, Саватеева Т.В.

Программа рассчитана на 2 года для подростков 11-12 лет. Данный специализированный курс направлен  на необходимость научить подростков ориентироваться в современном мире, осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни.

Для просмотра программы нажмите: скачать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_my_2013-2014.docx63.11 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №17 г.Карталы, Челябинская область

Автор программы: педагог-психолог, Саватеева Т.В.

Программа рассчитана на 2 года для подростков 11-12 лет. Данный специализированный курс направлен  на необходимость научить подростков ориентироваться в современном мире, осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни.

http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970890/ 

http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970891/

http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970892/ 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Рассмотрено и принято                                                           «Утверждаю»

На  педагогическом  совете                                                    Директор МОУ СОШ №17

Протокол  №______от __________                                        __________Л.Н. Руднева

           Приказ №

ПРОГРАММА КУРСА

«Я и мы»

                                                                                                                          Автор программы:  

                                                                                       Саватеева Т.В.

                                                                                       педагог-психолог

                                                                                       возраст детей: 11-12 лет

                                                                                       Срок  реализации: 2 года

г. Карталы

2013-2014г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Нормативно-правовая и документальная основа
  3. Цель и задачи  программы
  4. Методы и приемы, средства обучения
  5. Планируемые  результаты реализации программы
  6. Учебно-тематический   план
  7. Содержание программы
  8. Литература для педагогов
  9. Литература для детей

Пояснительная записка.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.  Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.

Огромное влияние на подростков оказывают такие киты  воспитания, как семья, школа, ближайшее окружение сверстников,  средства массовой информации, поэтому необходимо научить подростков ориентироваться в современном мире, осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни.

Научить подростка бережно относиться к своему здоровью и  природе, общаться с близкими людьми и друзьями, задуматься о  смысле жизни, своей ответственности за себя и близких людей.

Как известно, жизненно важными потребностями для подростка  являются самопознание, взаимопонимание со сверстниками,  уважение и признание в значимом кругу друзей, признание  чувства взрослости. Данные занятия помогут подростку  удовлетворить эти значимые для него потребности, осознать  себя личностью, способной к совершенствованию, разбираться в  себе, в своих потребностях, черты своего характера.

Программа рассчитана на 2 года   для подростков 11 – 12 лет. Средний школьный возраст самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различия, определять причину и следствие. Они охотно откликаются на возможность узнать что-то новое о себе, о  своём характере, поговорить о своих проблемах. Ребятам интересны занятия, в ходе которых, можно высказывать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. 

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Педагогические принципы и подходы

        Программа построена на принципах, позволяющих воспитать духовно-нравственную, социально-активную, образованную и физически здоровую личность.

Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности

Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Деятельный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

        Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности

        Тон  жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Нормативно-правовая и документальная основа:

  1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  5. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России)

Цель курса - создание условий для формирования духовно-нравственной личности ребенка, (гражданина  и патриота своей страны) с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;  осмысление ребенком-подростком своей школьной и внешкольной жизнедеятельности, создание теоретического фундамента их саморазвития.

Задачи курса:

  • сформировать системообразующую теоретическую базу для создания управления учащимися своим развитием;
  • направить процесс самовоспитания, саморазвития;
  • помочь школьникам осознать и принять цели и содержание школьного обучения, воспитания;
  • ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования.
  • Создать условия для: снижения тревожности; развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;  выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Методы и приёмы, средства обучения:

Теоретические:

  • беседы,
  • сообщения,
  • просмотр видеоматериала,
  • экскурсии,

Практические:

  • методики, тесты, опросники,
  • игры, игры-тренинги,
  • интеллектуально-познавательные игры,
  • викторины, конкурсы,
  • ролевые и подвижные игры.


Планируемые  результаты реализации программы

Реализуемая программа внеурочной деятельности позволяет достигнуть следующих результатов:

  • Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
  • Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
  • Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
  • Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
  • Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
  • Повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
  • Предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся, снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий;  формирование умения приобретать знания. 
  • И как конечный результат воспитание личности
  • мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
  • творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
  • духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
  • гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
  • практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
  • любящей свою малую и большую Родину.

1 год

Учебно-тематический   план.   34 ч

п/п

Наименование раздела, темы

теоретические

практические

Всего часов


1

Я – человек. Какой я?

(Я думаю, я чувствую, я хочу…)

1

1

Я и мое имя 

1

1

2

Каким я могу стать? Каким человеком я себя вижу

1

1

2


2

Я и семья

1

1

Моя семья в прошлом и настоящем

1

1

Генеалогическое  древо

1

1

2


3

Я и мой класс

1

1

2

Мои друзья.  В дружбе сила!

1

1

2


4

Что такое конфликт?

Конфликты или взаимодействие?

1

1

2

Я и конфликты.

Как научиться жить без драки?

1

1

Насколько безобидны детские прозвища.

1

1


5

Что такое «стресс»?

1

1

Побеждаем все тревоги.

1

1

2

Я умею бороться со стрессом.

1

1

6

Мир, в котором я живу.

Чем живёт планета Земля?

1

1

2

Мой край родной.

Я живу среди людей.

1

1

Что такое патриотизм? 

1

1

7

Спорт и здоровье.

1

1

2

Мы и наши привычки (режим дня) Мы и наши привычки

(правила личной гигиены)

1

1

Мы и наши привычки

(здоровое питание) 

Вредная и полезная еда

1

1

2

Наше физическое «Я»

1

1

8

Я и моя безопасность

1

1

Опасности глазами детей

1

1

Вредные привычки

1

1

2 год

Учебно-тематический   план.   34 ч

п/п

Наименование раздела, темы

теоретические

практические

Всего часов

1

Я – человек.  Какой я?

Что я знаю о себе?

1

2

3

2

Каким человеком я себя вижу

1

1

2

3

Темперамент.

1

2

3

4

Характер

1

2

3

5

Впечатление о другом человеке

1

1

2

6

Общение   и   отношения.

Межличностные  отношения

2

2

4

7

Я и мой класс

Товарищество  и дружба

2

2

4

8

Симпатия, антипатия

Терпимость в общении

2

1

3

9

Дружба.

1

1

2

10

Я живу среди людей

1

1

2

11

Наше физическое «Я»

1

1

2

12

Встреча и интересными людьми Спортсменами  школы

1

1

13

Счастье в семье – это когда…

1

1

2

14

Зачем все время учиться?

1

1


1 год

Содержание программы:

Тематика

Теоретическая работа

Практическая работа

1.

Я – человек. 

Какой я?

(Я думаю, я чувствую, я хочу…)

Беседа «Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Что такое личность?»,  тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека»

Я и мое имя 

Беседа «Что означают наши имена?»  сообщения уч-ся о значении своего имени Знакомство детей с историей возникновения имен и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог.

Каким я могу стать? Каким человеком я себя вижу

Беседа  «Каким человеком я мечтаю стать?»

  • Какими в жизни следует быть?
  • Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо?
  • Быть честным – хорошо или плохо?
  • Быть скромным - это хорошо или плохо?

Познакомить  с общими принципами, на которых основаны межличностные взаимодействия; развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми.

Мини-сочинение «Каким человеком я себя вижу»

2.

Я и семья

Беседа «Я и моя семья»

  • Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью
  • Об отце говорю с уважением
  • Моя мама – самая лучшая

Моя семья в прошлом и настоящем

Семейные традиции.  Мои предки герои-рассказы детей.

«Я и мои родственники»

Изучение ребенком своей семьи способствует не только духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций.

Генеалогическое  древо

Знакомясь с биографиями своих родителей, бабушек, дедушек, дети учатся понимать связь времен, преемственность поколений, поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям.

Составление генеалогического древа

3.

Я и мой класс

 

Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы.  Стих-е  О. Высоцкой

Беседа. Формирование положительного эмоционального фона в классе. Воспитание гуманного отношения к одноклассникам. Создание  «Портрета класса»

Методики: «Дерево», «Социометрия»,

Рисование «Я и мой класс»

Мои друзья.  В дружбе сила!

Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению.

Сообщение  темы и целей занятия

-что такое режим дня?

-беседа о соблюдении режима дня

-д/игра «У дядюшки Трифона»

-упр. «Разложи по порядку» коллектива, развивать творческую активность.

Конкурс презентаций.

Анкета «Хороший ли ты друг?»

4.

Что такое конфликт?

Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи  «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» Притчи

Конфликты или взаимодействие?

Я и конфликты.

Как научиться жить без драки?

Развитие навыков общения и разрешения конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.

Насколько безобидны детские прозвища.

Обидные клички-дразнилки не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они словно маска, которую подсовывают ребёнку, и он вынужден или одеть её и молча страдать (ради того, чтобы приняли в компанию, ребёнок готов на многое), или биться за честь своего настоящего имени.  Что делать ребёнку, которого дразнят? Что делать родителям ребенка, которого дразнят? 

5.

Что такое «стресс»?

Дать  понятие стресса, его предпосылки, последствия. Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях. Последствия воздействия стресса на организм, возможности эффективно противостоять стрессу.

Побеждаем все тревоги.

Чтобы справиться со стрессом, человеку необходимо иметь широкий репертуар навыков. В жизни часто люди доходят до стресса, и дети здесь не исключение. Поэтому мы должны суметь подготовить детей к этому.

Овладение способами борьбы со стрессом. Закрепление навыков конструктивного поведения в ситуации стресса.

"Я управляю собой" Трениговые занятия для учащихся

Я умею бороться со стрессом.

6.

Мир, в котором я живу.

Формирование стремления заботиться об окружающей природе. Воспитание ответственности за свое поведение в природе. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе трудовой деятельности.

-сообщение темы и целей занятия

- рассматривание глобуса.

-художественное слово-осмотр территории школы

Круглый  стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом»

Субботник

Чем живёт планета Земля? 

Мой край родной.

Но особенно богат озерами Южный Урал. Одно из них, Тургояк, лежит в кольце высоких гор, покрытых соснами, липами, вязами и дубами. Красота природы, прозрачность озера привлекают к Тургояку туристов. Здесь летом отдыхают десятки тысяч людей. Южный Урал богат и высокими горами: Таганай, Иремель, Зигальга, Ямантау.

Я живу среди людей. 

Дать ребятам возможность познать окружающий мир на их индивидуальном социальном опыте в конкретных делах, поступках

Что такое патриотизм?

Помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества,

убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества,

7.

Спорт и здоровье.

Плюсы и минусы занятий спортом. Помощь родителей в выборе определенного вида спорта для занятий ребенка. Полезная совместимость спорта и учебы.

Мы и наши привычки (режим дня) Мы и наши привычки

(правила личной гигиены)

Формирование потребности к здоровому образу жизни. Воспитание аккуратности. Развитие мышления в процессе игры «Разложи по порядку».  сообщение темы и целей занятия

-что такое режим дня?

-беседа о соблюдении режима дня

-д/игра «У дядюшки Трифона»

-упр. «Разложи по порядку»

составление персонального режима дня

Мы и наши привычки

(здоровое питание) 

Вредная и полезная еда 

Формирование основ ЗОЖ.  Воспитание культурно-гигиенических навыков при употреблении в пищу овощей и фруктов. Развитие мышления в процессе упр. «Овощ – фрукт».  Загадки об овощах и фруктах

-рассказ о витаминах и влияния их на организм человека

-упр. «Овощ-фрукт».

-пословицы

Продолжать формировать представления о правильном питании. Воспитание заботливого отношения к своему здоровью.

Наше физическое «Я»

Расширение и углубление знаний учащихся о себе и своем физическом «Я». «Я» физическое – знание своих физических данных. Развитие у детей интереса и стремления к самопознанию и самосовершенствованию.  

8.

Я и моя безопасность

Ролевые игры "Моя безопасность

Обучение в виде игры придает детям смелость и уверенность, в то время как просто беседы и описание трагических случаев, происшедших с другими детьми, способно напугать их. Помните, что вы не просто даете детям знания о том, как вести себя сегодня. Вы даете им возможность защищать и оберегать себя всю жизнь.

 Опасности глазами детей

Формирование навыков безопасного поведения. Воспитание ответственности за свои поступки. Развитие мышления в процессе решения проблемных ситуаций.

Моделирование ситуаций, поиск путей решения данных ситуаций

Вредные привычки

 Просмотр   презентации «Вредные привычки», обсуждение.  Знакомство  с  понятием  «вредные  привычки».

Игра «Достоинства и недостатки».  Слушание  сказки «Привычки». Какие вы знаете  пословицы о привычках?

Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них?

           

                                     

2  год

Содержание программы:

Тематика

Теоретическая работа

Практическая работа

1.

Я – человек. 

Какой я?

Что я знаю о себе?

Беседа: «Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Что такое личность?»,  

тест «Познай себя»

2

Каким человеком я себя вижу

Беседа:  «Каким человеком я мечтаю стать?»

Мини-сочинение «Каким человеком я себя вижу»

3

Темперамент.

     

Что такое темперамент. Типы темперамента и их характеристики. Интроверты и экстраверты. Составляющие темперамента: импульсивность, тревожность, ригидность, пассивность и активность. Оптимистичность и пессимистичность

Тестирование: Тип темперамента. Исследование степени выраженности темперамента. Кто я – оптимист или пессимист?

4

Характер

Что такое характер. О чертах характера и для чего нужно знать черты характера. Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем. Как порождается образ. Самооценка. О привычках и воле. Слабоволие. О потребностях, мотивах и действиях.

Тестирование: Решительны ли вы?

Шершавый ли вы человек? Капитан? Рулевой? Пассажир? Волевой ли вы человек? Добрый ли вы человек? Написание самохарактеристик.

5

Впечатление о другом человеке

Наше  отношение к другому человеку   складывается  как из опыта общения с ним, так и из того впечатления, которое он  на нас произвел в данный момент.

Встречаясь с человеком  прежде всего обращаем внимание на его внешний вид и особенности поведения.  

Внешний   вид  - в первую  очередь это  физический облик: рост, телосложение, пол, возраст, одежда, прическа, а также  выражение лица, мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь.

6

Общение   и   отношения.

Межличностные  отношения

Отношения, возникающие между людьми в  процессе общения,  называют межличностными.

Особенность   межличностных   отношений в том, что они взаимны -  каждый из общающихся строит их по-своему, исходя из своих потребностей   и  желаний

7

Я и мой класс

Товарищество  и дружба

Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой.

Методики: «Дерево», «Социометрия»,

Рисование «Я и мой класс»

8

Симпатия, антипатия Терпимость в общении

Личные отношения людей основаны на разнообразных чувствах, которые они испытывают друг к другу.

Дискуссия, элементы тренинга.

Учиться координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. 

9

Дружба.

Понятие о дружбе. Книга И.С.Кона «Дружба». Работа с        плохими привычками. Выработка хороших привычек.

Анализ  литературных примеров и афоризмов о дружбе.

Тестирование:  Какой я друг?

     Надежный ли вы человек?

10

Я живу среди людей

Дать ребятам возможность познать окружающий мир на их индивидуальном социальном опыте в конкретных делах, поступках

11

Наше физическое «Я»

Расширение и углубление знаний учащихся о себе и своем физическом «Я». «Я» физическое – знание своих физических данных. Развитие у детей интереса и стремления к самопознанию и самосовершенствованию.  

12

Встреча и интересными людьми. Спортсменами  школы

Познакомить  со спортсменами школы. Воспитывать чувство гордости за свою школу.

13

Счастье в семье – это когда…

Конкурс сочинений

14

Зачем все время учиться?

Беседа

Литература, используемая педагогом:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001
  2. Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Издательский дом Московия, Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009
  3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
  4. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. М.: Просвещение, 2011
  5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
  6.  Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
  7. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
  8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
  9. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьнико
    [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
  10. Конспекты к урокам написаны на основе учебного пособия для 6 класса по психологии под редакцией Дубровиной И.В.
  11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
  12.  Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
  13. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
  14.  Поленова Т.П. Школа эффективного общения: коммуникативные техники, которые всегда работают. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
  15. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
  16.  Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
  17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. М., «Генезис», 20000
  18. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2002
  19. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006
  20. Хромова С.А. Игровые уроки общения.М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007
  21. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...