Социально – трудовая реабилитация проживающих в интернатных условиях психоневрологического профиля (творческий отчет)
материал на тему

Кучерявенко Светлана Алексеевна

Творческий отчет по социально трудовой реабилитации проживающих в интернате

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ca.kucheryavenko_otchet.docx63.2 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Инвалидами принято считать людей с хроническими дефектами трудоспособности. В условиях психоневрологического профиля наблюдаются заболевания, приведшие личность к потере трудоспособности. В данном случае затрагиваются обширные функции организма: глубокая умственная отсталость, сопутствующая с физическими недугами. Наш контингент проживающих характеризуется способностью частично участвовать в общественной жизни учреждения (досуговой, кружковой работе, трудовой деятельности).

Реабилитация – это процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть частичную компенсацию утраченных функций физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Медицинская реабилитация – процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта либо перенесенных болезней или травм. И.М. Скитяева под реабилитацией понимает процесс, цель которого – предупредить развитие инвалидности в период лечения заболевания и помочь инвалидам в достижении частичной физической, психической, социальной и экономической полноценности в рамках существующего заболевания или телесного недуга.         

        Педагогическая реабилитация – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы инвалид овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил частичную компенсацию утраченных функций. По отношению к взрослым проводятся мероприятия, предусматривающие их подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие также уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в их жизнедеятельности.

По специфике в нашем учреждении оказывается помощь, направленная на медицинскую, социально – трудовую реабилитацию.

Социально – трудовая реабилитация позволяет адаптировать индивида к изменившимся в результате заболевания условиям его личной и общественной жизни, предотвратить социальную изоляцию и связанные с ней формы девиантного поведения. Социально – трудовая реабилитация – это система мероприятий, обеспечивающая улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для участия в жизни учреждения закрытого типа. В случае длительного пребывания человека в условиях медицинского учреждения социально – трудовая адаптация означает ресоциализацию личности, восстановление контактов с окружающими людьми, формирование социальной позиции. Программа нашего учреждения «Мы – за здоровый образ жизни»  направлена на помощь в социально – бытовой адаптации, предполагающей оснащение техническими средствами ориентировки в пространстве (владение информационно – коммуникационными технологиями, средствами ТСО, целенаправленная организация на культурно – общественную, трудовую деятельность), на психологическую помощь инвалидам (организация занятий у психолога, мероприятия в области психотерапии, психокоррекции и консультирования). Таким образом, в интернатах психоневрологического профиля социально – трудовая реабилитация представляет как процесс частичной компенсации утраченных функций проживающих, включающая субъективные взаимоотношения забот психолога, воспитателей, социальных работников:

1. Психолог опирается на сохраненные сенсорные и моторные функции и задействует компенсаторные механизмы и возможности индивида.

2. Воспитатель опирается на возможности и сохраненные способности индивида, когда организм человека воспринимается как соматопсихологическое единство, учитываются целостная реакция личности на окружающее воздействие.

3. Социальный работник опирается на потребности, нужды индивида, его интересы.

Следовательно, социально – трудовая реабилитация призвана помочь индивидууму найти или построить новые жизненные смыслы и раскрыть возможности и перспективы их реализации.

В своей работе я раскрываю решение задач реабилитационного процесса по созданию равновесия между окружающей средой и повышением уровня адаптивности личности к ней. В результате планирования данной реабилитационной работы выстраиваю совместную деятельность, по трем основным направлениям:

  • Трудовое
  • Дополнительное образование
  • Досуг

Как показывает практика, использование эффективных форм и методов работы в воспитательном процессе способствует разработке различных мероприятий, видов творческой и трудовой деятельностей, в результате которых и происходит частичная компенсация утраченных функций проживающего (см. приложение 6).

В процессе социально – трудовой и психологической реабилитации я предлагаю использовать следующие методы: трудотерапия, игротерапия, техники ауторелаксации, методы снятия симптомов посттравматических стрессовых расстройств (игры – упражнения на релаксацию, музыкальные минутки). Искусство воспитателя, занимающегося реабилитацией, состоит в том, чтобы построить для каждого проживающего индивидуализированную, с учетом особенностей его дефекта программу действий (по возможностям и по интересам) (см. приложение 3), предвидеть возможные варианты компенсации, спроектировать процесс восстановления через подбор последовательно усложняющихся целенаправленных действий, спрогнозировать ситуацию успеха, которая позволит личности стать частично адаптированной в условиях интерната и для дееспособных в окружающем социуме (самообслуживание, развитие творческих способностей, привлечение к труду).

         При исследовании данного предмета (социально – трудовой реабилитации) выяснила, что специалисты многих отраслей научного знания – психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. Так по информационным данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 числа жителей нашей планеты.

         Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке, при этом важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи – на что и направлена деятельность нашего учреждения.

         Актуальность: инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально – экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В настоящее время численность инвалидов нашей страны приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит «инвалидизация всей страны», во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах и через участников боевых действий (информация СМИ). Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов – проблема приспособленности инвалидов к интернатным условиям закрытого типа, что и объясняется востребованностью социально – реабилитационных услуг.

Цель моей работы: выявление характерных условий для социально – трудовой адаптации проживающего психоневрологического профиля.

Задачи работы:

  1. Выявить виды социально – трудовой реабилитации проживающих.
  2. Найти способы воздействия на эмоциональную сферу проживающего как действенное средство реабилитации инвалида.
  3. Апробировать виды социальных услуг, формирующие культуру проживающего.

Практическая значимость работы предполагает вовлечение проживающего в общественную жизнедеятельность интерната как эффективное средство социальной адаптации инвалида.

Сущность, понятие, основные виды социально – трудовой реабилитации (социальных услуг) инвалидов

         В последние годы в реабилитацию введено понятие «качество жизни», связанное со здоровье. При этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации инвалидов, предоставлении социальных услуг. Задача нашего учреждения – создание комфортных условий для реализации социально – трудовой реабилитации инвалида.

         Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем введения в культурное пространство учреждения. Перед воспитателем встает проблема – как в данных условиях возможно организовать жизнедеятельность проживающего таким образом, чтобы исключить влияние на нее существующего анатомического и физиологического дефекта. И такая деятельность найдена! Организация досуговой, социально – трудовой реабилитации, цель которой переключить инвалида на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его интересов и потребностей.

Применение таких реабилитационных мероприятий включает определенную программу действий, направленную на частичную компенсацию утраченных функций интеллектуально – мнестической сферы, речевой, психомоторной, мотивирующие общение и возможность активного  трудового участия проживающего в реабилитационном процессе.

        По моему мнению, реабилитационный процесс должен осуществляться с вовлечения в активную деятельность (кружковую, досуговую, трудовую).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.11. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) и национальными стандартами Российской Федерации: ГОСТ Р 52143-2003, ГОСТ Р 52876-2007, ГОСТ Р 53059-2008, ГОСТ Р 53349-2009, ГОСТ Р 53872-2010, ГОСТ Р 53874-2010, услуги по СР инвалидов включают в себя:

  • услуги по социально – средовой реабилитации;
  • услуги по социально – педагогической реабилитации;
  • услуги по социально – психологической реабилитации;
  • услуги по социокультурной реабилитации;
  • услуги по социально – бытовой адаптации;
  • физкультурно – оздоровительные мероприятия и спорт.

В нашем учреждении инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя данные основные аспекты.

Рассмотрим социально – средовой подход.

Услуги по социально – средовой реабилитации включают в себя:

 1. Обучение персональной сохранности, которое включает овладение мерами безопасности, знаниями и умениями в таких видах деятельности, как пользование электроприборами, туалетом, ванной, транспортом, переходами на улице, пользование уличной инфраструктурой.

 2. Обучение социальным навыкам и социальной независимости (дееспособные), которое включает освоение инвалидами социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения, их корректировка при освоении различных форм социального взаимодействия, освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, пользоваться транспортом, в том числе «социальным такси», посещать магазины, предприятия бытового обслуживания (бытовая техника), распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в коллективной общественной деятельности учрекждения.

 3. Обучение пользованию техническими (информационно – коммуникационными) средствами коммуникации.

4. Информирование, консультирование по различным интересующим вопросам.

        Таким образом, социально – средовой подход включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (личное пространство, коллектив проживающих, коллектив сотрудников и т.д.), макросоциальным окружением (градообразующая (выход в город дееспособных) и информационная (информационно – компьютерные технологии) среды, социальные группы (дееспособные и недееспособные).

Исследование показало, что из 216 проживающих недееспособны – 129 человек и дееспособны – 87 человек. Таким образом, для эффективной организации инвалидов необходимо выяснить интересы, потребности, возможности каждого:

  • Двигательно – моторные показатели
  • Умственные показатели
  • Речевые показатели
  • Смешанные

При подходе к организации работы с проживающими, имеющие тяжелую форму инвалидности, для воспитателя, специалиста важно определить характерные особенности его развития. Исследование показало, что личность с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) имеет возможность выбора деятельности по своим физическим и интеллектуальным показателям. Для нашего учреждения характерны:

  • Физические нарушения – 7,4 %
  • Интеллектуальные нарушения – 100 %

Следовательно, необходимо использовать специально разработанные методики разноплановой деятельности (см. приложение 1).

Психологический аспект.

         Психологический аспект отражает как личностно – психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально – психологическое восприятие окружающей действительности. В связи с малым жизненным опытом, работу необходимо построить посредством включения в общественную жизнь учреждения. Таким образом, психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности к окружающей среде, при разрыве привычного общения, при заострении характерологических особенностей. Все это ведет к возникновению эмоционально – волевым расстройствам, развитию депрессии, изменениям поведения. Педагог, работающий с данной категорией инвалидов, направляет свою деятельность на активные формы работы: творческую деятельность, трудовые задания, кружковые занятия и пр., учитывая «живые» эмоциональные проявления, сущностные характеристики.

2. Услуги по социально – педагогической реабилитации направлены на освоение инвалидами соответствующих адаптированных кружковых программ (см. приложение 3), знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия, и включают в себя:

  • Формирование мотивации к обучению.
  • Обучение социальному общению.
  • Обучение жизненным навыкам.
  • Коррекционная педагогическая помощь в эмоционально личностных, поведенческих проявлениях.
  • Обеспечение техническими средствами (компьютерной и др. техникой)
  • Обучение навыкам занятий физкультурой и спортом.
  • Обучение трудовым навыкам.

Я утверждаю, что при организации системной работы по оказанию социальных услуг происходит восстановление или развитие различных видов педагогической деятельности и поведения, психических функций и качеств, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в среде и коллективе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли. Так, на примере, организации тематических кружковых занятий решаются задачи по развитию творческих способностей, индивидуализации обучения, дифференцированного обучения, психо – эмоционального состояния.

3. Услуги по социокультурной реабилитации направлены на оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, необходимого уровня культурной компетенции, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и частичную интеграцию в коллектив за счет расширения рамок его независимости:

  • обучения навыкам проведения отдыха и досуга (прослушивание аудиозаписей, просмотр телепередач, чтение книг, получение информационных услуг через интернетсайты).

Педагогический аспект.

Социокультурная реабилитация предполагает развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения, формирование активной жизненной позиции (см. приложение 2). Основные задачи: восстановление социальных связей личности, нарушенных болезнью, восстановление способностей к общению, восстановление непосредственных социальных взаимосвязей. Организация досуговой деятельности дает большие возможности в работе с инвалидами для их адаптации к окружающему миру, развитию ощущения собственной значимости в жизни коллектива, активизации их творческого потенциала.

 1. Услуги по социально – бытовой адаптации направлены на приспособление и активное функционирование инвалида в быту, создание определенной бытовой среды жизнедеятельности, адаптированной для инвалида за счет обучения самообслуживанию, культурно – гигиеническим навыкам.

2. Обучение пользованию информационно – коммуникационными  средствами реабилитации (компьютерные технологии, ТСО) позволяют расширить знания, приобрести опыт владения техникой.

3. Оборудование жилых помещений специальными средствами и приспособлениями для осуществления активной бытовой деятельности без посторонней помощи в условиях безопасности и физического комфорта (иллюстративное оформление своей комнаты).

4. Физкультурно – оздоровительные мероприятия и спорт выполняют реабилитационную роль путем развития двигательных функций инвалидов, повышения их работоспособности, удовлетворения потребности в общении, восстановления психологического статуса, самореализации при занятии спортом за счет активного участия в спортивных мероприятиях.

5.Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения проживающего к обычному жизненному ритму. Как показывает практика, трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают проживающего от его болезненных переживаний. Значение трудовой активизации, сохранения их социальных контактов в ходе совместной деятельности так велико, что трудовая терапия как основной вид социальной помощи в медико – социальном учреждении.

Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах:

  • соблюдение прав человека и гражданина;
  • обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • преемственность всех видов социального обслуживания;
  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и социальных учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Следовательно, формирование общей культуры проживающего имеет глубоко социальное значение, направленное по законам бытия. Культура деятельности, своевременная организация деятельностных процессов предупреждает срывы в поведении. Правильная организация среды воспитывает у проживающих стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании общей культуры поведения (см. приложение 4). Таким образом, предоставление социальных услуг проживающим расширяет виды социальных отношений: формирует доброжелательные взаимоотношения, побуждает к положительным эмоциональным проявлениям, которые и служат предпосылкой развития социальных чувств и содействуют образованию устойчивых навыков и привычек. Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой проживающие усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий, содействует развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Мой опыт работы представляет вниманию коллег единство воспитания и выработанных стереотипов поведения, направленных на произвольное поведение посредством организации реабилитационной работы, как показатель личностных достижений в естественных стремлениях к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить общими интересами коллектива, переживаниями, традициями.

Формы и методы решения социально – трудовой адаптации инвалидов

Я выделяю следующие основные задачи в воспитательно – реабилитационном процессе:

  1. Организовать мероприятия социально – трудовой реабилитации инвалида, направленной на восстановление или компенсацию утерянных или нарушенных способностей к жизнеобеспечению и жизнедеятельности с целью повышения его социального статуса (круг интересов, уровень притязаний).
  2. Апробировать научно – методические, практические рекомендации по осуществлению реабилитации инвалидов, согласно адаптированным кружковым программам реабилитации.
  3. Организовать взаимодействие по оказанию педагогической помощи по организации и качественному проведению комплекса мероприятий социальной реабилитации инвалидов.

По моему мнению, решение данных задач осуществляется посредством формирования таких качеств у проживающих, которые способствуют овладению поведенческого репертуара, умению действовать в различных жизненных ситуациях, повышению социальной компетентности как способности находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением. В данном случае я рассматриваю ролевую игру как развитие анализа практической ситуации. Ролевая игра с успехом может использоваться при наличии поведенческих и межличностных проблем.

Например:

«Встреча». Игра относится к группе роста или взаимной поддержки или самопомощи. Цель игры – пробудить внутренние резервы, стремление к самоосознанию и межличностному развитию, к возможно полной реализации того потенциала, который заложен в каждом индивиде.

«Совместная деятельность». Важно, что в процессе совместной деятельности проживающие и педагог устанавливают более тесные контакты, поощряют друг друга к активности и взаимодействию, ненавязчиво корригируют поведение и приобретают новые навыки.

«Творчество». Игровая задача направлена на творческое самовыражение. Для проживающих с успехом можно использовать метод терапии творческим самовыражением, разработанный для инвалидов психотерапевтом М.Е. Бурно (1989). Метод направлен на обучение приемам целебного творческого самовыражения с осознанием ценности своей жизни.

Вывод: педагогу, организующий реабилитационный процесс с проживающими, необходимо помнить:

1. Социальная реабилитация инвалидов – представляет собой, в первую очередь, долговременный процесс, а потом уже – систему специфических мер. Данный процесс должен иметь привлекательные стороны для проживающих, основываться на принципе добровольности и на системе моральных и, в определенных случаях, материальных стимулов.

2. Границы реабилитации определяются, прежде всего, социально –психологической готовностью проживающего к изменениям и медико –социальными параметрами, характеризующими тяжесть его инвалидности. Соответственно, важно более раннее начало социально – психологических форм реабилитации в формах первичного консультирования.

3. Большое значение имеет формирование соответствующей социальной среды, в которой проживающий может получать первый опыт реабилитации и знакомиться с опытом других проживающих. Для этого необходима система реабилитации, в которой в равной степени присутствуют как индивидуальные, так и коллективные формы проведения реабилитационных мероприятий.

4. Необходимо активно развивать формы организации деятельности по социальной реабилитации инвалидов в реальных интернатных условиях с целью обеспечения частичной социальной интеграции инвалида в общество и коллектив.

5. Оценка результатов реабилитации должна быть интегральной и учитывать субъективное мнение проживающего о пользе проведенных мероприятий.

6. При разработке адаптированных кружковых программ реабилитации проживающего важно учитывать особенности социокультурного статуса проживающего, а зачастую и национальные особенности индивида.

Приобщение проживающего к труду, трудовым действиям

Труд  это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Труд в медико – социальном учреждении – важный фактор показания по жизнеобеспечению проживающего. Считается важным и необходимым вводить труд по самообслуживанию, ручной труд с различными материалами, работа на территории учреждения (озеленение территории, уборка территории).

Мною определены ведущие задачи:

        - научить трудиться с радостью;

        - приучить работать качественно, доводить начатое до конца.

Своеобразие труда проживающего заключается в:

  1. Труд инвалида не создает общественно значимые материальные ценности.
  2. Труд инвалида носит воспитательный характер.
  3. Труд инвалида удовлетворяет потребность в самоутверждении (быть нужным, замеченным, занятым), в познании собственных возможностей, сближает его с взрослыми.
  4. Труд инвалида близок к труду рабочего (оказание помощи в уборке помещений, территории)
  5. В процессе труда проживающие приобретают трудовые (но не профессиональные) навыки и умения. Навыки, помогающие проживающему становиться самостоятельными (но под косвенным вниманием взрослого).
  6. Труд проживающего не имеет настоящего материального вознаграждения.
  7. Труд проживающего носит ситуативный необязательный характер.
  8. Все компоненты трудовой деятельности проживающих находятся в частичной стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Для реализации трудовых действий, я выделяю три группы задач:

  1. Помощь проживающему в овладении трудовой деятельностью:

 - овладение трудовыми навыками и умениями.

 - овладение структурной деятельностью

2. Развитие личности проживающего в труде:

 - развитие свойств, нравственно – волевых, эмоциональных качеств личности индивида;

 - формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;

         3. воспитание отношения к труду – заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям труда.

Занятия различными видами продуктивной «рукотворной» деятельности (поделки из пластилина, бумаги, природного материала, биокерамики и пр.), адаптивные кружковые программы воспитания и обучения чаще всего связывают с художественно – эстетическим развитием проживающих (см. приложение 4, 5).

       Их ценность традиционно аргументируется развитием у проживающих моторики, координации, усидчивости, аккуратности, самоконтроля, умения доводить порученное дело до конца.

       Очевидно, что с эстетической точки зрения работы проживающих могут представлять и эстетический интерес. Именно поэтому все чаще в последнее время, непосредственная совместная трудовая деятельность на кружковых занятиях по ручному труду в социальных учреждениях приобретает новую деятельностную окраску. Изделия декоративно – прикладного искусства играют огромное значение для частичной компенсации утраченных функций проживающего, его ручной умелости.

По моему мнению, ручной труд крайне полезное для проживающего занятие, в условиях которого формируется, как было сказано выше, общая умелость руки, в том числе мелкая моторика – важный показатель физического и нервно – психического развития. Кроме того, при выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте проживающий, тем скорее он будет оперировать уже не предметами, а их образами, воплощая в продукт деятельности.

     Я утверждаю, что особая значимость продуктивных ручных действий у проживающих состоит в формировании внутренних компонентов: потребность в самореализации, самовыражении, автономии и инициативе в самостоятельной деятельности (деятельности целенаправленной, результатом которой становится продукт, представляющий собой эстетическую ценность). Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как чувство созидания. Зачастую решение достичь успеха увы приходит не к каждому!

Недостатки в развитии пространственно – моторной координации в системе «глаз-рука» (от чего страдает двигательная саморегуляция), внимания, умения регулировать и контролировать свою деятельность приводят к решению педагогических задач, что и определяет частичную компенсацию утраченных функций проживающих. Мои исследования показали, что результаты приобщения проживающих к нетрадиционным видам художественно – творческой деятельности несут в себе обеспечение усилий проживающего, что и находит отражение в получении качественного, привлекательного, а, следовательно, ценного в глазах окружающих продукта.

Практика показала, что все задачи, традиционно связываемые с кружковыми занятиями ручным трудом, встроены в предлагаемую программную технологию и решаются по ходу. Развитие сенсорных эталонов формы, величины и цвета, связанные с тактильной чувствительностью, мелкой ручной моторикой, эстетическим вкусом, воспитанием аккуратности,  умением доводить начатое дело до конца – вот тот набор показателей, характеризующие совершенствование коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы (анализировать объект, условия работы, логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу, определять правильность действий и результаты, оценивать качество готовых изделий).

        Я предлагаю решать на таких занятиях задачи по формированию положительной мотивации к трудовой деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный для проживающего, так и посильный процесс изготовления. Методически это означает: все этапы работы должны быть настолько продуманы, подготовлены, чтобы у проживающих не возникали технические проблемы (см. приложение 5).

        В своей методической разработке по теме: «Использование творческих технологий в реабилитационном процессе» я рассмотрела технологию педагогического проектирования по разработке прикладных методик (народно – прикладное искусство), реализацию коррекционной системы по ее отдельным элементам. Предлагаемая мною технология включает апробирование предлагаемых либо самостоятельно выбранных образцов, шаблонов, включающие фотографии поделок в натуральную величину (использование мультимедийных технологий), инструкционную карту по изготовлению силуэтных изображений, что, в свою очередь, служит проживающему наглядной подсказкой в рабочем процессе, что и позволяет самостоятельно справиться с заданием.

Я утверждаю, что только через труд, в разных его видах, можно воспитывать и частично развить нравственные, эстетические, умственные способности проживающего. Все это подтолкнуло меня к выбору данной темы.

Моя адаптивная кружковая программа «Умные ручки» (см. приложение 3) направлена на развитие творческих способностей проживающих, то есть на процесс, который пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, что так необходимо для компенсации утраченных функций проживающего.

Таким образом, я нашла наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, возможностей инвалида, развития творческого подхода к своему труду – приобщение проживающих к продуктивной творческой деятельности – конечным продуктам, которые являются развитием ручной умелости.

У проживающих будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Проживающие получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств частичной самовыраженности в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Проживающие научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку педагога (хорошо, необходимо еще постараться);
  • различать способ и результат действия.

Проживающие получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Проживающие смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнера.

В результате кружковых занятий по предложенной адаптивной кружковой программе «Умные ручки» проживающие получат возможность частичной компенсации утраченных функций:

  • образного мышления, воображения, фантазии, технического мышления, творческих способностей;
  • знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • новых технологических приемов обработки различных материалов (пластилин, биокерамика, природный материал);
  • овладение новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • навыков трудовой деятельности в коллективе;
  • в оказании посильной помощи в дизайне и оформлении досуговой комнаты, комнаты для проживания;
  • общих навыков работы.

По своему содержанию труд проживающих я разделяю на четыре группы: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (рассмотрен выше).

Основной вид труда в социальных учреждениях – самообслуживание –труд, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры). Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп проживающих, характеризуется системностью, организованностью выполнения.

Хозяйственно – бытовой труд в социально – бытовой реабилитации имеет общественную направленность по поддержанию порядка в помещении, на территории учреждения. Характерными особенностями является наведение порядка на индивидуальном месте.

Труд в природе рассматривается как общественно значимый по уходу за растениями, озеленению территории и т. д., что способствует частичному решению задач нравственного, умственного и эстетического развития личности индивида.

Вовлечение проживающих в занятия ручного и художественного труда способствует удовлетворению эстетических потребностей индивида. В интернатных условиях психоневрологического профиля – это труд по изготовлению поделок из природного материала, биокерамики и пр., решение задач которых осуществляет развитие у проживающих фантазии, воображения, творческих способностей, развития мелкой мускулатуры рук, воспитание выдержки, умения доводить дело до конца, улучшение качества труда (аккуратное выполнение).

Исследования показали, что воспитание трудолюбия проявляется в потребности проживающего самостоятельно включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость от процесса, в умении преодолевать трудности и достигать цели. В результате у проживающих появляется интерес к труду, если он понимает необходимость работы. Необходимо выполнять некоторые требования к организации трудовой деятельности: она должна быть осмысленной, радостной, творческой, иметь конечный продукт. Таким образом, любой труд должен быть целесообразным, необходимым, понятным, интересным, выполняться с удовольствием; должен способствовать познанию окружающего мира, открывать простор для творчества, инициативы; должен быть посильным, доступным, хорошо организованным, дозированным по объему и во времени, соответствовать физическим показателям здоровья.

Моя работа подтверждает, при проведении любой формы трудовой деятельности педагог (творческой, трудовой) должен принимать личное участие, вовлекая проживающих в различные формы организации труда. Я рекомендую использовать в работе с проживающими разовые поручения (индивидуальные, небольшим группам), коллективный труд, организуемый педагогом.         Проживающие на подсознательном уровне привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений, овладевают способами доброжелательных взаимоотношений, учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий. Очень важно, чтобы поручения предоставляли возможность воспитывать у проживающего чувство ответственности (гордость за качественно выполненной работы). В общих интересах интерната используется такой вид труда как дежурство по комнате. Общий труд проживающих способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретенные трудовые навыки и умения – закрепляются, обучение новым – осуществляется индивидуально. Организация совместного труда предлагает совместное взаимодействие (коллективный труд) проживающих, зависимость каждого – от темпа, качества, работы других (договор о разделении труда проходит под непосредственным вниманием взрослого). Решаются такие нравственные задачи, как оказание помощи друг другу (в случае необходимости), переживание за качество общей, совместной работы).        

Таким образом, собственная трудовая деятельность проживающего является необходимым средством трудового воспитания в интернатных условиях психоневрологического профиля. Трудовая деятельность является одним из ведущих средств воспитания в медико – социальном учреждении. Проживающие добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых, окружающему миру.        

Заключение

Социально – трудовая реабилитация инвалидов представляет собой сложное социальное явление. Мои исследования подтверждают, что предоставление проживающим различных видов реабилитационных услуг способствуют частичной интеграции инвалидов в коллектив и общество, признания личности, его интересов и склонностей. Многообразие форм социального опыта реабилитации, выявило условия по решению проблем: выявление интереса, эмоционального удовлетворения, раскрытие сущностных характеристик.

Представленный авторский социально – трудовой опыт реабилитации инвалидов выявил важные аспекты предоставляемых социальных услуг: досуг, адаптивные кружковые занятия, трудовая деятельность (см. приложение 6). Поставленные задачи по достижению цели работы – выявление характерных условий для социально – трудовой адаптации проживающего психоневрологического профиля решались в логической последовательности, которая представлена мною через социально – средовой подход, психологический, педагогический аспекты.

Раскрыты продуктивные виды деятельности, формирующие общую культуру проживающего: самостоятельность, активность, организованность, умение включаться в работу, работать на успех.

В работе уделено значительное внимание предоставляемым социальным услугам, методике организации проживающего в его жизнедеятельности. По моему мнению, невозможно представить  социальную значимость реализации адаптивной кружковой программы «Умные ручки» по народно – прикладному творчеству без личностного соприкосновения к творческому процессу, без получения продукта деятельности. Рассмотрение видов социально – трудовой реабилитации проживающих (статус инвалида в творческом процессе, основные сферы жизнедеятельности человека – труд, творчество и быт) подтверждает об особенностях этих сфер жизнедеятельности для проживающих, о значимости в частичной компенсации утраченных функций, о понятии нужд инвалидов.

Практическое обоснование работы подтверждается в наработке практических предложений по совершенствованию социально – трудовой реабилитации проживающих. Полученные результаты свидетельствуют об успешном развитии социально – трудовой реабилитации инвалидов в данном учреждении, о дальнейшем расширении социально – трудовых услуг.

Список литературы

  1. Кумицкая, Т.М. Мастер – класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: организация и планирование работы [Текст]: метод. пособие / Авт. – сост. Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006. – 240 с.
  2. Мищенкова, Л.В. Игровые программы и праздники в начальной школе [Текст]: практ. пособие / Л.В.Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 160 с.: ил.
  3. Носкова, О. Г. Психология труда [Текст]: метод. пособие / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Изд-й центр «Академия», 2004. – 384 с.
  4. Слуцкая, Н.Б. Будет день – будет и праздник! Сценарии театрализованных праздников, развлекательных программ и тематических концертов [Текст]: практ. пособие / Н.Б. Слуцкая. – Ростов н/Д.: «Феликс», 2006. – 256 с.
  5. Цветова, Н. Праздничный марафон, или как организовать незабываемый праздник [Текст]: практ. пособие / Н. Цветова. – Ростов н/Д.: «Феликс», 2007. – 416 с.

Интернетресурсы:

  1. Центр социальной реабилитации инвалидов. // http://www.adm.nso.ru/social/strijak.htm
  2. Энциклопедия психологии. С.Берент:

[http://www.sexualdysfunction.ru/825.html]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Особенности реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната."

Презентация на тему: "Особенности реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната."...

Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"

 В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...

Социально – трудовая реабилитация проживающих в интернатных условиях психоневрологического профиля (творческий отчет)

Опыт работы знакомит педагогов, социальных работников, специалистов с организацией работы по социально – трудовой реабилитации проживающих – система мероприятий, обеспечивающая улучшение уровня жизни ...

«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».

Деятельность социального педагога с педагогически   запущенными  детьми,  их педагогическая реабилитация....

Примерные карты контроля уровня сформированности трудовых навыков сборочных работ реабилитантов Центра социальной и трудовой реабилитации ДДИ №1

В процессе трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными умственными способностями и возможностями здоровья в учебно -производственной сборочной мастерской  важно проводить контроль над...

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...