Презентация "Здоровьесберегающие технологии в практике"
презентация к уроку на тему

Панова Анжела Михайловна

 

 В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях в практике начальной школы. 

Здоровье человека зависит :

на 50% - от образа жизни

на 25% - от состояния окружающей среды

на 15% - от наследственной программы

на 10% - от возможностей медицины.

 

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

 

1.Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся


2. Принцип не нанесения вреда

3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном,          психическом

4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания

5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся

6. Принцип отсроченного результата

7. Принцип активной обратной связи

 

 Показана модель здоровьесберегающей системы, которая состоит из блоков-направлений.

 

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры:

v Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья
vОрганизация питания.

 

vПсихолого-логопедическая служба
v  Социально-правовая служба

2. Рациональная организация учебного процесса.

-Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:

-Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся 

 

3. Медико-гигиенические технологии:

Контроль и помощь в обеспечении

надлежащих гигиенических условий

в соответствии с регламентациями СанПиНов.

Проведение прививок.

 

4. Физкультурно-оздоровительные технологии:

Направлены на физическое развитие занимающихся:

закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты,

гибкости.

 

5. Экологические здоровьесберегающие технологии:

Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.

Обустройство пришкольной территории.

Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.

 

6. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса Окружающий мир и вопросов касающихся ОБЖ.

7. Стимулирующие технологии:
Эти приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.
Физические нагрузки.
Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.

8. Информационно-обучающие технологии:
Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких.
Проведение тематических классных часов.
Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.
Оформление тематических стендов на тему здоровья.

9. Мониторинг.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

Задачи мониторинга:
Описание здоровьесберегающей деятельности.
Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.
Оценка эффективности использования
здоровьесберегающих педагогических технологий.
Создание и распространение эффективных моделей здоровья.
Оценка адаптационных возможностей детского
организма и физического состояния.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости. 

       С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляется по следующим показателям:
1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:
1) состояние здоровья школьников;
2) пропуски уроков по болезни;
3) уровень тревожности;
4) охват горячим питанием;
5) занятия в спортивных секциях;
6) уровень адаптации и мотивации учащихся;
7) результаты обученности.

2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:
1) состояние здоровья педагогов;
2) применение новых технологий;
3) диагностика затруднений;
4) уровень невротизации.

  Требования к проведению физкультминуток

 

•Комплексы подбираются в зависимости от   вида урока, его содержания.
•Упражнения должны быть разнообразны, так   как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
•Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
•Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
•Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. 
Виды физкультминуток
•Упражнения для снятия общего или локального утомления.
•Упражнения для кистей рук.
•Гимнастика для глаз.
•Гимнастика для слуха.
•Упражнения корректирующие осанку.
•Дыхательная гимнастика

 

•Раз, два, три, четыре, пять!
•Начал заинька скакать.
•Прыгать заинька горазд,
•Он подпрыгнул десять раз.
•Лучик котика коснулся
•Котик сладко потянулся.
 

 

•проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять своё и ценить чужое здоровье. 

Достигнутые результаты:

Создание активной здоровьесберегающей инфраструктуры школы, способствующей сохранению здоровья и формированию мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.

Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении и использовании
здоровьесберегающих технологий.

Снижение уровня заболеваемости среди детей и подростков.

Создание благоприятного морально-психологического климата в школе, реализация принципов педагогики сотрудничества.
улучшение организации питания учащихся;

повышение уровня материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Результативность 

 

•Результаты валео-педагогического мониторинга показали наличие:
•- позитивной динамики в учебе;
•- повышение уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
•- ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
•- улучшение показателей эмоционального комфорта и функционального состояния;
•- возрастание самооценки психического благополучия (самочувствие, активность, настроение), уверенности в себе;
•- динамики развития волевых качеств, что поднимает результативность любой деятельности, в том числе образовательной. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №620 Центрального района Санкт-Петербурга «РОСТОК» Здоровьесберегающие технологии в практике начальной школы. Панова А.М., социальный педагог

Слайд 2

Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» А. В. Сухомлинский Здоровье человека зависит : на 50% - от образа жизни на 25% - от состояния окружающей среды на 15% - от наследственной программы на 10% - от возможностей медицины.

Слайд 3

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим . В законе РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Слайд 4

Нормативно-правовая база -Конституция Российской Федерации - Закон РФ «Об образовании» - Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года - Конвенция о правах ребенка - Закон РФ о правах ребенка - ФЗ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» - ФЗ №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - Типовое положение об образовательном учреждении - Требования СанПина - Локальные акты ГБОУ № 620 «Росток»

Слайд 5

Здоровье учащихся: Физическое Психическое Социальное Реализация ФГОС Сотрудничество с Поликлиникой (медосмотры, профосмотры ) Выполнение правил СанПиНа Библиотека, ППМСЦ «Развитие», Водоканал, ДДТЮ «Преображенский» Допобразование (секции, кружки, спецкурсы) Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений Работа с родителями Работа в социуме Диагностика и мониторинг здоровья школьников Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий Профилактика вредных привычек Модель здоровьесберегающей деятельности ГБОУ № 620 «Росток» Центрального р-на Санкт Петербурга

Слайд 6

Принципы здоровьесберегающей деятельности: Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся 2. Принцип не нанесения вреда 3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом 4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания 5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся 6. Принцип отсроченного результата 7. Принцип активной обратной связи

Слайд 7

Динамика соматического здоровья школьников

Слайд 8

Ответственность за создание физического, психологического, социального здоровья учащихся:

Слайд 9

Работоспособность в течение учебного дня 1- 4 классы

Слайд 10

Работоспособность в течение рабочей недели 1-4 классы

Слайд 11

Модель здоровьесберегающей системы состоит из блоков-направлений. 1 . Создание здоровьесберегающей инфраструктуры: Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья Организация питания. Психолого-логопедическая служба Социально-правовая служба Медицинский кабинет оснащен необходимым современным оборудованием. В школе организованно 3 – х разовое питание: Завтрак, обед, полдник

Слайд 12

Модель здоровьесберегающей системы состоит из блоков-направлений. 2 . Рациональная организация учебного процесса. - Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление: -Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся

Слайд 13

-Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы -Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии) 3. Медико-гигиенические технологии: Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Проведение прививок. 4. Физкультурно-оздоровительные технологии: Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости. Модель здоровьесберегающей системы состоит из блоков-направлений.

Слайд 14

5. Экологические здоровьесберегающие технологии: Создание природосообразных , экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. Обустройство пришкольной территории. Аэрофитомодуль : зеленые растения в классах. 6. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса Окружающий мир и вопросов касающихся ОБЖ . Модель здоровьесберегающей системы состоит из блоков-направлений.

Слайд 15

7. Стимулирующие технологии: Эти приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Физические нагрузки. Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением. 8. Информационно-обучающие технологии: Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких. Проведение тематических классных часов. Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья. Оформление тематических стендов на тему здоровья. Модель здоровьесберегающей системы состоит из блоков-направлений.

Слайд 16

9. Мониторинг. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе. Задачи мониторинга: Описание здоровьесберегающей деятельности. Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье. Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Создание и распространение эффективных моделей здоровья. Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния. Модель здоровьесберегающей системы состоит из блоков-направлений.

Слайд 17

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости. С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляется по следующим показателям: 1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость: 1) состояние здоровья школьников; 2) пропуски уроков по болезни; 3) уровень тревожности; 4) охват горячим питанием; 5) занятия в спортивных секциях; 6) уровень адаптации и мотивации учащихся; 7) результаты обученности. 2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности: 1) состояние здоровья педагогов; 2) применение новых технологий; 3) диагностика затруднений; 4) уровень невротизации.

Слайд 18

Схема взаимодействия с организациями МО «Смольнинское» «Литейный округ» Администрация района и ГБОУ, сотрудники ГБОУ ГБОУ ДОД ДДТ «Преображенский», Фонтанка, 32 ДЭЦ «Водоканал» ППМСЦ «Развитие» Детский коллектив Центр информационных технологий и атомной энергетики Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Музеи и театры Санкт - Петербурга

Слайд 19

3доровьесберегающие образовательные технологии в урочной и во внеурочной работе школы

Слайд 21

Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Слайд 22

Виды физкультминуток Упражнения для снятия общего или локального утомления. Упражнения для кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика для слуха. Упражнения корректирующие осанку. Дыхательная гимнастика Раз , два, три, четыре, пять! Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз. Лучик котика коснулся Котик сладко потянулся.

Слайд 23

проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

Слайд 24

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять своё и ценить чужое здоровье.

Слайд 25

Достигнутые результаты: Создание активной здоровьесберегающей инфраструктуры школы, способствующей сохранению здоровья и формированию мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении и использовании здоровьесберегающих технологий. Снижение уровня заболеваемости среди детей и подростков. Создание благоприятного морально-психологического климата в школе, реализация принципов педагогики сотрудничества. улучшение организации питания учащихся; повышение уровня материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Слайд 26

Результативность Результаты валео -педагогического мониторинга показали наличие: - позитивной динамики в учебе; - повышение уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни; - ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни; - улучшение показателей эмоционального комфорта и функционального состояния; - возрастание самооценки психического благополучия (самочувствие, активность, настроение), уверенности в себе; - динамики развития волевых качеств, что поднимает результативность любой деятельности, в том числе образовательной.

Слайд 27

Ресурсы и литература: Фото из школьного архива ГБОУ № 620 «Росток» Абоскалова Н.П. Здоровью надо учить/ Методическое пособие для учителей. Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с . « Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г . Ковалько В.И. « Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 кл ассы.».,Москва , Издательство «Вако»,2005 г.2. 2. Смирнов Н.К. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с. Смирнов Н.К. Здоровьеобразовательные технологии в работе учителя школы. – М., 2005. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2006. №30. С.15-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя истории и обществознания. Из опыта работы

Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской шк...

Творческая мастерская "Современная педагогическая технология в практике обучения математике"

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как пр...

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Применение педагогами доп.образования здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях...

Игровые технологии в практику учителя

СОвременные педагогические технологии...