Психолого-педагогическая поддержка семьи с детьми с ограниченными возможностями.
статья на тему

Мосягина Наталья Ивановна

Работа с семьей ребенка-инвалида – одно из важных направлений работы школы с семьями обучающихся. Она помогает решать цели и задачи социализации и адаптации детей в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_invalidam_s_kartinkami.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая поддержка семьи с

детьми с ограниченными возможностями.

                     Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношениях между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи.

                 Семьи с такими детьми переживают страх, неуверенность, пессимистические взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Чтобы выйти из психотравмирующей ситуации, семье , имеющей ребенка-инвалида, необходима специальная помощь специалистов, поддержка окружающих. Включение семьи в поле взаимодействие с социумом – основной стабилизирующий фактор. Если ребенок обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, дефектологом, логопедом, детским коллективом.

                  В нашей школе обучается 31 учащейся с ограниченными физическими возможностями. Психолого-педагогическое сопровождение семей осуществляется в течение всего периода обучения детей. Все семьи состоят на учете с целью оказания психолого-педагогической поддержки в первую очередь. Сотрудничество с родителями детей-инвалидов требует от педагогов особого внимания, доброжелательного отношения, уважения к их мнению.

                 Одной их форм взаимодействия школы и семьи является индивидуальная дифференцированная работа с каждым родителем. Через беседы с родителями, изучение специфики семьи, наблюдение за общением родителей с детьми в школе намечаются психолого-педагогические рекомендации в разрешении проблемных ситуаций.

                 Беседа педагога с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью. Цель беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Материал для бесед педагогу дают наблюдения за ребенком во время учебного процесса, на перемене: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к одноклассникам, педагогам и их требованиям; отношение к деятельности. Беседы могут возникать как по инициативе  родителей,  так и педагогов: учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога, педагога-дефектолога, логопеда.

                 Групповые родительские беседы, семинары организовываются для повышения педагогической культуры родителей. Тематика разнообразная:

- « Правовые основы общего образования  и социальной защиты детей с отклонениями в развитии»;

- « Как помочь ребенку в период адаптации к школе»;

- « Психология ребенка с нарушением зрения»;

- « Методы коррекции девиантного поведения ребенка-инвалида».

Во время бесед происходит обмен опытом семейного воспитания, составление рекомендаций по взаимоотношению с ребенком взрослых членов семьи.

               

Работа с семьей ребенка-инвалида – одно из важных направлений работы школы с семьями обучающихся. Она помогает решать цели и задачи социализации и адаптации детей в обществе. Взаимодействуя с педагогами школы родители пополняют свои психолого-педагогические знания, меняют свои взгляды на воспитание детей, гармонизируют их душевное состояние.

                                                                                             

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся девятых классов с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к сдаче экзаменов.

1.Название Программа психолого-педагогического сопровождения  учащихся девятых классов с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к сдаче экзаменов. 2.АктуальностьНа сегодняш...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....