Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся девятых классов с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к сдаче экзаменов.
рабочая программа по психологии (9 класс)
1.Название
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся девятых классов с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к сдаче экзаменов.
2.Актуальность
На сегодняшний день актуальной проблемой в системе школьного образования является формирование психологической готовности обучающихся к прохождению ГИА. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в процессе подготовки и непосредственного прохождения ГИА , у обучающихся возникают определенные психологические трудности (низкий уровень развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, недостаточный объем произвольной слуховой и зрительной памяти недостаточная сформированность процесса установления причинно-следственных связей), которые могут повлиять на результаты экзаменов и, следовательно, на успешную реализацию жизненных планов.
Особую категорию обучающихся составляют дети с ОВЗ. Такие обучающиеся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы. В период подготовки к ГИА школьники испытывают колоссальную интеллектуальную и психологическую нагрузку, испытывают страх перед экзаменами. Это ведет к росту психосоматических проявлений (бессонница, головные боли, расстройство ЖКТ), обострению хронических заболеваний на фоне стресса, что сказывается на стрессоустойчивости. Недостатки здоровья детей с ОВЗ уменьшают стрессоустойчивость, часто ограничивают продуктивность совладающего поведения. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в особом внимании, отношении, подходе, создании специальных условий. В связи с этим возникает необходимость в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в период подготовки к экзаменам в формате ГИА.
3.Адресат
Программа рассчитана на подростков, учащихся 9-ых классов, с ограниченными возможностями здоровья.
4. Концептуальные компоненты структуры
4.1.Целевое назначение программы
Цель:
Формирование психологической готовности школьников к сдаче экзаменов.
Задачи:
- Формирование или расширение представлений об экзамене в формате ГИА
- Осознание и проработка собственных тревог и страхов, вызываемых ситуацией экзаменов.
- Развитие эффективных стратегий учебной работы при подготовке к экзамену.
- Формирование конструктивных способов совладания с экзаменационным стрессом.
Ожидаемые результаты :
- Сформированность представлений об экзамене в формате ГИА
- Снижение тревожности до уровня мобилизационной готовности
- Осознание конструктивных и неконструктивных способов учебной работы при подготовке к экзаменам
- Развитие стрессоустойчивости
- Содержательная характеристика программы
Структура программы
- Коррекционно-развивающая программа психолога с классом
- Практикум на уроках (совместно с педагогом)
- Индивидуально-ориентированное сопровождение
- группы риска
-ожидаемые темы консультаций
-тренинги
- Методическая поддержка педагогов
-семинары
-консультации
- Психологическое просвещение родителей
-ожидаемые темы консультаций
-родительские собрания
6. Календарно - тематическое планирование занятий педагога-психолога с учащимися девятых классов
№
| кол час | Тема | Коррекционная работа | |
1 | 1 | «Экзамен: эпизод первый». | Осознание собственных представлений об экзамене и оптимизация отношения к нему.
| |
2 | 3 | «Разложение на множители». | Развитие эффективных стратегий учебной работы при подготовке к экзамену | |
3 | 1 | «Я не трус, но я боюсь». | Осознание и проработка собственных тревог и страхов, вызываемых ситуацией экзамена.
| |
4 | 1 | «Готовность номер один». | Сведение к минимуму неэффективных стратегий поведения во время прохождения экзаменов. Активная апробация новых ролей и способов поведения. | |
5 | 2 | «Экзамен для чайников». | Выработка копинг-стратегии.
|
7.Содержание программы
Тема 1. «Экзамен: эпизод первый».
Упражнение: «Приветствие»
Упражнение: «Пустой стул: момент истины»
Завершение занятия. Упражнение : «Метафора дня»
Тема 2. «Разложение на множители» («Экзамен и я», «Экзамен и стресс», «Экзамен? – без проблем»)
2.1.
Упражнение : «Кто я»
Упражнение «Ролевой репертуар выпускника»
Упражнение «Изменись, не изменяя себе»
2.2
Упражнение «Ассоциация»
Упражнение «Метаморфозы»
Упражнение «Преодоление»
2.3
Беседа
Упражнение: «Ключи»
Упражнение: «Этапы ГИА»
Упражнение: «Жизнь выпускника до, во время и после экзаменов»
Завершение занятия. Упражнение: «Картина дня»
Тема 3. «Я не трус, но я боюсь»
Упражнение «Я не трус, но я боюсь»
Упражнение «В ночь перед экзаменом»
Упражнение «Поединок со страхом»
Упражнение «Вот это встреча!»
Тема 4. «Готовность номер один»
Упражнение «Путь к успеху»
Упражнение «Ролевой тренинг»
Тема 5. «Экзамен для чайников»
5.1.
Упражнение «Тренинг-это маленькая жизнь»
5.2.
Упражнение «Рациональная организация»
8.Параметры результативности и диагностика
параметры психологической готовности | показатели | методики |
| Сформированность представлений об экзамене | Интервью анкетирование |
| планирование контроль | наблюдение анализ учебных работ экспертные оценки педагогами |
| Уровень тревожности | Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний”( на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына)
|
9. Используемые методы: ролевой тренинг.
Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение. Количество участников: 5-15 человек.
Продолжительность занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Список литературы для психолога:
1. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. «Правильный» набор. Правила в групповой психологической работе с детьми и подростками. – М.: Генезис, 2009;
2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. / Пер. с анг. – М., Независимая фирма «Класс», 1998;
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика./ Пер. с нем. – М., Прогресс, 1994;
4. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие: Пер. с нем. – 5-е изд., - М.: Генезис, 2005;
5. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М.: Генезис, 2004;
Списо к литературы для родителей, педагогов, учеников:
1.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Название
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся девятых классов с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к сдаче экзаменов.
2.Актуальность
На сегодняшний день актуальной проблемой в системе школьного образования является формирование психологической готовности обучающихся к прохождению ГИА. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в процессе подготовки и непосредственного прохождения ГИА , у обучающихся возникают определенные психологические трудности (низкий уровень развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, недостаточный объем произвольной слуховой и зрительной памяти недостаточная сформированность процесса установления причинно-следственных связей), которые могут повлиять на результаты экзаменов и, следовательно, на успешную реализацию жизненных планов.
Особую категорию обучающихся составляют дети с ОВЗ. Такие обучающиеся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы. В период подготовки к ГИА школьники испытывают колоссальную интеллектуальную и психологическую нагрузку, испытывают страх перед экзаменами. Это ведет к росту психосоматических проявлений (бессонница, головные боли, расстройство ЖКТ), обострению хронических заболеваний на фоне стресса, что сказывается на стрессоустойчивости. Недостатки здоровья детей с ОВЗ уменьшают стрессоустойчивость, часто ограничивают продуктивность совладающего поведения. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в особом внимании, отношении, подходе, создании специальных условий. В связи с этим возникает необходимость в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в период подготовки к экзаменам в формате ГИА.
3.Адресат
Программа рассчитана на подростков, учащихся 9-ых классов, с ограниченными возможностями здоровья.
4. Концептуальные компоненты структуры
4.1.Целевое назначение программы
Цель:
Формирование психологической готовности школьников к сдаче экзаменов.
Задачи:
- Формирование или расширение представлений об экзамене в формате ГИА
- Осознание и проработка собственных тревог и страхов, вызываемых ситуацией экзаменов.
- Развитие эффективных стратегий учебной работы при подготовке к экзамену.
- Формирование конструктивных способов совладания с экзаменационным стрессом.
Ожидаемые результаты :
- Сформированность представлений об экзамене в формате ГИА
- Снижение тревожности до уровня мобилизационной готовности
- Осознание конструктивных и неконструктивных способов учебной работы при подготовке к экзаменам
- Развитие стрессоустойчивости
- Содержательная характеристика программы
Структура программы
- Коррекционно-развивающая программа психолога с классом
- Практикум на уроках (совместно с педагогом)
- Индивидуально-ориентированное сопровождение
- группы риска
-ожидаемые темы консультаций
-тренинги
- Методическая поддержка педагогов
-семинары
-консультации
- Психологическое просвещение родителей
-ожидаемые темы консультаций
-родительские собрания
6. Календарно - тематическое планирование занятий педагога-психолога с учащимися девятых классов
№ | кол час | Тема | Коррекционная работа |
1 | 1 | «Экзамен: эпизод первый». | Осознание собственных представлений об экзамене и оптимизация отношения к нему. |
2 | 3 | «Разложение на множители». | Развитие эффективных стратегий учебной работы при подготовке к экзамену |
3 | 1 | «Я не трус, но я боюсь». | Осознание и проработка собственных тревог и страхов, вызываемых ситуацией экзамена. |
4 | 1 | «Готовность номер один». | Сведение к минимуму неэффективных стратегий поведения во время прохождения экзаменов. Активная апробация новых ролей и способов поведения. |
5 | 2 | «Экзамен для чайников». | Выработка копинг-стратегии. |
7.Содержание программы
Тема 1. «Экзамен: эпизод первый».
Упражнение: «Приветствие»
Упражнение: «Пустой стул: момент истины»
Завершение занятия. Упражнение : «Метафора дня»
Тема 2. «Разложение на множители» («Экзамен и я», «Экзамен и стресс», «Экзамен? – без проблем»)
2.1.
Упражнение : «Кто я»
Упражнение «Ролевой репертуар выпускника»
Упражнение «Изменись, не изменяя себе»
2.2
Упражнение «Ассоциация»
Упражнение «Метаморфозы»
Упражнение «Преодоление»
2.3
Беседа
Упражнение: «Ключи»
Упражнение: «Этапы ГИА»
Упражнение: «Жизнь выпускника до, во время и после экзаменов»
Завершение занятия. Упражнение: «Картина дня»
Тема 3. «Я не трус, но я боюсь»
Упражнение «Я не трус, но я боюсь»
Упражнение «В ночь перед экзаменом»
Упражнение «Поединок со страхом»
Упражнение «Вот это встреча!»
Тема 4. «Готовность номер один»
Упражнение «Путь к успеху»
Упражнение «Ролевой тренинг»
Тема 5. «Экзамен для чайников»
5.1.
Упражнение «Тренинг-это маленькая жизнь»
5.2.
Упражнение «Рациональная организация»
8.Параметры результативности и диагностика
параметры психологической готовности | показатели | методики |
| Сформированность представлений об экзамене | Интервью анкетирование |
| планирование контроль | наблюдение анализ учебных работ экспертные оценки педагогами |
| Уровень тревожности | Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний”( на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына) |
9. Используемые методы: ролевой тренинг.
Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение. Количество участников: 5-15 человек.
Продолжительность занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Список литературы для психолога:
1. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. «Правильный» набор. Правила в групповой психологической работе с детьми и подростками. – М.: Генезис, 2009;
2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. / Пер. с анг. – М., Независимая фирма «Класс», 1998;
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика./ Пер. с нем. – М., Прогресс, 1994;
4. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие: Пер. с нем. – 5-е изд., - М.: Генезис, 2005;
5. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М.: Генезис, 2004;
Списо к литературы для родителей, педагогов, учеников:
1.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...
Сценарий спортивно - игровой программы для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Твори добро».
Данный материал можно использовать во внеклассной работе в коррекционной школе для учащихся начальной школы....
Рабочая программа по географии предмет 6 класс с ограниченными возможностями здоровья С(К)КVIIвида
Адаптированная программа по географии 6 класс....
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...
Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...
«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...
Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....