папка по профилактике ПАВ
материал на тему

Гордий Оксана Владимировна

Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы риска употребления ПАВ

п/п

Группы факторов

Факторы риска

1

Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые

  1. Утрата или болезнь одного из родителей.
  2. Ссора со сверстниками и др.

2

Хронически действующие психотравмирующие ситуации

  1. Семейные конфликты.
  2. Школьная неуспеваемость и др.

3

Эмоциональная депривация

  1. Недостаток внимания, ухода со стороны родителей, заботы, ласки.
  2. Разлука с семьей и др.

4

Индивидуально-личностные факторы

  1. Личностные проблемы (отключиться от реальных проблем, одиночество, обретение уверенности в себе, улучшение настроения).
  2. Возрастные проблемы (кризовые периоды подросткового и раннего юношеского возраста).
  3. Групповая идентификация (желание вести себя как все,  средство подружиться).
  4. Предрасположенность к риску, склонность к саморазрушению.
  5. Трудности реализации интеллектуального потенциала
  6. Низкая толерантность к стрессу.
  7. Желание быть в центре внимания.
  8. Любопытство
  9. Психическое здоровье.
  10. Скептицизм к профилактическим мерам.
  11. Биологическая или генетическая предрасположенность.

5

Факторы социальной среды

  1. Социально-экономический статус семьи.
  2. Семейная депривация, социальное сиротство.
  3. Высокая степень доступности (низкие цены, множество точек продажи наркотиков).
  4. Снижение моральных устоев в обществе.
  5. Возможность получения быстрого дохода.
  6. Школьная дезадаптация.
  7. Излишняя или недостаточная родительская опека.
  8. Потребление ПАВ родителями, братьями и сестрами.
  9. Семейное попустительство на прием наркотиков (разрешение родителей).
  10. Низкий уровень информированности подростков и молодежи по вопросам злоупотребления ПАВ.
  11. Групповое давление со стороны сверстников на потребление ПАВ.
  12. Отсутствие скоординированной районной профилактической программы злоупотребления ПАВ в образовательной  среде.
  13. Слабая информированность этой проблемы среди родителей или лиц их заменяющих (опекунов, приемных родителей).
  14. Неприятие обществом.
  15. Недостаточность информации о медико-социальной и психологической помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
  16. Отсутствие межведомственного взаимодействия различных социальных институтов, занимающихся проблемами профилактики злоупотребления ПАВ.
  17. Отсутствие систематических образовательных курсов по расширению психологической и педагогической компетенции участников образовательного процесса и окружающего социума.

Мотивы и причины употребления ПАВ подростками и молодежью

  1. Протест против норм взрослого поведения.
  2. Протест против родительского отношения (ощущение иллюзорной свободы).
  3. Групповое самоопределение (пропуск в компанию, в группу, стремление найти место в группе).
  4. Групповое давление и подчинение ему.
  5. Самоутверждение в среде сверстников.
  6. Символ взрослости, мужества.
  7. Подражание лидерам.
  8. Любопытство и экспериментирование.
  9. Отсутствие учебной занятости.
  10. Мода.
  11.  Расслабление нервной системы (нервного напряжения).
  12. Погружение в мир фантазий и иллюзий (уход от трудностей реального мира).
  13. Снятие или снижение душевной и физической боли.
  14. Избавление от стресса.
  15. Улучшение настроения.
  16. Голод
  17. Нормализация сна.

Факторы защиты

        Не всегда нарушается равновесие психологических процессов у подростка под воздействием неблагоприятных факторов, им противостоят личностные и средовые механизмы адаптации (факторы защиты).

  1. Усиление активных действий региональной общественности.
  2. Поощрение формирования здорового образа жизни среди учащихся, родителей и педагогов.
  3. Развитие системы дополнительного образования (кружков, секций).
  4. Развитие сети игровых и спортивных площадок.
  5. Планирование и реализация мероприятий которые помогут подросткам и молодежи раскрыть наиболее полно свои физические, психологические и социальные возможности, а также будут способствовать повышению их самооценки.
  6. Создание широкой сети клубов общения для взрослых и детей, которые будут содействовать формированию хороших взаимоотношений в семье.
  7. Проведение в образовательных учреждениях тренингов по воспитанию толерантности, которые будут содействовать формированию доверительных и партнерских отношений между преподавателями и учениками, между самими учениками, а также между школой, семьей и местной общественностью; дадут ученикам знания и навыки, необходимые для принятия разумных решений, касающихся их психологического и физического здоровья.
  8. Разработка и реализация программ на местном уровне по повышению квалификации педагогов, социальных работников, общественности по вопросам первичной профилактики злоупотребления ПАВ.
  9. Выпуск печатной продукции о мотивах, причинах и последствиях злоупотребления ПАВ.
  10. Развитие волонтерского движения в подростковой и молодежной среде.

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

        В течение своего  незначительного жизненного опыта подросток попадает в ситуации повышенного риска, которые приводят к возникновению реакций дезадаптации, это так называемые “кризисные ситуации”:

        1. Отсутствие или утрата чувства безопасности (враждебная, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, негармоничная семья (распавшаяся или распадающаяся) и др.

        2. Беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в другую семью, направление в детское учреждение интернатного типа и др.).

        3. Школьные ситуации (невозможность соответствовать ожиданиям семьи - быть отличником, неприятие детским коллективом или педагогами, неспособность справиться с учебной нагрузкой и др.).

КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ

        Неразрешенные кризисные ситуации затянувшиеся во времени повергают ребенка в “кризисные состояния” которые проявляются в виде клинических реакций дезадаптации:

аффективная взрывчатость,страхи, уходы из дома, органически не отягощенное бродяжничество, агрессивность,аутоагрессивность, нарушение дисциплины и поведения,расстройства сна, психосоматические расстройства и др.), дающие мнимый выход в разрешении проблем личности подростка через прием ПАВ.



Предварительный просмотр:


АНКЕТА

для проверки знаний по проблеме наркомании

Методика - «интервью-выход».

Ответ помечается крестиком под одним из утверждений.

Утверждение-вопрос

Верно

Неверно

Не знаю

11

Легкие наркотики безвредны.

22

Наркомания – это преступление.

33

Наркотики повышают творческий потенциал.

44

Наркомания –это болезнь.

55

У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков.

66

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент

77

Наркомания излечима.

88

Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».

99

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

110

Наркоман может умереть от СПИДа

111

Зависимость от наркотиков формируется только после их  многократного употребления.

112

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

113

Наркоман может умереть от передозировки.

114

Продажа наркотиков не преследуется законом

115

Наркомания неизлечима.



Предварительный просмотр:

АССЕРТИВНОСТЬ

Если ты ведешь себя ассертивно: 

Просишь о том, чего хочешь, открыто, уверенно и непосредственно.

Хочешь, чтобы «победили» обе стороны, если это возможно.

Ты хотел бы, чтобы тебя любили, но не в ущерб твоим собственным правам.

Ты настроен к людям позитивно, и если тебе кто-то нравится, говоришь об этом прямо.

Всегда говоришь людям, когда тебе не нравится их поведение, но не «уничтожаешь» их.

Ясно выражаешь свои настоящие чувства.

Отдаешь себе отчет в своих чувствах, знаешь свои сильные и слабые стороны.

Тебя обычно любят, тебе симпатизирует большинство разумных людей.

Обычно ты достигаешь того, чего хочешь.

Ты доволен своим поведением и не испытываешь угрызений совести.

ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

 Умение решить, насколько ассертивность это правильная стратегия в данной ситуации.

Сначала необходимо подумать о:

  • ситуации – насколько эта ситуация тебя не устраивает или грозит нарушением твоих прав;

  • месте – лучше всего вести себя ассертивно в частных контактах. Однако, если твоим правам угрожают в присутствии людей, мнение которых для тебя важно, не бойся публично применить навыки ассертивного поведения;

  • времени – лучше всего вести себя ассертивно сразу же, как только проблема появилась. Однако необходимо принимать во внимание твое эмоциональное состояние и то, не находишься ли ты в данный момент под влиянием стресса. Помни, что решение проблемы и поиск необходимого компромисса требуют времени;

  • об отношениях с собеседником, – в каких отношениях ты находишься с собеседником?

Умение доверять самому себе и думать о себе позитивно.

Говори сам с собой позитивно 

Вместо:                                                           Говори:

Я не смогу сделать                                        Я не сделаю

Я должен сделать                                          Я решил сделать

Я обязан сделать                                            Я бы мог сделать

Будь вежливым и добрым с самим собой.

Довольствуйся постепенным движением вперед.

Не бери на себя нереальных обязательств, которые невозможно выполнить.

Награждай себя за достижение успехов. Вспоминай о своих победах и старайся не помнить поражений. Если вышла неудача, то не чувствуй за собой вины.

Проводи время с людьми, которые тебя понимают и любят, и не старайся заслужить дружбу и внимание тех, кто тебя не ценит.

Мысленно просматривай «фильмы» твоих успехов.

. Умение поддерживать контакт с другими людьми 

Выражай свои мысли ясно и точно.

Говори то, что ты думаешь, без лишних слов, не извиняясь и не оправдываясь, но не будь агрессивным.

В данный момент обсуждай только один вопрос.

Не обманывай людей и не уклоняйся от разговора, говори именно о том, что произошло. Не используй примеров из прошлого: каждый наверняка помнит что-то по-своему.

Употребляй утверждения от первого  лица, типа «Я».

Отвечай за собственное мнение, не пытаясь убедить, будто то, что ты думаешь, является мнением всех или мнением того, к кому ты обращаешься. Используй утверждения, а не вопросы.

Не описывай действительности за других, но и не позволяй им делать этого за себя.

Не пытайся говорить другим, что они чувствуют, думают, что им нужно, что они должны делать. Искренне радуйся, когда тебя оценили, с благодарностью принимай внимание и оценку окружающих.

Умение воспринимать критику.

Используй критику - критика может быть полезной.

Когда тебя критикуют, слушай внимательно и не отвергай критики сразу, также не начинай ссоры. Спроси себя честно, так ли это, а если да, реши, изменишь ли ты свое отношение или свои действия в будущем.

Поблагодари за критику.

Если критика несправедлива, скажи об этом спокойно.

Не будь агрессивным, но твердо скажи, с чем ты не согласен.

Умение справиться с конфликтной ситуацией.

Прими соответствующую позу

Попробуй найти золотую середину

Избегай конфронтации и установки на то, что кто-то обязательно должен проиграть.

Придерживайся своего мнения.

Если  люди пробуют поколебать твое мнение, используй технику «заезженной пластинки».

Контролируй то, что происходит.

Попробуй вести дискуссию спокойно и контролировать ее ход.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Принципы, объективно отражающие процесс успешного управления собой:

Принцип первый — твердо знайте, чего хотите добиться.

Принцип второй — чтобы были ясны намерения, нужен ясный план.

Принцип третий — вообразите желаемый результат.

Принцип четвертый — сформулируйте сильную мотивацию    достижения желаемого результата.

Принцип пятый — будьте уверены в себе.

Принцип шестой — превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели.    

Принцип седьмой— оглянитесь в прошлое, насладитесь  настоящим, интересуйтесь будущим.

Принцип восьмой — овладейте умением преуспевать с радостью и ощущением счастья.

«ТВЕРДО ЗНАЙТЕ, ЧЕГО ХОТИТЕ ДОБИТЬСЯ»

Чтобы добиться желаемого результата, нужно для себя   достаточно четко его сформулировать.

Очень важно найти и выполнить любимую работу. 

Следует овладеть методом  «швейцарского сыра», т.е. выработать умение «вгрызаться» в ведущую проблему, но не углубляться в нее настолько, чтобы утратить чувство перспективы.

Необходимо быть терпеливым к тому, что объективно    пока нельзя увидеть.

Желательно управлять собой по «принципу исключения», т.е. решить, чего делать не надо.

Важно  научиться забывать все, что не нужно, т.е. не обращать внимание на то, что не относится к делу.

«ЧТОБЫ БЫЛИ ЯСНЫ НАМЕРЕНИЯ, НУЖЕН  ЯСНЫЙ ПЛАН» 

Важнейшим  шагом к успеху является планирование.

 Это касается определения как перспективных целей, которые должны быть подобно линии горизонта направлением всей жизни, т.е. неисчерпаемыми.

 Это касается и ближайших целей, т.е. конкретно измеримых событий и достижений, которые должны быть реальными, конкретными, измеримыми.

Необходимо спланировать ситуацию: «как пережить успех».

«ВООБРАЗИТЕ  ЖЕЛАЕМЫЙ   РЕЗУЛЬТАТ»

Подтверждено практикой, что человек способен   создать все, что способен вообразить.

Подтверждено практикой, что человек способен   создать все, что способен вообразить.

Будущий результат должен вызвать положительные, интенсивные переживания.

Соизмеряйте

«СФОРМУЛИРУЙТЕ  СИЛЬНУЮ  МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ  ЖЕЛАЕМОГО  РЕЗУЛЬТАТА»

Мотив —  это то, что вызывает активность, побуждает человека к деятельности.

Зарождение и формирование мотивации происходит в процессе взвешивания положительного  и отрицательного в том или ином действии или поступке.

 

«БУДЬТЕ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ»

Уверенность в себе невольно порождает решительность

Необходимо сделать первый шаг к успеху

Важную роль в зарождении уверенности в себе играет    самовнушение.

Пережив успех, важно закрепить чувство уверенности в    успехе.

 Для  закрепления чувства уверенности в себе важно не столько вызвать приятные, позитивные переживания  по поводу уверенности в своих силах, сколько удержать его.

«ПРЕВРАТИТЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В ТРАМПЛИН ДЛЯ НОВЫХ ПРЫЖКОВ  К ЦЕЛИ» 

Выработайте умение мудро относиться к ошибкам и радоваться препятствиям.

 Обозначенный принцип призван использовать неожиданно возникшие затруднения на пути к желаемому результату.

Столкнувшись с затруднениями и препятствиями в жизни, увеличивайте свои усилия в работе

Не допускайте со своей стороны обвинения в адрес объективных обстоятельств, обусловивших ваши проблемы.

Другими словами, старайтесь легко принять то, что неизбежно.

Научитесь время от времени признавать свои поражения. Анализируйте свои слабые стороны, ибо этим вы способны раскрыть свою спрятанную силу



Предварительный просмотр:

Основные признаки употребления ПАВ (наркотики, транквилизаторы, снотворные, летучие растворители)

  1. Интеллектуально-мнестические
  2. Морально-этические
  3. Поведенческие (бихевиоральные)
  4. Физические и неврологические
  5. Эмоциональные

Интеллектуально-мнестические нарушения

- снижение всех видов памяти, концентрации внимания, интеллектуальной продуктивности, умственной работоспособности,

  • ухудшение успеваемости,
  • сужение круга интересов, неспособность обобщать и выделять главное,
  • «застревание» на мелочах и неудачных примерах,
  • плохая сообразительность и «бестолковость»,
  • быстрая истощаемость с “отказными” реакциями,
  • плоский юмор,
  • бедность воображения,
  • поверхностность суждений, легкомысленность,
  • нарушения логического мышления,
  • снижение критики и своему поведению и употреблению ПАВ,
  • снижение мотивации к полезной деятельности и отказу от употребления ПАВ,
  • снижение способности к адаптации и коммуникабильности в нормативных (ненаркотических) социальных средах,
  • инфантилизм,
  • ослабление целеустремленности.

Морально-этические нарушения

  • нарастающая лживость, лицемерие, лень,
  • циничность, сквернословие, использование жаргона,
  • «ветренность», хвастливость,
  • снижение ответственности перед членами семьи и друзьями, безразличие к их печалям и горю,
  • неуважение к старшим и мнению других людей,
  • пренебрежение к нормам поведения и государственным законам,
  • безответственность,
  • обвинение в своих неудачах окружающих,
  • склонность сочинять небылицы, уход от ответов на прямые вопросы, изворотливость,
  • притупление чувства сыновьего, родительского, профессионального и гражданского долга,
  • склонность к тунеядству, пренебрежение к систематическому труду,
  • склонность к праздному образу жизни, хамство, легкое создание конфликтных ситуаций,
  • сексуальная распущенность,
  • потеря чувства дружбы и любви
  • установка на нетрудовое добывание денег – воровство, мошенничество, грабеж и пр.,
  • показной патриотизм или антипатриотизм,
  • садо-мазохистские тенденции,
  • ослабление чувства сострадания,
  • появление склонности к насмешкам, горькому сарказму,
  • неадекватность самооценки (заниженная или завышанная),
  • легкая вовлекаемость в субкультурные группировки,
  • безразличное отношение к своим долгам (деньги, вещи и т.д.).

Фактически, у больных наркоманией отмечается нарастающее разрушение главных человеческих ценностей, которые составляют ядро всех этических отношений: ценность жизни, здоровье, свободы, целеустремленности, справедливости, любви, искренности, доверия, веры, склонность доверять другому свое духовное достояние и пр.

Поведенческие (бихевиоральные) нарушения

  • низкий уровень соблюдения личных санитарно-гигиенических норм,
  • неопрятный или вычурный внешний вид,
  • прогулы занятий в школе или места работы по неуважительным причинам,
  • уходы из дома, особенно в вечернее или ночное время,
  • исчезновение из дома на несколько дней,
  • воровство из денег, ценностей, одежды, книг, видео- и аудиотехники,
  • воровство вне дома,
  • избегание общения с членами семьи,
  • склонность к прослушиванию специфической музыки,
  • выпрашивание денег у родителей под различными предлогами, использование денег не по назначению,
  • изменение круга общения,
  • преимущественное общение наркоманами или асоциальными личностями,
  • прекращение посещения спортивных секций, специальных кружков, культурно-массовых мероприятий,
  • продолжительные разговоры по телефону с использованием сленга, непонятных выражений, стремление говорить так, чтобы не слышали родители,
  • получение частых сообщений на пейджер,
  • агрессивная или болезненная реакция на критику,
  • конфликтное отношение  с членами семьи,
  • совращение к употреблению ПАВ младших братьев, сестер, друзей, подруг,
  • частое и необоснованное стремление закрыться в своей комнате или туалете, бурный протест, если встревоженные члены семьи пытаются войти в такую комнату,
  • демонстративное суицидальное поведение.

Физические и неврологические

  • изменение привычного цвета кожного покрова и слизистых (чаще всего кожа лица и видимые слизистые бледные),
  • снижение веса тела,
  • изменение аппетита, обычно ослабление или усиление при злоупотреблении гашишем,
  • бессонница, плохое засыпание, позднее утреннее просыпание,
  • боли в конечностях, особенно в суставах ног,
  • боли в позвоночнике,
  • сухость кожных покровов, потливость в состоянии опийной абстиненции,
  • изменение размера зрачков (сужение или расширение),
  • упадок сил, чувство утраты энергии,
  • нарушение координации движений,
  • расстройство функционирования желудочно-кишечного тракта,
  • ослабление либидо и потенции,
  • следы от инъекций ПАВ, подкожные кровоизлияния,
  • специфический запах изо рта, запах одежды.

Эмоциональные нарушения

  • пониженное или повышенное настроение,
  • повышенная возбудимость, несдержанность,
  • беспокойство, тревога, страх,
  • суточные колебания аффектов,
  • эмоциональная лабильность,
  • неустойчивость аффектов,
  • безучастие, подавленность,
  • заторможенность во время беседы или чрезмерная говорливость,
  • эмоциональная тусклость,
  • замедленная или несвязная речь,
  • гипомимичность,
  • ипохондрия,
  • суицидальные тенденции,
  • истеричность,
  • тоскливо-злобное настроение.

Очевидные признаки использования ПАВ

Следы от уколов в области локтевых сгибов, кистей рук, бедер, в паховых областях.

Шприцы, медицинские иглы.

Закопченные ложечки.

Маленькие закопченные ложечки.

Бумажки, свернутые в трубочки, папиросы.

Таблетки, капсулы, успокающего, снотворного или обезболивающего действия.

Наркотики в виде порошка, таблеток, травы и пр.

Правила, которых следует придерживаться, если возникло подозрение в том, что подросток (учащийся) употребляет ПАВ?

Общие положения

Проанализировать факты.

Не сообщать случайным людям о подозрении.

Воспользоваться поддержкой специалистов в области решения проблем наркозависимости.

Что делать родителям?

  1. Обсуждать на семейном совете возникающую проблему.
  2. Поговорить с ребенком, избегая угроз и применения физических мер наказания.
  3. Постараться создать доверительную обстановку, помочь ребенку рассказать о своем пристрастии к ПАВ.
  4. Объяснить опасность употребления ПАВ.
  5. Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и возможные сопутствующие заболевания.
  6. Отвести ребенка к специалисту в области наркологии для оказания лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.
  7. Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние здоровья.
  8. Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание и поддержку в осуществлении вторичных профилактических мероприятий (предотвращения повторных случаев употребления ПАВ, срывов и рецидивов заболевания).
  9. Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым мероприятиям.
  10.  Быть внимательными к поведению друзей и знакомых ребенка, понимая их возможное положительное или отрицательное влияние.

Что делать педагогу?

Сообщить о своих подозрениях руководству учебного заведения и обсудить тактику действий.

Сообщить о своих подозрениях родителям учащегося и убедить их в необходимости грамотно решить возникшую проблему.

Помочь организовать встречу со специалистами в области наркологии, дать родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса, телефоны наркологических учреждений.

Вместе с родителями провести беседу с учащимися и обеспечить контроль за их поведением и оказание им помощи в условиях учебного учреждения.

Объявить учащемуся, что в случае обнаружения у него наркотических средств может быть возбуждено уголовное дело; о противоправных и хулиганских действиях будет сообщено в соответствующие правоохранительные органы.

В случаях продолжения наркотизации ставьте вопрос об организации лечебной и реабилитационной помощи в специализированном наркотическом учреждении (центр, больница и пр.).



Предварительный просмотр:

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.

При разработке новой целостной системы первичной профилактики  нашей стране следует исходить из следующих основных условий:

социально-экономическое и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики;

этапность формирования государственной системы первичной профилактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;

поддержка научных исследований в области профилактики наркомании;

реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-информационной компании, прежде всего ориентированной на детей и молодежь, образовательную среду и семью;

целенаправленное и широкое подключение к антинаркотической деятельности общественных движений, организаций и граждан;

стимулирование коммерческих и финансовых структур, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании;

обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.

                         Цели первичной профилактики

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:

изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение  спроса на психоактивные вещества  в детско-молодежной популяции;

сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и  профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Стратегия первичной профилактики

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

      формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

          формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

         внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от “пробы” и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка “группы риска наркотизации” и ребенка, заболевшего наркоманией.

 Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.  

 

ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА            ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной  помощи.

В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.

В случаях, когда ставится диагноз “наркомания”, учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.  

Профилактика, лечение и реабилитация – это взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием “тяжелых” наркотиков типа героина способен в максимально короткие сроки превратить  “экспериментатора” в больного наркоманией, то лечебно-реабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в образовательный и осознанный трудовой процесс невозможно решить проблемы третичной профилактики, т.е. реабилитации.

Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны.

Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных  центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров,  в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:

оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;

оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи;

организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;

оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ;

взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам  реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;

разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с  зависимостью от ПАВ;

разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегрированных в образовательное учреждение.

Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.

Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная профилактики) как составляющими единой системы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение. Именно такой подход позволит структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.



Предварительный просмотр:

Профилактическая антинаркотическая помощь семье

Основные направления работы:

  1. Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.
  2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.
  3. Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами.
  4. Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя,  наркотиков и иных психоактивных веществ.

Пути взаимодействия специалистов и групп социальной поддержки

Образовательное учреждение

(заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог,                   школьный врач)

Активная семья

родительский

университет

группы родительской поддержки

Проблемная семья

родители с риском

наркотизации

ребенок,

столкнувшийся с ПАВ

Центр

психолого-педагогической

и медико-социальной

помощи

Формирование на уровне дома, двора, школьного микрорайона

благополучной ненаркотической среды

Комиссия по делам несовершеннолетних

и защите их прав

Органы внутренних дел

Органы и учреждения

социальной защиты

населения

Основные формы и средства антинаркотической помощи семье

  1. Лекционная – через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете.

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, лекторы – специалисты по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

2. Индивидуальное семейное консультирование родителей из “проблемных” дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

Заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

3. Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для “проблемных” семей.

зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи.

4. Выявление родителей группы “риска” алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи.

Школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

5. Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, специалисты служб социальной защиты населения,  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел.

6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение)  в случае ухода ребенка из дома.

Социальный педагог, школьный психолог, специалисты служб социальной защиты населения, работники органов внутренних дел.



Предварительный просмотр:

Основные принципы профилактической деятельности в образовательной среде 

(Концепция КАПР)

1. Комплексность

Согласованное взаимодействие:

на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);

на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные,  школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);

в системе образования - органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. 

2. Дифференцированность

Дифференциация  целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом: во-первых, возраста. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых, степени вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделение детско-подростковых и молодежных групп, не вовлеченных в наркогенную ситуацию, но относящихся к “группе риска наркотизации”, например, лишенных родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении (“трудные и проблемные” дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребители наркотиков); заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает свою специфику профилактическая работа со студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений.

3. Аксиологичность (ценностная ориентация)

Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку,  государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации.

4. Многоаспектность

Сочетание различных  направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:

социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;

психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных  оценок, а также навыков “быть успешным”, быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;

образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.

Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект- объектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий:

социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры;

воздействие на “саморазрушающее” поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся (“девиантные”) формы поведения детей группы риска;

воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами  оказания  профилактической помощи.

5. Последовательность (этапность)

Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:                                                                                                                    

разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;            

на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием;        

для обеспечения последовательности или “алгоритма” шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы  социально-психологической поддержки.

6. Легитимность

Легитимность предусматривает необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности. К правовой базе указанной  деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься  профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают:

действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры;

действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия.



Предварительный просмотр:

СЛОВАРЬ ЖАРГОНА НАРКОГЕННОЙ СУБКУЛЬУТЫ

анаша - (белая, дурь, зелень, марихуана, махра, трава, шала, шмаль) - высушенные листья, цветущие верхушки, верхние части стеблей конопли, используемые для курения

аптека - необходимый инструментарий и вещества для изготовления и введения наркотика

банка - флакон с жидким наркотиком

барыга - продавец наркотика

баш (точка) - количество выкуренного наркотика, имеющего силу, или доза жидкого наркотика

баян (движок, машинка, ракета) - шприц

белая леди-кокаин

беляшка - морфий

бодяжить - смешивать анашу с табаком, когда ее мало, а желающих много

ботаник - человек, выращивающий наркотическую траву

бугор (бодяга, мука)- 1) фальсификат наркотика (понташка); 2) нечистый наркотик

бэг - сумка, пакет, рюкзак с растительным наркотиком

вазелин (масло)- калипсол

варка (производные: вариться, варщик) - процесс приготовления винта или другого раствора, чифира

васечек (мелкий, пацан)- несовершеннолетний продавец наркотика

веселин (веселящий газ, озверин, фанта) - эфедрин и его препараты

весло - чайная ложка; закинуть весло - принять ложку каши

винт – вид синтетических наркотиков, приготовляемых путём переработки некоторых химических реактивов в кустарных условиях  (сильный психостимулятор, например, эфедрон или джеф, солутан)

вмазаться (втереться, втюхаться) - начать вводить наркотик внутривенно, внутримышечно, подкожно

волна (приход, кукушка, удар) - первые приятные ощущения, возникающие после внутривенной, внутримышечной инъекции

волокуша (таска, кайф, улёт) - приятное чувство после прихода (1-2 ч)

вписать (производные: вписка, вписаться) - предоставить свое жилье знакомым или малознакомым людям, пройти куда-либо (на концерт, тусовку) бесплатно

выпаривать - процесс получения из жидкого наркотика или его раствора порошка или более концентрированного наркотика

гашиш (гаш, гашик, смола)- очищенная прессованная смола, полученная из соцветий индийской конопли, содержит тетрагидроканнибикол - вещество, оказывающее наркотическое действие

героин (гера, герик, герыч)- наркотик, получаемый из морфия путем воздействия на него ацетиленом; содержит больше ядов, чем морфин

глотатель – гонец, перевозящий наркотические вещества в презервативе, проглоченном в желудке

гильза - выпотрошенная папироса, которую набивают наркотиком

глотарь (глот, глотун) - наркоман, принимающий наркотики внутрь

глотать колеса - принимать таблетки, капсулы

головняки (отходняк) - сильнейшая головная боль после окончания действия наркотика или на следующий день после его приема

гонец — член группы подростков, занимающийся переноской и перевозкой наркотиков

гореть (производные: трубы горят, ломка) - сильнейшее желание употребить привычный наркотик или его заменитель, сопровождающееся плохим психофизиологическим самочувствием

глюки (кино, мультики)- галлюцинации, искажающие реальное время и пространство ощущения после употребления наркотика

двинутся - принять наркотики

джеф - наркотическое вещество, полученное путем обработки ацетоном некоторых лекарственных препаратов (солутан, эфедрин)

доктор –продавец наркотиков

дима — димедрол

доза – количество наркотического вещества на один приём

дороги (трассы) - следы от инъекций по ходу вен на руках и ногах

дунуть (кочегарить, пустить паровоза, пыхнуть)- выкурить сигарету, папиросу с анашой

дуразин (дурики) – аминазин, тизерцин (нейролептики)

дурка (столбы)- психиатрическая больница

дурь —гашиш

забивать (заколачивать косяк) - 1) наполнять сигарету (папиросу) анашой; 2) не выполнить обещанное, не пойти куда-либо в состоянии наркотического опьянения

закинуться - проглотить наркотическую таблетку, капсулу, марку

заморочки (бред) - действия наркомана во время наркотического опьянения

измена (производное: сидеть на измене) - страх попасться кому бы то ни было на глаза в одурманенном состоянии; дурное предчувствие; плохие ощущения или страхи после принятия наркотика; отсутствие приятных наркоману ощущений при употреблении наркотика

заширенный (доходяга, конченый лох) - наркоман в стадии физической деградации

кайф - 1) общее название наркотиков; 2) психофизиологическое состояние наркомана после принятия наркотика - эйфория (веселое приподнятое настроение), заторможен-ность или другие ощущения

катать колёса – принимать таблетки

каша - сваренная в масле конопляная пыльца

кинуть - взять деньги у неопытного наркомана, а наркотик не дать

кит – кетамин

кода - кодеин, таблетки с кодеином

козюлька (козявка) - смола, соскобленная с мастырка, которую поджигают, и вдыхают дым

колесо - таблетка, содержащая психоактивные компоненты

колесники - наркоманы, принимающие таблетки (сидящие на колесах)

корабль - спичечный коробок с маковой соломкой

косяк - папироса или сигарета, наполненная анашой

кумар (производное: раскумариться) - запах, дым, стоящий в помещении после выкуривания анаши

куб (10 точек)- 1 мл раствора наркотика для внутривенного, внутримышечного, подкожного введения

лаборатория - комплекс технических приспособлений для получения винта

летать - находиться под действием наркотика, испытывая приятные ощущения

ловить кайф - чувствовать себя хорошо под действием наркотика

ломка - абстиненция - болезненные ощущения в период отсутствия наркотика

манага (молоко)- сваренный на молоке препарат из конопли

марихуана (зелень, трава)- анаша

                 мария — опий

         марфа —морфин

         машина —шприц

мастырка - 1) гильза от папиросы или скрученная плотная бумага (вплоть до дензнаков), вставленная в сигарету с целью, чтобы лучше пробирало и чтобы скапливалась смола; 2) сигарета с анашой

мёртвый (мертвяк, никакой, обдолбаный, тёплый) - человек в состоянии наркотического опьянения, как правило не реагирующий на окружающих

молодняк - начинающий наркоман

нарк (двинутый, наркоша, наш, пипл) - наркоман

напас - затяжка

наркоша – человек, употребляющий наркотики

нюхач (снифер, чуфанщик) - потребитель токсических веществ (аэрозолей, ингаляторов, клея, растворителей)

нюхнуть - вдохнуть токсическое вещество с целью получить кайф

обезьяна - человек нерегулярно употребляющий наркотические вещества

обсаживаться (обкуриваться) - курить анашу

                облом - внезапная утрата кайфа, вызванная привходящими моментами  

                обрыв - сознательное прерывание приёма наркотиков с целью уменьшения их дозировки  

олег — квартира, где подростки могут собираться в отсутствии взрослых

омолодка (производное: омолодиться) - период, когда наркоман сознательно переживает абстиненцию, т.к., после этого снижается потребность в наркотике и можно снизить дозу

отврат (облом) - неожиданно неприятная реакция на прием привычной дозы наркотика в виде дурноты, рвоты, обморока

отключка (откидан, улёт) - состояние оглушенности и (или) наркотического сна

отрава (дурь)- общее название наркотиков

отходняк (отходной) - наркотическое похмелье

париться — вдыхать пары ингалятов

паровоз (паровозики) - название процедуры вдувания дыма рот в рот

передоз (копец, передозняк) - передозировка наркотика, чреватая смертельным исходом

персоналка - сигарета с анашой, выкуренная одним человеком

пионеры- начинающие наркоманы

план - пыльца конопли, гашиш

плановые - наркоманы

побочки - побочные явления

подогреть (взгреть) - отдать часть приобретённого наркотика посреднику, продавцу или другому наркоману бесплатно

подогреться - получить наркотик бесплатно

подопытный кролик (кролик) - наркоман первым пробующий наркотик после его приготовления

подсесть на иглу (сесть на иглу)  впасть в зависимость от инъекционных наркотиков

приход – наивысшее наслаждение для наркомана, длится в среднем 3-7 минут

пробить (пробивать траву) - 1) собирать пыльцу конопли с помощью просеивания через ткань; 2) поймать кайф

пыхать (пыхнуть) - курить анашу

пыхтеть (раскумариваться, дунуть) - курить наркотик

пяточка (пятка) - место перегиба папиросы с растительным наркотиком, где содержится наибольше количество смолы

ракета - 1) сигарета, не до конца забитая анашой и закрученная сверху; 2) шприц

раскумариться (раскуриться) - принять дозу наркотика

салют - солутан

сеанс- марихуана без примесей

свиняк – ощущение голода при гашишном опьянении;

сидеть на трубе - регулярно вдыхать то или иное токсическое вещество

            смотреть стриптиз — галлюцинации, связанные с сексуальным содержанием,                         возникающие у подростков при использовании ингалятов

сонники - наркотики снотворного действия

сорваться - вновь начать употребление наркотических веществ после лечения

спрыгнуть (соскочить) - 1) перестать колоться или употреблять наркотики вообще; 2) выйти из тусовки, группы наркоманов, переехать в другой город

стая, семья- объединение группы наркоманов

стекляшка (стекло) - ампула с наркотиком

струна - игла

таска - состояние эйфории

теплый - находящийся под действием наркотика

           торчать — испытывать эйфорию

травка - анаша

удар - приход

ханка - сухой препарат опийного мака, варится и вводится внутривенно

хата - квартира, притон

центряк (оборотка) - вены, куда вводится наркотик

черняшка (чернушка, чёрный, ханка; производные:

смолить чернушку) - курить, нюхать опий

чумавозка - машина скорой медицинской помощи

шабить - нюхать токсические вещества

шмаль- анаша

шмалить- курить папиросу с наркотическим веществом

ширево - препарат для введения (наркотик, токсическое вещество),

ширакеш -  человек, употребляющий наркотики в виде уколов

ширка (доза, сеанс) - инъекция

                ширка — самодельный препарат, содержащий первитин

ширяться (ширнуться, вколоть, ужалиться, шпигаться) - колоться

            шмыгаться — вводить что-либо внутривенно

   шпильки - иглы

   штакет – косяк

   шугняк – страхи, фобические реакции на выходе из состояния гашишного опьянения  

   экспонат - пробная порция наркотика

   яма -место, где можно достать наркотики



Предварительный просмотр:

Словарь

Образовательная среда – совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся.

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические  и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики,  транквилизаторы, алкоголь, никотин  и другие средства.

Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и  ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита,  заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).

Первичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.

Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.

Образовательная модель профилактики – основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.

Медицинская модель профилактики – основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании – заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.

Психосоциальная модель профилактики -  основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ.

Реабилитационный потенциал – прогностическая оценка потенциальных возможностей наркологического больного к выздоровлению, возвращению в семью и к общественно полезной деятельности, основанная на объективных данных о наследственности, социальном статусе, особенностях био-психо-духовного развития, а также тяжести наркологического заболевания. В практическом отношении – это терапевтическая и социально-реабилитационная перспектива.

Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью – учреждение, осуществляющее комплекс педагогических, медико-психологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.

Стратегия сдерживания – государственная политика, направленная на предупреждение (сдерживание) незаконного распространения и роста злоупотребления психоактивными веществами, а также увеличения масштабов медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.

Наркотики –  психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических средств.

Наркомания – хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений.

Токсикомания – хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в официальный список наркотических средств.

Потребители наркотиков – лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.

Группа риска наркотизации – группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующаяся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска наркотизации является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:

   лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;

экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ;

            имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отклонениями.

Мониторинг наркотической ситуации – повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и  наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.

Диагностические тесты на наличие психоактивных веществ – медицинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохроматографического выявления в моче испытуемого ПАВ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамины и др.). Используются монотесты и мультитесты; последние применяются для диагностики нескольких ПАВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ (к папке-учителя-предметника)

В подборке - рекомендации по планированию учителем-предметником работы по подготовке учащихся к ЕГЭ, аналитической деятельности, коррекции ЗУН учащихся и др....

Инструментальная папка классного руководителя

Уважаемые коллеги! В этой папке представлен материал в помощь классному руководителю. Особенно, я надеюсь, это поможет молодым учителям в составлении и оформлении документации. Некоторые документы при...

Файлы и папки

Урок на тему: "Файлы и папки"...

Папка отчетных документов педагога дополнительного образования

В данной папке представлены формы отчетных документов, которые заполняются в конце учебного года. Удобно использовать в электронном виде.  Можно также весь отчет представить в виде презентации....

Папка заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Документы, связанные с деятельностью заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе....

Опыт работы за последние три 2009 - 2011 годы. Папка профессиональных достижений Ковалева Геннадия Алексеевича, учителя физической культуры МБОУ СОШ № 11 г.Каменск-Шахтинский Ростовской области

Это моя конкурсная работа ПНПО 2012. В ней изложена моя трудовая деятельность за последние три года согласно критериям конкурсного отбора лучших учителей ПНПО 2012. Прошу дать независимую объективную ...

Папка с материалами ГИА по русскому языку

Практический материал для подготовки к  ГИА по русскому языку, задания для отработки частей А и В, клише для написания части С.1 и С.2...