Педагогические этюды
статья на тему

Зелент Марина Владимировна

Личные жизненные наблюдения, выразившиеся в коротких рассказах с философским и педагогическим подтекстом. Может быть уроки героев рассказо помогут избежать ошибок другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_etyudy.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Педагогические этюды.

                                             Сашку не видели?

Старая одинокая женщина бродит по улицам маленького захолустного городка. Она спрашивает у прохожих: «Сашку не видели?»  Одни  удивленно пожимают плечами, другие проходят мимо, третьи сочувственно смотрят вслед : « Совсем разум потеряла, пятый год как нет Сашки…»

           Сын Сашка был младшим в семье. Двое других детей- девочки, вполне благополучные, хорошо учились в школе, особых хлопот не доставляли. А сынок, наследник, рос очень подвижным, шкодливым . В четыре года, бегая по улицам попал под машину. Чудом спасся. Сколько раз падал из окна, ломал руки и ноги. В школу пошел, учительница каждый день домой прибегала, сообщала о новых злоключениях ученика.

Учеба не давалась, да и желания особого к учебе не было. Мать не настаивала:  «Ничего, вырастет, работать пойдет!»  Сама она не выучилась, не сложилось, работала всегда на тяжелой работе. Муж пил, бил, трое детей, какая уж тут учеба. Всю любовь и надежды  на сыночка обратила. Самых непутевых матери всегда  больше других жалко. Вырос Сашка, в армии отслужил, работать пошел. Долго на одном месте не задерживался.  С личной жизнью тоже ничего не получалось. Все случайные знакомства так и не перерастали в более длительные отношения.Словом, дрянь жизнь. Одна радость - голуби и любовь к  выпивке. Выпьешь и на душе тепло, радостно. Голуби  вокруг воркуют, клюют семечки. Все вокруг милым и приятным видится. Даже мать не так раздражает. А ведь столько лет топчется рядом и все ворчит, ворчит.  Скоро пристрастие к выпивке поставило крест на трудовой деятельности Сашки. Но что изменилось по большому счету? Мать получает пенсию, еда есть, даже на сигареты выкраивает. Еще любил Санька посидеть с удочкой на пруду. Рыбешка ловилась, так, мелочь, котам на закуску.  В тот жаркий летний день он отправился на пруд. Встретил там своих знакомых: те сидели, выпивали, разговаривали. Сел рядом, от стопки он не отказывался никогда. После жары и выпитого захотелось освежиться в пруду. Нырнул, а утром рыбаки обнаружили  в воде разбухшее тело.

  Мать ждала его. Так бывало: нет сына день, неделю. Явится как ни в чем ни бывало: загулял с женщиной или с друзьями пили.

В этот раз сердце как-то щемило по особенному, словно чуяло что-то недоброе. При  опознании не проронила ни слезинки. Сухими были глаза И на кладбище. А потом жизнь покатилась дальше. Сашка приходил к ней во снах, его даже показывали по телевизору.   В какую-то минуту  поняла: сын жив. Она  стала ходить по   улицам и спрашивать  у прохожих: «Сашку не видели?»            

                                             К пятидесяти годам.

К пятидесяти годам она поняла: родственники не нужны. Какой прок от них. Ни наследства, ни подарков, ни приятного общения.

           С раннего детства она считала, что все ее желания  должны непременно исполняться. Как иначе? Проснувшись утром, она требовала внимания только к себе.

Если что-то было не так, в доме стоял такой рев, что родители, опасаясь недовольства соседей, спешили выполнить желание чада. «Прокурор!»- с гордостью говорил о ней отец.

«Красавица!»-говорила мать .

          Была она и вправду хороша собой: смуглая кожа, выразительные глаза, стройная фигура. Но в придачу даны ей зависть, злопамятность, эгоизм. Все , что терпела в детстве от своей сестры, родителей, хорошо запечатлелось в памяти. Сказанные кем-то грубые слова, невыполненная просьба-ничего не осталось без внимания.

  Дружить с ней было трудно. Она не терпела, чтобы у кого-то было что-то лучше, чем у нее. Она часами могла говорить о том как идет ей новое платье, какую шубку она желает купить, как нервируют ее бестолковые сослуживцы. Но она никогда не спросит как чувствует  себя мать, сестра , что у них на душе, чем им помочь. А зачем?  Разве это так важно?  Она, да.  Она чувствует себя неважно, устает, болит голова. Зачем ей загружать себя еще чужими переживаниями. Своих хватает. Разве за этим она ездит в отпуск.

  Все раздражают и нервируют: ну что за платье купили на выпускной племяннице, оно ей совершенно не идет. И прическу сделали не такую. И накрасили неправильно.

Мать не умеет готовить, в доме грязь. У матери слезы текут по лицу, зять не вытерпел, вступился. Так ему тоже досталось! Как посмели сделать ей замечание. Только она может их высказать, ведь она само совершенство.  Дочь выросла, вышла замуж, родила детей. Ей тоже досталось: зачем троих рожала? А еще муж все всегда делает не так. Все вокруг все делают не так. А как? Таких вопросов она себе не задает.  Она не задает себе вопросов, почему нет рядом друзей, подруг, почему племянницы не стремятся  к ней, несмотря на подарки?  Все это глупость, никому не нужная ерунда, есть заботы поважнее. Как я выгляжу? Как сидят на мне джинсы? Хорошо ли лежат волосы? Ох, как я устала от всего этого!А еще эта сестра! Звонит и рассказывает, что у матери развивается старческий маразм, надо что-то делать. Я не могу приехать. Муж машину ремонтирует. Мне к стоматологу надо. Да и вообще, родственники мне не нужны. Какой прок от них.

                                           Жизнь   разбросала.

 Анна твердо решила: «Так жить нельзя!» Сколько лет она мечтала о том, что начнет новую жизнь,  без нужды, пьянок и побоев мужа, бесконечных жалоб от учителей…

Семейная жизнь не заладилась сразу: муж стал попивать. Поначалу он работал и позволял себе спиртное по выходным или после работы. Но потом вошел во вкус и уже не пропускал и дня без рюмки. К этому времени  одна за другой родились две старшие дочери. Анна не высыпалась, уставала за день так, что засыпала на ходу. Пыталась разговаривать с мужем, но  ему это не понравилось и он стал усмирять жену кулаком. Дети часто болели, были беспокойными не только ночью, но и днем.

Родители Анны жили далеко, она приехала с мужем на его родину. Ни знакомых, ни друзей, одна-одинешенька. Она старалась не жаловаться родственникам мужа: какой прок? Они всегда на его стороне, дескать бьет, значит любит, а пьет, так все пьют, работает ведь. То ли от полной безысходности, то ли от суеты забеременела в третий раз. Рождение третьей дочери привело мужа в ярость: он ожидал наследника. Правда, наследовать было особенно нечего: маленький родительский домик в две комнаты, да небольшой запущенный огородик, на котором кроме сорняков ничего не произрастало.

Анна все больше уходила в себя: старалась не обращать внимания на вечно пьяного, неопрятного мужа, перестала следить за собой, не вникала в детские потребности. В доме стало грязно, неуютно, окна едва пропускали свет из-за  толстого слоя пыли, в комнатах стоял резкий запах мочи, немытого тела и грязного белья. Единственным просветом казалось ей посещение местного храма, где она усердно молилась, чтобы господь послал ей лучшую долю. Несколько лет Анна усердно старалась через божье слово изменить свою жизнь и жизнь своей семьи. Но, увы, поняла, что ее реальная жизнь  именно богом так и устроена. Тогда она махнула рукой и… поплыла по течению своей серой унылой жизни. Домашняя работа стала тяготить ее, дочери подросли и перестали требовать ежеминутного внимания, а муж все больше спивался и продолжал тиранить семью. Доставалось даже детям . Однажды в припадке похмельной ярости сломал руку средней дочери, которая пыталась заступиться за мать. Его отправили на несколько месяцев в тюрьму.  Хоть немного семья отдохнула от буйного папаши.

           Анна стала работать. Профессии она получить не успела, образования тоже не хватало, поэтому могла искать работу посудомойки или уборщицы, словом самую грязную и мало оплачиваемую. К тому же график работы был таким, что сутками она не видела детей, приезжала, когда они уже спали.  Тем временем как снежный ком нарастали проблемы с детьми. Две старшие учились в училище в городе. Когда матери не было дома, они  не ездили на занятия, сидели дома, смотрели телевизор, ковырялись в компьютере. Делать что либо по дому девочки не были приучены, да и не хотелось. В доме царила  королева-грязь: окна не пропускали свет из-за полиэтиленовой пленки, прибитой несколько лет назад для тепла, и ни разу не протирались; пол был почти земляной и на нем валялись засохшие корочки от мандаринов, клочки бумаги; мебель была настолько убогой и скудной, что ее с трудом мебелью можно было назвать, так огрызки, остатки стульев, стола, комода. На проломленном диване серела кучка постельного белья.

         Третья  девочка, такая же тихая и серая мышка,  как мать, стыдилась ходить в школу. Дети не любили ее, обзывали, даже били. От постоянных конфликтов  у нее случился энурез, что еще больше настраивало одноклассников  против. С сестрами она не дружила: те были лентяйками и в учебе и в домашних делах, пытались свалить все на младшую сестру.  И вот однажды утром  девочка  вместо школы пошла бродить по улице. Потом пришла домой как будто из школы. Но никто ничего не заметил, ничего не спросил. Да и кому спрашивать. Отцу, который тоже где-то бродил с утра, а потом заваливался в дом и храпел до вечера ? Матери с утра до ночи ломавшейся на двух работах, чтобы прокормить семью? Это потом уже в школе стали замечать отсутствие девочки и потянулись педагоги через день да каждый день жаловаться родителям. Отец покрывал их трехэтажным матом и гнал со двора, а мать старалась придумать какую –нибудь причину отсутствия дочери.

Когда дочь стала старше , стала уходить на неделю, месяц из дома. Иногда она звонила матери, но только ей иногда появлялась. Когда она появилась последний раз, оказалась беременна. Отец будущего ребенка –мужчина уже слишком взрослый , чтобы не попасть за решетку, расписался с молодой.  Вместе они уехали в другой город.

         Этот калейдоскоп событий привел Анну к решению: так жить нельзя!  Сколько лет она мечтала о том, что начнет новую жизнь,  без нужды, пьянок и побоев мужа, бесконечных жалоб от учителей…  Она  собрала нехитрые вещички и вместе со старшей дочерью-инвалидом уехала к своей единственной подруге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по живописи для 3 класса ДХШ "Этюд яблока при различном освещении (боковом и лобовом)".

Целью урока является: понять особенности световой  перспктивы и ее роль в живописи; понять, как влияет расположение источника света на восприятие объекта. Научиться различать лобовое и боковое ос...

Этюд "Мой Пушкин"

Цель урока - познакомить учащихся с новым литературным жанром – этюдом, выявить его жанровые особенности посредством лингвистического анализа этюдов разных авторов; подготовить учащихся к самостоятель...

Пример семантического этюда

Задание сложное, поэтому дается как факультатив....

Конспект урока по живописи 1 класс (10-13 лет) на тему: «Этюд осенних листьев».

Конспект урока по живописи в 1 классе художественного отделения ДШИ...

Конспект занятия «Сценическое общение. Взаимодействие с партнером. Парные этюды на освоение словесного действия».

В материале представлен конспек занятия в театр студии "веселый ветер". Описана разминка, основная часть, игровые упражнения, сделана рефлексия....

Урок развития речи. Обучение написанию этюдов

Мастер-класс (Слайд № 1). Земля хороша собой… (ПИШЕМ ЭТЮДЫ, ИЛИ ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ)   …схватить в слове проходящее мгновенье…   ...

Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.

               Авторская статья о том. как в ,  в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в ...