Гуманизация воспитательного процесса в образовании
материал на тему

Нехода Елена Александровна

Одна из центральных задач модернизации воспитательного процесса заключается в том, чтобы сформировать у человека гуманистическую направленность личности. Гуманизацию воспитательного процесса в системе среднего общего образования нужно рассматривать как усиление человечности, толерантности, уважения к человеческому достоинству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gummanizatsiya.ppt1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гуманизация воспитательного процесса в образовании Автор: Нехода Елена Александровна Учи и учись! Будь добр и строг! Беспечен будь и мудр – ведь ты не одинок! Лишь добрым примером останься всегда! ТЕБЕ ВЕДЬ, ДОВЕРИЛИ ГЛАВНОЕ – ДЕТСКИЕ СЕРДЦА!

Слайд 2

Гуманизацию воспитательного процесса в системе образования нужно рассматривать как усиление человечности, толерантности, уважения к человеческому достоинству. Гуманизация воспитательного процесса – одно из условий гармоничного развития как личности, так и общества Гуманизм в педагогике

Слайд 3

Гуманизация - слово многозначное, это: Гуманизм в педагогике 1 отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству 2 прогрессивное движение эпохи. Возрождение, провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности, освобождение от оков феодализма и католицизма Говоря о гуманистической педагогике, мы оба эти понятия соединяем ( свободное развитие человеческой личности, уважение к человеческому достоинству )

Слайд 4

Гуманизм в педагогике Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать

Слайд 5

Человек - цель Познавательная активность Человек - средство Формирование ЗУН Образец деятельности Опыт деятельности Среднестатистический обучаемый Индивидуальные особенности Давление на личность через коллектив Свобода личности Сравнительная характеристика

Слайд 6

Гуманистическое образование Обучающийся - целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. Учение станет смыслом жизни для обучающегося, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению

Слайд 7

ОБУЧАЮЩИЙСЯ Учебная деятельность Учебно-поисковая деятельность умственное, эстетическое, нравственное и физическое развитие и воспитание единство учения и творчества

Слайд 8

Основные принципы ребенка нужно рассматривать как субъекта всех видов деятельности, присущих его возрасту, и прежде всего – учебной деятельности; совместно-поисковую учебную деятельность школьников следует организовать так, чтобы дети усваивали теоретические знания при решении учебных задач в процессе развернутых диалогов и дискуссий между собой с учителем; www.themegallery.com Company Logo

Слайд 9

принципы приоритетное значение в современном образовании должно получить умственное, эстетическое, нравственное и физическое развитие и воспитание детей в образовании необходимо обеспечивать единство учения и творчества детей (такое единство влияет на развитие их учебной мотивации и эмоциональной сферы; www.themegallery.com Company Logo

Слайд 10

принципы важнейшую роль в учебной деятельности школьников имеют значение учебники нового типа, материалы которых позволяют детям выполнять предметные и умственные действия, обеспечивают им возможности для общения и дискуссий (в этом случае учебники позволяют детям осуществлять не репродуктивную, а продуктивную работу). www.themegallery.com Company Logo

Слайд 11

Основные принципы приоритетное значение в современном начальном образовании должно получить умственное, эстетическое, нравственное и физическое развитие и воспитание детей необходимо обеспечивать единство учения и творчества детей (такое единство влияет на развитие их учебной мотивации и эмоциональной сферы, на становление их самодеятельности ); www.themegallery.com Company Logo

Слайд 12

Содержание гуманитарного образования и воспитания заключаются в его творческой активности, где он выступает полноправным субъектом , а не объектом процесса воспитания. Постоянная включённость в процесс творческой деятельности выступает как необходимое условие воспитательного процесса. www.themegallery.com Company Logo

Слайд 13

Гуманизация образования Ставит в центр педагогических усилий личность ребенка , является одной из важнейших проблем в педагогике и школьной практике. Очень важно, чтобы процесс образования воспринимался ребенком не только как необходимость, а вызывал позитивные чувства и проходил в условиях психологического комфорта. www.themegallery.com Company Logo

Слайд 14

Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного и гуманистического образования. Традиционное Образование Гуманистическое

Слайд 15

Гуманистические аспекты Обучающийся должен иметь право на творчество, осознанный выбор образовательной траектории, право на ошибку, коллективное обсуждение проблем, анализ причин возникновения ошибок и неточностей. Такой подход делает процесс учения личностно-значимым и мотивированным www.themegallery.com Company Logo

Слайд 16

A личностно-ориентированный подход B равноправное участие в учебном процессе C сохранение и укрепление здоровья D условия Гуманизация образования формирование ключевых компетенций

Слайд 17

Развитие творческого потенциала 1 Внеаудиторной деятельности Внеклассной деятельности 2 3 Проектной деятельности Нетрадиционные формы обучения (деловые и интеллектуальные игры) 4 5 Здорово-сберегающие технологии Реализация гуманизации образования

Слайд 18

Принцип в гуманизации - Здоровый образ жизни Одним из ведущих принципов гуманизации является здоровый образ жизни

Слайд 19

Реализация гуманизации образования Недостаточностью внимания к развитию творческих потенций личности обучающегося

Слайд 20

При устной коммуникации происходит обмен информацией между людьми в звуковой форме, по слуховому каналу: говорящий произносит сообщение, содержащее определенную информацию, а слушающий воспринимает это сообщение и содержащуюся в нем информацию. Устная коммуникация говорящий слушающий Информация

Слайд 21

Устная коммуникация Говорение Слушание Понимание (аудирова ние) владение Устная форма

Слайд 22

Письменная коммуникация осуществляется в графической форме по зрительному каналу. Передающий сообщение фиксирует его на бумаге в виде текста, а принимающий извлекает информацию, содержащуюся в тексте. Письменная коммуникация передающий принимающий Информация

Слайд 23

Письменная и устная коммуникация Коммуникация виды речевой деятельности Аудиро вание Говорение Письмо Чтение

Слайд 24

имитативное предложение А переспрос, предположение, вопрос-сомнение В возражение, опровержение С запрос информации D При обучении говорению каждый участник общения оперирует сначала одной репликой на уровне предложения. Для этого я использую упражнений АВСДЕ. Первый уровень упражнений повелительное предложение (просьба, побуждение) E

Слайд 25

Уровни говорения Развитие коммуникативной компетенции Микро диалоги ( расспрос, обмен) ABCDE Микро монологи (описание, пересказ, рассказ) Свободная диалогическая ( дискуссия, беседа) монологическая ( рассказ, ситуация)

Слайд 26

Активные формы обучения Активные методы обучения способствуют: 1. Активизации мышления учащихся 2. Формирует и побуждает познавательную мотивацию 3. Порождают активность учащихся к познавательной деятельности.

Слайд 27

Активные формы обучения неимитационные 1 имитационные 2 неигровые 3 игровые 4 Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности делятся на:

Слайд 28

В настоящее время идут активные поиски новых методов в обучении иностранным языкам, способных стимулировать устойчивый познавательный интерес к процессу обучения. В обучении иностранным языкам существуют различные подходы , различные стратегии в обучении.

Слайд 29

Как отмечает И.Л.Бим, признание личностно-ориентированного подхода в качестве новой парадигмы образования и воспитания привело к изменениям в постановке целей, в отборе содержания, принципов и технологий обучения иностранным языкам. Самое важное, как считает И.Л.Бим, найти дифференцированный подход к ученику, учитывать его возможности, склонности и потребности. Мнение И.Л.Бим

Слайд 30

И.Л.Бим особое внимание уделяет кейс методу , для которого необходима проблемная подача материала , направленная на побуждение учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации и как следствие - формирование самостоятельных выводов, обобщений. Это заставляет учащихся аппелировать к своему жизненному и речевому опыту. Мнение И.Л.Бим

Слайд 31

Кейс – это метод упражнения в принятии решения. Существенной отличительной чертой при этом является то, что имеется не одно правильное решение, а разные варианты решения, которые показывают различные «за» и «против». Кейс метод объединяет теорию и сложную реальность в учебные задачи, которые обрабатываются преимущественно в небольших группах. Кейс метод

Слайд 32

Развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение, проблемоосознанного мышления («Моя любимая книга») Применение Кейс метода на уроках иностранных языков Практика поиска и выработки альтернативных решений («Моя будущая профессия») Осознание многозначности практических (возникающих в реальной профессиональной деятельности) проблем и жизненных ситуаций («Школа») Способность и готовность к оценке и принятию решения («Путешествие») Развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими) («Мой класс»)

Слайд 33

Выбирая метод обучения, учитель должен осознавать, что главное при изучении предмета – это формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание и развитие учащихся. Каждый из методов, применяющихся в педагогической практике, имеет свои достоинства и недостатки, но использование в системе, во взаимосвязи поможет достигнуть наилучших результатов.

Слайд 34

Технология игровой деятельности представляет собой определённую последовательность действий, операций преподавателя по отбору, разработке, подготовке игр, включению студента в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению её итогов и результатов. Игровые технологии Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Слайд 35

Игра снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности («Путешествие в страну, изучаемого языка») Применение Игровых технологий на уроках иностранных языков Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению (« Shopping ») В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка («Интервью») Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность («Проблемы загрязнения окружающей среды») Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах («День самоуправления») Игра провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов («Снежный ком»)

Слайд 36

Этот метод считается одним из эффективных методов развития критичности мышления и получил большое признание среди педагогов. Метод проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего это надо и где и как я могу эти знания применить»

Слайд 37

В педагогической практике метод проектов направлен на реализацию творческого потенциала учащихся, креативность, нестандартность мышления, на развитие их мыслительной деятельности, учит отбору и анализу информации. Он предполагает совместное целеполагание учеников и учителя, предоставляет ученикам право выбора, развивает мышление и рефлексию.

Слайд 38

Проектная методика обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение. Работа над собственными проектами отражает современную тенденцию в образовании - ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Работая над проектом учащиеся получают возможность работать «в команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.

Слайд 39

Типы проектов 1 Творческие, исследовательские Merry Christmas 2 Ролево-игровые Лондон вчера и сегодня 3 Информационный проект Календарь Друидов 4 Смешанный Британский музей

Слайд 40

I этап – определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования Этапы метода проектов II этап – выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, обсуждение способов оформления конечных результатов III этап – сбор, систематизация и анализ полученных данных IV этап – подведение итогов, оформление результатов, их презентация V этап - выводы, выдвижение новых проблем исследования

Слайд 41

Таким образом, проектная методика характеризуется коммуникативной направленностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, их личной ответственностью за продвижение в обучении. Этот метод создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций учащихся. Кроме того работа над проектом на уроках иностранного языка сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых и помогает развить умение работать с большими объемами информации, приобретаются навыки исследовательской работы.

Слайд 42

Автор: Нехода Елена Александровна – учитель иностранного языка (МОУ СОШ 25 г.Абакан) Thank You for your attention !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции: "Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика"

Вашему вниманию предлагается статья Петровой Н.Б., учителя английского языка,МОУ гимназии № 1.Статья была опубликована в сборнике трудов международной конференции,  посвященной 20-летию основания...

Школьная газета как средство гуманизации образовательного процесса

Выступление на конференции классных руководителей.Определены направления деятельности классного руководителя по воспитанию социально адаптированного человека. Показано использование работы в школьной ...

Вопросы гуманизации образовательного процесса

Принципы гуманизма в педагогике...

ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития и воспитания активной, творческой личности на основе общечеловеческих ценностей и традиционной русской культуры....

Информационно- методический материал «Использование игровых технологий в учебно- воспитательном процессе дополнительного образования»

Игра как некоторое социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание почти всех современных ученых, психологов, педагогов.Использование игровых тех...

Доклад «Воспитание успехом» -одно из главных условий гуманизации учебно-воспитательного процесса»

Суть принципа «воспитание успехом» состоит в том, что педагог, работая с ребенком, должен стремиться, как можно глубже понять его, осмыслить его особенности, потребности, стараться развива...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...