Социальн - педагогический проект "Моя здоровая улыбка"
проект на тему

Ногаева Оксана Сергеевна

Социально-педагогический проект

«Моя здоровая улыбка».

Срок реализации – 6 месяцев.

В рамках внеурочной деятельности учащихся.

Руководитель проекта: Ногаева Оксана Сергеевна,

учитель истории и обществознания

1 часть. Актуальность темы (почему данная тема взята для исследования?)

    Мы долго думали всей командой над темой нашего следующего социального проекта. Перебирали варианты оформления школьного дворика, театра для дошкольников, оформления школьной столовой и другие варианты. Все они имели как сторонников, так и оппонентов. Нам было предложено подумать о том, что беспокоит в данный момент больше всего. И одна девочка сказала, что это зубная боль. Все стали сочувствовать, давать советы из личного опыта. И вот тут мы поняли, что темой нового проекта будет детская стоматология в сельской местности. Актуальность проблемы очевидна:

-стоматологический кабинет в п.Сокольники закрыт;

-низкий уровень правовых  знаний по теме исследования детей и взрослых;

-у каждого ребёнка есть проблемы со здоровьем зубов и полости рта;

- большинство детей посёлка никогда не были на приёме у стоматолога;

- отсутствует профилактическая работа по укреплению здоровья зубов и полости рта;

-учащиеся вынуждены пропускать занятия в школе, чтобы попасть на приём к стоматологу в г.Кувшиново.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nogaeva_o.s._proekt_moya_zdorovaya_ulybka.docx56.25 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогический проект

«Моя здоровая улыбка».

Срок реализации – 6 месяцев.

В рамках внеурочной деятельности учащихся.

Руководитель проекта: Ногаева Оксана Сергеевна,

учитель истории и обществознания

1 часть. Актуальность темы (почему данная тема взята для исследования?)

    Мы долго думали всей командой над темой нашего следующего социального проекта. Перебирали варианты оформления школьного дворика, театра для дошкольников, оформления школьной столовой и другие варианты. Все они имели как сторонников, так и оппонентов. Нам было предложено подумать о том, что беспокоит в данный момент больше всего. И одна девочка сказала, что это зубная боль. Все стали сочувствовать, давать советы из личного опыта. И вот тут мы поняли, что темой нового проекта будет детская стоматология в сельской местности. Актуальность проблемы очевидна:

-стоматологический кабинет в п.Сокольники закрыт;

-низкий уровень правовых  знаний по теме исследования детей и взрослых;

-у каждого ребёнка есть проблемы со здоровьем зубов и полости рта;

- большинство детей посёлка никогда не были на приёме у стоматолога;

- отсутствует профилактическая работа по укреплению здоровья зубов и полости рта;

-учащиеся вынуждены пропускать занятия в школе, чтобы попасть на приём к стоматологу в г.Кувшиново.

2 часть. Определение предмета исследования.

    Предметом исследования нашей команды, состоящей из 9 обучающихся 7-9 классов, стало выявление и реализация возможностей профилактики, диагностики, и лечения зубов для всех детей нашего посёлка. В школе обучается – 47 детей, детский сад посещает – 15 детей, в поселке ещё проживают – 10 малышей.

3 часть. Формулировка проблемы. (в чём заключается проблема?)

    Проблема: «Больные зубы у всех детей нашего посёлка».

4 часть. Выдвижение гипотезы. (каким может быть предположительный результат?)

       Проблема во всех смыслах «болезненная», требует комплексного решения. Жителям городов проблема нашего социального проекта может даже показаться надуманной и совсем не характерной для 21 века. Это здорово, что в городах на каждом шагу есть кабинеты стоматологов, а на селе всё иначе.  Результатом реализации данного проекта наша команда считает –

 100% вылеченные зубы всех детей посёлка Сокольники.

5 часть. Проверка гипотезы. (выбор методов исследования).

     В рамках работы над проектом члены команды собрали и проанализировали большой объём информации по выбранной теме. Команда разбилась на микрогруппы, каждая из которых имела свои цели и задачи исследования. Результаты работы, проделанной микрогруппами, представлены в таблице:

Карта анализа информации.

Микрогруппа учащихся

Источники информации

выводы

предложения

1.Аналитики

СМИ: «Мурзилка», «Здоровье», «Мир детей и подростков», «Учительская газета» газета Кувшиновского района «Знамя»,школьные курсы –биология, ОБЖ, окружающий мир, физическая культура, теле, радио передачи для детей и о здоровье за 3 года, Интернет.

-В изученных СМИ за последние 3 года информация по проблеме исследования отсутствует.

-Если суммировать всё учебное время, по всем учебным курсам отведённое изучению темы здоровья зубов и полости рта, то за обучение с 1-9 классы каждый ученик получает 2 урока. При этом проведение практикума программы не предусматривают.

-Информация СМИ носит рекламный характер, продвигая на рынке продажу средств по уходу за полостью рта. Просветительскую функцию она не выполняет.

-Информация из сети Интернет обеспечила команду необходимой статистикой, анализом ситуации, прогнозами и т.д.

-организовать взаимодействие с СМИ с целью публикации материалов по профилактике стоматологических заболеваний.

-организовать взаимодействие с учителями биологии, ОБЖ, начальных классов, классными руководителями, школьным кабинетом здоровья с целью организации уроков здоровья, оформления уголков здоровья по теме проекта.

-организовать взаимодействие с районной стоматологической службой для проведения просветительской и профилактической работы.

-Организовать переписку с производителями средств по уходу за полостью рта, для привлечения их к просветительской работе по теме проекта.

2.Журналисты

Интервью с Главным врачом ГБУЗ «Кувшиновская ЦРБ» М.Ю.Смирновой, Заведующим стоматологическим отделением ГБУЗ «Кувшиновская ЦРБ» С.С.Щербаковым, детским стоматологом МОУ Кувшиновской СОШ №1 Кузнецовой Г.С, главным редактором общественно-политической газеты Кувшиновского района «Знамя» А.Е.Чистяковой.

-Подготовили анализ ситуации по проблеме в Кувшиновском районе.

-Наметили пути решения проблемы.

-Познакомились с опытом решения проблемы в г.Кувшиново.

- Члены команды избавились от личных проблем со здоровьем зубов, опробовав лечение на стоматологической установке МОУ Кувшиновской СОШ №1 (получена в рамках реализации национального проекта «Здоровье»).

-Ознакомиться с региональной программой в области детской стоматологии.

-организовать выезд стоматолога в п.Сокольники, в сельский стоматологический кабинет.

- распространение опыта детского стоматолога МОУ Кувшиновской СОШ №1 по проведению просветительской и профилактической  работы.

-организовать серию публикаций о ходе реализации проекта в общественно-политической газете Кувшиновского района «Знамя».

3.Социологи

Составление, проведение, анализ социологических опросов по теме проекта учащихся, родителей, учителей

Учащиеся:

-Выявлена стоматологическая неграмотность – 87%.

-Имеют больные зубы – 100%.

-Отсутствие профилактики – 96%.

-Используют «средневековые» способы борьбы с зубной болью – 75%.

Родители:

-Не понимают последствий проблемы для здоровья детей – 67%.

-Стоматологическая неграмотность – 67%.

-Отвергают профилактику – 58%.

Учителя:

-Обращаются к проблеме только в рамках изучения учебных предметов – 100%.

-Отмечают влияние проблемы на посещаемость школьных занятий учениками-100%.

-Решение проблемы видят только в комплексном подходе-100%.

-организовать работу с учащимися по напрвлениям:

1.профилактика.

2.диагностика.

3.лечение.

-организовать родительский всеобуч по теме проекта.

-задействовать педагогический коллектив для организации просветительской и профилактической работы в школе.

4.Юристы

Конституция РФ, Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, План действий по осуществлению всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Комплексная программа профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей Тверской области 1999 год.

-Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.(Конституция РФ ст.38).

-Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ финансируются программы укрепления здоровья, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека (Конституция РФ ст.41).

-Ребёнку должно принадлежать право на здоровый рост и развитие, медицинское обслуживание. Ребёнок при всех обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь (Декларация прав ребёнка, принципы 4 и 8).

-Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях, отвечали нормам в области здравоохранения с точки зрения численности и пригодности персонала. Признают право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. Принимают необходимые меры для обеспечения осведомлённости родителей о здоровье и питании детей, развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи(Конвенция о правах ребёнка ст.3.3).

-Улучшение здоровья детей является первостепенной обязанностью. Мы в первую очередь обращаемся к самим детям. Мы призываем их принять участие в совершенствовании этих усилий (Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей).

-Открываются возможности по искоренению или практической ликвидации вековых заболеваний, которые наносили ущерб здоровью десятков миллионов детей в течение столетий, и по повышению качества жизни будущих поколений. Семья несёт основную ответственность за приобщение детей к ценностям и нормам общества (План действий по осуществелению всемирной декларации об обеспечении  выживания, защиты и развития детей).

-Программа-комплексный процесс, включает следующие этапы:

1.Анализ ситуации

2.Цель и задачи программы

3.Контингент, персонал

4.Методы профилактики

5.Материальное и информационное обеспечение программы

6.Оценка эффективности программы

7.Содержание программы (Комплексная программа профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей Тверской области).

-организовать разъяснительную работу среди родителей о их роли в формировании здоровья детей, воспитании ценностей ЗОЖ у юного поколения.

-анализ ситуации по правовой грамотности социума.

-анализ реализации прав ребёнка на примере организации детской стоматологической службы в районе.

-направить действия команды на организацию обеспечение стоматологической помощью сельских детей в соответствии с нормативными документами.

-содействовать формированию сознания социума планетарного масштаба важности укрепления здоровья детей, в частности стоматологического.

-пропагандировать ценность здоровья, как главную ценность подрастающего поколения.

-изучить программу Тверской области по профилактике кариеса зубов и болезней пародонта, способствовать её реализации на территории Сокольнического сельского поселения.

Результаты работы микрогрупп по сбору и анализу информации по проблеме проекта.

   В результате работы четырёх микрогрупп:

  • Сформирована нормативно-правовая база социально-педагогического проекта «Моя здоровая улыбка»;
  • Проведено комплексное исследование состояния изучаемого вопроса «Детская стоматология на селе»;
  • Выявлено отношение к проблеме в социуме села;
  • Установлена степень изученности и освещения проблемы в СМИ, доступных сельскому социуму;
  • Определён круг организаций, учреждений, должностных лиц ответственных за решение проблемы;
  • Определён контингент обучающихся, учителей, родителей, общественности заинтересованных в решении проблемы.

Основные выводы команды на этапе сбора и анализа информации.

  • Реализация основных международных документов по правам ребёнка может носить формальный характер и иметь много проблем. Они многоаспектны. Проблемы следует рассматривать в контексте общественно-политической и экономической ситуации в стране и отношения общества и государства к детям;
  • Активное содействие реализации прав ребёнка необходимо организовывать и поддерживать на всех уровнях, различными организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами страны;
  • В реальной жизни национальные проекты, направления государственной политики не всегда доходят до каждого гражданина в полной мере. Могут быть недоступны все услуги в полном объёме детям из глубинки;
  • Забота о здоровье детей является приоритетом родителей, но они не всегда понимают всю полноту ответственности за возложенную на них миссию;
  • Комплексного решения проблемы детской стоматологической службы на селе не было более 20 лет по следующим причинам:

1.Детству стали угрожать более «серьёзные» проблемы (наркомания, алкоголь, табакокурение, терроризм, социальная незащищённость семей);

2.В городах детская стоматологическая служба развита очень хорошо;

3.Отсутствие средств и специалистов для осуществления стоматологической помощи на селе;

4.СМИ в погоне за рейтингами и тиражами предпочитают публиковать «горячие» новости, забыв о значении санитарного просвещения;

5.Крупнейшие производители средств по уходу за полостью рта наряду с рекламой своей продукции ведут массовую образовательную работу через акции, листовки, буклеты, но эта работа не достигает отдалённых сельских районов;

6.Массовая первичная профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у сельских детей Тверской области не проводилась более 20 лет;

7.Санация полости  рта детям из сельской местности проводится в стоматологическом отделении ГБУЗ «Кувшиновская ЦРБ» по обращаемости;

8.В ходе учебно-воспитательного процесса рассмотрение проблемы имеет разовый, ознакомительный характер;

9.В среде сельских родителей преобладает неграмотность и неосведомлённость в вопросе детской стоматологии;

10.Дети не владеют элементарными навыками сохранения здоровых зубов;

11.В сельском социуме доминируют «средневековые» методы борьбы с зубной болью.

В 21 веке, веке высоких технологий дети из «глубинки»

оставлены  наедине с

ЗУБНОЙ БОЛЬЮ!

ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ!

Оформление уголков здоровья в классах, кабинете здоровья

тематическая

выставка литературы «Чтобы зубы не болели»

Распространение листовок в посёлке

Конкурс рисунков «Чтобы зубы не болели»

Фотовыставка «Школа улыбается»

Лечение зубов.

Соревнование между классами «Классная улыбка».

Экскурсия к детскому стоматологу в Кувшиновскую СОШ №1. Лечение зубов.

Экскурсия в редакцию газеты «Знамя». Публикация материалов о ходе реализации проекта

Проведение уроков здоровья по теме проекта

Выпуск листовок для родителей, учеников, дошкольников

Родительский лекторий

Возобновление работы стоматологического кабинета в п.Сокольники

Осмотр стоматолога всех учащихся школы

Посещение уроков здоровья у детского стоматолога в Кувшиновской СОШ №1

Переписка с производителями средств ухода за полостью рта

ЧТО ДЕЛАЕМ?

социально-педагогический проект

 «МОЯ ЗДОРОВАЯ УЛЫБКА»

КУДА ОБРАЩАЕМСЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ?

В редакцию общественно-политической газеты Кувшиновского района «Знамя»

В школьную библиотеку

В Кувшиновскую центральную библиотеку

В МОУ Кувшиновскую СОШ №1

В ФАП п.Сокольники

В детский сад п.Сокольники

В аптеку г.Кувшиново

В администрацию Сокольнического сельского поселения

В ГБУЗ «Кувшиновская ЦРБ»

К производителям «Новый жемчуг»,

«SPLAT»

ПЛАН

действий по реализации  социально-педагогического проекта

«Моя здоровая улыбка»

Шаги по реализации проекта

Сроки исполнения

ответственные

1.Просветительская деятельность.

Оформление уголков здоровья

Весь год

Щербанюк.Н.

Выпуск и распространение листовок

октябрь

Забродина А.

Выпуск стенной печати для информационного стенда в п.Сокольники, детского сада, ФАП.

ежемесячно

Забродина А.

Конкурс рисунков «Чтобы зубы не болели»

ноябрь

Забродина А.

Книжные выставки в библиотеках

декабрь

Осипов А.

Родительский лекторий

Октябрь,январь

Мальков В.

Соревнования «Классная улыбка»

Весь период проекта

Пфлаут И.

Фотовыставка «Школа улыбается»

Весь период проекта

Перцев А.

Уроки здоровья в школе и детском саду

Весь период проекта

Догодаева А.

Организация переписки с производителям «Новый жемчуг»,

«SPLAT»

Весь период проекта

Мальков В.

Экскурсия в аптеки г.Кувшиново

декабрь

Щербанюк Н.

Экскурсия в кабинет детского стоматолога МОУ КСОШ №1

декабрь

Перцев А.

Посещение уроков здоровья в МОУ КСОШ №1

декабрь

Пфлаут И.

2.Организация и проведение санации полости рта всем обучающимся МОУ Сокольнической ООШ

Встреча с главным врачом ГБУЗ «Кувшиновская ЦРБ» М.Ю.Смирновой

ноябрь

Мальков В.

Встреча с зав.стоматологическим отделением С.С.Щербаковым

ноябрь

Пфлаут И.

Встреча с заведующей ФАП п.Сокольники Л.П.Потаповой

октябрь

Забродина К.

Встреча с Главой Сокольнического сельского поселения Г.П.Казновой

октябрь

Догодаева А.

Встреча с редакцией газеты «Знамя»

декабрь

Перцев А.

Восстановление работы стоматологического кабинета в ФАП п.Сокольники

ноябрь

Мальков В.

Организация профилактического осмотра дошкольников и школьников п.Сокольники у детского стоматолога

декабрь

Перцев А.

Лечение в стоматологическом кабинете ФАП п.Сокольники у детских стоматологов из г.Кувшиново

Весь период проекта

Осипова С.

Лечение в стоматологическом отделении г.Кувшиново, стоматологическом кабинете МОУ КСОШ №1.

Весь период проекта

Щербанюк Н.

Программа действий команды.

1 направление. Просветительская деятельность.

Цель: повышение мотивации населения посёлка к ведению здорового образа жизни. Разъяснение значения правил гигиены полости рта, рационального питания и необходимости профилактики стоматологических заболеваний.

ДЛЯ КОГО МЫ РЕАЛИЗУЕМ ПРОЕКТ?

объекты деятельности

дошкольники

родители

учащиеся

население  посёлка и района

Листовки

Родительский лекторий

Листовки

Публикации в газете «Знамя» информации о ходе реализации проекта, информации с целью санитарного просвещения населения по теме проекта

Плакаты

Плакаты

Плакаты

Стоматологический кабинет в ФАП

Стоматологический кабинет в ФАП

Стоматологический кабинет в ФАП

Стоматологический кабинет в ФАП

Книжные выставки в библиотеках

Тематические занятия

Листовки

 Уроки здоровья

Листовки

Профилактический осмотр стоматолога

Социологический опрос

Профилактический осмотр стоматолога

Плакаты

Конкурс рисунков «Чтобы зубы не болели»

 

Конкурс рисунков

 Классные уголки здоровья

Книжные выставки в библиотеках

Конкурс рисунков «Чтобы зубы не болели»

Фотовыставка «Школа улыбается»

Книжная выставка в школьной библиотеке

2 направление. Стоматологическая помощь детям посёлка Сокольники.

Цель:  100% здоровые зубы у всех детей.

 Стоматологическая служба Кувшиновкого района

ФАП п.Сокольники

учащиеся

Обеспечение специалистами стоматологического кабинета в ФАП п.Сокольники

Возобновление работы стоматологического кабинета

Профилактический осмотр

Формирование графика выездов специалистов в стоматологический кабинет п.Сокольники

Санация полости рта

Проведение профилактического осмотра всех детей п.Сокольники

Выполнение рекомендаций и назначений специалистов

Проведение уроков здоровья в детском саду, школе

Проведение родительского лектория

Вывод на данном этапе реализации проекта: 

Наша программа актуальна, реалистична, имеет общественную поддержку.

6 часть – интерпретация (объяснение результатов)

Выполнение плана действий по реализации программы.

        Социально-педагогический проект от «мозгового штурма» до рефлексии занял 6 месяцев. Это было время  насыщенное новыми впечатлениями, встречами, общением с интересными людьми различных профессий. Яркой, продуктивной была работа команды по профилактике стоматологического здоровья обучающихся. Необходимые знания по теме проекта получили все дети посёлка и их родители, учителя и общественность. Команда в ходе реализации проекта успешно сочетала все возможности гигиенического обучения и воспитания. Вместе всё делать интереснее, даже зубы лечить! Главный результат достигнут, зубная боль покинула наш посёлок навсегда! За 6 месяцев нами полностью реализован план действий и программа мероприятий. По итогам реализации проекта нами сделаны следующие выводы:

  • Наше здоровье в наших руках и нет ценности больше здоровья;
  • Взрослые с радостью идут навстречу нашим инициативам, когда очевидна их полезность и значимость;
  • Новые знания и умения очень нам пригодятся в будущем;
  • Нам удалось не только вылечить зубы детям, но и изменить сознание сельского социума в пользу ценностей ЗОЖ.

Рефлексия.

Забродина Кристина.7кл.

    Я улыбаюсь, мои сёстры улыбаются, что может быть лучше. Было очень интересно готовить и проводить конкурс рисунков «Чтобы зубы не болели». Не ожидала, что может быть столько интересных сюжетов на тему проектов. Очень запомнились дошкольники на тематических занятиях, очень внимательно слушали нас и смотрели с большим интересом. Ещё я к себе стала относиться с большим уважением. Оказывается, что в моих силах не только позаботиться о себе, но и сделать важное дело полезное многим.

Догодаева Анжела.7кл.

   Как и все я вылечила зубы, научилась правильно за ними ухаживать. Мне больше всего понравилось работать с официальными документами. Оказалось очень многое мы сами не знаем о своих правах и возможностях и эту ситуацию обязательно нужно менять. Законы «заработают» в полную силу тогда, когда население будет более грамотным и не позволит гарантированным государством правам оставаться только на бумаге. Активная гражданская позиция позволяет изменить качество жизни себе и окружающим. Я получила навыки работы с документами, ведения аргументированного диалога. Всё это пригодится и в будущем.

Перцев Алексей.7кл.

  Самое страшное – решиться вылечить первый зуб. Дальше всё было веселее. Научился создавать презентации, оформлять фотовыставки, обеспечивать фото, видео, аудио-сопровождение реализации проекта. Понял суть такого вида деятельности как проектирование от А до Я. В будущем планирую продолжать участвовать в подобных мероприятиях.

Пфлаут Иван.7кл.

  Обычно учебный год тянулся очень медленно. Каждый день похож на предыдущий. Эти полгода промелькнули моментально, такая активная деятельность была: поездки, встречи, интервью, лечение, переписка, новые знакомства, плакаты, буклеты, выставки, конкурсы и прочее… Всего не перечесть. Многие удивляются, что мы придали общественную огласку такой  «непубличной» проблеме. А нам важен результат! Надо не замалчивать, а решать подобные проблемы, тем более, что это реально. А лично я вылечил 2 зуба,  престал бояться публичных выступлений и дискуссий.

Мальков Виктор.8кл

 Я с удовольствием занимался социологическими опросами и освоил основы их составления, проведения, обработки результатов. Именно такая работа помогает осмыслить масштабы проблемы, поможет найти возможные варианты решения. А ещё это работа с людьми, которая всегда меня привлекала. Не буду оригинален. Я тоже вылечил зубы.

Осипова Светлана.8кл

  Меня всегда привлекала профессия фармацевта. Поэтому при реализации проекта я выбирала деятельность, связанную с санитарным просвещением, профилактикой, обзором средств по уходу за полостью рта. Самый ценный опыт я получила при  организации сотрудничества с фирмами-производителями отечественных средств. Взаимодействие с SPLAT было очень познавательным. Теперь я знаю очень много о производстве различных средств по уходу за полостью рта.

Осипов Александр.8кл

  В ходе реализации проекта нам предлагалось попробовать себя в разных ролях и профессиях. Мы сами решали, в каком составе, какие вопросы по ходу реализации проекта будем решать. Это мне очень понравилось. Я делал то, что действительно хотел, умел или чему желал научиться. Оксана Сергеевна была нашим консультантом, партнёром, но не «строгим начальником». Я научился создавать листовки, плакаты, писать статьи, брать интервью. Преодолел комплекс сельского жителя по трудностям в общении с незнакомыми людьми, должностными лицами. И спасибо проекту, за моё личное достижение – я первый сел в кресло стоматолога.

Щербанюк Наталья.8кл.

   Я очень рада, что кабинет стоматолога в ФАП нашего посёлка вновь работает, и в этом есть доля моего участия. Теперь не надо терять целый день на поездку в г.Кувшиново, сидеть в очередях. Польза не только детям, но и всему населению. Оказалось не так уж и сложно организовать выезд врача к нам 2 раза в неделю. Для себя я поняла ценность здоровья и важность заботы о нём с самого раннего детства. Мне очень понравились все медики, с которыми мы общались на проекте, поэтому после 9 класса я планирую поступать в медицинское училище г.Тверь.

Забродина Алёна. 9кл.

   Мне стало жаль, что скоро закончится моя школьная пора. Такие проекты укрепляют дружбу, помогают найти единомышленников, укрепляют веру в собственные силы. Было здорово! Я сама не ожидала, что могу быть такой инициативной. Каждый день мой мозг не знал покоя в поисках ещё каких-то путей решения проблемы, партнёров, вариантов встреч, материалов для книжных выставок. Рассматривалась каждая идея, «мозговые штурмы» проходили бурно, вовлечена в проект вся школа, затем детский сад и, весь посёлок! Пришлось «переварить» массу информации и это оказалось очень полезным.

7 часть – подготовка к презентации проекта.

 Реализация проекта сопровождалась на всех этапах работы широкой просветительской деятельностью. Использовалась как готовая продукция по санитарному просвещению SPLAT, Тверской государственной медицинской академии, так и созданные членами команды листовки, плакаты, газеты, буклеты, презентации. Итогом работы команды стало отчётное выступление на общешкольном родительском собрании в форме представления-сказки. Презентация отчётного выступления прилагается.

Приложение1

Результаты социологических опросов.

Учащиеся. (опрошено 47 учеников)

   1.Увас есть больные зубы?

   - Да – 100%

   2.Когда последний раз был у стоматолога?

  - Не помню – 27%

  -1-2 года назад – 36%

  - никогда – 19%

  -в этом году – 19%

  3.Регулярно чистишь зубы?

  - да – 53%

  - не всегда – 47%

  4.Ты учился грамотно ухаживать за полостью рта?

  - нет – 100%

  5. Что ты делаешь при зубной боли?

  - прикладываю чеснок- 48%;

  - полощу содовым раствором – 59%;

  - прикладываю ватку со спиртовым раствором – 26%;

  - прогреваю- 48%;

  - использую заговор от зубной боли- 38%;

  - принимаю обезболивающие таблетки- 53%;

  - читаю молитву -9%;

  - еду в г.Кувшиново к стоматологу – 24%

Из данных социологического опроса следует, что откладывать наше взаимодействие с районной стоматологической службой дальше нельзя. Проблема детской стоматологии на селе является «больной» и для всей нашей команды, что добавляет нам особой заинтересованности в её решении. Предлагая эту тему для проекта, мы сами не ожидали, что она окажется настолько серьёзной. Это стало очевидным из опроса учеников школы. У всех больные зубы, все занимаются самолечением, не придают значения профилактике. Выпускники нашей школы, обладая кокурентноспособными знаниями, покидают школу с больными зубами и отсутствием элементарных навыков ухода за полостью рта. Сельские дети лишены удобного доступа  ко всему спектру услуг современной детской стоматологии. Причины сложившейся ситуации мы выяснили проанализировав результаты опроса родителей.

Родители.(опрошено 23 родителя)

1.Увас есть больные зубы?

-да-100%

2.Когда Вы последний раз обращались к стоматологу?

-2-5лет назад – 43%

-в этом году – 13%

-не помню -44%

3.Вы объясняете ребёнку значение профилактики стоматологических заболеваний?

-нет-50%

-однажды – 25%

-регулярно- 25%

4.Вы обращаетесь с ребёнком к стоматологу по причине зубной боли?

-да-83%

-иногда-17%

5.Вы обращались с ребёнком к стоматологу с целью получения консультаций, профилактического осмотра, установки диагноза, за рекомендациями по уходу за полостью рта?

-нет – 100%

6.Чем Вы руководствуетесь при покупке средств для ухода за полостью рта?

-цена -100%

7.Вы контролируете потребление сладостей ребёнком?

-нет-30%

-когда удаётся -40%

-да- 30%

8.Кто, по Вашему мнению, должен заниматься проблемой профилактики детских стоматологических заболеваний?

-школа-70%

-стоматолог-30%

9.Какие трудности Вы находите в решении проблемы здоровья зубов ребёнка?

-закрыт стоматологический кабинет в п.Сокольники – 100%

-нет времени ехать в г.Кувшиново-23%

-не считаю эту проблему серьёзной-24%

-ребёнок боится, не соглашается ехать к стоматологу – 48%

10.Считаете ли Вы проблему детской стоматологии в сельской местности актуальной?

-да-70%

-нет30%

  В среде сельских родителей преобладает стоматологическая неграмотность по следующим причинам:

-низкий уровень образования;

-низкий уровень жизни.

У родителей, которые сами мучаются от зубной боли, растут дети с проблемами в области стоматологии. Большинство родителей не видят своей ответственности за здоровье детей. Многие не имеют сами элементарных навыков и знаний по проблеме проекта. Обращаемость  к врачу по причине зубной боли (что говорит о запущенном состоянии полости рта ребёнка) приводит к негативному, болезненному восприятию стоматологического кабинета в целом. В Тверской области реализуется «Комплексная программа профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей», о которой ничего не знают родители.

Учителя.(опрошено 10 учителей)

1.Вы уделяете внимание в воспитательной работе вопросам профилактики стоматологических заболеваний?

-да -60%

-нет-40%

2.Как отражается состояние полости рта обучающихся на качестве учебно-воспитательного процесса?

-дети с острой зубной болью пропускают занятия, что ведёт к снижению успеваемости – 100%

-больные зубы оказываются препятствием для участия учеников в различных мероприятиях, соревнованиях, олимпиадах – 100%

-особенно много неприятностей из-за больных зубов на выездах на экскурсии, турслёты, палаточные лагеря, дома отдыха – 100%

3.В решении проблемы Вы чувствуете поддержку медицины, родителей?

-да – 10%

-нет-70%

-не всегда -20%

4.Кто ответственен за решение проблемы?

-родители – 100%

-медики – 40%

-школа – 60%

-решение должно быть комплексное – 100%

5.Считаете ли Вы проблему актуальной?

-да-100%

Учителя уделяют внимание проблеме проекта только в рамках реализации образовательной программы. Учитывая состояние здоровья полости рта всех обучающихся этого недостаточно.

Наша команда берётся за решение проблемы, и начнём мы с борьбы со своими собственными страхами, чтобы показать остальным, что в 21 веке детская стоматология может быть безболезненной, а зубы здоровыми.

Приложение 2.

Несколько отзывов о проекте

(всего получено 23 положительных отзыва).

М.Ю.Смирнова, главный врач ГБУЗ «Кувшиновская ЦРБ»:

  Проблема, которую подняли учащиеся сельской Сокольнической школы, действительно, актуальная, «болезненная», требующая комплексного решения. Степень нерешённости проблемы по статистике одинакова для большинства регионов страны. Конечно, есть единичные примеры благополучия, но имеются и более запущенные случаи по сравнению с нашим районом. Ответственность за комплексное решение проблемы лежит не только на медиках, но и на родителях, образовательных организациях, общественности, СМИ. Сегодня законодательная база теоретически позволяет решить проблему в полном объёме, но на практике всё упирается в недостаточное финансирование, дефицит кадров. Всем сельским детям предоставлена возможность лечить зубы в городе. Суть проблемы в том, что обращаемость за помощью сельских детей крайне низка, несмотря на критическое состояние их зубов.

  В нашем районе эта проблема впервые озвучена командой учащихся в ходе реализации социально-педагогического проекта «Моя здоровая улыбка». А это значит, что подрастающему поколению не безразлично собственное здоровье, здоровье друзей. Именно, в реализации этой активной позиции залог здоровья будущих матерей и отцов, т.е. здоровье многих поколений.

   Ребята нам наглядно показали, как можно изменить окружающую нас действительность, имея активную гражданскую позицию. Мы с удовольствием приняли участие в проекте, были найдены возможности для работы 2 раза в неделю стоматологического кабинета в ФАП п.Сокольники, продуман доступ всем сельским школьникам района не только в городское стоматологическое отделение, но и в стоматологический кабинет МОУ КСОШ №1, куда по программе было получено самое современное оборудование и продолжаются поставки высококачественного пломбировочного материала. Хочется выразить благодарность авторам, участникам проекта за такое результативное сотрудничество, активную санитарно-просветительскую деятельность и пожелать им в будущем ещё много таких же успешных и полезных проектов.

С.С.Щербаков, заведующий стоматологическим отделением ГБУЗ «Кувшиновская ЦРБ»:

  Действительно, проблема особенно актуальна в сельской местности. Всех детей из села в нашем стоматологическом отделении мы принимаем, но малый процент этих пациентов обращается повторно и посещает доктора до полного решения своих проблем. Дети из села обычно сильно запущены, обращаются только по острой боли, У них отсутствуют элементарные навыки. Как можем учим, объясняем, но есть и вина родителей, которые не приучают детей ухаживать за зубами, затягивают с обращением к специалистам. Я благодарен участникам проекта за инициативность, искреннее желание сделать мир лучше. В ходе проекта мною лично был проведён профилактический осмотр всех детей п.Сокольники, составлены планы лечения, даны рекомендации детям и родителям по профилактике кариеса и болезней пародонта. Данный проект нам взрослым стал уроком неравнодушия, неформального отношения к делу и творческого подхода к решению таких «недетских» проблем. Ребятам успехов, здоровья, и новых идей.

А.Е.Чистякова, главный редактор общественно-политической газеты Кувшиновского района «Знамя»:

   Команда Сокольнической школы порадовала нас своими инициативами, и мы в меру возможностей приняли участие в реализации проекта. Хочется отметить, что ребята очень грамотно, с энтузиазмом готовили материалы по санитарному просвещению населения, о ходе реализации проекта. Участие в таких проектах не только формирует активную гражданскую позицию, но и существенно влияет на профессиональное самоопределение обучающихся. Ведь, только в ходе реализации данного проекта ребятам была предоставлена возможность примерить на себя профессии юристов, журналистов, аналитиков, медиков, учителей, воспитателей, библиотекарей. Попробовали они осмыслить себя и в будущей роли отца, матери, заботящихся о здоровье своих детей. Молодцы! Мы готовы сотрудничать и на следующих проектах обучающихся этой школы.

Г.С.Кузнецова, детский стоматолог МОУ Кувшиновской СОШ№1:

  Ребята просто молодцы! Было очень заметно, что даже инициативная группа команды панически боится стоматологического кресла, но вели себя все достойно. Свою цель  - личным примером показать остальным ученикам школы, что лечение зубов может быть без боли члены команды реализовали в полном объёме. Они с большим интересом набирались опыта по проведению профилактических уроков здоровья, чтобы организовать подобную деятельность в своей школе. Общение было абсолютно партнёрским, многими новыми данными, презентациями из ресурсов сети Интернет ученики щедро поделились со мной, а я с ними. Таким образом, у нас сформировался общий банк данных по профилактики стоматологических заболеваний. Своё общение мы продолжаем и с помощью электронной почты. Ребята из села стали приезжать к нам в школу на приём в стоматологический кабинет. Очень хороший проект придумали ребята, он имеет реальные результаты.

Евгений Дёмин, генеральный директор SPLAT:

   Мы рады видеть в вашем лице наших союзников и рады оказать помощь команде по реализации проекта «Моя здоровая улыбка». Продукция SPLAT помогает решить большинство проблем профилактики стоматологических заболеваний у детей и взрослых. Мы предлагаем учащимся школы и родителям участвовать в наших конкурсах, повышать уровень своих знаний, общаясь с экспертами на официальном сайте. На все ваши вопросы ответят наши специалисты. Кроме того, в адрес школы направлены буклеты по профилактике, образцы нашей продукции. Мы делаем общее дело – дарим людям улыбки! Учитесь отлично, работайте в команде, всегда достигайте своих целей! Возможно, в скором времени мы встретимся. Ведь, такие активные, инициативные сотрудники в SPLAT очень нужны!

Список литературы и Интернет-ресурсов.

  1. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
  2. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.  
  3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004. 
  4. Познание и проектирование (Материалы "круглого стола") //Вопросы философии. - 1985 - №6.  
  5. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.
  6. Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.
  7. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. - 1998. - №3,4.
  8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.
  9. Орехова Л.Ю., Кучумова Е.Д., Стюф Я.В., Киселев А.В. Основы профессиональной гигиены полости рта. Учебное пособие – СПб.: 2004
  10.  Муравянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. – Ростов, 2004.
  11.  Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. М. – Медицина, 1982.
  12.  Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний. – Минск, 2004.
  13.  Соловьева А.М., Матело С.К., Купец Т.В. Учебно-методическое пособие. – Лечебно-профилактические аспекты употребления жевательной резинки. СПб., 2002 – 2003.
  14.  Яковлева В.И., Трофимова Е.К., Давидович Т.П., Просверяк Г.П. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний. – Минск, 1994.
  15. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. – М.: Медицина, 2003.
  16. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта в пародонтологии. – М.: Медицинская книга, 2006.
  17. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиена полости рта. – М.: МЕДпресс-информ, 2005.
  18. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2003.
  19. Улитовский С.Б. Энциклопедия профилактической стоматологии. – СПб, 2004.
  20. Орехова Л.Ю., Улитовский С.Б., Кудрявцева Т.В., Кучумова Е.Д., Краснослободцева О.А. ,Порхун Т.В. Стоматология профилактическая. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005.
  21. Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматологическая профилактика. – М.: Мед. Книга Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2003.
  22. Хамадеева А.М., Филина А.И., Ганжа И.Р. Гигиена полости рта – базовый метод профилактики стоматологических заболеваний. – Самара; СамГМУ, 2001.
  23. Под ред. Кузьминой Э.М. Стоматологическая заболеваемость населения России. – М., 1999.
  24. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний. Учебное пособие – Самара; СамГМУ, 2001.
  25. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие. – М.: "Тонга-Принт", 2001.
  26. http://www.splat.ru/
  27. http://www.nevcos.ru/catalogue/paste/
  28. http://www.lacalut.ru/
  29. http://tvergma.ru/
  30. http://www.spcpa.ru/
  31. http://www.oralb-blendamed-institute.ru/
  32. http://www.edu-tver.ru/
  33. http://www.aquafresh-hd.ru/
  34. http://www.happydoctor.ru/
  35. http://www.artofcare.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа...

Социально-педагогическое взаимодействие ГБОУ ЦДК с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Ануфриева Л.В., Протопопова Е.А.

В статье освещается опыт работы ГБОУ ЦДК с семьями , воспитывающими детей с ОВЗ, раскрыты основные направления данной деятельности....

Проект по теме "Формирование навыков здорового образа жизни школьников – ресурс социально-педагогической деятельности школы"

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективност...

«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».

Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

Общеобразовательная (дополнительная) программа основного общего образования по социально-педагогической направленности «Я выбираю здоровье»

Основная цель работы в рамках реализации даной программы, формирование ценостного отношения к своему здоровью обучающихся старших классов....