Методические рекомендации по разработке профилактических программ
методическая разработка на тему

Создание Программ – результат большой кропотливой работы автора или коллектива авторов.

Существует несколько видов программ. Самые распространенные -  это: модифицированные и авторские.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по разработке профилактических программ

( из опыта работы социального педагога СОШ №25 Казанцевой С.И.).

Создание Программ – результат большой кропотливой работы автора или коллектива авторов.

Существует несколько видов программ. Самые распространенные -  это: модифицированные и авторские.

Модифицированные  это  программы, разработанные на основе типовых,  либо других,  имеющие изменения в содержании.

Авторские – программы, не имеющие аналогов.

По содержанию программы могут быть предметными, дополнительными, специфическими, и.т.д., но все они входят в состав основной образовательной программы.

При написании профилактических программ необходимо:

  • учитывать цели и задачи образовательной программы школы;
  • предусмотреть обеспечение, предполагаемой программы, необходимым методическим комплексом;
  • обосновать её  необходимость;
  • соблюдать принцип преемственности с образовательной программой учреждения;
  • прописать обязательные разделы 
  • следовать алгоритму построения программ.

Включение Программ в образовательный процесс учреждения предполагает проведение следующих процедур:

1. Рецензирование.

Рецензия может выдаваться научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы-  внешнее рецезирование.

Обсуждение на заседании методического Совета учреждения-  внутреннее рецензирование.

2. Апробирование.

В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию Программы, оцениваться её эффективность

 3.Утверждение.

После получения положительных экспертных заключений и апробации, на учёном  Совете, при УО или МО, осуществляется защита Программы автором.

Любая Программа выполняет обязательные функции:

*нормативную;

*целеполагающую;

*фиксирущую состав содержания;

*процессуальную  (формы, методы, средства и условия).

Функции Программы определяют наличие требований:

*социальный заказ;

*взаимосвязь, имеющихся программ ОУ;

*наличие признаков нормативных документов,

*последовательность расположения;

*раскрытие целей;

*конкретность;

*способ построения (линейный или концетрический).

Структура Программы включает следующие элементы:

1.Титульный лист.

2.Наименование образовательного учреждения.

3.Название программы.

4.Фамилия, имя, отчество разработчика.

5.Гриф утверждения программы.

6.Название города.

7.Год составления.

Разделы программы.

I.Паспорт программы

( составители, исполнители, субъекты, профилактики, общественные формирования, сроки).

II.Пояснительная записка.

Назначение пояснительной записки состоит в том, чтобы кратко обосновать и охарактеризовать сущность и специфику темы,  её актуальность; в общих чертах показать методическую систему достижения цели.

III.Цели и задачи программ.

Цели определяются, исходя из конечной цели образовательной программы учреждения

Важно, чтобы цели и задачи поднимались однозначно, были диагностируемыми.

IV.Требования к уровню выполнения программы.

При формулировке целей и задач необходимо учитывать уровень образованности, компетентности субъектов образования и воспитания.

V.Целевые группы.

Определение объектов.

VI. Принципы образовательного процесса.

1.Комплексность (согласованное взаимодействие).

2 .Дифференцированность.

3. Многоаспектность (социальный, психологический, образовательный).

4. Последовательность (этапность).

5.Аксиологичность (формирование мировоззренческих  представлений об общечеловеческих ценностях: здоровом образе жизни,  законопослушности).

6. Направления - выбираются  исходя  из специфики программы, например, ранняя, общая, специальная профилактики).

7. Содержание работы по выполнению мероприятий, например:

  • аналитика – диагностическая деятельность;
  • информационно – диагностическое обеспечение;
  • взаимодействие всех субъектов профилактики;
  • социально – педагогическая поддержка семьи;
  • профилактика правонарушений несовершеннолетних учащихся;
  • привлечение общественности;
  • контроль.

VII. Этапы реализации программы.

1.Организационно – подготовительный.

2. Программно – реализованный.

3. Контрольно – коррекционный.

Средства контроля должны соответствовать целям и задачам  содержания, - позволять оценивать степень достижения  планируемого результата. Контроль может  планироваться и фиксироваться в перечне мероприятий.

VIII.Правовые границы.

  • действия не нарушающие, установленную в законе, компетенцию органов или лиц, осуществляющих  воспитательною - профилактические  меры;
  • меры, не нарушающие права несовершеннолетних.

IX. Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность:

*Законы.

*Постановления.

*Приказы.

*Программы.

*Акты.

*Положения.

X. Ресурсное обеспечение программы:

  1. Кадровое обеспечение.
  2. Финансовое обеспечение.

XI. Механизм реализации программы.

1.Управление и контроль

2.Субъекты реализации программы.

3.Ежегодные уточнения и изменения.

4.Определение планов мероприятий.

XII. Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты зависят от поставленных целей.

XIII.Рекомендуемая литература.

Список литературы включает описания изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

XIV. Перечень программных мероприятий.

Для того чтобы «не перегружать» перечень программных мероприятий, целесообразно все дополнительные  материалы (проекты, схемы, планы, и. т.д.) разместить в приложениях.

Профилактическая программа  сможет выполнить своё назначение, если в ее реализации будут принимать участие все субъекты профилактики.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по разработке Рабочих программ

Методические рекомендации о составлении рабочих программ для учителей-предметников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Гимназия № 13»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

Методические рекомендации по разработке специальной программы развития (СИПР) для детей с умеренной, глубокой и тяжёлой умственной отсталостью

Представлен опыт работы по разработке СИПР на основе варианта 2 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью....

Методические рекомендации по разработке рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-х классов

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи преподавателям-организаторам ОБЖ в подготовке рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для уч...

Методические рекомендации по разработке рабочей программа курса по ОБЖ в 6 классе

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи преподавателям-организаторам ОБЖ в подготовке рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для уч...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...