Социальное здоровье ученика
статья (7 класс) на тему

Борзых Ирина Викторовна
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения одного из компонентов здоровья – социального здоровья, в частности, сохранения социального здоровья современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_zdorove_uchenika.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКА

Борзых И.В.

SOCIAL HEALTH OF THE STUDENT

Borzykh I.V.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме сохранения одного из компонентов здоровья – социального здоровья, в частности, сохранения социального здоровья современного школьника.

Abstract. The article is devoted to the urgent problem of preserving this from the components of health - social health, in particular, preserving the social health of a modern student.

Ключевые слова: социальное здоровье, социализация личности, активная адаптация, функции социального педагога, модель развития.

Keywords: social health, socialization of the individual, active adaptation, the social function of the teacher, the model of development.

Все мы когда-то были детьми. Ходили в школу и радовались каждому новому дню, который дарил нам массу открытий и встречу с друзьями. Мы порой безоговорочно верили родителям и учителям: ведь именно они знают, как правильно поступить и где истина. Отличаются ли современные дети от нас? Конечно, отличаются. Чем же?

Информированностью. Значит, нельзя их учить только тому, чему учили нас. А поэтому требуется изменить содержание образования.

Раскованностью. Большинство из них чувствуют себя свободно и непринуждённо в обращении с людьми, в поведении. И вот уже нельзя преподавать, так как раньше, необходимо дать детям возможность высказаться, проявить себя.

И, наконец, самое печальное -  слабым здоровьем. Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.

Многие ученые выделили несколько видов здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное, личностное, эмоциональное. К перечисленным видам сегодня есть необходимость добавить социальный аспект. Медики утверждают, что основы физического здоровья закладываются в самом раннем возрасте человека. А как же социальное здоровье? При каких условиях можно воспитать достойного члена общества? Какое «нравственное питание» он должен получить? Возможно, нужно делать «профилактические моральные» прививки?

Под социальным здоровьем обучающихся следует понимать те комфортные условия общества в целом, микросреды, в которые попадают они по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения, в которой они общаются и взаимодействуют, и более широкая среда, которая оказывает на них воздействие через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, господствующих взглядов.

Личность живет в обществе, в социуме, поэтому личность стремится занять в этом обществе определенное престижное место и играть в нем значимую роль. Школа - учебно-воспитательное учреждение, ориентированное как на развитие физического здоровья обучающихся, так и на создание условий для формирования психологического и социального здоровья.

Именно школа является тем социальным институтом, который призван на деле защищать права, свободу и достоинство каждого ребенка, осуществлять его психолого-педагогическое сопровождение в противоречивом процессе личностного и социального развития и становления.

Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.

Социальное здоровье-это активная адаптация и саморегуляция человека в сложных условиях общества, его социальная роль и социальная активность.

  1. Это, прежде всего – свобода от вредных информационных воздействий. Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение – от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии, от смакования тёмных сторон жизни.
  2. Умение жить в гармонии с самим собой: иметь цель в жизни, ценить то, что имеешь, позитивно относиться к самому себе и окружающим, уметь прощать себя за свои ошибки и стремиться их исправить, любить свою работу, свой дом, свой город, свою страну, природу, активно изменять себя и мир к лучшему.
  3. Умение жить в гармонии с окружающими. Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это – Любовь к ближнему.

Критерии, которыми пользуются для определения  социального здоровья  - адекватное восприятие  социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной  среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность  перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

В нашей гимназии работает социально-психологическая служба, деятельность которой направлена  на оказание  помощи  ребенку  в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на  создание условий  для его самореализации.

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальные педагоги проводят с учетом возрастных и  индивидуальных  физиологических и психологических особенностей детей и взрослых. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе, гимназии.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает    выполнение социальными педагогами следующих основных функций:                        диагностическая - реализуется путем  сбора  информации  о  ребенке,    изучения  и  оценивания   реальных   особенностей   его личности;  выявления  информации  о  семье  ребенка;   изучения   источников негативного  влияния  на  ребенка  и  устойчивости  его  к  этому  давлению; изучение   влияния   на   ребенка микросреды;

прогностическая – на основе  поставленного психологом  диагноза   разрабатывается   конкретная   социально-педагогическая программа деятельности с ребенком,  которая предусматривает этапные изменения и  конечный  результат  социальной адаптации, коррекции и реабилитации;

 образовательно-воспитательная - отбор содержания  социально-педагогической  деятельности,  а  также  методов  ее осуществления; определение тех социально значимых  качеств,  которые  должны быть  воспитаны  у  ребенка  в   процессе   его   социальной   реабилитации; обеспечение  целенаправленного   педагогического  влияния  на  поведение   и деятельность  детей  и   взрослых;   восполнение   пробелов   воспитания   и

образования   ребенка,   формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы;

правозащитная - социально-педагогическая деятельность строится  на правовой  основе,  предусматривающей  как  соблюдение,  так  и  защиту  прав ребенка;

организаторская - социально-педагогическая деятельность с  ребенком  требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости  от глубины проблемы; создает  условия   для  проведения  свободного  времени  и досуга;  организации  социально  значимой  деятельности   детей,   взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической  помощи,  поддержки, воспитания и развития ребенка;

        коммуникативная - в ходе реализации    социально-педагогической    деятельности возникает необходимость установления множественных  контактов между ее  участниками  с целью обмена информацией;

предупредительно-профилактическая - закрепление   полученных    положительных    результатов    и предотвращение  возможности появления рецидивов, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным  реагированием  в экстремальной ситуации.

Что делают специалисты социально-психологической службы для укрепления социального здоровья ученика? В первую очередь выявляют детей с девиантным поведением и составляют из них «группу риска», на которую делается основной упор в работе социального педагога. Первоначально идёт сбор информации о ребенке, о его семье, об источнике негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению, а также влияния микросреды. Социальный педагог выделяет 2 основных направления в своей работе: предупредительно-профилактическое, образовательно-воспитательное. А также уделяет особое внимание следующим направлениям: формированию социальных умений и навыков, необходимых для преодоления разных проблем, для социализации личности;

профориентации - это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии; правовой направленности (она предусматривает как соблюдение, так и защиту прав ребенка).

Педагогический коллектив нашей гимназии определил для себя такие базовые приоритеты социального здоровья школьников как: создание условий для совершенствования качества образовательной деятельности, создания положительного эмоционального настроя школьников, формирования позитивной системы ценностей и установок обучающихся, развития их социальной активности, гражданско-правовой, нравственной и информационно-коммуникационной культуры, а также профессионального самоопределения обучающихся.

Учителя стараются создать для детей ситуации успеха, проявляют доверие и толерантность, понимают значимость социального здоровья для воспитания полноценной личности. Не  остаются   без внимания и ученики, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. Душевная теплота, неравнодушие, справедливость, сопереживание, уважение личности ребенка, индивидуальный подход в решении «важных» и «неважных» проблем наших обучающихся, социальная, психологическая, педагогическая помощь, тесное взаимодействие с семьей - все это необходимые условия формирования социального здоровья детей.  

Возникает своего рода модель развития социального здоровья ребенка, качество реализации которой можно оценить с помощью таких показателей:

  • позитивное взаимодействие с окружающими людьми,
  • работоспособность на уроке и дома, участие в жизни класса, гимназии и района,
  • активная жизненная позиция,
  • профессиональные намерения,
  • позиция гражданина, ученика, сына (дочери), друга, мальчика (девочки). 

Таким образом, роль школы, учителя, социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить, ведь эта роль является основополагающей для укрепления социального здоровья ученика.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире /В.В. Абраменкова.  //Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 3-16.
  2. Булыгина Л. В. Социальное здоровье  подростков. Автореф. дис. ... к.соц.н. — Ставрополь, 2009. — 22 с.
  3. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения. — М.: Ин-т молодежи: Голос, 1996. — 223 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное здоровье ученика

Определение социального здоровья. Процесс социализации личности. Функции социально-психологической службы по оказанию помощи ребёнку в процессе его социализации....

Презентация проекта "От здорового учителя к здоровому ученику"

Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства, так и самих граждан.Статистические данные дают для этого немало п...

Проект "От здорового учителя к здоровому ученику"

Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как для государства, так и для всего общества в целом.Статистические данные дают д...

Педсовет по воспитательной работе "Организация работы школы по формированию ЗОЖ: от здорового учителя к здоровому ученику"

В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др....

Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"

Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ.  "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам   Ч...

«Социальная адаптация учеников с ограниченными возможностями здоровья в старших классах на уроках математики»

Проект реализуется через полную интеграцию общеобразовательных знаний по математике, предусмотренных программой коррекционной школы с использованием современных информационно-коммуникативных технологи...

Социальный проект "Здоровое питание - здоровый ученик"

Данный проект предполагает создание на территории МБОУ Рощинской сош № 17 теплицы и посадок в открытом грунте овощей. Участниками проекта могут быть как школьники, так и учителя.  Предполагается ...