Занятие для родителей "Пойми меня"
методическая разработка (7, 8 класс) на тему

Данное занятие направлено на профилактику употребления ПАВ несовершеннолетними. Может быть проведено в форме родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poymi_menya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для родителей учащихся 7 – 8 классов, разработано Васильевой О.В.

Тема: Пойми меня.

Цель: активизация воспитательного потенциала семьи, направленного на профилактику употребления ПАВ.

Задачи:

- повышение уровня педагогической компетентности родителей;

- повышение уровня психологических знаний родителей;

- профилактика употребления ПАВ;

- информационная поддержка семьи.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители. Очень рада видеть вас. Говорить мы сегодня будем… конечно, о наших детях.

Больше не плетешь косичек, доченька моя,

И не носишь бантов-птичек, доченька моя

Ты восторженно взрослеешь, доченька моя

Не спеши, еще успеешь, доченька моя.

Дети растут, не спрашивая нашего разрешения. Вспомните своих детей маленькими и сегодняшними. Сложнее стало договориться? Какие проблемы есть в общении с детьми?

 Ответы родителей: (нет интереса к учебе, замкнутость, грубят, обидчивыми стали, секреты от родителей).

Педагог: Мы с вами уже знаем о подростковом возрасте то, что он сопровождается усиленным ростом ребенка, переменчивостью настроения, стремлением удалиться от родителей. Мнение сверстников для ребят часто бывает важнее мнения взрослых. Кроме того, подростковый возраст – это опасный период в плане знакомства с табаком, алкоголем и другими психоактивными веществами, т.е. веществами, изменяющими поведение ребенка, его психическое состояние.

Проблема употребления ПАВ детьми, подростками, молодежью актуальна для Пермского края. На 01.01.2015 г.в наркологических учреждениях и подразделениях медицинских организаций Пермского края под диспансерным и профилактическим наблюдением находятся 1028 несовершеннолетних, что составило 1,8% от общего числа находящихся под наблюдением (56281 человек). На протяжении последних лет (2011 – 2014 г.г.) количество несовершеннолетних, состоящих на диспансерном и профилактическом учете, оставалось стабильным, при этом изменилась структура контингентов по нозологии.

Так, группа риска по наркомании за истекшие 4 года увеличилась более чем в 4 раза (2011 г. – 45 чел., 2014 г. – 200 чел.) за счет потребителей легкодоступных и относительно недорогих курительных смесей. В то же время сократились группы риска по алкоголизму и токсикомании.  В настоящее время в структуре распространенности ПАВ, употребляемых детьми и подростками, наибольший удельный вес занимают алкогольные напитки - 53,7%, далее следуют ненаркотические вещества - 26,4% и наркотические вещества -  19,9%.

Продолжающийся рост числа несовершеннолетних наркопотребителей, состоящих под наблюдением наркологических учреждений и подразделений медицинских организаций,  свидетельствует не только о доступности наркотиков (в частности, «спайсов»), безнадзорности поведения несовершеннолетних,  но и  об активной совместной работе психиатров – наркологов и специалистов субъектов профилактики по раннему выявлению потребителей ПАВ (в 35 территориях края).

По данным социологического исследования наши дети приобщаются

  • к курению – в 14 лет,
  • к алкоголю – в 14,3 года,
  • к наркотикам – в 15,6 года.

Вызывает большую озабоченность высокая вовлеченность в процесс потребления ПАВ не только юношей, но и девушек:

  • они на равных курят (соответственно 37,5% и 36,1%),
  • немного «отстают» в наркопотреблении (37,3% – юноши; 28,3% – девушки)
  • почти на треть опережают в потреблении алкогольных напитков (юноши – 54,6%, девушки -72,2%).

(Данная информация может быть представлена в виде презентации.)

Как предостеречь, как убедить детей не рисковать? Лучшей профилактикой считается отсутствие причин, побуждающих к употреблению ПАВ.

Семья всегда была и будет для ребенка поддержкой и опорой, необходимой опорой. Нам только кажется, что он не умеет сочувствовать, переживать. Наши дети хорошо знакомы с чувством одиночества. Вот, что они говорят:

Аудиозапись:

Одиночество – это когда 200 номеров в сотовом, а позвонить некому.

Одиночество – это когда хочется испортить настроение, а не кому.

Одиночество – это когда забываешь звук собственного имени, потому что его никто не произносит.

Одиночество – это когда те, кого ты любишь счастливы без тебя.

Одиночество – это когда на день рождения тебя поздравляет только e-mail.

Одиночество – это когда ты воруешь кусочки чужой жизни, чтобы наполнить свою.

Одиночество – это то, на что лучше смотреть со стороны.

Педагог: Детям действительно нужна помощь, понимание и разумный контроль. Самыми неблагоприятными в плане употребления ПАВ являются такие стили семейного воспитания, как гипоопека и гиперопека.

Гиперопека  (эмоциональный симбиоз детей и родителей). Это вид воспитания, при котором ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают развернуться его возможностям. В результате гиперопеки многие дети вырастают не решительными, слабовольными, неприспособленными к жизни. Они привыкают к тому, что за них кто-то решает и делает.

В случае гипоопеки ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется. У него никто не формирует навыки  социальной жизни, никто не обучает пониманию того, что хорошо, а что плохо.

Приведенные примеры заострены для наглядности, те из вас, кто хотел бы уточнить стиль воспитания ребенка, могут обратиться за помощью к школьному психологу, социальному педагогу в индивидуальном порядке. Есть специальные методики, позволяющие это сделать, ведь мы не видим себя со стороны, а иногда не хотим признавать, что делаем что-то не так.

Порой общий язык с взрослеющим ребенком действительно трудно найти. Но если постараться, можно преодолеть любые трудности. Например, пришли вы с работы и с языка сами собой слетают слова:

 «Чем ты питался? Ах, одними фруктами, а для кого я это все приготовила, для себя, что ли? Неужели тебе так сложно разогреть приготовленную еду? А уроки ты сделал? Забыл записать? О чем ты только думаешь, неужели ты не мог мне позвонить? В кино ушел, на целый день, что ли? Чем же ты занимался, неужели за компьютером целый день просидел? А почему ты к полу прилипаешь? Наверное, ты арбуз ел. Посуду ты, конечно, не помыл, а стал ждать, когда я приду с работы и устрою тебе скандал? Неужели мне приятно на тебя орать, как ненормальной? Вообще-то ты молодец – разобрал балкон, чего от тебя никак не ожидала».

Педагог: Настроение испорчено, какой уж тут диалог. Попробуем изменить ситуацию. Я попрошу вас объединиться в группы (по ситуации, в зависимости от количества родителей и традиций класса).

«Ноту родительского возмущения» раздаю вам на листочках и чистые листочки бумаги тоже. Мы воспользуемся техникой «Якательного» перевода.    В тексте имя оппонента и местоимения, указывающие на него, нужно заменить на Я. Приступайте, пожалуйста, к работе. Кто выполнит задание быстрее, тот и зачитывает текст, остальные добавляют.

Родители: «Чем я питалась? Ах, одними фруктами, а для кого я это все приготовила, для себя, что ли? Неужели мне так сложно разогреть приготовленную еду? А уроки я сделала? Забыла записать? О чем я только думаю, неужели я не могла мне позвонить? В кино ушла, на целый день, что ли? Чем же я занималась, неужели за компьютером целый день просидела? А почему я к полу прилипаю? Наверное, я арбуз ела. Посуду я, конечно, не помыла, а стала ждать, когда я приду с работы и устрою себе скандал? Неужели мне приятно на себя орать, как ненормальной? Вообще-то я молодец – разобрала балкон, чего от себя никак не ожидала».

Педагог: Изменилось ваше отношение к проблеме? И настроение не испорчено и ребенка сгоряча не обидели. Можете проговорить ребенку свое сочинение. А там уже и подумаете о том, как правильнее строить общение дальше.

Нам очень хочется, чтобы ребенок вырос самостоятельным, независимым, чтобы никто не смог вовлечь его в дурную затею, будь то употребление наркотиков или преступление. Для этого он должен научиться говорить «нет». Ну а отрабатывать он этот навык будет, конечно же на вас. Не старайтесь «задавить » авторитетом, спросите лучше: «А почему «нет»?» пусть ищет аргументы, развивает мышление. С застенчивыми детьми можно поиграть в игру «Нет, сударь». Сейчас мы с вами потренируемся.

 Смысл игры в следующем. Один из играющих стремится заставить соперника сказать «да», отвечая на вопросы или предложения. Задача другого заключается в том, чтобы не смотря на все ухищрения предлагающего, говорить «нет». Например: «Говорят, что вы умный и образованный человек, это правда?», «попробуйте мороженое, оно очень вкусное» и т.д. трудность для отказывающегося заключается в том, чтобы говоря «нет», не оказаться в смешном положении. Например, на первую реплику можно ответить: «Нет, я очень умный человек». Чуть-чуть изменились акценты – и появился повод для улыбки, отказ не привел к ссоре.

Работа в парах.

Педагог: Такая игра, несмотря на кажущуюся несерьезность, полезна для выработки умения быстро реагировать в ситуации давления, находить эффективные формулировки отказа. Ведь часто первое знакомство с ПАВ происходит из-за неумения отказаться.                    

Как ребенка вовлечь? Ну, конечно, не начинайте со слов: «Сейчас мы с тобой поиграем». Между делом, уловив расположение сына или дочери, как бы в шутку. Можно начать игру с младшим, подключить старшего.

Если взрослеющий человек будет чувствовать вашу поддержку и понимание, если ребенок будет занят любимым делом в секции, кружке, обременен обязанностями по отношению к семье, у него не возникнет желания экспериментировать с собственным здоровьем. Ведь последствия могут быть необратимыми.

Старайтесь понять своих детей, помогайте им расти. Ведь еще Конфуций сказал: «Самое прекрасное в мире зрелище – это ребенок, уверенно идущий по дороге жизни, после того, как вы указали ему путь».

Использованная литература:

1.Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного, семейная профилактика наркотизма: книга для родителей. – М.: Просвещение, 2005. – 47 с.

2. Юркова Л.В. Наркологическая ситуация в Пермском крае. Доклад на семинаре –практикуме «Формирование ЗОЖ и профилактика СОЗ», 2010.

3. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Учебное пособие. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 142 с.

4. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под научн. Ред. Л.М.Шипицыной и Л.С. Шпилени/. – Спб., 2003. С.464.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие :"Что меня радует?"

Поможет педагогам научить детей проявлять  внимание и соучастие к окружающим....

Комплексное занятие :"Что меня удивляет?"

Спомощью этого занятия педагоги смогут формировать у несовершеннолетних умения проявлять понимание,отзывчивость при общении друг с другом....

Разработка внеклассного занятия "Назови меня по имени"

Занятие предназначено для учащихся коррекционных школ. Цель занятия учить детей работать в группах и привитию навыков общения....

«Мое здоровье зависит от меня» - Занятие с подростками. (8-9 классы)

Учащиеся должны уяснить,что здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий.Подумать от каких вредных недугов и вредных привычек им хочется избавиться,чтобы быть здоровым и ...

Конспект коучинг -занятия "Почему учителям нужно меняться"

Конспект коучинг-занятия "Почему людям нужно меняться" представлен как вводное занятие для коучинг-группы...

"У меня растут года..." Занятие по профориентации для учащихся 5-го класса

"У меня растут года..." Занятие по профориентации для учащихся 5-го класса Медведева Ирина Анатольевна, Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 96 Калининского района Санкт-Петербурга, социальный педагог. В данно...