Программа по профилактике наркомании
материал на тему

Зеков Александр Александрович

подробная программа по профилактике наркомании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_narkomanii.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, среди учащихся техникума.

Исполнитель:

Зеков А.А

                                            Актуальность проблемы

В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.


Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал многих учебных заведений позволяет уже сейчас развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве. Основная работа по реализации программы осуществляется социальными педагогами, психологами, педагогами-организаторами молодежных клубов, волонтерами из числа учащихся. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность учреждения, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога ЦРБ, медицинского психолога, инспектора ОПДН и др.).

 Проблема

Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, вовлечению молодежи в различные, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.


Цель комплексной программы


Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
• Активизация разъяснительной работы, подростками, молодежью и родителями.
• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций .

• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.

Принципы программы: 

  • доступность: учащиеся  получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно; 
  • анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц; 
  • опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им. 
  • системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики 

Формы, методы и приемы профилактической работы.

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап (сентябрь  2015)

• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.

II. Практический (октябрь 2015 г.- май 2016г.)

• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.

III. Обобщающий (июнь 2016 г.)

• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

2015 -2016  учебный год

Практические дела

Срок исполнения

Ответственные

1

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Социальный педагог, руководители групп

2

Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Сентябрь

Рук.групп.

Соц. педагог

3

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Октябрь-ноябрь  

Соц. педагог , Рук.групп, родительская общественность

4

Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”.

Октябрь  

Рук.групп Преподаватель физ.воспитания

5

Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ).

В течение всего периода

Соц педагог

Рук.групп

6

Анкетирование среди учащихся  с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.

Октябрь

Рук.групп Соц педагог

7

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Октябрь

Соц педагог

Рук.групп

8

Совместно с психологом провести выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.

Октябрь  

Психолог

Рук.групп

9

Провести анкетирование учащихся с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

Ноябрь    

Соц педагог

Рук.групп

10

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь    

Соц педагог

Рук.групп

11

Среди учащихся  провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

Ноябрь    

Соц педагог

Рук.групп

12

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь      

Мед. работник

Работники здравоохранения

13

Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”.

Декабрь  

Зам. директора по УВР

14

Участие в международной акции АНТИ – СПИД.

Декабрь

Зам. директора по УВР, Соц педагог, Рук.групп

15

Оформить выставки книг- “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”.

1 полугодие

Библиотекарь

16

Оформить картотеку по теме: “Здоровый образ жизни”

1 полугодие

Библиотекарь

17

Провести беседы с просмотром видеокассет по темам:

“Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”

1 полугодие

Соц педагог

психолог

18

Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.

В течение периода реализации программы

Соц педагог

Сотрудники детской комнаты полиций

Работники здравоохранения

19

Участие во Всероссийском уроке здоровья

Апрель

Зам. директора по УВР, мед. работник, прреподаватель физ.воспитания

20

Участие в

легкоатлетическом кроссе,

В кроссе наций,

спартакиаде

По особому плану

Соц педагог, преподаватель физ.воспитания

21

Волонтёрское движение по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения.

В течение года

Педагог-организатор

ГИБДД, ГО и МЧС

22

Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.

В течение года

Соц педагог

рук.групп

23

В целях контроля вести учет посещаемости учащихся “группы риска”.

В течение года

Соц педагог

 инспектор

24

Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.

Ежемесячно

Соц педагог

25

Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.

В течение года

Соц педагог

Рук.групп

26

Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся.

В течение года

Соц педагог

психолог

27

Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

Рук.групп

28

Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.

В течение года

Мед. работник

29

Следить за соблюдением

санитарно-гигиенического режима в общежитии.

В течение года

Воспитатели

 

30

Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.

В течение года

Зам. директора по УВР

Работники здравоохранения

Соц педагог

Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:

1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.

Ожидаемые результаты
• Подготовка учащихся  к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

« Что такое хорошо и что такое плохо?» ( тематическая программа по профилактике наркомании)

        Классный час  посвящен профилактике вредных привычек  конкретно – наркомании. В среднем подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние с...

Программа по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних "Мы выбираем жизнь!"

Программа "Мы выбираем жизнь!" основана на нормативных  документах РФ и Красноярского края, способствует эффективной работе социальных педагогов в деле профилактики наркомании, токсикомании ...

Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних «ПРАВИЛА ЖИЗНИ»

     Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.        Про...

Программа по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни обучающихся

Цель программы: способствовать формированию у обучающихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни, научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствова...