Основные причины появления неуверенности у подростков из сиротских учреждений
учебно-методическое пособие (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пирогова Валентина Анатольевна

Неуверенность в себе, проблема древняя, как человеческая цивилизация, привлекла внимание медиков и психологов сравнительно недавно – в середине XX века. В то время стало понятно: прогрессирующая неуверенность в себе может повлечь за собой массу неприятностей – вплоть до психосоматических заболеваний, таких как астма, головная боль и гастрит. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pirogova_v.a._1.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Причины неуверенности у подростков из сиротских учреждений

Задача: проанализировать основные причины появления неуверенности у подростков из сиротских учреждений.

Неуверенность в себе, проблема древняя, как человеческая цивилизация, привлекла внимание медиков и психологов сравнительно недавно – в середине XX века. В то время стало понятно: прогрессирующая неуверенность в себе может повлечь за собой массу неприятностей – вплоть до психосоматических заболеваний, таких как астма, головная боль и гастрит.

Рассмотрим, как трактуется понятие «неуверенность» или сходные с ним по смыслам «нерешительный», «растерянный», «неактивность», «неуспешность» для этого обратимся к словарям.

Психологический словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко содержит такое толкование:    

Неуверенность в себе – неготовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний снижается только из–за опасений неудачи.

Неуверенность – неактивность (бездействие) ребенка в решении значимых проблем.

Неуверенный

1) Сомневающийся в правильности чего-либо, лишенный веры, уверенности в ком-либо, чем-либо.
2) Выражающий нерешительность, отсутствие твердости.(словарь Ефремовой)

Нерешительный 
1) Не обладающий решительностью, твердостью; колеблющийся.
2) Выражающий отсутствие решительности, твердости; свидетельствующий о нерешительности.(словарь Ефремовой)

Растерянный 

1). Утративший самообладание, не знающий, что делать, как поступать (от волнения, страха, смущения и т.п.).

2). Выражающий растерянность, смущение. (словарь Ефремовой)

Неактивность - без вдохновения, без настроения, без подъема, не в ударе, не в форме. (словарь Даля)

 Неуспешность - Не сопровождающийся успехом; безуспешный. (словарь Ефремовой)

 Даже краткий анализ   позволяет выделить основные смыслы понятия «неуверенность»:  

  • Неготовность к выполнению сложных задач из-за опасения неудач,
  • потеря самообладания, в ситуации неопределенности (от волнения, страха, смущения и т.п.),
  • отсутствие решительности, твердости.

На наш взгляд, представляется необходимым рассмотреть содержание понятия слова «Страх», которое способствует проявлению неуверенности у ребенка:

Страх - страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия. (Словарь Даля)

Страх - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С. Кьеркегором, различившим эмпирический страх-боязнь перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический страх-тоску, специфический для человека. (энциклопедический словарь)

Страх - События, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса

Страх - Очень сильный испуг, сильная боязнь  (словарь Ожегова)

В своей работе под неуверенностью мы будем понимать - состояние человека в ситуации, когда собственная активность в решении значимых проблем блокирована страхом быть неуспешным.

Психологи попытались обнаружить причины неуверенности в себе и найти пути коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния. Андре Сальтер, владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке, начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обоснование в своей книге "Условно-рефлекторная терапия".

Ссылаясь на теорию И.П. Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми.

В середине 20-го века в связи с тем, что некоторые психологи обнаружили связь неуверенности в себе с возникновением неврозов и некоторых соматических заболеваний их стала интересовать уверенность. Практика психотерапии неуверенности создала основу для ряда теоретических обобщений и концепций уверенности в себе. В результате к началу 70-х годов сформировалось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты.

Под уверенностью в себе понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. К уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки). Другие авторы предпринимают попытки расширить и конкретизировать его. Как правило, эти попытки сопровождаются более или менее подробным описанием черт неуверенного поведения.

Проанализируем теории неуверенной личности:

Один из первых исследователей неуверенности в себе, Андре Сальтер, описал способности и качества, которыми обладает уверенный в себе человек.

Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Под этим Сальтер понимал:

  • Открытость. С его точки зрения, уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Это тем более важно, что партнер, скорее всего, поглощен своими собственными чувствами, и будет реагировать скорее на контекст беседы.
  • Чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли.
  • Уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение "Я".

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей.

Джозеф Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх "вхождения" в ситуацию снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях.

Джозеф Вольпе подробно описал:

- страх критики,

- страх быть отвергнутым,

- страх оказаться в центре внимания,

- страх показаться неполноценным,

- страх начальства,

- страх новых ситуаций,

- страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании,

- страх не суметь сказать "нет".

В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность.

Психологи Рита и Рюдигер Ульрихи в сложном эксперименте с использованием факторного анализа обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности - наряду с дефицитом навыков социального поведения.

 По мнению В. Вендландта и Х.-В. Хёферта неуверенность в себе проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения:

- при постановке цели поведения,

- при планировании действий,

- при выполнении действий,

- в результатах действий,

- в оценке действий.

Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности "нарушается", если что-то происходит непривычным или же незапланированным образом.
Эти нарушения, чаще всего вызваны:

- неясными формулировками целей поведения,

- неполноценными планами поведения,

- нереалистичными притязаниями, неверной оценки результатов действий,

- неумением использовать позитивные последствия в качестве "подкреплений",

- недостаточной коррекцией планов поведения на основе результатов совершённых в прошлом действий.

Райнер Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении. Он показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации ("Я с этим не справлюсь...", "Это выше моих сил" и т.д). Внимание концентрируется на этих установках и тормозит уверенное поведение. Возникающее вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. В случае недостатка навыков возникает ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие себе, что в свою очередь вызывает неуверенность.

Рассмотрим какие причины неуверенности выделяют исследователи:

Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, "нарушенного образа себя", собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели.

Неуверенность характеризуется недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения. По мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений:

1. Теория "обучения на моделях" Альберта Бандуры.

Бандура считал, что новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий "слепок" образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.

2. Теория "выученной беспомощности" Мартина Селигмана.

Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире - всей окружающей социальной среды - на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое, или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так называемая "выученная беспомощность".

Селигман считал, что беспомощность - это состояние, которое возникает в ситуации, когда внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить.

Чувство беспомощности возникает:

1). Когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности).

2). Если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия).

В результате сопряжения во времени активных произвольных действий и неконтролируемых последствий возникает печальный результат - теряется мотивация к любым действиям, предполагающим изменения во внешней среде.
По Селигману выученная беспомощность возникает:

1). Когда ребенок не получает никакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей);

2). Получает однообразную негативную ("все равно накажут" или однообразную позитивную ("маменькин сынок" обратную связь).

3. Еще одно объяснение неуверенности - отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей и учителей, которые в последствие видоизменяются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативные самооценки блокируют, с одной стороны, социальную инициативу, а с другой стороны - вызывают негативные (неприятные) эмоции.

Из приведенных объяснений причин неуверенности не следует, что уверенность в себе заложена от рождения. Ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе. На начальном этапе социализации в формировании уверенности играют свою роль множество факторов, но в первую очередь - разнообразие возможностей приобретения (копирования, обучения) новым социальным навыкам и разнообразие адекватной и непосредственной реакции на эти навыки социального окружения.

В другом случае имеет место "негативный" вариант - формирование неуверенности. Социальная среда, в которой рождается будущий неуверенный в себе человек:

- Крайне бедна впечатлениями и однообразна.

- Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен.

- Социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны.

- Достижения и успехи в овладении этой средой не очевидны, отрицаются или подвергаются критике.

- Негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха.

- Негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений.

В результате неуверенный человек меньшего достигает в жизни, сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания сказываются на здоровье самого человека и его близких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут и работают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В таком обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии тратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей для осуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках собственного (достаточно болезненного) мира.

Неуверенность в себе дает начало подростковому цинизму. Главное – она блокирует человека, мешает ему самовыражаться и дает возможность проявить себя в негативном ключе.

Неуверенность в себе может проявляться на разных стадиях поведения:

- неуверенность в себе на стадии постановки цели 

- неуверенность в себе при планировании действий

- неуверенность в себе при оценке результатов своих действий.

Неуверенность в себе формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов.

Если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты – то это и есть неуверенность в себе.

          Так почему же подростки из сиротских учреждений неуверенны в себе?

Сиротство - сложное многоаспектное социально- психологическое  явление. В современных условиях проблемы сиротства могут быть решены только при объединении усилий различных социальных служб и общественных организаций. Большая ответственность ложится на службы детского дома и педагогический коллектив. Вся деятельность педагогов должна быть направлена на формирование внутреннего духовного мира ребенка, формирование такого уровня его психического развития, который обеспечил бы ему взаимоприемлемые отношения с окружающими людьми и адекватные формы поведения.

В сочетании с постоянной борьбой за выживание, которую ребёнку приходится вести дома, на улице и в школе все это приводит к тому, что у него формируется патологическая, сугубо материальная система ценностей. Вся его дальнейшая жизнь оказывается подчинённой одному - обеспечению собственного материального благополучия. Чаще всего это достигается преступным путём. Однако и эта «материальная» система ценностей часто бывает несформированной или не принимается ребёнком. Ценность собственной жизни и жизни вообще сводится к нулю. Это неизбежно ведет к самоубийству или его «отсроченным» формам - алкоголизму и наркомании.

Круг общения этих детей четко ограничен и включает в себя только детей с похожими «проблемами». Характерными чертами «проблемного ребёнка»

 являются:

  1.  Низкий уровень физического развития (небольшой рост, дефицит веса, слабое развитие мышц).
  2.  Низкий уровень самооценки (характерным проявлением этого является полное равнодушие к своему внешнему виду).
  3.  Низкое развитие волевых качеств в сочетании с высокой лживостью и абсолютной безответственностью по отношению к своим поступкам.

Главной задачей для воспитателя является подготовить воспитанников к будущей жизни. Много сложных проблем ставит жизнь перед ребенком – сиротой. Наиболее важная, на мой взгляд, следующая:

Последствия социального сиротства для детей крайне тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни – это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности матери; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей. Для воспитанников детских домов свойственны такие проблемы, как психологические, медицинские, педагогические и социальные.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. По мнению А. М. Прихожан, симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

У оторванного от родителей и помещенного в условия детского дома ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, у детей появляется «чувство незащищенности». Причем чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов в общении со взрослыми и со сверстниками.

Деятельность ребенка и его общение со взрослыми (а несколько позднее и со сверстниками) - это основные движущие причины его развития. Возможные отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формировании личности и поведения. Чтобы понять происхождение тех или иных нарушений, необходимо рассмотреть целостную картину жизни и развития ребенка.

В каждый период жизни у ребенка имеется определенная структура психологических особенностей. Психологические особенности влияют на все поведение, определяют характеристики деятельности ребенка (степень ее успешности, уверенности, интенсивность, соответствие или несоответствие социальным нормам и т.п.). От характера поведения ребенка зависит, как будут реагировать на него окружающие. Это может проявляться в поощрении, подкреплении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним.

Подобные реакции приводят к изменению или к закреплению имеющихся психологических особенностей ребенка, получается замкнутый круг: от психологических особенностей ребенка зависит его поведение; оно вызывает определенные реакции окружающих, а эти реакции оказывают решающее влияние на психологические особенности ребенка, устраняя или заостряя их.

Наиболее стойкие отклонения в психическом развитии возникают в тех случаях, когда реакции окружающих обостряют ту самую психологическую проблему ребенка, которая порождена или закреплена отношением к ней взрослых. Стараясь преодолеть трудности в поведении ребенка, взрослые, сами того не осознавая, своим поведением их закрепляют. Тут возникает уже не просто замкнутый, а порочный круг, преодолеть который бывает очень трудно. Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребенком, сможет его разрушить. А это возможно только за счет изменения реакций окружающих на поведение ребенка.

Рассмотрим отдельные неблагоприятные варианты психического развития.

Основной психологической особенностью при этом неблагоприятном варианте развития личности является повышение уровня тревоги, неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении. К повышению уровня тревоги, неуверенности в себе приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении. Повышенный уровень тревоги, неуверенности в себе наблюдается у большинства детей-сирот, перенесших глубокую психологическую травму, семейные драматические события или материнскую депривацию.

Состояние тревоги, неуверенности в себе проявляется как ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Ситуация, которую большинство детей восприняло бы как вполне рядовую, при высоком уровне тревоги вызывает стресс. Для ребенка, находящегося в этом состоянии, характерны постоянные опасения и страхи, затруднено принятие решений, так как ребенок чрезмерно фиксируется на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение.

Повышение уровня тревоги приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, сказывается во всех сферах жизни ребенка.

В период подготовки к обучению в школе или немного позже - в начале школьного обучения - происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. В школах иногда создаются «сиротские» классы, укомплектованные только детьми из детского дома, искусственное выделение их в отдельные классы приводит к агрессивности и неуверенности в себе этих детей.  

Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка появляется тревога, падает уверенность в себе, снижается самооценка. Это вызывает не улучшение, а ухудшение результатов. Естественными следствиями тревоги и неуверенности являются непродуктивные траты времени на несущественные детали задания, отвлекающие от работы рассуждения (например: «Как будет плохо, если я опять получу двойку»), отказ от заданий, которые заранее кажутся ребенку слишком трудными. Этот путь ведет к более глубокой неуспеваемости.

Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют его многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил. При этом проверка часто оказывается бессмысленной, так как ребенок не умеет находить свои ошибки.

Таков механизм возникновения порочного круга: волнение, опасения, беспокойство, нарушая деятельность ребенка, ведут к неуспеху, неуверенности, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуверенность заставляет ребенка волноваться, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее разорвать этот круг. И неуверенность становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем сильнее он волнуется. Волнение еще больше снижает результаты работы. Из-за этого контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих педагогов, - при повышении мотивации снижаются достижения.

О том, что у ребенка формируется «синдром неудачника, который его тяготит, можно говорить только в том случае, когда он исполнителен, послушен, беспрекословно выполняет требования взрослых. Когда таких «сопутствующих» факторов нет, тогда ребенку в большей или меньшей степени безразлично несоответствие его школьных достижений ожиданиям окружающих. О наличии установки на исполнительность свидетельствует длительное сидение ребенка за уроками, его огорчение при получении плохой отметки.

Первичные причины, приводящие к хронической неуспешности:

- недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения,

- недоразвитие умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки сразу вызывает неудачи при обучении письму,

- несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке,

- задержка психического развития (нарушение обучаемости). Но в дальнейшем на ее основе может возникнуть хроническая неуспешность в любой деятельности. И если задержка уже компенсирована, учебные достижения не повышаются; теперь они поддерживаются опасениями и неуверенностью в себе.

Нередко порочный круг запускается необоснованно завышенными ожиданиями и требованиями родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка воспринимаются взрослыми и им самим, как неудачи.

У усыновленных или опекаемых детей-сирот беспокойство и тревога часто являются следствием пережитой депривации, психологической травмы. Вызванная этими причинами общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносится и на школьную жизнь.

Развитие по типу «неудачник», независимо от исходной причины, имеет определенные проявления. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревоги, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими.

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, результаты в учебе продолжают снижаться.

Выводом о том, что у ребенка наблюдается синдром неудачника, служит сочетание следующих данных:

•         низкие достижения ребенка. Взрослые оценивают детскую деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом неособенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих.

• высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенность в себе. Это центральное психологическое звено череды неудач.

• установка на исполнительность, высокая значимость для ребенка оценок, дающихся взрослыми.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. В подростковом возрасте у детей-«неудачников» нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности.

     Среди психологических особенностей центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет его депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

На лицо начало общего регресса - одного из наиболее неблагоприятных вариантов развития в подростковом и юношеском возрасте. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений.

Взрослые, чтобы переломить синдром неудачника должны обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке работы ребенка надо руководствоваться несколькими несложными правилами:

- ни в коем случае не сравнивать посредственные результаты ребенка с эталоном. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.

- очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, способным реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах.

Ребенка, страдающего синдромом неудачника, нужно побольше хвалить, когда он что-то делает и поменьше ругать.

Чтобы избавить ребенка от синдрома неудачника, нужно:

  • обеспечить ему ощущение успеха;
  • снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!);
  • хвалить ребенка не за результат, а за любую попытку его достижения;
  • обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

     Нередко следствием «воспитательных» воздействий с помощью страха является повышенная тревожность детей, неуверенность в своих силах. Реальной опасности объективно нет, а они живут с постоянным ощущением возможной опасности. Такие дети чрезвычайно зависимы от внешних обстоятельств: они боятся негативной оценки, они боятся себя, поскольку, сравнивая себя с другими, обнаруживают не свои достоинства, а свои недостатки, считают себя «хуже всех» и обижаются на всех за это. Не всегда и не каждому ребёнку удаётся это состояние преодолеть, «вырасти из детского страха», нередко оно становится причиной многих его проблем.

      Взрослые боятся активности детей, особенно в ситуации, когда их проконтролировать нельзя. Неосознанно взрослый оставляет страх вместо контролёра, пытаясь наложить «вето» на детскую активность. Нередко страх используют чтобы стимулировать действия, которые ожидает взрослый. Но те дети, которые испытывают неуверенность, могут воспринять такого рода «стимулирующее» послание как дополнительный тормоз. Они «слышат», примерно так: «Я не могу научиться это делать, все надо мной будут смеяться и уже смеются»; «Я не могу проявить себя, значит, я - трус, и все это видят»; «Я не знаю, как решить эту задачу. Я не могу её решить. Я останусь на второй год, а все другие - нет».

Страх - антиобразовательное явление потому, что, блокируя активность ребёнка, он уменьшает и без того недостаточные его силы. Образование предполагает выход ребёнка на новые перспективы своего развития, требует готовности ребёнка выходить в неизведанные пространства, рисковать. Страх - это антипод риска, он усиливает «не могу» ребёнка, делает невозможным «я рискну».

       Психологи А.И. Липская, А.М. Прихожан и Е.И. Савонько пришли к выводам, что воспитанники детских домов часто имеют негативную Я-концепцию, неуверенны в себе, отсюда возникает дискомфорт успеха.

     Подростку бывает неуютно и неприятно, что его хвалят. На наш взгляд для достижения хороших результатов необходимо проводить специальные занятия по повышению самооценки ребенка и по преодолению неуверенности в себе. Л.М. Шипициной установлено, что если у подростка, воспитывающегося в сиротском учреждении, сложилось положительное отношение к себе,  появилась уверенность в себе, то в дальнейшем его развитие идет более адекватно и гармонично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа туристского лета для сиротских учреждений "У каждого своя вершина"

Каждый человек оценивает мир на основе своих знаний, своих возможностей и  своего житейского опыта. Программа «У каждого своя вершина» позволяет детям выбрать доступные для него мероприятия.Жизнь...

Статья "Основные причины "трудности" подростков"

В статье раскрваются основные причины отклонения в поведении подростков и пути решения проблемы в общеобразовательном учреждении совместно с семьей....

Статья Тема: «Формирование семейных ценностей в условиях сиротского учреждения».

Семья для ребенка является первым коллективом ,где присходит его развитие ,закладываются основы будущей личности.Именно здесь формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: о...

Педагогическая поддержка воспитанников сиротского учреждения

Под педагогической поддержкой подразумевается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим...

Психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются воспитанники сиротских учреждений

Дети из детского дома сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь специалистов...

Статья на тему "Основные методы создания программного обеспечения. Причины появления объектно-ориентированного подхода"

Анализ состояния уже разработанного программного обеспечения (ПО) уже в 80-х годах прошлого века показал, что оно быстро морально устаревает, не успевая за развитием технических средств автоматизации ...

Основные факторы и показатели, детерминирующие процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских сиротских учреждениях.

Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного российского общества. Сюда входит и материальное благополучие, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уров...