Программа суицидального поведения
рабочая программа на тему

Программа суицидального поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_profilaktike_suitsida_0.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Лицей № 15»

А.Г. Ткачёва

____________________

«___»________________2018 год

Программа

профилактики суицидального поведения

Составила: Чеботарева Е. Н.

2018 год

Пояснительная записка.

 «Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней».

                                                            В. Маяковский

                                                       («Сергею Есенину»)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006

Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
  2. Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
  3. Работа с неблагополучными семьями.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. 

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с отклонениями в поведение и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Достоинства настоящей программы:  

  • возможность для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
  •  возможность для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
  •  создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:

  • Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.

В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: ” Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения… В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов… Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки – это не Вы”.

Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка. Нужно научиться  переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление.

Например,  вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию (объединения дополнительного образования разного направления,  вовлечение в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.).

  • ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.

Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании конфликта. Работа с семьей важнейшая составная часть профилактики суицида.

Направления работы с родителями по профилактике суицида:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

- Формирование у родителей потребности в самообразовании.

Профилактическая работа строится со всеми участниками образовательного процесса.

 СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Просвещение и профилактика

Учащиеся

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение года

соц. педагог

2

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

сентябрь

соц. педагог

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

в течение года

соц. педагог

4

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей (лагерь дневного пребывания при ОУ)

каникулярное время

соц. педагог

5

Организация работы по профилактике профессионального выгорания педагогов

в течение года

Зам.директора по ВР

6

Психолого-педагогические классные часы:

В поисках хорошего настроения (1 кл)

Профилактика курения (2 кл)

Как научиться жить без драки (3 кл, ШП №10 - 2006)

Учимся снимать усталость (4 кл)

Толерантность (1-11 классы)

Как преодолевать тревогу (6 класс)

Способы решения конфликтов с родителями (7 кл.)

Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (8 кл.)

Грани моего Я (9 кл, ШП №15 - 2006)

Я + он + они = мы (10 кл, ШП №18 - 2006)

Способы саморегуляции эмоционального состояния (11 кл., ШП №2 – 2006, №4 – 2005)

«Как сказать Нет!» () (8 кл.)

Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания. (9 кл)

октябрь

ноябрь

ноябрь

январь

сентябрь

февраль

декабрь

октябрь

февраль

январь

март

февраль

апрель

соц. педагог

кл. руководители

7

Правовые классные часы:

Что ты должен знать об УК РФ (6 – 8 кл.)

Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 – 11 кл.)

Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы)

сентябрь,

октябрь

ноябрь

Участковый инспектор,

инспектор

соц. педагог

8

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (тренинг 9 кл)

март - апрель

Заместитель директора по УВР

9

Игра для учащихся 5–6 х классов «Колючка» (интеграция «отверженных», ШП №11 - 2006)

октябрь

Заместитель директора по ВР

10

Игра «В чём смысл жизни?» (10кл, ШП №5 - 2005 )

февраль

кл. руководитель

11

Гр. занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор»

в течение года

кл. руководители

12

Диспут для подростков «Успех в жизни»

декабрь

соц. педагог, заместитель директора по ВР

13

Организация работы группы для подростков «Поверь в себя»

январь

соц. педагог

Педагоги

1

Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха» (ШП №15-  2006)

октябрь

заместитель директора по ВР

2

Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться»

ноябрь

Соц.педагог

3

Семинар кл. руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» (ШП №2 - 2005)

декабрь

заместитель директора по ВР

4

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» (ШП №10, 12, 16, 19 - 2001)

февраль

заместитель директора по ВР

5

Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» (ШП №40-42 2004)

март

 заместитель директора по ВР

6

Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов»

по плану

заместитель директора по ВР

Родители

1

Родительский лекторий:

Наши ошибки в воспитании детей.

Шаги общения.

Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки.

Тревожность и её влияние на развитие личности.

Трудный возраст или советы родителям. (ШП №17-18, 1998)

Что такое суицид и как с ним бороться. (5-11 кл)

Чем и как увлекаются подростки. (ШП №1 - 2005)

Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества.

Как помочь ребенку справиться со стрессом.

по плану, по запросу

кл. руководители,

заместитель директора по ВР,

соц. педагог

2

Индивидуальные консультации для родителей

по плану

соц. педагог, кл.руководители

Диагностика

Учащиеся

1

Исследование социального статуса

ежегодно

кл. руководитель

2

Исследование уровня адаптации

по плану

соц. педагог

3

Исследование уровня тревожности

по плану

кл. руководители

4

Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины)

по запросу

кл. руководители

5

Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации

по запросу

соц. педагог

6

Склонность к отклоняющемуся поведению

дети группы риска

соц. педагог

Родители

1

Опросник « Родительского отношения» (А.Варга, В.Столин)

по запросу

кл. руководители

Коррекция

1

Занятие «Ты и я – такие разные» - для подростков 5-6 класс  (ШП №11 - 2002)

октябрь

заместитель директора по ВР

2

Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс (ШП №46 - 2001)

ноябрь

соц.педагог

3

Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе»

 (7 кл., ШП №10 - 2005)

декабрь

соц.педагог

4

Тренинг уверенности (для старшеклассников, ШП № 2, 3, 4 – 2005, №15 - 2006)

февраль

заместитель директора по ВР

5

Тренинг «Манипуляция: игры, в которые играют все» (для старшеклассников, ШП № 2, 5, 6, 7 - 2005)

март

заместитель директора по ВР

Литература

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
  2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
  3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
  4. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
  5. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
  6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
  7. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
  8. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
  9. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
  10. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
  11. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
  12. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
  13. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
  14. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
  15. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
  16. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
  17. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
  18. Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
  19. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
  20. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.
  21. Электронный вариант журнала «Школьный психолог» (ШП) http://psy.1september.ru/index.php?year=2005&num=02


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...

ПРОГРАММА «ПОЗИТИВ» (превенция суицидального поведения среди детей и подростков)

Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.В. Маяковский...

Превентивная деятельность на ранних этапах суицидального поведения обучающихся ( распознавание и применение превентивных мер в каждом этапе суицидального процесса)

Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хоч...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...

Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками

Профилактика суицидального поведения иоказание экстренной психологической помощипри суицидальных попыткахдетьми и подростками....