Главные вкладки

    Классный час "Что такое коррупция?"
    план-конспект на тему

    Морозов Антон Юрьевич

    Методическая разработка классного часа знакомит обучающихся 9-11 классов с основными понятиями и проблематикой антикоррупционной деятельности государства

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas.docx21.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час на тему:
    "Что такое коррупция и как с ней бороться?"
    Для учащихся 9х классов

    Морозов А.Ю.

    Цели:

    1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями

    2. Развивающая: расширять кругозор обучающихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

    3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность.


    Ход классного часа: 

    II. Вступление

    Прослушайте внимательно отрывок из произведения:
    «… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

    - Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (^ Гоголь «Ревизор»)

    - О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотреблении должностными полномочиями, хищении госбюджета)

    - Законно ли городничий поступил? Почему? 


    Вот и сегодня мы постараемся раскрыть содержание этого понятия, его проявления, последствия в современном обществе. Рассмотрим мы это понятие в сопоставление с понятием «бескорыстность» 

    III. Беседа с обучающимися.

    - поговорим о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

    - Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

    Коррупция (от лат. corruptio) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. 

     Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

    О чем гласит народная мудрость 

    - Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

    Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество

    Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе

    Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

    Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

    Немного из истории …

    Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

    Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.


    Что говорит нам летопись 

    В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв.

    Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом).Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.

    Его внук Иван IV(Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

    При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.

    При Николае I было создано III отделение е.и.в. канцелярии.


    IV. Чтение документа.

         Стремясь выполнить в точности Высочайше возложенную на  меня   396

    обязанность  и  тем самым споспешествовать благотворительной цели

    Государя  Императора   и   отеческому   Его   желанию   утвердить

    благосостояние  и  спокойствие всех в России сословий,  видеть их

    охраняемыми законами и восстановить  во  всех  местах  и  властях

    совершенное   правосудие,   я   поставляю   вам   в   непременную

    обязанность,  не  щадя  трудов   и   заботливости,   свойственных

    верноподданному, наблюдать по должности вашей следующее:

         1-е. Обратить  особенное  ваше внимание на могущие произойти

    без изъятия во всех частях управления  и  во  всех  состояниях  и

    местах злоупотребления, беспорядки и закону противные поступки.

         2-е. Наблюдать,  чтоб  спокойствие  и права граждан не могли

    быть нарушены чьей-либо личною властию или преобладанием  сильных

    лиц, или пагубным направлением людей злоумышленных.

         3-е. Прежде  нежели приступать к обнаруживанию встретившихся

    беспорядок*,   вы   можете  лично  сноситься  и  даже  предварять

    начальников  и  членов  тех властей или Судов или те лица,  между

    коих  замечены  вами  будут  незаконные  поступки,  и  тогда  уже

    доносить  мне,  когда ваши домогательства будут тщетны;  ибо цель

    вашей  должности  должна  быть  прежде  всего  предупреждение   и

    отстранение всякого зла.  Например,  дойдут ли до вашего сведения

    слухи о худой нравственности и дурных  поступках  молодых  людей,

    предварите  о  том родителей или тех,  от коих участь их зависит,

    или добрыми вашими внушениями  старайтесь  поселить  в  заблудших

    стремление к добру и возвести их на путь истинный прежде,  нежели

    обнаружить гласно их худые поступки пред правительством.

         4-е. Свойственные  вам   благородные   чувства   и   правила

    несомненно должны вам приобресть уважение всех сословий,  и тогда

    звание ваше,  подкрепленное общим  доверием,  достигнет  истинной

    своей цели и принесет очевидную пользу Государству.  В вас всякий

    увидит чиновника, который через мое посредство может довести глас   397

    страждущего  человечества до Престола Царского,  и беззащитного и

    безгласного Гражданина немедленно поставить под Высочайшую защиту

    Государя Императора.

         Сколько дел,   сколько   беззаконных   и   бесконечных  тяжб

    посредничеством вашим прекратиться могут,  сколько  злоумышленных

    людей,    жаждущих   воспользоваться   собственностию   ближнего,

    устрашатся приводить в действие пагубные  свои  намерения,  когда

    они будут удостоверены, что невинным жертвам их алчности проложен

    прямой и кратчайший путь  к  покровительству  Его  Императорского

    Величества.

         На таковом  основании  вы  в скором времени приобретете себе

    многочисленных сотрудников и помощников;  ибо  всякий  Гражданин,

    любящий  свое отечество,  любящий правду и желающий зреть повсюду

    царствующую тишину и спокойствие,  потщится на  каждом  шагу  вас

    охранять и вам содействовать полезными своими советами и тем быть

    сотрудником благих намерений своего Государя.

         5-е. Вы без сомнения даже по  собственному  влечению  вашего

    сердца  стараться  будете  узнавать,  где  есть  должностные люди

    совершенно  бедные  или  сирые,  служащие  бескорыстно  верой   и

    правдой,  не могущие сами снискать пропитание одним жалованьем, о

    каковых имеете доставлять ко мне подробные сведения для  оказания

    им  возможного  пособия  и  тем  самым выполните священную на сей

    предмет  волю  Его  Императорского  Величества  –  отыскивать   и

    отличать скромных вернослужащих.

         Вам теперь ясно открыто,  какую ощутительную пользу принесет

    точное и беспристрастное выполнение ваших обязанностей,  а вместе

    с  тем  легко  можете  себе  представить,  какой вред и какое зло

    произвести могут противные сей благотворительной  цели  действия:

    то  конечно  нет  меры  наказания,  какому подвергнется чиновник,

    который,  чего Боже сохрани,  и чего я даже и помыслить не  смею,

    употребит  во зло свое звание;  ибо тем самым совершенно разрушит

    предмет сего отеческого Государя Императора учреждения.

         Впрочем нет  возможности  поименовать  здесь  все  случаи  и

    предметы,   на   кои   вы   должны  обратить  свое  внимание,  ни

    предначертать вам  правил,  какими  вы  во  всех  случаях  должны

    руководствоваться;  но я полагаюсь в том на вашу прозорливость, а

    более еще на беспристрастное  и  благородное  направление  вашего

    образа мыслей. (А. Х. Бенкендорф)


    Чем занималась е.и.в. канцелярия? Какие требования Бенкендорф предъявляет к моральному облику представителя III отделения? Какое место в деятельности III отделения занимала борьба с коррупцией?

    V.   Подведение итогов.

    Вопрос к учащимся

    В чем же опасность такого явления как коррупция?

    Что может сделать каждый из нас, общество и государство для искоренения такого опасного явления как коррупция?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Такие разные профессии"

    Цель и задачи данного мероприятия:дать  учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить   интерес   учащихся  к профессиям и расширить их кругозо...

    Классный час "Такая удивительная жидкость"

    Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...

    Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

    Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

    Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

    Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....

    классный час такие разные профессии

    Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...